Авторская программа элективного курса по биологии в 9 классе "Тайны моего организма"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Программа отличается ценостным содержанием,направленным на сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих, профориентационным содержанием в направлении биологических, медицинских и психологических специальностей, системным и целостным подходом в изучении наиболее сложных разделов анатомии и физиологии человека, мировоззренческим характером содержания отдельных тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл system32.rar97.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Кокина Оксана Владимировна

                                                                       учитель биологии высшей категории

                                                                           МОУ Кувшиновской средней

                                                                       общеобразовательной школы №2

                                                                           г. Кувшиново Тверской области

          Авторская программа элективного курса по биологии в 9 классе

                                               «Тайны моего организма».

                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА.

Введение.

 В рамках модернизации целей и задач российского образования, парадигмой которого становится не накопление знаний, умений и навыков, а формирование у учащихся метопредметных связей и целостного мировоззрения, важнейшей стороной образования становится изучение естественно – научных дисциплин, основанных на исследованиях и опытах, и позволяющих сформировать представление о науке и ее результатах.

 Изучение обученности школьников 15 лет в России именно естественно – научным дисциплинам было проведено программой PIZA в 2005 и 2008 годах. Результаты были весьма тревожными: низкий уровень обученности по естественно – научным дисциплинам и лишь небольшое улучшение за прошедшие три года.

 Тем не менее, говорить о формировании целостного мировоззрения не возможно без изучения предметов естественно – научного цикла.

Важными эти предметы являются и в аспекте формирования у детей потребности в ведении здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья, так как значительный раздел программы посвящен здоровью человека. Раздел «Человек и его здоровье», занимая важное место в общем биологическом образовании школьников, несёт особую социальную нагрузку.

 К сожалению, необходимо отметить, как результат преподавания биологии в школе в течение 19 лет, что наибольшая мотивации по разделам программы у учащихся возникает, конечно, в отношении раздела «Биология человека». Этот раздел ближе учащимся и с интересом и проще осваивается ими, так как дети понимают важность данного раздела в познания собственного «Я».

 В связи с этим возникает необходимость, особенно в рамках предпрофильной подготовки в 9 классе, создать курс углубленного изучения анатомии и физиологии, на фоне которого должна изучаться общая биология человекоцентристской направленности.

  Актуальность программы курса «Тайны моего организма» заключается в том, что она способствует формированию у учащихся стойкого интереса к познанию самих себя и своего места в окружающем мире. Познание человеком самого себя является неотъемлемой составляющей формирования зрелой личности, способной быть полезной себе и обществу. Программа, кроме углубленного изучения анатомии и физиологии человека, рассматривает вопросы пихологического здоровья и преодоления самого страшного «врага» людей в XX и в XXI веке – стресса, что необходимо детям в жизни и при подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Программа курса «Тайны моего организма» позволяет человеку овладеть функциональной грамотностью, что и является, по сути,  целью современного образования при сохранении классно – урочной системы.

  Основой функциональной грамотности человека является овладение выпускником школы системой операций (с условиями их применения), обеспечивающих:

а) непосредственное самосохранение здоровья, трудоспособности,

б) житейские нужды, также   способствующие самосохранению,

в) выполнение функций члена семьи и воспитателя детей,                                                                    

г) выполнение функций, связанных с  общественными и политическими отношениями,

д) приобретений знаний из самых разнообразных источников информации,

е) приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков, оценку своих профессиональных возможностей.1

  Изучение данной программы даёт возможность учащимся познать собственный организм, вооружиться необходимыми современными санитарно-гигиеническими навыками, способствует формированию познавательного отношения к формированию, охране, укреплению и развитию физического, психического и социального здоровья, помогает подготовиться к осмысленному выбору профессии. Программа обеспечивает преемственность между общим  и профессиональным образованием, более эффективно готовит выпускников основной школы к ответственному выбору будущей профессии и профильного обучения. Подготовка учащихся к обучению в профильных классах требует включения в учебный процесс исследовательской деятельности, активных форм обучения, чему и способствует  данная программа.

  Кроме того, данная программа содержит богатый материал для формирования целостного научного мировоззрения, нравственного воспитания школьников.

