Урок по теме "Перепончатокрылые. Медоносная пчела"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Зотова Татьяна Юрьевна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pchela.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Перепончатокрылые. Медоносная пчела»

Задачи:        продолжить формирование представление о перепончатокрылых,

раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни;  её роль в природе и жизни человека.

Оборудование: гербарий, коллекция насекомых, таб. «Перепончатокрылые»,                         печатные изображения, лабораторное оборудование,

                            образцы  меда.

Ход урока.

Знаете, что произошло сегодня утром?
Я шла в школу и собирала улыбки.
Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона гордость нашего района,
Вот улыбка продавщицы очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась, получается, менялась.

- А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг – другу и  пожелайте удачи

Проверка знаний. Сегодня я снова приглашаю вас в страну маленьких существ, - которых можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа – насекомые. На прошедшем уроке мы выяснили особенности  перепончатокрылых. Познакомились  с представителями этого отряда, их значением  в природе и жизни человека.

Давайте вспомним, что это за насекомые?

Загадки.

Где сладко, там она кружит

Она и жалит, и жужжит

И попадается в компот

Вот только меду не даёт.        (Оса)

Неприметный в чаще леса

Я – малыш, но в нужный час

Больше собственного веса

Поднял груз в 109 раз. (Муравей)

Сидят девицы в темной темнице

Вяжут сестрицы без иглы, без нити. (Пчелы)

 

Каких еще можно назвать?  Ученик - (шмель, шершень, наездники, пилильщики)

Почему этих насекомых объединяют в один отряд? Ученик - ( 2 пары прозрачных крыльев,на которых жилок мало. Передние крылья больше задних, в полете зацепляются и работают как одно целое. На голове 1 пара сложных глаз и 3 простых глазка. Ротовой аппарат  - грызущий или лижущий. Развитие с полным превращением.)

Задача № 1

         В хозяйстве рядом с клеверным полем  для увеличения урожая семян клевера поставили пасеку. Можно ли ожидать увеличения урожая семян? Почему? (Основным опылителем красного клевера являются шмели, у них длинный хоботок с помощью которого они собирают нектар и опыляют цветы).

Задача № 2

        Кусающий муравей принимает особую позу. Он подгибает брюшко, и конец брюшка оказывается в близи челюстей муравья. Делает он это не от злости. Объясните. (Муравей принадлежит к жалящим насекомых, но у него нет жала, оно давно утрачено. Однако ядовитая железа сохранилась. Челюстями делает ранку и в нее вносит муравьиную кислоту).

Задача № 3

Наездник окрыленный, чтоб запас

Питательный потомству предоставить

Спешит, вонзить жало много раз,

Им гусениц побольше пробуравить;

Найдя приемной матери приют

Личинки плоть ее живую жрут.

Как называется такое явление? (паразитизм)

Насекомые против насекомых. Это природное явление человек может использовать на практике?

Задача № 4

        Насекомые – наиболее распространённые  животные на земле. Среди них встречаются виды, ведущих одиночный и общественный образ жизни. Какие преимущество даёт некоторым насекомым общественный образ жизни? (У таких насекомых четко распределены функции. Одни защищают жильё, другие выкармливают потомство, третьи заняты добычей корма, четвертые убирают жильё).

Древние греки полагали, что боги Олимпа были бессмертны, потому что пищей были цветочная пыльца и сладкий нектар. Считалось, что постоянное употребление нектара давало смертному бессмертие, слабому – силу.

А есть люди, которые до сих пор не знают вкуса нектара, хотя им известно, что собирается он пчелами, ими же и превращается в мед.

У нас в стране много медоносных растений. Демострация гербария: липа, гречиха, клевер, донник. Плакат с печатными изображениями медоносных растений Башкортостана. С 2 млн. цветков можно собрать 250кг. нектара. Уже тысячелетие служат верно, человеку великие труженицы – пчелы. О них и пойдет речь.  

Тема урока: «Перепончатокрылые. Медоносная пчела»

План.

