Генетика
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Арчаглы –Аят.
Разработка урока по теме: Лаборатория. Генетика.
9-11 классы.
Выполнила:
Учитель биологии 1 категории
МОУ СОШ п. Арчаглы – Аят
Челябинской обл., Варненского района
Email: archagliayat003@mail.ru
Антонова Светлана Александровна.
2011-2012.
Лаборатория. Генетика.
Цель: сформировать представление учащихся о методах исследования Менделя и Моргана, методах изучения наследственности человека
Задачи: способствовать формированию законов наследования : здоровье, особенности изучения генетики человека, методы изучения наследственности человека (генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический) на уровнях:
«5» - обосновать, доказать; «4» - характеризовать, применить; «3» - рассказать;
- способствовать развитию общеучебных умений:
а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, схемы наследования признаков; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы);
б) учебно-информационных (работать с опорным конспектом как источниками новой информации);
в) учебно–организационных (осуществлять самоконтроль, самооценку);
г) учебно-коммуникативных (владеть устной и письменной речью, уважать мнение собеседника);
- способствовать превращению биологических знаний о необходимости вести здоровый образ жизни для сохранения здоровья нации в личностно значимые для ученика знания.
Тип учебного занятия : урок совершенствования ЗУН.
Форма проведения: урок с включением коллективных и индивидуальных форм организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Использование педагогических технологий: метод проблемного обучения (проверка гипотезы при решении генетических задач); кейс.
Структура урока.
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организация учебной деятельности. | Приветствие учителя: эпиграф. Организационный момент. | Приветствие учителя. Проверить наличие учебных принадлежностей. |
2. Приём технологии Развития критического мышления« Мозговой штурм». | Цели и задачи урока. | Знакомство с задачей урока, модуля урока, принятие задачи. |
« Мозговой штурм». Интеллектуальный опрос: работа с понятиями. Физкультпауза: | «Мозговой штурм»: Работа с понятиями (13). Физкультпауза: | |
Организация работы учащихся по совершенствованию ЗУН при выполнении коллективного и индивидуальных заданий с целью контроля ЗУН или подготовки сообщения.
| Выполняют коллективное и индивидуальные задания. -Проведение исследовательской работы по методике Г. Менделя. - решение задач по законам Г. Менделя.
Приложение 1 | |
3.Фронтальный опрос | Организация репродуктивного повторения знаний о закономерностях наследования признаков в рамках фронтального опроса. | Знакомство с задачей №1-4 модуля урока, принятие задачи. Заполнение схем наследования. |
4. Решение проблемной Ситуации в ходе решения генетической задачи. Приём технологии развития крити- ческого мышления «Знаю –Узнал» | Организация выполнения индивидуальных заданий | Выполняют задания проблемного характера, помогающие формировать ценностное отношение к знаниям:
|
Организация учащихся на формулирование мировоззренческих выводов по поднятым проблемам | Остальные ученики – письменная тестовая форма проверки знаний понятийного аппарата, с последующей самопроверкой ответов по эталонам, взятым у учителя. Делают общий вывод по теме урока о значении генетических знаний по исследовательской работы Г. Менделя. | |
Организация работы учащихся по совершенствованию ЗУН при выполнении коллективного и индивидуальных заданий с целью контроля ЗУН или подготовки сообщения. | Выполняют коллективное и индивидуальные задания. -Проведение исследовательской работы по методике Т. Моргана. - решение задач по законам Т. Моргана. | |
Организация выполнения индивидуальных заданий. | Остальные ученики – письменная тестовая форма проверки знаний понятийного аппарата, с последующей самопроверкой ответов по эталонам, взятым у учителя. | |
5. | Организация учащихся на формулирование мировоззренческих выводов по поднятым проблемам | Делают общий вывод по теме урока о значении генетических знаний для сохранения здоровья своего и своих детей. |
6. | Организация экспресс-опроса, т.е. первичного закрепления полученной информации | оценка своей деятельности Приложение 2 |
7 | Проблема на следующий урок. Какие внешние причины вызывают нарушение законов наследственности? |
Приложение №1
«Модуль урока» - материал для учеников (альбомный формат)
Эпиграф урока:
«Ты, человек, можешь сделать для своего здоровья и благополучия больше,
чем любой врач, любая больница, любое лекарство,
любое медицинское средство». (Дж. Калифано)
Задачи по генетике.
№1: селекция.
Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного гомозиготного быка с красной коровой, если известно, что ген черного быка шерсти КРС доминирует над геном красной окраски.
Определите: F1, F2, F3.
№2: Селекция.
Растения красноплодного крыжовника при скрещивании между собой дают потомство с красными плодами, а растения белоплодного крыжовника потомство- с белыми плодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые плоды. Определите: г/т родителей, F1, F2.
№3: селекция.
При скрещивании между собой чистопородных белых голубей потомство оказывается белым, а при скрещивании черных голубей- черными. Потомство от скрещивания белой и черной особей оказывается « голубым». Определите: г/т родителей, F1, F2.
№4: селекция.
Каким признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых растений? известно, что красный цвет доминирует над желтым, нормальный рост доминирует над карликовым ростом. Определите : F1, F2.
№5: человек.
Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Если, известно, что карие глаза доминируют над голубыми глазами, правая рука доминирует над левой. Определите их поколение
№1: медицина.
Может ли от брака голубоглазой ( рецессивный признак) женщина с 1 группой крови и кареглазого мужчины с 4 группой крови, мать которого имела голубые глаза, родиться ребёнок с голубыми глазами и 1 группой крови? Определите г/т родителей и детей.
№2:медицина.
Единственный ребёнок кареглазых родителей с нормальной свёртываемости крови родился больным гемофилией и с голубыми глазами. Определите: г/т родителей и пол ребенка.
№3: медицина.
Женщина выходит замуж за больного гемофилией. Какими будут дети, если: 1) женщина здорова и не несет ген гемофилии.
2) женщина здорова, но несет ген гемофилии.
4) женщина больна гемофилией.
№4: медицина.
Дочь дальтоника вышла замуж за сына дальтоника. Оба различают цвета нормально. Определите: г/т родителей, их поколений, каким будет зрение у детей.
№5: медицина.
Здоровая женщина вступает в брак со здоровым мужчиной. У них рождаются пять сыновей.
2-дальтоники, но нормальная кровь.
2- гемофилией, но нормальное зрение.
1-дальтонизм, гемофилией.
Определите: г/т матери, почему она имеет сыновей трех типов.
№6: медицина.
Объясните, почему рождаются больные дети фенилкетонурией.
Приложение 2.
Тест по генетике
- Если в процессе транскрипции из молекулы матричной РНК выпал один нуклеотид, то такая мутация относится к:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Решение задач по генетике".
Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...
БИОЛОГИЯ. Генетика как наука. История генетики. 9 класс
ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что кажды...
БИОЛОГИЯ. Генетика как наука. История генетики. 9 класс
ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что кажды...
Генетика . Алгортм решения задач по генетике.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ 1.Внимательно прочитав условие задачи, записать его, выделив доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (феноти...
История генетики. Основные понятия генетики. Урок биологии в 10 классе
Урок может ипользоваться в первом уроке изучения раздела Генетики в 9-11 классах.Сначала предлагается вспомить Эмбриологию,ребята читают определения основных понятий эмбриологии (дают термин),за...
Теоретические и практические занятия по генетике человека с основами медицинской генетики
Полная раскладка теоретических и практических занятий...
Поурочные планы по генетике человека с основами медицинской генетики
Поурочные планы по теории и практике...