"Картографическая пропедевтика"
методическая разработка по биологии по теме
Работу учителя географии можно начинать уже на уроках окружающего мира. Для этого нужно включать в урок некоторые упражнения, которые могут облегчить понимание карты в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartograficheskaya_propedevtika.doc | 93 КБ |
работа по здоровьесберегающим технологиям | 29.4 КБ |
doklad_na_temu_zst.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уруссинская специальная коррекционная
общеобразовательная школа-интернат
Доклад подготовила
учитель биологии и географии Шайгарданова И.Н.
ПЛАН
1.Введение
2. Изучение условных знаков
3. Формирование пространственных представлений
4. Формирование представления на основе чтения карты
5. Картографическая пропедевтика
6 Приложение
Введение
Географический материал, изучаемый в коррекционной школе, по-разному усваивается учащимися, так как различные разделы программы характеризуются неодинаковой сложностью своего содержания. Одной из наиболее важных и сложных тем является «План и карта»
Работа с картографическими пособиями – один из главных методов изучения географии. Известный методист И.И.Заславский отмечал, что карта является не только наглядным пособием. Наполненная различными подробностями и деталями, она сама служит предметом изучения. Так же как и книга, карта во многих случаях является самостоятельным источником знаний. В то время как книга является словесным описанием земной поверхности, карта служит ее графическим описанием. При этом никакой даже самый подробный рассказ не может дать того представления о размещении предметов и явлений на Земле, какое дает географическая карта.
По мнению некоторых авторов, применение символической наглядности в коррекционной школе помимо дидактического значения имеет и коррекционное. Так, В.Н.Синев, говоря о применении карты, подчеркивает, что постепенный переход от конкретно-образной и натуральной наглядности к символической развивает абстрактное мышление.
Однако умственно отсталые дети испытывают серьезные затруднения в понимании символической наглядности, и в частности географической карты, что необходимо учитывать учителю коррекционной школы.
2. Изучение условных знаков
Введение в учебно-познавательную деятельность учащихся картографических символов предъявляет особые требования к их мыслительной деятельности. Символ как специфическое орудие познания является носителем понятия и оказывает влияние на протекание мыслительных операций детей.
Известно, что мыслительные операции человека производны от внешних предметных действий. Рассматривая символы как средства замещения реально существующих объектов, мы должны работать в направлении формирования действий с предметами интересующей нас системы знаний (в данном случае - географических), поэтапно переводя действия с материальными предметами в действия с материализованными предметами и в конечном итоге – с символами как носителями абстрактных понятий.
Проведенные исследования восприятия, понимания, чтен7ия картографической наглядности учащимися старших классов коррекционной школы обнаружили ряд особенностей в каждом из этих видов деятельности. Результаты исследований показали, что картографические знания и умения учащихся коррекционной школы имеют существенные недостатки. Укажем на них и рассмотрим некоторые пути их преодоления.
Известно, что нельзя научиться читать карту, не усвоив ее азбуку - символы (условные знаки и цвета). Умственно отсталые учащиеся усваивают большинство этих символов, находят их на карте. Ошибки обусловлены чаще всего недостаточной дифференцировкой условных цветов, отсутствием соотнесенности знака, понятия и образа. Например, зеленый цвет на физической карте ученики называют «равниной», «лугом», «лесом», «травой». Учащиеся переносят значение условных цветов физической карты на другие картографические пособия – планы, политические карты, карты природных зон.
Недостаточное понимание умственно отсталыми школьниками карты свидетельствует о том, что учащиеся не усвоили основные и вспомогательные приемы работы с картой, в частности такие, как обращение к названию карты и ее легенде.
Учащиеся затрудняются в установлении связи между образом объекта, понятием, его изображающим. Это происходит потому, что частные системы «представление - понятие» и «понятие - символ» не объединены в одну систему, обеспечивающую необходимое единство образного, понятийного содержания знаний и соответствующих картографических символов.
Раздельное изучение первоначальных географических сведений и соответствующих условных знаков карты не создает у умственно отсталых детей необходимого запаса ассоциаций, а если таковые и возникают, то чаще всего оказываются неправильными. Опыты показали, что наиболее эффективным условием изучения символики карты является совмещение изучения темы «Формы поверхности Земли. Вода на Земле» с изучением условных знаков физической карты. Изучение форм поверхности Земли с одновременным обращением к физической карте позволяет рассматривать эти понятия не изолированно, а в определенной связи, что является хорошим средством систематизации формируемых знаний.