ЦЕЛИ  -  

  1. углубить и расширить знания учащихся по анатомии и физиологии человека, обеспечив системное их усвоение и переработку в направлении формирования здоровья, профориентационных и научных представлений;
  2. сформировать у учащихся целостное представление о своем здоровье, его доминантности в системе человеческих ценностей  и путях формирования модели здорового поведения.

ЗАДАЧИ.

Обучающие:

  1. Совершенствование учащихся в представлениях по курсу анатомии физиологии человека.
  2. Освоение физиологических основ мыслительной деятельности.
  3. Изучение пропедевтических основ изучаемого материала в целях формирования культуры здоровья.
  4. Приобретение навыков исследовательской деятельности через работу с литературой, освоение лабораторного оборудования и работу с микроскопом.
  5. Формирование на основе изучения психических процессов эффективных коммуникативных навыков и социальных функций.

Развивающие:

  1. развивать умения анализа, систематизации и сравнения полученных ранее знаний в области биологии человека и животных,
  2. развивать умения работать с научной и научно-популярной литературой,
  3. совершенствовать алгоритм исследовательской деятельности с навыком представления получаемых результатов.

______________________________________________________________________

1. И.И.Логвинов «Образ человека в современной педагогике» учебное пособие И.И.Логвинов, М.А.Лукацкий, О.Д.Роненсон г. Тверь 2006г., 237 стр.

                                                               

Воспитательные:

  1. формирование у учащихся научного мировоззрения и целостной системы мировосприятия,
  2. воспитание потребности в научно – критическом осмыслении знаний о самом себе, своем развитии и своем будущем,
  3. формирование выверенной собственной профессиональной траектории.
  4. создание устойчивого гуманистического стереотипа развития личности.

Здоровьесберегающие:

  1. Освоение понятия здоровья и его составляющих.
  2. Принятие ценности здоровья и здорового образа жизни, как основы долголетия и  счастья.
  3. Освоение пропедевтических, медико – гигиенических навыков поведения и питания.,
  4. Изучение понятия стресс и путей его преодоления как основы здоровья человека.
  5. Формирование профессиональных ориентиров.
  6. Формирование модели правильного здорового поведения.

  Программа предназначена для реализации в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки. Предполагается подбор группы 12-15 человек.

  Новизна данной программы курса определяется взаимосвязью практических и теоретических элементов творчества и саморазвития. Дети не только изучают материал по анатомии и физиологии, осуществляют практические и лабораторные работы, но, что самое главное, формируют через самопознание, свое место в природном сообществе, потребностно – ценностный потенциал личности и целеполагание образования в своей собственной жизненной траектории. Программа «Тайны моего организма» отличается компоновкой материала.  

  Обзор литературы: Большинство предлагаемых программ (В.В.Пасечник, А.А.Каменский, А.С.Батуев, Ф. Блум) содержат материал по основным разделам программы, но в них очень слабо прописан механизм развития каждого процесса и явления и не присутствует психолого – эмоциональный компонент материала, что необходимо для реализации рефлекесии и более релевантного объяснения психических и мыслительных процессов, как составляющих изучения функционирования организма. Отсутствует в программах и материал по системе управления человеческим организмом, что создает затруднения в понимании взаимосвязей процессов при его функционировании. Отсутствует в программах и ценностно – ориентационная часть, что важно для воспитания и социализации личности учащихся. В рамках учебной программы «Человек и его здоровье» отсутствуют материалы по культуре здоровья и формированию модели здорового поведения. Данный материал я предполагаю реализовывать в рамках элективного курса.

  Методическое обеспечение элективного курса

Предполагается в преподавании  учебного материала использовать системный подход с логическим сравнением и анализом уровня организации организма. Рассматриваются морфофункциональные уровни организации: клеточный, тканевый, органный, систем  органов, организма как единого целого.

Схема 1. Системно – структурный подход к изучению организма

  Каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. В биологии системный подход стал основой учения об уровнях организации жизни.

  Биологическая система любого уровня организации — это целое, состоящее из взаимосвязанных частей (схема 1).

Для биологических систем, в отличие от всех прочих, характерны следующие свойства живого:

Метаболизм.

Репродукция.

Наследственность.

Изменчивость.

                                                             

Раздражимость.                                                                                                                                                                                                      

Дискретность.

Саморегуляция.

Рост и развитие

  Это тот «стержень» биологического образования, который дает возможность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения. Обычно подобные обобщения учитель делает в курсе общей биологии. Однако многолетний практический опыт  убеждает, что уже при изучении систематических курсов в среднем звене частные понятия (а их в биологии колоссальное количество) должны быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом.