  1. Развитие пчеловодства.
  2. Состав пчелиной семьи.
  3. Особенности строения рабочей пчелы.
  4. Жизнь рабочей пчелы.
  5. Значение пчелы в природе и жизни человека.

1.Развитие пчеловодства.

Пчела с незапамятных времен считается домашним животным и постепенно появилась отрасль с\х -  пчеловодство.

Историческая справка. (сообщение ученика)

Древнейшие исторические сведения о наших предках указывают, что мед и воск вместе с мехами были у них главным предметом торговли. В те времена ещё не устраивали пасек, и человек предоставлял пчелам только дупла лесных деревьев, оттуда и добывали мед.

Медом и воском в старину платили дань, подати и налоги.; похищение пчел каралось смертью. Тогда повсеместно мед заменял собою наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для освещения.

Позднее пчеловоды стали предоставлять пчелам специально устроенные    ульи в виде выдолбленных дуплянок или колад, но внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеляк не знал образа жизнь пчелы, не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчел, и, добывая мед, он попросту грабил пчел.

В начале 19 века украинский помещик Петр Иванович Прокопович впервые применил изобретенный им разборный улей.

Разборные  рамочные ульи дали возможность  следить за работой пчел и полнее использовать продукцию, не причиняя вреда населению улья. На смену дедовскому пчеловодству с ульями – колодами пришло пчеловодство рациональное, с разборными ульями и с научно обоснованными приёмами. 

Как называется древний способ пчеловодства? (Бортничество)

Бортничество было развито в старину и на территории Башкортостана и до сих пор наша республика является одной из ведущих по производству меда. (Фрагмент передачи Клуб кинопутешественников о пчеловодстве в Башкирии с  Ю.Сенкевичем).

2.  Состав пчелиной семьи.    В ходе беседы уч-ся заполняют таблицу.

    Матка – самка (одна). Срок жизни до 5 лет. Развитие происходит из оплодотворенных яиц (16 дней). Строение – брюшко длинное, заостренное. Функция – спаривание и оплодотворение.

Трутень – несколько сотен. Средней величины. Очень крупные глаза, брюшко округлое. Это связанно с поиском матки во время брачного полета и спаривания. После спаривания трутень погибает. А другие живут 2-3 месяца, а к осени пчелы выгоняют трутней из улья. Развиваются трутни из неоплодотворенных яиц  (24 дня).

Рабочая пчела – 70 тыс. особей. Небольшое брюшко. Хорошо развитые крылья. Развиваются  из оплодотворенных яиц  (20 дней). Летом живут 5-6 недель.

признаки

матка

трутень

Рабочая пчела

Размеры тела

Количество особей

Из каких яиц развиваются

Кормление в личиночной стадии

Время развития

Сроки жизни

Особенности строения

Выполняемые функции

  1. Особенности строения рабочей пчелы.

2 сложных глаза и три простых. Различают желтый, синий  и ультрафиолетовые лучи. Усики – органы осязания, обоняния (разыскивание цветков). Ротовой аппарат грызуще – лижущий. Грызущие верхние челюсти различают и обрабатывают воск при постройке ячеек,  снимает пыль с тычинок.  Длинной нижней губой слизывает нектар. Медовый зобик – расширение пищевода. На задних ногах – корзиночки  и щеточки (пыльца и постройка ячеек и сот). На брюшке зеркальца железы – выделяющие воск.

На конце брюшка – жало видоизменённый яйцеклад.

Проверка таблицы.

  1. Жизнь рабочей пчелы.

Особенности строения пчелы связаны с её профессиональными  обязанностями. Обязанности зависят от её возраста, это связанно с физиологическими изменениями. Самые молодые  - чистильщики ячеек (санитары) 3 дня. Затем происходит развитие желез, которые вырабатывают молочко (кормилица).Далее начинают функционировать восковые железы – строят соты, заделывают ячейки.

Соты удивительная инженерная конструкция. Сооружение, состоящее из шестигранных ячеек расположенных двумя слоями с входами на противоположных сторонах.