К каждому условному знаку, изучение которого предусматривается программой, необходимо изготовить таблицу, в которой указываются наиболее существенные признаки понятия и используются различные средства его формирования: текст, образная и схематическая наглядность. Например, схема ассоциативного ряда, построенного по условному знаку «река», может выглядеть так:
Равнинная река - картографическое изображение
Наглядность Горная река
Река со смешанным течением
Представив, в данном случае, знак на нейтральном фоне, мы формируем понятие о реке вообще. И здесь же показываем, как изменяется прочтение знака, его значение в зависимости от фона (цвета), на котором этот знак изображен, и как от этого изменяется весь ассоциативный ряд. Многочисленные и разнообразнее упражнения на восстановление ассоциативных рядов по одному из его компонентов способствует закреплению в сознании детей семантического содержания данного знака, выделению существенных признаков понятия, которое он обозначает, развитию умения абстрагироваться от варьирующих признаков или определить их по картографическому изображению. Постепенно, дети начинают читать и анализировать картографическую информацию. На данном этапе обучения уже возможны элементарные задания, связанные с прочтением карты, по установлению причинно-следственных зависимостей. Например, можно спросить у детей, где текут судоходные реки, и предложить им показать такую реку или судоходный ее участок.
Таким образом, карта с самого начала изучения систематического курса географии будет играть роль средства познания, что оказывает большое влияние на повышение качества географических знаний умственно отсталых школьников, усиление их познавательной активности и самостоятельности в обучении
3. Формирование пространственных представлений
Значительные затруднения испытывают учащиеся коррекционных школ при решении задач на пространственное ориентирование по плану и карте, а также при соотнесении направлений на карте и на местности.
На вопрос, как определить стороны горизонта, который был задан исследователями во дворе и ли в классе, они отвечали: «по компасу», «по солнцу», «по ветвям деревьев», в действительности же направления показать не смогли. В исследовании участвовало около 84% участников эксперимента. Они показали стороны горизонта на карте и только 42% - на местности. А ведь умение ориентироваться на местности очень важно не только для формирования умений и навыков пространственной ориентировки и последующего их переноса на план и карту, но и для развития пространственного мышления, которое необходимо для успешного овладения другими учебными трудовыми навыками.
Пространственные представления – сложный продукт взаимодействия элементов сенсомоторной системы человека. Они формируются в результате аналитико-синтетической деятельности, характеризующимся у умственно отсталых школьников значительным своеобразием. Одним из факторов, затрудняющих формирование у таких школьников представлений о ближайшем окружении, является их низкая способность к самостоятельному обобщению воспринимаемых разрозненно предметов, установлению пространственных и причинно-следственных связей между ними. Необходима целенаправленная работа по созданию у них правильного обобщенного представления о ближайшем окружении. Это важнейшее звено в общей системе коррекционного обучения, в том числе и на этапе географической и картографической пропедевтики.
Как показывают исследования, система работы по постепенному расширению границ ближайшего окружения, использование моделей (макетов) ближайшего окружения, а затем планов (класса, школьного двора, улицы, пункта, района)и карт способствует формирование у школьников умения, позволяющего рассматривать географическое положение объектов относительно себя. Тем самым обеспечивается так называемая привязка изучаемых географических объектов к своей местности, что имеет важное значение для чтения и понимания карты.
Знание своего места жительства как постоянной «точки стояния» позволяет рассматривать из нее всю земную поверхность. Эта точка является одним из главных ориентиров при определении на карте географического положения изучаемых объектов, делающих их поиск более целенаправленным.
Методика обучения рекомендует определять географическое положение объекта по четырем направлениям. В первую очередь необходимо определить его пространственное отношение к материку (части света). Вторым важным ориентиром является отношение к формам рельефа, на которых расположен предмет. Третьим важным и обязательным элементом определения должно быть отношение к соседним физико-географическим системам. И, наконец, четвертым, имеющим важнейшее значение для установления географического положения объекта, является его отношение к «точке стояния», причем и на карте, и в пространстве. Создание целостного образа земной поверхности практически невозможно, если отсутствует привязка к своей местности: тогда получается столько топографических точек зрения, сколько объектов определяется, и ни с одной из них ученик не в состоянии сконструировать единого целостного образа всей Земли.
