Мастер-класс: "Зеркало организма"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
В данном мастер-классе используется метапредметный подход. Сочетая биологию, химию, связь с жизнью. За основу были взяты темы по биологии: "Гуморальная регуляция" (уровень сахара в крови), "Группы крови".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zerkalo_organizma.zip | 238.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Зеркало организма»
Цель: дать образное целостное представление об особенностях интеграции естественных наук
Задачи:
- развивать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, при решении творческих и логических заданий;
- оказание практической помощи при использовании глюкометра;
- продемонстрировать приемы и методы, используемые в процессе преподавания.
Добрый день коллеги и гости!
«Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Её изучали до вас очень многие,
Но все, же она молода, как всегда,
Красавица в мире наук - биология
Наука о жизни!
Вперёд же друзья!»
Мастер-класс «Зеркало организма»
Скажите пожалуйста:
- Что делают врачи в первую очередь, для того чтобы узнать о состоянии здоровья человека?
ПО: берут анализы.
- А какой анализ является самым показательным?
- Да действительно кровь «Кровь как зеркало….
- Сегодня мы станем участниками мастер-класса по теме: «Зеркало организма»
Ответьте на вопрос:-
Почему кровь, можно назвать «зеркалом организма»?
ПО: потому что по результатам анализа можно увидеть есть ли нарушения.
Действительно, для этого берут анализ крови и с помощью микроскопа подсчитывают количество красных и белых кровяных клеток. Определяют количество гемоглобина, лейкоцитов, а также количество сахара в крови.
Сахар в крови выражается в миллимолях на литр крови (ммоль/л).У людей, не страдающих сахарным диабетом, уровень сахара в крови натощак составляет около 5 ммоль/л. Сразу после еды он увеличивается до 7 ммоль/л.
Как вы думаете: - А откуда в крови берется сахар?
Существует два источника повышения сахара в крови: углеводы, поступающие с пищей и глюкоза, попадающая в кровь из печени.
- Почему уровень сахара в крови повышается?
У пациента с сахарным диабетом повышен уровень сахара в крови. А если в крови есть "лишний" сахар, то значит, его где-то не хватает. Где? В клетках нашего организма.
Глюкоза для клеток - это все равно, что дрова для печки или бензин для автомобиля. Но попасть в клетку глюкоза может только при помощи инсулина, который вырабатывается поджелудочной железой
Железa есть под желудком,
Выделяет инсулин.
Два обмена углеводов,
Он нам всем необходим.
Высокий уровень глюкозы
Он сведет в крови на “нет”.
Если мало инсулина –
У вас будет диабет
- Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые помогут вам узнать, насколько стабилен уровень сахара в вашей крови (и для зала тоже)
- На каждый вопрос вы отвечаете да или нет.
1. Кажется ли вам, что 7 часов ночного сна недостаточно для вашего организма?
2. Ощущаете ли вы по утрам вялость и тяжесть?
3. Вы испытываете потребность начать день с чего-то возбуждающего (чай, кофе, сигарета)?
4. В течение дня вы регулярно пьете чай и кофе?
5. Свойственно ли вам в течение дня попивать газированные напитки?
6. У вас потеют ладони?
7. Случается ли вам чувствовать жажду, но замечать, что питьевая вода её не утоляет?
8. Вы ощущаете сонливость днем?
9. Хочется ли вам в течение дня полакомиться сладким, отведать хлеба или другой пищи, богатой углеводами?
10. Чувствуете ли вы головокружение или раздражение, если не можете часто питаться?
Если вы ответили «да» на три вопроса и больше, то вполне возможно, что ваш организм испытывает сложности с поддержанием стабильного уровня сахара в крови.
Если вы ответили «да» более чем на пять вопросов, то сложности с поддержанием стабильного уровня сахара в крови вы испытываете наверняка.
Для того чтобы постоянно контролировать уровень сахара в крови, многие используют глюкометр.
Глюко́метр — прибор для измерения уровня глюкозы в органических жидкостях.
Проведем эксперимент, проверим уровень сахара в крови, например у меня. Уровень глюкозы замеряется натощак.
Для этого необходимо вымыть руки, сделать прокол пальца, при помощи специальной авторучки, убрать первую каплю крови, а вторую нанести на тест-полоску, уже вставленную в глюкометр, включить глюкометр и отследить результат.
- Как вы думаете, что рекомендуют врачи в первую очередь, если уровень глюкозы (сахара) повышен?
- Избегать стрессовых ситуаций.
- Контролировать вес.
- Вовремя принимать пищу.
- Соблюдать диету.
- Диета одно из важных условий, для сохранения стабильности сахара в организме.
- Я предлагаю вам составить меню на завтрак, при этом необходимо подсчитать количество углеводов, чтобы не превысить норму.
Для удобства подсчёта углеводов пользуются таким понятием, как хлебная единица (ХЕ). На одну ХЕ приходится 10-12 г. углеводов.
За один приём пищи, рекомендуется съедать не более 7 ХЕ. Для этого я предлагаю вам воспользоваться таблицей расчёта хлебных единиц.
Работа с залом.
Пока мои коллеги работают, я бы хотела предложить вам рекомендованные и противопоказанные продукты, но уже в зависимости от группы крови.
Поднимите руки, те, кто является носителем 1 группы крови (диета на слайде)
Для вас продуктами, которые способствуют увеличению веса являются:
- Пшеница, кукуруза, красная фасоль, капуста.
-А Продукты, которые снижают вес:
- Красное мясо, шпинат, брокколи, печень, Йодированная соль и морепродукты (особенно красная икра)
- А Носители 2 группы крови есть? (диета на слайде)
-У вас увеличивают вес
- Мясо, молочные продукты, красная фасоль, пшеница
- А продукты, которые снижают вес:
- Растительные масла, соевые продукты, овощи, ананас
Поднимите руки носители 3 группы крови (диета на слайде)
- Продукты, которые увеличивают вес:
- Пшеница, гречиха, семена кунжута, кукуруза
- А продукты, которые снижают вес:
- Зеленые овощи, мясо, яйца, нежирные молочные продукты, печень, чай из корня солодки
А есть среди нас носители с 4 группой крови (диета на слайде)
Вам не рекомендуется есть:
- Красное мясо, Красная фасоль, пшеница, Кукуруза
А рекомендуется употреблять:
- Тофу, морепродукты и зелень, молочные продукты
- Надеюсь, что данная информация поможет вам быть здоровыми.
- Итак, мои коллеги закончили, заслушаем варианты завтрака.
Итог:
- Уважаемые коллеги, я думаю, что приобретённые знания на мастер-классе сохранят здоровье Вам и вашим близким.
Будьте здоровы! Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма" является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Конспект урока по природоведению на тему "Организм и его свойства. Клеточное строение организма. Разнообразие организмов"
Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...
Презентация по природоведению к уроку по теме "Организм и его свойства. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов" (приложение к конспекту урока)
Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...
Мастер-класс "Зеркало инновационных преобразований"
Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:&bull...
Урок на тему «Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения между организмами. Антибиотические отношения между организмами.»
Продолжить формировать знания о проявлениях биотических факторов среды....
Мастер-класс «Зеркало инновационных преобразований»
Мастер- класс " Зеркало инновационных преобразований"...