С.Н. Брайнесом, В.Б. Свечинским (1974) была предпринята продуктивная попытка объяснения сущности деятельности индивида с позиций трехуровневой модели управления в организме. Эти авторы  в системах управления выделяют три звена: управляющее, согласующее и управляемое. К управляющему звену относятся центральная нервная и вегетативная нервная системы, а также нейро - гуморальные подсистемы. Управляемыми звеньями считаются системы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие организма с внешней средой (перемещение в пространстве, локомоторные акты, речевые акты межличностного общения и др.) Абсолютным индикатором функционирования организма является уровень деятельности сердечно – сосудистой системы (Р.М. Баевский, 1979). Все висцеральные системы составляют согласующее звено. В целом, трехуровневая модель управления в организме позволяет понять особенности тесной взаимосвязи и взаимозависимости  в деятельности различных функциональных систем.

  Важнейшей стороной программы является попытка развить у учащихся с помощью методического и содержательного компонента программы функциональную модель здорового поведения, основанную на представлениях и отношениях к ним, формируемым в процессе освоения курса.

  Содержание занятий выстраивается таким образом, что:
- теоретический материал не только расширяет знания ученика, но и является фундаментом для создания новых умозаключений;

- практические задания направлены не только на отработку умений применять те или иные методы познания, но также демонстрируют связь с предыдущими практическими занятиями, что способствует развитию логического мышления,

проявлению критичности и гибкости мышления, а также стимулирует актуализацию нужных знаний;

- теоретический материал содержит элементы занимательного материала, которые не только способствуют развитию познавательного интереса, но в то же время активизируют развитие творческого мышления.

- занятия способствуют формированию культуры здоровья и потребности в ведении активного здорового образа жизни.

  Выполнение каждого занятия начинается с краткого обсуждения следующих вопросов:

- какова цель выполнения данной работы;

- какие, по мнению учащихся, методы познания будут использованы при выполнении работы;

- какие, по мнению учащихся, будут определены характеристики объектов изучения;
- с какими из изученных в предыдущих работах характеристиками объектов связаны определяемые в данной работе параметры.

  Ответы на поставленные вопросы позволят решить несколько дидактических задач:

- разъяснять учащимся не только цель занятий и лабораторных работ, но и место данного занятия, как во всей программе, так и в системе целого учебного курса, а также в системе знаний естественно- научного цикла;
- помочь учащимся установить связь как с выполненными ранее работами, так и с изученным ранее материалом;

- обучить учащихся формулировать учебно-познавательные гипотезы и проверять их истинность;

- мобилизовать знания и имеющийся у учащихся практический опыт для выполнения работ.

 Предлагаемые лабораторные работы  дополняют преподаваемый углубленный материал по разделам анатомии и физиологии, доступны для учащихся и эффективно иллюстрируют теоретический материал. Тем не менее, известность и апробированность предлагаемых методик  не исключает новизну компоновки практических работ в предлагаемой программе и школьном курсе.

  Лабораторные работы способствуют развитию у старшеклассников творческих возможностей, а вместе с ними, самостоятельности и коммуникативных умений, которые способствуют систематизации полученных знании и первоначальной профессиональной ориентации.

Данная программа является профориентационной и помогает учащимся определиться с будущей профессиональной траекторией. Она помогает выбрать профиль (естественно – научный) и определиться с последующим образованием. Программа необходима для поступления на биологический и психологический факультет ТвГУ, медицинский колледж и ТГМА.        

  Освоение предлагаемого в программе материала предоставляет возможность старшеклассникам, независимо от их интереса к тем или иным дисциплинам, ознакомиться с особенностями и функциями своего организма. В преподавании используются системно следующие технологии:

  1. проблемного обучения,
  2. исследовательской технологии,  
  3. здоровьесберегающей,
  4. технологии критического мышления,
  5. ИКТ,
  6. проектной.

Методы и формы организации  занятий в рамках элективного курса

- лекция и семинары;

- практикумы и лабораторные работы;

- экскурсия;

- защита проектов;

- выполнение исследовательской работы.

Уроки – конференции

Презентации исследовательских работ учащихся.

Формы контроля

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения, рефераты, тесты для учащихся.