Изучение карты в 6 классе направлено на формирование навыков пространственной ориентировки и изучение масштаба. При этом значительное внимание уделяется практическим работам по ориентированию расстояний на плане и карте по масштабу.
Сущность картографической работы в 6 классе заключается в вооружении учащихся навыками первоначального географического чтения карты в последующих классах. Основные задачи, которые должны при этом решаться, можно определить следующим образом:
- Ориентирование на местности, плане и карте
- Измерения на местности, плане и карте
- Съемка плана школьного двора или другой замкнутой площади и чтение этого плана
- Усвоение программного объема географической номенклатуры
- Описание географического положения объектов ближайшего окружения относительно школы и друг друга на местности
- Описание географического положения своего села, города относительно ближайшей реки, озера, гор, морей, столицы, другого крупного промышленного центра (по карте)
- Описание географического положения низменности, возвышенности, гор, морей, рек относительно:
- Части света
- Непосредственного природного окружения
- Определенного объекта(своего города, области и т.п.)
- Экватора
- Описание отдельных форм рельефа и совокупности этих форм в пределах поля зрения. Схематическое картирование.
- Описание формы, очертания, длины, ширины, высоты (глубины), строения поверхности. Дифференцировка изображений низменностей, возвышенностей, гор, полуостровов и островов. Морфологическое описание рек.
- Простейшие физико-географические описания по схеме
- Географическое положение
- Форма
- Очертания
- Длина
- Ширина
- Высота
- Строение поверхности
- Главнейшие формы рельефа
- Реки и озера
- Климат
Чтение карты начинается с составления несложных суждений, основанных на узнавании картографического изображения: «Это низменность, море, река» Установление соотношений, включение приема ориентирования приводит к следующему суждению: «Река Ик течет с севера на юг». По мере овладения учащимися масштабом они должны давать и картометрические определения: «От города Бавлы до поселка Уруссу примерно 35 км».
Следует добиваться, чтобы учащиеся приводили пусть краткие, но связные описания. Первоначально они должны содержать перечисленные в соответствии с картографическим изображением существенных признаков географического понятия. По мере расширения круга знаний и умений чтение карты становится все более сложным и глубоким. Так, уже в 6 классе возможны отдельные сводные географические описания объектов по классической схеме: географическое положение, форма, величина, рельеф, воды и т.д. Однако учащиеся вспомогательной школы испытывают трудности при выполнении подобных заданий. В связи с этим вначале описание строится в виде несложно сформулированных ответов на вопросы учителя. С построением отдельных суждений учащиеся справляются легче, чем с расположением этих суждений в логически последовательный ряд. После того как описание по вопросам закончено, необходимо добиваться, чтобы ученик связал свои высказывания в рассказ.
Научить правильному составлению географических характеристик помогут схемы связей. При текстовом изложении существенные взаимосвязи остаются незамеченными учениками вспомогательной школы. Вероятно, этому мешает линейная растянутость построения такой информации, значительно отличающейся от того информационного сгустка, которым является схема. Применяя такую наглядность, мы получаем возможность углубить, обобщить учебную информацию. Дело здесь не только в самой форме, но и в процессе мыслительной деятельности, совершаемой как при построении этой своеобразной модели, так и при ее последующем чтении.
Учебная информация, содержащаяся в этих схемах, может быть обозначена различными средствами (словами, рисунками, символами) с выделением причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. В результате мы получаем наглядную модель интегративного образа, отражающую наиболее существенные стороны географических знаний, которыми должны овладеть школьники.
Схемы связей были предложены в свое время профессором Н.Н.Баранским как средство максимального облегчения ученикам усвоения учебного материала. Он писал, что изучение связей между географическими объектами и явлениями составляет сущность географии, а использование схем связей ведет к осмыслению изучаемого
школьниками, научает их вычленять главное, приучает устанавливать логические связи, существенно помогает учителю вести урок, а ученикам его усваивать.
Одним из видов схем связей являются опорно-логические конспекты, используемые учителями, которые работают по методике В.Ф.Шаталова.
