Схема плана урока "Водоросли" (5 класс)
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Волкова Ольга Михайловна

План урока составлен на основе системно-деятельностного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodorosli.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Схема плана урока

на основе системно-деятельностного  метода обучения

Тема урока:   Водоросли.

Тип урока: урок открытого нового знания (ОНЗ)

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о водорослях, понятие о строении, научить отличать водоросли от других растений

Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с многообразием водорослей, выявить отличительные признаки водорослей, научиться бережно относиться к природе.

Задачи урока:

Воспитывающая:  развитие экологической грамотности учащихся, бережного отношения к природе.

Развивающая: расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать,  делать выводы.
Обучающая: научить умению отличать водоросли от других растений, формирование представлений о строении, определение  места их в органическом мире.

Оборудование: плакаты, аквариумы с растениями (низшими и высшими), диски, микроскоп, гербарии.

Описание хода урока

Название  технологических этапов урока, их  содержания

Конспект урока

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения  предполагает осознание вхождение учащегося в  пространство  учебной деятельности на уроке. На данном этапе  учителем организуется для учащихся  мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся  могут достичь на данном этапе урока , описание методов  организации учебной деятельности):

  1. Актуализация требований  к нему со стороны учебной деятельности (надо):
  2. Создаются условия для возникновения  внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
  3. Устанавливаются тематические рамки (могу).

Учитель загадывает детям загадку:

                         Вошли мы в речку босые, а стали вдруг обутые:

                         Русалочьи косы ноги запутали.

Что это такое?

Дети: тина.

На прошлом уроке вы узнали об общих признаках растений, питании, классификации. К растениям относятся многие группы. Сегодня на уроке мы узнаем о группе водорослей, потому что они имеют большое значение в жизни человека,  широко распространены на Земле.

Вопрос учителя: Чем  отличаются водоросли от водных цветковых растений? Что у них общего?

Чтобы ответить на этот вопрос, сформулируем тему урока.

На доске записать тему урока: «Водоросли».

Личностные УД (деятельностный компонент) – готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни.

Регулятивные УД  - принимать   познавательную цель, сохранять  ее при выполнении УД, регулировать  весь процесс их выполнения и четко выполнять   требования познавательной задачи.

Коммуникативное УУД: сотрудничество с учителем

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе  организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного  учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  1. Актуализацию изученных способов  действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения  и знаковую фиксация;
  2. Актуализацию соответствующих мыслительных операций  и познавательных процессов;
  3. Мотивацию к пробному  учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное  осуществление
  4. Фиксацию индивидуальных затруднений  в выполнении  пробного  учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую  связь между  ними на основании методики  обучения данному предмету  на каждом шаге  данного этапа

Для актуализации знаний учащимся задаются вопросы (фронтально):

   1.В  чём принципиальное отличие растений от других  живых

       существ?

  2.На какие систематические группы делятся растения?

  3.Какие растения относятся к группе водорослей?

  4.Чем отличаются водоросли от других растений?

  5.Что общего у всех растений?

Регулятивные УД – работать  в соответствии с предложенным планом

Познавательные УД – добывать и (сопоставлять, анализировать) новые знания (информацию).

3.Выявление  места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися  места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих  методов и содержания учебных заданий для  выявления  учащимися места  и причины затруднения.

Основные методы мотивации  для создания успешной ситуации.  Для этого учитель учит учащихся:

  1. Восстанавливать выполненные операции  и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где  возникло затруднение;
  2. Соотносить  свои действия с используемым  способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить  и зафиксировать  во внешней речи  причину затруднения – те конкретные задачи, умения  или способности, которых не  достается  для решения  исходной задачи.

Для ответа на последние два вопроса перед учащимися  ставится исходная задача, которую они решат, используя свои способности и умения .

Познавательные УД – применять умения  перерабатывать информацию и делать выводы на основании полученных результатов.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Аттестуемый демонстрирует  методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в  коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий  по алгоритму:

  1. Ставят цель (целью всегда является  устранение  возникшего затруднения)
  2. Согласовывают тему урока
  3. Строят план достижения цели
  4. Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем  с помощью исследовательских методов.

Постановка цели урока: сформировать понятие о строении и значении водорослей в природе и жизни человека.

Для достижения её: 1.Просмотрим видеофрагмент: «Водоросли»;

                                       2. Рассмотрим рисунки в учебнике  ( стр. 69);

Ответить на вопросы:

                                       1.Где обитают водоросли?

                                        2. Что необходимо для их существования?

Прочитать текст (1 абз. Стр.69)

Ответ : влага.

Вопрос: как устроены водоросли?

Для изучения строения водорослей учащиеся получают задание для работы в парах:

  1. Изучить внешнее  строение многоклеточных водорослей (работа с текстом учебника, рассматривание натуральных объектов
  2. Строение клетки одноклеточных водорослей (рассматривание готовых препаратов водорослей под микроскопом)

После завершения работы отвечают на вопросы

  1. По какому признаку водоросли относятся к растениям (наличие хролофила)
  2. Что общего и чем отличаются многоклеточные и одноклеточные водоросли?
  3. Чем водоросли отличаются от других растений? (Нет органов)

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты.