  В качестве итоговой формы контроля используется защита исследовательских и проектных работ учащихся и результаты выполнения исследований.

Темы проектных работ для учащихся:

  1. Питание и здоровье школьников.
  2. Стресс и пути его преодоления
  3. Оптимальная двигательная активность, как фактор физического развития и     укрепления здоровья учащихся
  4. Влияние режима дня на здоровье и успеваемость учащихся.
  5. Факторы, формирующие и разрушающие здоровье человека.
  6. Малоподвижный образ жизни, как фактор, влияющий на физическое

     развитие и здоровье учащихся.

  1. Роль сна в формировании здоровья и успеваемости учащихся.
  2. Влияние трудности предмета на уровень умственной работоспособности и     время возникновения переутомления у учащихся.
  3. Влияние работы с персональным компьютером на остроту зрения и

    функциональное состояние школьников.

  1. Изучение экологического состояния школьных помещений.

Предполагаемые результаты:

  1. Освоение навыков эффективных коммуникаций.
  2. Освоение детьми основ исследовательской деятельности.
  3. Создание условий для индивидуальной самореализации и успешности.
  4. Погружение обучающихся в анатомо – физиологическое содержание программы.                        
  5. Формирование на их основах ценностных ориентиров школьников (доброта, семья, самореализация, духовность) и здоровой модели поведения.
  6. Формирование культуры здоровье.
  7. Освоение целостного представления о самом себе и своем месте в мире.
  8. Выбор дальнейшей образовательной траектории и профессиональной ориентации.

Категория учащихся: учающиеся 9 класса

Объем курса: 34 ч (1 час в неделю).

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН

Разделы (блоки)

Всего часов

Из них

Формы контроля

Теоретические занятия

Практические

I. Введение. Этапы развития человека

2

1

1

Тестирование, отчеты по лабораторным работам, защита проектов и рефератов. Результаты исследовательских работ.

1.2. Организм как единое целое

1

1

1

II. Здоровье и как его сохранить.

3

2

1

2.1.Понятие о здоровье и его составляющих.

1

1

2.2. Формирование модели здорового поведения (теория)

1

1

2.3. Формирование модели здорового поведения на примере режима дня (практикум)

1

1

III. Высшая нервная деятельность

7

2

5

3.1. Мозг и управление человеческим организмом

2

1

1

3.2. Нейрогуморальная регуляция гомеостаза

1

1

3.3. Анализаторы. Аналитические цепи

1

1

3.4. Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности.  Психика человека и мыслительные операций

1

1

3.5. Эмоции, их возникновении е и развитие. Эмпатия

2

2

4. Эндокринная система

2

1

1

4.1. Значение желёз внутренней секреции для развития организма.

1

1

4.2. Расстройство эндокринной регуляции и ее предупреждение

1

1

5. Размножение и развитие

4

2

2

5.1. Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека.

1

1

5.2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии

1

1

5.3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение.

2

1

1

6. Органы опоры и движения

2

1

1

6.1. Костно - мышечная система, ее структура и развитие.

1

0,5

0,5

6.2. Антропометрические исследования и возможности самоанализа

1

1

7.Кровь и система кровообращения

4

1

3

7.1. Строение и регуляция работы сердца.

1

1

7.2. Строение и регуляция работы сердца - практикум.

1

1

7.3. Сосудистая система, ее особенности.

1

1

7.4. Навыки самоанализа и умения оказания первой помощи себе и окружающим.

1

1

8. Органы дыхания и их функции

2

1

1

8.1. Строение и функции органов дыхания.

1

1

8.2. Болезни, связанные с системой органов дыхания

1

1

9.Пищеварение, обмен веществ и энергии

2

1

1

9.1. Функционирование органов пищеварения. Обмен веществ и его регуляция.

1

1

9.2. Система рационального и правильного питания. Санитарно – гигиенические основы питания .Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение.

1

1

10. Основные санитарно – гигиенические навыки

2

1

1

10.1. Гигиенические основы существования человека. Пути профилактики инфекционных заболеваний.

1

1

10.2. Экскурсия на станцию очистки воды.

1

1

11.Предупреждение химических зависимостей

2

1

1

11.1.Причины возникновения химических зависимостей и их последствия

1

1

11.2. Профилактика и правильный выбор в отношении психоактивных  веществ.

