искусственная среда- аквариум
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Открытый урок на тему:
Аквариум – искусственная водная среда обитания
Урок проведен в 5 классе 31.01.2013г
Урок разработан учителем биологии
Скляренко Ириной Брониславовной
Высшая квалификационная категория
Пермь 2013
Аквариум – искусственная водная среда обитания
Цель урока: повысить интерес учащихся к природоведению через создание модели искусственной среды обитания- аквариума.
Оборудование:
1.На доске изображение 3 сред обитания.
2. У каждого учащегося на парте контейнер для аквариума, стакан с водопроводной водой, стакан с отстоявшейся водопроводной водой, водные растения, грунт ( камни, ракушки и т.д.), картинки животных 3 сред обитания, клеящий карандаш.
Ход урока
На предыдущем уроке мы познакомились с тремя средами обитания. Назовите их.
Перед вами лежат картинки. Необходимо выбрать организмы и поместить их в определённую среду обитания.
1 ряд- почвенная
1 ряд- водная
3 ряд- наземно-воздушная. Для этого у вас есть клеящий карандаш.
(учащиеся приклеивают на плакаты картинки).
Как вы определили в какую среду поместить организм?
Почему так мало обитателей в почвенной среде?
У вас получилось отлично. А куда бы вы поместили это животное? (показываю вымышленное животное)
Следовательно, для каждой среды -определённые приспособления.
Директору нашей школы подарили рыбку, и она не знает, что с ней делать, как сделать ей дом. Что вы предложите? (аквариум)
А кто знает как называется человек, который занимается аквариумными рыбками? (аквариумист)
Этот тот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный,
Он стеклянный,
Нет и номера на нём …
И жильцы в нём не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы.
Итак, что же такое аквариум?
Аквариум - искусственно созданная водная среда. Эту систему, как и любую естественную, образуют живые организмы - растения, животные, микроорганизмы, а также элементы неживой природы - среды обитания - вода, грунт, воздух, свет.
Большое значение имеет грунт.
Перед вами на парте различный грунт. Какой грунт вы выберите и почему?
Специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой.
Здесь обитают бактерии, микроорганизмы, которые осуществляют основные биохимические процессы данной экосистемы. Грунт необходим для укоренения растений и их питания
А какая вода необходима для обитателей аквариума? Изучите предложенную воду и докажите, что вы правы ( в водопроводной воде много хлора, а он губителен для рыб)
Обычной чистой питьевой воде, что течет из водопроводного крана, далеко до настоящей аквариумной, т.е. "живой" воды, ей предстоит еще такой стать. Водопроводная вода проходит многочисленные и самые разнообразные очистки на специальных станциях, и для аквариума она чересчур свежая. В ней нет необходимой для природного водоема микрофлоры, т.е. микроорганизмов. Аквариум заполняют водой, не размывая при этом грунта.
Аквариум без растений - просто сосуд с водой.
Зачем в аквариуме растения?
Растения превращают его в действующую модель природного водоема. После посадки растений аквариум начинает "дышать" Растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и воду, а выделяют кислород. Он расходуется на дыхание и гниение. Аквариум - это искусственная экосистема с незамкнутым круговоротом веществ. Расход кислорода в процессе дыхания и гниения превышает его пополнение за счет фотосинтеза. Вода в аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях накапливается углекислый газ. Поэтому необходимо периодически накачивать в аквариум воздух, т.е. проводить аэрацию
Озелененному аквариуму сразу же понадобится свет: много, но не избыточно. Сколько требуется света устанавливается опытным путем Появились зеленые обрастания - света много. Стенки покрылись бурыми водорослями, растения вытянулись, стали бледными - света мало.
Аквариум должен около недели побыть без рыб - в нем пройдут сложные процессы взаимоотношений микрообитателей, попавших в водоем вместе с грунтом и растениями.
Поначалу вода в аквариуме помутнеет. Ни в коем случае ее не менять. Через 5-7 дней вода светлеет и приобретает особую прозрачность: происходит ее "самоочищение". Все это означает, что в аквариуме установилось биологическое равновесие.
Итак, мы подошли к самому главному - моделированию аквариума. Для этого у вас всё есть на парте.
В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток.
- У кого из вас есть аквариум с его обитателями?
- Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб?
Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её.
Пора заселять водоем рыбками!
Беседа
- Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком)
- Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме.
- Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений.)
- Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно купить аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум)
Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас. Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по дополнительному образованию "Аквариум"
Изготавливая рыб из разных материалов (пластилин, бумага, пайетки), дети создают целостную композицию аквариума.Занятие развивает творческие способности, глазомер, учит работать с опорой на технологич...
Улитка ампулярия - санитар аквариума
Особенность поведения улитки - очистка аквариума!...
Аквариум-маленькая искусственная экосистема
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по программе 2100....
Выставка "Аквариум" (февраль 2013)©
В выставке приняли участие более 30 учащихся, было показано более 50 работ. Работы охватывали темы курса "Водоросли" (3 занятия,) "Рыбы" (4 занятия), "На дне морском" (2 занятия)http://nsportal.ru/nod...
Аквариум - маленькая искусственная экосистема
Проект по экологии выполнен обучающимися 6 класса МОУ Индустринской ООШ...
Аквариум - искусственная экосистема
Научно-исследовательская работа...
Конспект открытого занятия по швейному делу в 8 классе. «Получение волокон и ткани натурального и искусственного шелка. Практическая работа: Свойства натуральных и искусственных волокон шелка»
Конспект открытого занятия по швейному делув 8 классе.«Получение волокон и ткани натурального и искусственного шелка. Практическая работа: Свойства натуральных и искусственных волокон шелка&raqu...