урок-проект ГИГИЕНА СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Представляю урок с использованием одной из форм коллективного учебного проекта в 8 классе на тему «Гигиена сердечно-сосудистой системы» - это заключительный урок в теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ» раздела «Человек и его здоровье» в Федеральной программе концентрического курса биологии, разработанной Н.И.Сониным. Урок является логическим продолжением первых пяти уроков темы «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ», на которых изучаются анатомические и физиологические особенности кровеносной системы человека, а также органически вписывается в последующую систему уроков, на которых изучаются способы сохранения здоровья человека. Это обобщающий урок-проект. Данный урок направлен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся в процессе разработки проекта. В этом возрасте учащиеся владеют навыками работы с компьютером, интернетом, ориентируются в потоке информации, способны анализировать и оформлять полученную информацию, обладают работоспособностью, владеют навыками самостоятельного умственного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации г.Славгорода по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
УРОК – ПРОЕКТ
ГИГИЕНА СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
Разработала: Шевлякова Татьяна Ивановна учитель биологии высшей категории
206-525-214
г.Славгород 2012
206-525-214 Урок-проект по биологии в 8 классе на тему: «Гигиена сердечно-сосудистой системы». Цели: Образовательные: выяснить, как качество состояния сердечно-сосудистой системы влияет на здоровье человека, и какие меры профилактики необходимо в связи с этим предпринимать; Развивающие: развивать навыки проектно-исследовательской работы через постановку проблемных вопросов; Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Задачи: -провести аналогию: работа сердца – жизнь; снабжение всех органов кровью – жизнь всего организма; -полученные знания на уроке о вреде курения, алкоголизма, гиподинамии превратить в систему личных убеждений. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Методы обучения: наблюдение, проблемный, проектный. Организация деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий, практическая работа, проектирование. Планируемые результаты: учащиеся систематизируют знания об органах кровообращения, конкретизируют знания о гигиенических правилах органов кровообращения, первой помощи при кровотечениях. Используемые учебники и учебные пособия: 1.Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология.Человек».Учебник 8 класс. – М.:«Дрофа», 2010 2. Д.И.Колесов «Биология.Человек». Учебник 8 класс. – М.: «Дрофа», 2008 3.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». Пособие для учащихся. - М.: «Просвещение», 1971 Используемая методическая литература:
Используемое оборудование: Приложение: презентация по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы» Мультимедиа проектор, индивидуальные инструктивные карты, марлевые салфетки, бинт, деревянные палочки, альбомные листы, маркеры. Ход урока: ? Проблемный вопрос: - Какое значение для работоспособности всего организма имеет его обильное кровоснабжение? (слайд №2) 1.Оргмомент. ( Игра «Пожелай удачи») Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, пожмём руку товарищу и пожелаем удачи в работе, настроимся на поиск и творчество, и начнём урок. 2.Целеполагание, мотивация. (слайд №3, 4) Проблемная задача. Итальянский учёный Анджело Моссо положил на весы человека поверх больших, но очень чувствительных весов и уравновесил их. Когда он предложил испытуемому решить арифметическую задачу, его голова стала опускаться вниз. Объясните этот опыт. (Вызов – «Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свои объяснения, выходят к доске и складывают их в корзину, затем учитель озвучивает их.) На доске учитель пишет: сердце, кровообращение. - Какие ассоциации у вас вызывают эти слова? Самые важные слова, обобщающие все ваши идеи – жизнь. Итак, цель нашего урока выяснить, как качество состояния сердечно-сосудистой системы влияет на здоровье человека, и какие меры профилактики необходимо в связи с этим предпринимать. Чтобы достичь этой цели, сегодня на уроке: мы обсудим: механизм движения крови по сосудам, регуляцию кровоснабжения; вы узнаете: как окружающая среда влияет на наше здоровье; вы научитесь: самостоятельно проводить исследования, создавать собственный проект; вы попробуете себя в роли: физиолога, валеолога, гигиениста, спасателя; вы будете готовы превратить в личные убеждения те знания, которые приобретёте на этом уроке. 