1

1

12. Урок - конференция

2

2

ИТОГО

34

14

20

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I.Тема 1. Введение. Этапы развития человека (1ч).

Метапредметные связи анатомии и физиологии с другими науками. Использование межпредметных связей и возрастной психологии и физиологии в медицине, спорте, учебной и трудовой деятельности. Возрастная физиология и школьная гигиена.

Разработка плана исследовательской деятельности учащихся.

Ключевые понятия: анатомия, физиология, гигиена, психология, понятие о здоровье, исследовательская деятельность.

Тема 2. Организм как единое целое (1 ч).

Организм как саморегулирующая система. Строение организма человека. Части и полости тела. Органы и системы органов. Понятие о функциональной системе. Структурно-анатомические уровни организации (клетка, ткани, органы, системы органов, организм). Антропометрические исследования – определение уровня физического развития.

Ключевые понятия: орган, система органов, ткань, организм – единое целое, хромосомы, гомеостаз, органоиды клетки, биосинтез, раздражимость.

Раздел II. Здоровье и как его сохранить. (3 ч)

Тема 1. Понятие о здоровье и его составляющих. (1 ч)

Понятие о здоровье и ее составляющих. Качество и количество здоровья. Здоровый образ жизни. Модели здорового поведения и их осознанный выбор. Роль здоровья в ряду человеческих ценностей.

Практикум по формированию модели здорового поведения на примере режима дня.

    Ключевые понятия:  здоровье, здоровый образ жизни, качество здоровья, количество здоровья, психология здоровья, формирование здорового образа жизни.

Раздел 3 . Высшая нервная деятельность. (7 ч).

Тема 1.  Мозг и управление человеческим организмом. (1 ч).

Значение нервной системы в регуляции и обеспечении согласованности функций организма человека, взаимосвязи организма со средой. Теория регулирования нервной системы Брайнеса С. Н. и Свечинского В. П.. Особенности строения головного мозга и центральной нервной системы. Значение коры больших полушарий, её связь с другими отделами мозга.

Тема 2. Нейрогуморальная регуляция гомеостаза. (1 ч).

Нейрогуморальная регуляция функций организма и поддержания стабильности гомеостаза.

Тема 3. Анализаторы. Аналитические цепи. (1ч).

Анализаторы. Строение аналитических цепочек и понятие восприятие через имеющиеся анализаторы, Особенности функционирования слухового анализатора в процессе развития и его связь с анализатором «равновесия». Предупреждения нарушения слуха. Особенности органов равновесия, осязания, вкуса, обоняния. Взаимосвязь и взаимодействие анализаторов и головного мозга. Топография анализаторов.

 Тема 4.  Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности.  Психика человека и мыслительные операции. (1ч).

Психика человека. Психологические особенности личности ( интересы и склонности, темперамент и характер). Способности и одарённости.

Тема 5. Структуры мозга и их функции в формировании мышления. (1ч).

Речь и мышление. Сознание и лобные доли коры. Социальная обусловленность поведения человека.

Тема 6. Эмоции, их возникновение и развитие. Эмпатия. (1ч).

Ключевые понятия: рефлекс, анализатор, высшая нервная деятельность, доли коры больших полушарий, нервные центры, соматическая и автономная нервная система, динамический стереотип, доминанта, синапс, медиатор, функциональная асимметрия мозга. Основы самоуправления и саморегуляции. Эмпатия.

Лабораторные работы.

 - Тесты, выясняющие объём внимания, эффективность запоминания, особенности воображения и мышления.

- Тест на уровень эмпатии.

- Строение головного мозга (муляжи и пластинчатые препараты).

Раздел 4. Эндокринная система. (2ч).

 Тема 1. Значение желёз внутренней секреции для  развития организма.(1ч).

Значение желёз внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны, их свойства. Роль половых желёз в развитии организма.

Тема 2. Расстройство эндокринной регуляции и её предупреждение. (1ч).

 Эндокринная патология. Важность своевременной диагностики эндокринных заболеваний в сохранении здоровья человека.

Ключевые понятия: эндокринные железы, гормон, инсулин, адреналин,  гипоталамус, надпочечники, щитовидная железа, поджелудочная железа, половые железы, кретинизм, микседема, базедова болезнь, сахарный диабет, тимус, эпифиз.

Раздел 5. Размножение и развитие. (4ч).