С 15 дня становятся летными, формируется жалоносный аппарат. Пчела охраняет улей. Принимает нектар от сборщиц. Затем становится фуражиром, т.е. вылетают за кормом. Сборщица, вернувшись с богатым взятком, передаёт добычу другим молодым пчелам. Пчела не улетает. Она начинает бегать по сотам, описывая небольшие круги. С помощью такого танца сборщицы передают друг другу информацию, о месте нахождения растений. Сборщица на себе приносит запах этих растений.

Часть ячеек в сотах пчелы занимают пищевыми запасами медом и пергой (смесь меда и пыльцы).

Как образуется мед?

Нектар в зобике смешивается с зобными выделениями, сборщица передаёт молодой  несколько раз. Помещают в ячейку, вентилируют крыльями для испарения воды, закрывают ячейку воском,  Мед зреет.

Другая часть ячеек для расплода. Для маток устраивают просторные ячейки, по мере роста личинки ячейка достраивается и получает форму желудя.

К началу лета появляются молодые пчелы, население увеличивается, из куколки должна выйти матка.

Старая матка с частью пчел покидает улей, пчелы роятся. Кружатся в воздухе, затем огромным клубком (1-1,5кг.) повисает на дереве, кустарнике. Пчеловод следит, чтобы не упустить и не потерять рой. Рой – это семья пчел, образующих во главе с маткой обособленную группу.

Образуется новая пчелиная семья.

Зимой сбиваются в кучу, поддерживая температуру 10-150С. Питаются. Пчеловод оставляет 12-14 кг. меда.

И так, пчела это пример насекомого обладающего сложными инстинктами.

Инстинкт – последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители.

  1. Значение пчел.

В природе – опыление растений.

В жизни человека (сообщение ученика).

Прополис, воск, пчелиный яд, маточное молоко, Мёд.

Цвет – светло – желтый (фруктоза), бурый (глюкоза). Цвет зависит от растений, с которых был собран мед. Липовый, гречишный, цветочный.

Определение качества мёда.

1. Зрелый мед наматывается на ложку, наслаиваясь, складывается как лента.

2. Похож на густой сироп.

3. Быстро кристаллизуется (значит мало воды).

Чем больше в меде фруктозы, тем дольше он остаётся жидким.

Опыт.

Лист бумаги фильтрования намазать медом и провести химическим карандашом. Если след размазывается, значит, есть вода.

 

На сахар. В раствор меда добавить BaCl2  образуется осадок в случае наличия сахара.

На крахмал. В раствор меда добавить йодный раствор, если синий цвет – крахмал.

Посмотрите на план урока, какой вывод можете сделать по каждому пункту?

Дом.задание. стр.87-89


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медоносная пчела.

Некоторые животные  образуют различного рода кооперации (стаи, стада, косяки). Иногда такие кооперации бывают временными.  Как, например, у серой цапли. Эти птицы встречаются большими группа...

Открытый урок "Медоносная пчела"

Открытый урок может быть использован в коррекционных школах 8 вида...

Урок биологии в 7 классе Тема «Медоносная пчела. Пчеловодство»

Цель: 1.      Сформировать знания о биологических особенностях медоносных пчел как общественных насекомых.2.      Побудить к знакомству с историей пче...

Рабочая тетрадь "Биология медоносной пчелы"

Рабочая тетрадь "Биология медоносной пчелы" для студентов заочной форма обучения...

презентация "Значение медоносной пчелы в жизни человека"

Презентацию можно использовать на уроках биологии при изучении отряда перепончатокрылых, а так же  на уроках в начальных классах...

презентация "Кастовая система семьи медоносной пчелы"

Презентация позволяет расширить и углубить знания при изучении жизни  пчел в рамках темы "Отряд Перепончатокрылые"...

Конспект урока по биологии "Медоносная пчела" (корр. школа 8 класс)

Коррекционно-образовательная: формировать знания о биологических особенностях медоносных пчел, раскрытие практического значения пчеловодства, усвоение знаний о роли пчел в природе.Коррекционно - разви...