3. Актуализация знаний учащихся об органах кровообращения, кругах кровообращения, работе сердца. Для начала проведём «Биологическую перестрелку». Разделимся на четыре группы. В каждой группе необходимо выбрать координатора, который будет фиксировать вашу работу на уроке в оценочных листах самоконтроля (за правильный ответ – 1 балл, если с пояснением – 2 балла) Устно подготовьте ответы на предложенные вопросы своих противников. Если группа «противника» не отвечает на вопрос, тогда отвечает группа задающих и баллы получают они. Перекрестный опрос по вопросам: 1. Задание с выбором одного правильного ответа. (Координаторы фиксируют результаты). (Слайд №5) 4. Проектирование работы учащихся. Для этого класс делится на четыре группы. Каждая группа выполняет проект, в результате которого доказывает, что работа сердца – это жизнь и представляет доказательства в виде сообщения и правила гигиены. Учащиеся разрабатывают и реализуют мини-проекты по здоровью. По итогам мини-проектов в 8 классе идёт реализация проекта «Гигиена сердечно-сосудистой системы». В него включены мини-проекты:
1. Группа «Физиологи». Исследовательский проект «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения». (слайд №6,7) Приложения: 1. Распечатка слайда 2. Инструкция «Измерение артериального давления» 3. Учебники Алгоритм (пошаговая работа) проекта: Первый шаг– изучение теории вопроса, (Учебник Н.И.Сонин стр.153-155, Д.В.Колесов с.115-120 ). Второй шаг – исследование особенностей собственного организма, проведение практической работы «Измерение кровяного давления» (инструкция прилагается) 1.Манжетку наденьте на плечо и с помощью резиновой груши накачайте в неё воздух. 2.Приложите фонендоскоп к месту локтевого сгиба там, где проходит плечевая артерия. 3. Создать давление, превышающее верхнее давление крови в плечевой артерии. 4.Открыть винтовой клапан и выпустить воздух. 5.Момент появления в фонендоскопе пульсирующих звуков соответствует верхнему давлению, а их исчезновение – нижнему. Третий – формулирование проблемы на основании полученных результатов, (Что может привести к нарушению артериального давления?) Четвёртый – составление правил деятельности по устранению или снижению остроты проблемы Форма представления результатов проекта: 1. Проведение занятия с одноклассниками по составленной инструкции; 2. Написание сообщения. 3. Формулирование правила гигиены кровообращения. Мы постоянно находимся в движении. Под действием постоянных нагрузок изменяется работа сердца. Проблемный вопрос: Как под действием постоянных нагрузок и правильной тренировки изменяется работа сердца? Это выяснят: 2. Группа «Гигиенисты». Информационный проект «Гигиена сердечно-сосудистой системы» (слайд № 8-11) Приложения: 1. Учебники; 2. Чистые листы бумаги 3. Фломастеры 4. Скотч, ножницы. Алгоритм: Первый шаг– изучение теории вопроса, (Учебник Н.И.Сонин стр. 155, Д.В.Колесов с.125) Второй шаг – исследование особенностей собственного организма, (проведение практической работы, инструкция прилагается) 1.Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте измерения за 10 с, значение умножьте на 6. 2.Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измерьте пульс за 10 с. 3.Результаты запишите в тетрадь. Оценка результатов. Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если – наполовину – результаты средние, а если больше чем наполовину – результаты неудовлетворительные. Третий – формулирование проблемы на основании полученных результатов, (Что может привести к нарушению сердцебиения?) Четвёртый – составление деятельности по устранению или снижению остроты проблемы (написание сообщения по исследуемой теме или подготовка рекламных листовок, пропагандирующих здоровый образ жизни) Форма представления результатов проекта: 1.Сообщения по заданной теме; 2. Выставка рекламных листовок 3. Формулирование правила гигиены сердечно-сосудистой системы. Проблемный вопрос: Всегда ли большая масса сердца – признак здоровья? Каковы последствия вредных привычек? (слайд № 12-21) Весь мир сегодня борется с вредными привычками и, в первую очередь, с алкоголизмом и курением. Выяснить, насколько пагубно пристрастие к табаку и алкоголю нам поможет: 3. Группа «Валеологи» (специалисты по здоровому образу жизни). Творческий проект «Курить и пить – здоровью вредить!» Приложения: 1. Распечатки слайдов о вреде курения и алкоголизма. 