5.Реализация  построения проекта

Аттестуемый  описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся  в рамках реализации  построения проекта.

На данном этапе  осуществляется реализация построенного проекта:

  1. Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися
  2. Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково
  3. Построенные способ действия  используется для  решения  сходной задачи, вызвавшей затруднения.

Для изучения многообразия водорослей учащиеся рассматривают рисунки в учебнике стр. 69-71, читают текст, заполняют таблицу

Название водоросли

Место обитания

Особенности строения

Для ответа на вопрос о практическом значении и применении водорослей заслушивают сообщения учащихся, подготовленных заранее

Познавательные УУД умение осуществлять постановку и решение проблемы.

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

6.Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

На данном этапе  учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый  способ действий с проговариванием  алгоритма решения  вслух.

Аттестуемый демонстрирует  форму  организаций  учебной деятельности, выбор заданий  с целью закрепления новых знаний  с использованием алгоритма решения.

Задание дается группам учащихся

1 гр. Рассказать об особенностях строения клетки одноклеточных водорослей по плакату

2 гр. Рассказать о местах обитания и многообразии водорослей

3 гр. Рассказать об особенностях внешнего строения многоклеточных водорослей

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать  результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

7.Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  

При проведении данного  типа используется  индивидуальная форма работы:

Учащиеся  самостоятельно  выполняют задания нового  типа  и осуществляют  их самопроверку, пошагового оценивания  с эталоном.  Организуется рефлексия реализации  построенного проекта  учебных действий. Организуется для  учащихся  ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки  самостоятельной работы.

Выполнение тестового задания с самопроверкой, сравнивание с эталоном

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать  результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

8.Включение в систему заданий повторения 

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется  использование  изученного ранее  материала (базовый уровень), в том числе и как  промежуточный шаг, для введения  в последующем обучении  новых способов действий (повышенный уровень).

Аттестуемый в рамках этого этапа  демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

Мы знаем как устроены высшие растения, они имеют органы: корень, стебель, листья. Сравнить со строением водорослей. Водоросли не имеют органов, тело состоит из одинаковых по строению и функциям клеток- слоевище. Но водоросли относятся к растения, почему? Содержат хлорофилл, питаются как все растения-фотосинтез

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

9.Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

На данном этапе  фиксируется  новое содержание, изученное на уроке. Организуется  рефлексия  и самооценка учениками  собственной  учебной деятельности (цель обучения , способы достижения  цели, результат)

Аттестуемый  демонстрирует  эффективные способы  самооценки и самоконтроля учебной деятельности

Какие из полученных знаний вы можете использовать в жизни? Водоросли относятся к растениям: выделяют кислород, создают органические вещества ( обеспечивают кислородом все живые организмы, используются в пищу животными и человеком), значит их нужно беречь.

Домашнее задание в 4 уровнях

  1. Выписать определение в тетрадь стр. 72
  2. Подготовить презентацию об использовании водорослей человеком
  3. Сочинить сказку, кроссворд, загадку.
  4. Сделать гербарий водорослей

Личностные УД – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей  к саморазвитию, к познанию, учебе.

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

В конспекте хода урока содержится:  

  1. цели, достигаемые на каждом  технологическом этапе урока;
  2. Формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности  на каждом этапе урока.
  3. Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии  с целями этого этапа.
  4. Способ демонстрации каждого задания и образец правильного его решения.
  5. Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем  при организации  работы по выполнению каждого задания
  6.  Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки
  7. Способ контроля и самоконтроля  правильности выполнения  каждого задания
  8. Способы исправления  ожидаемых ошибок
  9. Перечень дидактических средств, необходимых для организации  работу учащихся  на каждом этапе
  10. Образец оформления доски

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные положения (схема-план) содержания 1 тома романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир"

Опорные положения (схема-план) содержания 1 тома романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" удобны при анализе произведения....

Схемы планов - конспектов логопедических занятий.

Краткие формы планов логопедических занятий по автоматизации и дифференциации звуков (Это очень удобно)...

Схема плана работы учителя логопеда

Цель. Своевременная диагностико-коррекционная и профилактическая логопедическая помощь, обучающимся в школе, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи....

Схема плана-конспекта урока иностранного языка

Краткая схема для написания плана-конспекта урока иностранного языка...

Схема-план урока русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в простом осложненном предложении".

В конспекте урока содержатся задачи, достигаемые на каждом технологическом этапе урока; формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности на каждом этапе ур...

Схема плана работы Методического объединения учителей школы

Схема плана работы МО учителей апробирована несколькими годами ее использования в школе. Достаточно оптимальна, охватывает многие направления работы учителей. По указанным разделам плана легко проводи...