 (занятия проводятся в раздельных группах для мальчиков и девочек)

Тема 1. Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека. (1ч).

Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение, рост и развитие ребёнка. Материнство и отцовство.

Тема 2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии. (1ч)

  Гендерные различия. Понятие о детерминации пола, геноме, клонировании, основах генетики человека узы, ценности. Вопросы демографии.

Тема 3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. (1ч).

Осознанное отношение к половым связям и семейным ценностям. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. ВИЧ – инфекция – плата за необдуманное, рискованное поведение.

Ключевые понятия: развитие, рост, онтогенез, оплодотворение, гамета, зигота, плацента.

Раздел 6. Органы опоры и движения. (2ч).

Тема 1. Костно-мышечная  система, её структура и развитие. (1ч).

Значение опорно-двигательного аппарата. Типы соединения костей. Классификация костных и суставных структур организма. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью, прямохождением. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок и переломах костей. Роль мышечной активности в сохранении и укреплении здоровья.  Предупреждение нарушений осанки и функционального плоскостопия.

Тема 2. Антропометрические исследования и возможности самоанализа. (1ч).

Проведение антропометрических измерений: рост, масса, установление корреляций размеров отдельных частей тела.

Ключевые понятия:  костный мозг, надкостница, сустав, осанка, произвольные и непроизвольные движения, гиподинамия, активный отдых, утомление,  мышцы-антогонисты и мышцы-синергисты, миозин.

Лабораторные работы.

-  Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре.

-  Выяснение функций костей, суставов и мышц.

Раздел 7. Кровь и система кровообращения. (4ч).

Тема 1. Строение и регуляция работы сердца. (1ч).

Тонкое строение сердца и его регуляция, влияние симпатической и парасимпатической системы. Толерантность сердца к физическим нагрузкам. Регуляция деятельности сердца.

Тема 2. Строение и регуляция работы сердца. Практикум. (1ч).

Тема 3. Сосудистая система, её особенности. (1ч).

 Органы кровообращения (сердце и сосуды – артерии, капилляры, вены). Круги кровообращения, лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пути его оценки и регулирования.

Тема 4. Навыки самоанализа и умение оказания первой помощи себе и окружающим. (1ч).

Виды кровотечений и их остановки. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний (гипертонии, атеросклероза, стенокардии). Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему. Модель здорового поведения в отношении заболеваний ССС.

Ключевые понятия: внутренняя среда, фибрин, фибриноген, сыворотка, вакцина, плазма, иммунитет, антитела, антигены, пульс, автоматизм сердца, резус-фактор, доноры, реципиенты.

Лабораторные работы

-  Подсчёт пульса до и после дозированной нагрузки. Измерение давления.

- Первая помощь при кровотечениях: приёмы обработки раны, перевязочных средств, наложение жгута.

Раздел 8. Органы дыхания и их функции. (2ч).

Тема 1. Строение и функции органов дыхания. (1ч).

Строение и функции органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Искусственное дыхание.

Тема 2. Болезни, связанные с системой органов дыхания. (1ч).

Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельной инфекции, гигиенический режим при простудном заболевании. Вредное влияние курения на органы дыхания.

Ключевые понятия: газообмен, жизненная ёмкость лёгких, лёгочные пузырьки, искусственное дыхание, тканевое дыхание, плевральная полость.

Лабораторные работы.

-   Изготовление модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха.

-   Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после 10 приседаний.

Раздел 9. Пищеварение, обмен веществ и энергии. (2ч).

Тема 1. Функционирование органов пищеварения. Обмен веществ и его регуляция. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Обмен веществ и его регуляция. Значение пищеварения. (1ч).

Тема 2. Система рационального и правильного питания. Санитарно-гигиенические основы питания. Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение. (1ч).

 Питательные вещества и пищевые продукты. Поведение потребителя пищевых продуктов в учреждениях торговли. Принципы рационального питания. Роль стрессов в нарушении пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.

Ключевые понятия: пищеварение, фермент, железа, ферменты – птиалин, мальтоза, пепсин, амилаза, липаза, лактоза; пигмент желчи – билирубин; панкреатит.

Лабораторные работы.

-  Подсчёт энергетических затрат (с использованием таблиц) и определение калорийности рациона.

- Составление дневного рациона с учётом энергетических затрат и сбалансированности пищи по основным градиентам.