2. Учебники. 3.Листы бумаги. 4. Фломастеры, карандаши. 5. Скотч, ножницы. Алгоритм: Первый шаг - изучение теории вопроса, (Учебник Д.В.Колесов стр. 122-123, распечатки слайдов о вреде курения.) Второй шаг – формулирование проблемы (Всегда ли большая масса сердца – признак здоровья? Каковы последствия вредных привычек?) Третий - написание сценария ситуации «Как можно отказаться от предложения покурить?» и распределение ролей в группе; Четвёртый – написание сообщения на исследуемую тему. Форма представления результатов проекта: 1. Театрализованное представление по собственному сценарию ситуации «Как можно отказаться от предложения покурить?» 2.Выставка листовок по теме. 3. Формулирование правила гигиены . Проблемный вопрос: К чему может привести нарушение работы сердца и кровопотери? Первая помощь при нарушении работы сердца и повреждении органов кровообращения. Как помочь человеку, у которого приступ стенокардии, гипертонический кризис или кровотечение выяснит:4. Группа «Спасатели». Творческий ролевой проект «Репортаж с места происшествия» (слайд №22-25) Оборудование: марлевая салфетка, карандаш, носовой платок, вата. Алгоритм (пошаговая работа) проекта: Первый шаг - изучение теории вопроса (текст учебник Д.В.Колесов стр. 123-124; 125-126) Второй шаг – формулирование проблемы (К чему может привести нарушение работы сердца и кровопотери?) Третий написание сценария происшествия и распределение ролей в группе; Четвёртый – составление памятки по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях, остановке сердца. Форма представления результатов проекта: 1. Театрализованное представление по собственному сценарию в виде репортажа с демонстрацией приемов первой помощи при кровотечениях; 2. Чтение памятки. Учитель выступает в роли консультанта и координатора работы учащихся. 5. Отчёт групп. Учитель обращает внимание учащихся на то, что следить за состоянием своей сердечно-сосудистой системы – очень важно. Учащиеся делают выводы о гигиенических правилах сердечно-сосудистой системы. 6.Закрепление материала. А) Решение задач.(Работа в группах) (Слайд №26) Б) Игра «Дополни словечко». (Слайд №27-28) Учитель: Давайте вернемся к тому вопросу, который был поставлен в начале урока и попробуем на него ответить. Учитель делает вывод: Работа сердца – это жизнь. От его работы зависит снабжение кровью всего организма. Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказываются в дальнейшем на состояние здоровья взрослого человека. Надо воспитывать в себе привычку анализировать свое состояние даже тогда, когда самочувствие хорошее, учиться упражнять свое здоровье, понимать его зависимость от состояния окружающей среды. (слайд №29) 7.Рефлексия. Игра «Комплементы». (Слайд № 30) 8.Задание на дом: выполняйте те несложные правила, которые мы сегодня с вами выработали. Будьте здоровы! Спасибо за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА в 8 классе (физическая культура и биология): Гигиена сердечно-сосудистой системы
Интегрированный урок в 8 классе (физическая культура и биология). С учениками решили провести исследование о значении нашей сердечно - сосудистой системы в течении трёх месяцев записывали результаты Ч...
Инструктивная карта к уроку по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы" 8 класс
Материал может быть использован при проведении урока по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы" для учащихся 8 класса...
открытый урок : "Гигиена сердечно-сосудистой системы"
Открытый урок: "Гигиена сердечно-сосудистой системы человека." Тип урока: изучение нового материала с элементами проектной деятельности....
Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы"
Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы" в 8 классе...
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Нарушения в работе органов кровообращения
узнать, какие сердечно-сосудистые заболевания распространены. как оказать первую медицинскую помощь. опрделить факторы, которые негативно влияют на сердечно-сосудистую систему...
разработка урока по теме гигиена сердечно- сосудистой системы
оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, инфарктах и инсультах...
Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»
Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...