Название технологических этапов урока, их содержания | Конспект урока |
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности: Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности): - Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):
- Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
- Устанавливаются тематические рамки (могу).
| Учитель загадывает детям загадку: Вошли мы в речку босые, а стали вдруг обутые: Русалочьи косы ноги запутали. Что это такое? Дети: тина. На прошлом уроке вы узнали об общих признаках растений, питании, классификации. К растениям относятся многие группы. Сегодня на уроке мы узнаем о группе водорослей, потому что они имеют большое значение в жизни человека, широко распространены на Земле.
Вопрос учителя: Чем отличаются водоросли от водных цветковых растений? Что у них общего? Чтобы ответить на этот вопрос, сформулируем тему урока. На доске записать тему урока: «Водоросли». Личностные УД (деятельностный компонент) – готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни. Регулятивные УД - принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении УД, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи. Коммуникативное УУД: сотрудничество с учителем
|
- Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения: Данный этап включает следующие шаги: - Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;
- Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
- Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление
- Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа
| Для актуализации знаний учащимся задаются вопросы (фронтально): 1.В чём принципиальное отличие растений от других живых существ? 2.На какие систематические группы делятся растения? 3.Какие растения относятся к группе водорослей? 4.Чем отличаются водоросли от других растений? 5.Что общего у всех растений? Регулятивные УД – работать в соответствии с предложенным планом Познавательные УД – добывать и (сопоставлять, анализировать) новые знания (информацию). |
3.Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения. Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся: - Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;
- Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.
| Для ответа на последние два вопроса перед учащимися ставится исходная задача, которую они решат, используя свои способности и умения . Познавательные УД – применять умения перерабатывать информацию и делать выводы на основании полученных результатов.
|
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму: - Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)
- Согласовывают тему урока
- Строят план достижения цели
- Определяют средства – алгоритмы, модели
Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.
| Постановка цели урока: сформировать понятие о строении и значении водорослей в природе и жизни человека. Для достижения её: 1.Просмотрим видеофрагмент: «Водоросли»; 2. Рассмотрим рисунки в учебнике ( стр. 69); Ответить на вопросы: 1.Где обитают водоросли? 2. Что необходимо для их существования? Прочитать текст (1 абз. Стр.69) Ответ : влага. Вопрос: как устроены водоросли? Для изучения строения водорослей учащиеся получают задание для работы в парах: - Изучить внешнее строение многоклеточных водорослей (работа с текстом учебника, рассматривание натуральных объектов
- Строение клетки одноклеточных водорослей (рассматривание готовых препаратов водорослей под микроскопом)
После завершения работы отвечают на вопросы - По какому признаку водоросли относятся к растениям (наличие хролофила)
- Что общего и чем отличаются многоклеточные и одноклеточные водоросли?
- Чем водоросли отличаются от других растений? (Нет органов)
Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений. Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты. |
5.Реализация построения проекта Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: - Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися
- Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково
- Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.
| Для изучения многообразия водорослей учащиеся рассматривают рисунки в учебнике стр. 69-71, читают текст, заполняют таблицу Название водоросли | Место обитания | Особенности строения |
Для ответа на вопрос о практическом значении и применении водорослей заслушивают сообщения учащихся, подготовленных заранее Познавательные УУД умение осуществлять постановку и решение проблемы. Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения. | Задание дается группам учащихся 1 гр. Рассказать об особенностях строения клетки одноклеточных водорослей по плакату 2 гр. Рассказать о местах обитания и многообразии водорослей 3 гр. Рассказать об особенностях внешнего строения многоклеточных водорослей Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности. Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели. Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы: Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности. Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы. | Выполнение тестового задания с самопроверкой, сравнивание с эталоном Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности. Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели. Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия. |
8.Включение в систему заданий повторения Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень). Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий. | Мы знаем как устроены высшие растения, они имеют органы: корень, стебель, листья. Сравнить со строением водорослей. Водоросли не имеют органов, тело состоит из одинаковых по строению и функциям клеток- слоевище. Но водоросли относятся к растения, почему? Содержат хлорофилл, питаются как все растения-фотосинтез Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат) Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности | Какие из полученных знаний вы можете использовать в жизни? Водоросли относятся к растениям: выделяют кислород, создают органические вещества ( обеспечивают кислородом все живые организмы, используются в пищу животными и человеком), значит их нужно беречь. Домашнее задание в 4 уровнях - Выписать определение в тетрадь стр. 72
- Подготовить презентацию об использовании водорослей человеком
- Сочинить сказку, кроссворд, загадку.
- Сделать гербарий водорослей
Личностные УД – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей к саморазвитию, к познанию, учебе. Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала. |