консультация по работе с УМК "Сферы"
материал по биологии по теме

Корнилина Наталья Валентиновна

«Использование УМК «Сферы» в преподавании биологии в условиях сельской школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_kopiya.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование УМК «Сферы» в преподавании биологии в условиях сельской школы»

     Использование УМК «Сферы» позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика; повысить качество обучения   по предмету за счет отражения существенных сторон биологических объектов. УМК позволяют зримо воплотить в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы, что невозможно при проведении традиционных уроков.

    Для освоения материала необходимы специальные УМК, обеспечивающие интенсификацию учебного процесса по освоению  информации большего объема

    Представляемый опыт направлен на решение проблемы осознания учащимися тесной взаимосвязи естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества, на формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения.     

     Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается. 

    На этапе основного общего среднего образования происходит включение детей в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

    В кабинете биологии учителю сельской школы приходится излагать учебный материал на доске, пространство которой ограниченно, в лабораториях отсутствуют учебно-наглядные пособия, что понижает интерес учащихся к предмету. Использование УМК «Сферы» способствует лучшему восприятию, и следовательно, усвоению материала, так как в комплект входят тетрадь-тренажер, тетрадь-практикум, тетрадь экзаменатор и учебный диск. К  записям  в тетрадях можно вернуться в любое время, повторяя их неоднократно. Тетрадь – тренажер направлена на развитие самостоятельной деятельности ученика. Количество заданий больше, чем в традиционной рабочей тетради. А сами задания дифференцированы по уровню сложности (в 7 классе для слабой группы  можно дать задание – сделать надписи к рисунку «Строение клетки»,  для сильной группы – заполнить таблицу «Строение и функции органоидов клетки»). Тетрадь тренажер используется при закреплении материала на уроке и  при выполнении домашнего задания

Кроме того, в диске есть видео материалы и интернет ресурсы. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания школьников  является развитие прикладной направленности исследований. В рамках УМК «Сферы» входят исследовательские работы, самонаблюдения, лабораторный практикум и экскурсии, что повышает заинтересованность детей предметом биологией, способствует формированию экологического мышления учащихся.

    Использование УМК «Сферы» в процессе обучения биологии способствуют усвоению учащимися опыта творческой деятельности, развитию интереса к предмету, формированию познавательной активности; расширяет их социальный опыт, обеспечивает формирование представлений о базовых духовно-нравственных ценностях

Реализация УМК «Сферы» в процессе обучения биологии требует от учителя:

ладение современными информационно-коммуникационными технологиями;

- прохождение переподготовки;

- наличие УМК «Сферы» и медиоприложений:

- любви к своему предмету, творческого мастерства, организаторских способностей;

      УМК «Сферы» включают в себя полный пакет пособий на бумажных и электронных носителях для всех классов основной и полной средней школы, необходимых для рациональной организации учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании биологического образования и методике преподавания в школе.

     Основной целью работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках является формирование заинтересованности учащихся в получении новых и  закреплении полученных ранее знаний, запуск процессов саморазвития. На уроках большое внимание уделяется  использованию информационно-коммуникационных  технологий.

Компьютер на уроках  по УМК «Сферы» можно использовать на различных этапах урока: при объяснении нового материала и  закреплении изученного, демонстрации экспериментов,  при проведении практических и проверочных работ.

 Например,  при проведении лабораторной работы, которая требует наличие натуральных объектов, микропрепаратов, ученики проводят виртуальную работу с помощью учебного диска. По традиционной программе учащиеся знакомятся с содержанием практической работы по учебнику, но как показывает практика  это неэффективно. Учащиеся имеют возможность сравнить, закрепить изученное дома и увиденное на экране. После такого инструктажа все учащиеся безошибочно выполняют практическую работу, записывают увиденные наблюдения, делают выводы. В итоге успешно выполненной работы у школьников появляется интерес к изучению предмета, и как следствие этого, качество обучения повышается.

При объяснении нового материала  с помощью компьютера можно демонстрировать презентации. Например, при изучении темы: «Одноклеточные организмы»,  с помощью УМК «Сферы»  учащимся необходимо продемонстрировать видеоролик по многообразие простейших, провести виртуальную лабораторную работу и в процессе закрепления материала выполнить тест по теме урока. На различных этапах урока хорошо применять презентации, которые выполняет учитель или учащиеся в  качестве домашней работы вместо традиционных докладов и рефератов.

При закреплении знаний  учащихся по теме: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые» с помощью интерактивной доски учащиеся  виртуально играют, решают ребусы и кроссворды, также они могут принести на электронных  носителях свои загадки и с помощью  компьютера продемонстрировать  их на уроке, получив за это дополнительную оценку.

    На уроке также используются тетради экзаменаторы, тренажеры, практикумы, что повышает эффективность учебного процесса на всех этапах урока.

    Ученики являются участниками и призерами окружных олимпиад по биологии и экологии,  участвуют в заочном туре Обнинской олимпиады  «Познание и творчество», где становятся лауреатами и победителями.

    Считаю, что работать по данному  УМК более эффективно, чем по традиционной программе. УМК «Сферы» полностью соответствуем новым ФГОСам.

   

    Главным результатом работы по УМК «Сферы» - 100% вовлечение учащихся в учебный процесс, повышение мотивации к обучению и качества успеваемости, системная подготовка к успешной сдаче ЕГЭ в дальнейшем, возможность индивидуализации и дифференциации обучения, стремление учащихся к использованию информационных технологий, развитие навыков самостоятельной работы и самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты-консультации в работе с родителями

Консультативная помощь родителям по работе с детьми, имеющими нарушения в развитии...

Индивидуальные консультации в работе классного руководителя

Консультации родителей помогают родителям получать реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, а классный руководитель — необходимые сведения для более глубокого понимания пробл...

Консультация. Анализ работы над тестовой частью ЕГЭ в 11 классе.

Анализ работы учащихся 11 классов тестовой части для досрочной сдачи ЕГЭ 1 вариант...

Консультация. Анализ работы над тестовой частью ЕГЭ в 11 классе.

Анализ работы учащихся 11 классов тестовой части для досрочной сдачи ЕГЭ 1 вариант...

Консультация "Алгоритм работы с социально - неблагополучной семьей"

Рекомендация педагогам по выялению неблагополучных семей....

картотека консультаций в работе с родителями.

Методическая копилка при работе с родителями подготовительной к школе  группы.В данном разделе размещены материалы  используемые мной по направлениям в работе с родителями детей подготовител...