Раздел 10. Основные санитарно – гигиенические навыки (2 ч).

Тема 1. Гигиенические основы существования человека. Пути профилактики инфекционных заболеваний. (1ч).

Навыки гигиены, как основы здорового образа жизни. Предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена в производстве, хранении, товарообороте и приготовлении продуктов питания. Основы гигиены питания в культурных и религиозных традициях народов.

 Тема 2.Экскурсия на водоочистительную станцию г.Кувшиново. (1ч).

Роль воды и её очистки.

Ключевые понятия: гигиена, инфекционные заболевания, профилактика заболеваний, гигиена кожи, ногти, волосы.

Раздел 11. Предупреждение химических зависимостей (2 ч).

 Тема 1. Причины возникновения химических зависимостей и их последствия. (1ч).

Основные химические зависимости и их осложнения.

 Тема 2. Профилактика и правильный выбор в отношении психоактивных веществ (1ч).

Поведенческие риски. Преодоление группового давления. Опасности рискованного поведения. Права человека и умение отказываться.

Ключевые понятия: наркотики,  наркотическая зависимость, психоактивные вещества,  эйфория, психологическая зависимость.

 

Раздел 12. Научно – практическая конференция. Защита проектов и исследовательских работ учащихся. (2 ч).

             СПИСОК    ЛИТЕРАТУРЫ    ДЛЯ     УЧИТЕЛЯ.

Баттерворт Дж. Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: «Когито – центр», 2000. – 350 с

2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии., М., Медицина, 1979, с. 72-73

3. Брайнес С.Н., Свечинский В.П., Суслов А.И., Кучина Е.В. Кибернетические болезни систем управления и памяти в организме. – В кн.: Прогресс биологической и медицинской кибернетики. М., “Медицина”, 1974, с. 206 – 254

4. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л.. Мозг, разум, поведение. – М., «Мир», 1988. – 246с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., Лабиринт, 1996. – 416 с.

6. Китаева – Смык Л.А. Психология стресса. – М., «Наука», 1983. – 368с.  

7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей), Москва, Медицина, 1979г., с.650

8. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дизадаптации. – Вопр. Психол. 1984, N4, с.89-95

9. Колесов Д.В., Мягков И.Ф., Учителю о психологии и физиологии подростка, Москва, Просвещение, 1986г., с.80

10.Меерсон Ф.З., Малышев И.Ю. Феномен адаптационной стабилизации структур и защита сердца. М., “Наука”, 1993

11.Селье Г. Стресс без дистресса М., 1979; 122

12.Эриксон Эрик Г., Детство и общество, ЛЕНАТО, АСТ, Фонд «Университетская книга»., 1996г., с.592.

         СПИСОК      ЛИТЕРАТУРЫ     ДЛЯ     УЧАЩИХСЯ.

1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. – 3-е изд. Перераб. И доп. – М.: Знание, 1990г.

2. Айзман Р.Н. , Гельман Е.Б. Анатомия, физиология и гигиена человека. Новосибирск, 1992г.

3. Анастасова Л.Г., Кучменко В.С. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. «Вента-граф». 2004г.

4.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – М.: АГАР, 2000г.

5. Борисевич А.И. и др. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: Справ. Издание/ А.И. Борисевич, В.Г. Ковешников, О.Ю.Роменский. М.: Высш. Шк., 1990г.

6. Виноградский С.Н. ЗОЖ – путь к достижению высокого уровня здоровья. М.: Дрофа, 2000г.

7. Исаев А.А. Если хочешь быть здоров. Москва, 1993г.

8. Климова В.И. Человек и его здоровье – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Знание, 1990г.

9. Конева А. Н. Питание школьника. М.: Медицина, 1989г.

10. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. М. 2000г.  

11. Хрипкова А.Г., Колисов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"

   Программа элективного курса  «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...

Авторская программа элективного курса по биологии "Здоровье"

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, поэтому тема  программы элективного курса         «Здо...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Авторская программа элективного курса по выбору для 9 класса по биологии "Использование знаний биологии в нефтехимической промышленности, медицине, экологии и микробиологии"

Данная программа позволяет учащимся 9 классов орпеделиться с выбором будующей профессии, связанной сос знаниями в области биологии....

Авторская программа элективного курса по биологии «Гигиена» для 8 класса

Дополнительная программа по предмету "Биология"....

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...