Формирование представлений на основе чтения карты
Читать карту — это значит уметь по сочетанию условных обозначений представить местность такой, какой она есть на самом деле. Так читать карту может лишь тот человек, который обладает достаточным запасом представлений о действительности. В.Н. Синев указывает, что без достаточного запаса правильных и четких географических представлений, являющихся чувственными образами географических объектов и явлений, воспринятых ранее и воспроизводимых по памяти в соответствующий момент, невозможно овладеть географией.
Известно, что специфические особенности представлений умственно отсталых детей — их бедность, недостаточная дифференцированность, неадекватность окружающей действительности.
Создание сенсорной основы для умственно отсталых учащихся имеет особую важность, так как одной из сложнейших задач курса географии во вспомогательной школе является формирование большого количества представлений о географических объектах и явлениях, наблюдать которые учащиеся непосредственно не могут.
При восприятии картографических пособий формируются два вида образов:
1) образы реальной местности;
2) условно-схематизированные образы местности.
Если представления первой группы функционируют в виде картин реальной местности, то второй — в виде рельефных моделей или плоскостных схем с отдельными объемными элементами. Для образов-представлений первого вида характерны: отражение небольших участков; частое отсутствие ориентировки относительно сторон горизонта; изоляция образов друг от друга. В них преобладают, с одной стороны, наглядная характеристика внешнего облика отдельных элементов природной обстановки, а с другой — резко выраженная фрагментарность. Представлениям второго вида свойственны: отражение сравнительно больших участков местности; наличие их ориентировки; взаимная связь всех элементов. Для них специфична более высокая степень обобщения.
В.Ф. Рубахин, автор приведенной классификации, отмечает, что эффективность чтения и дешифрования картографических пособий определяется взаимодействием образов обоих видов. Соотношение между этими образами изменяется в зависимости от этапа чтения карты и характера решаемых задач.
В нашем исследовании мы изучали особенности решения умственно отсталыми старшеклассниками двух видов задач, выделенных Е.Н.Кабановой-Меллер в качестве основных при работе с картографическими пособиями.
Первый вид задач требовал простого считывания символов карты и установления пространственных отношений между обозначенными объектами местности, а также определения общего географического положения данной местности. Создания мысленной картины при выполнении данных заданий не требовалось.
Второй вид задач требовал от учащихся описания и изображения на рисунке местности в указанной точке, сравнения участков местности между собой, установления причинно-следственных зависимостей, т.е. это были задачи, которые на одном из этапов решения требовали создания образов.
Учащиеся вспомогательной школы, не владея приемами создания представлений, при решении этих двух видов задач давали примерно одинаковые описания, которые сводились к перечислению символов, считыванию названий с карт, изображению внешнего вида отдельных географических объектов, не связанных между собой пространственными отношениями, что свидетельствовало об отсутствии полноценных правильных образов — мысленных картин воспринимаемой по карте местности.
Вместе с тем, предлагая ученику задачу второго вида, например, задание представить указанную на карте местность осенью, мы получали словесное или графическое изображение (рисунок) отдельных признаков осени (желтые листья, холодные дожди и т.п.). Задача изобразить именно осеннюю местность уводила учащихся от основной задачи — создания образа конкретной местности, указанной на плане или карте, в результате чего учащийся воспроизводил не образ данной местности, а представление об осени вообще, в котором не отражались существенные для указанной местности количественные и пространственные признаки.
Дополнение картографической наглядности описательным текстом помогло создать учащимся мысленную картину, более соответствующую той информации, которая крылась в символах карты и картографическом рисунке в целом. Об этом свидетельствуют как содержание словесных описаний, так и продукты графической деятельности учеников.
На этапе изучения условных знаков следует проводить значительную работу по сравнению образов географических объектов, формируемых на основе одного знака, но получающих различие в картографическом контексте. Это поможет сформировать правильное понятие об изучаемом объекте, а кроме того, наполнит образную память учеников необходимым запасом представлений о различных проявлениях данного географического объекта, зависящих от его географического положения.
Чтобы умственно отсталый учащийся мог представить по карте реальную действительность, недостаточно научить его соотносить картины или описания с теми или иными знаками по карте и воспроизводить эти картины по
памяти. Учащийся должен уметь представить себе местность в заданном участке и тогда, когда он не видел ее на картине и не читал ее описания. Такие задания требуют от умственно отсталых детей определенных знаний о заданном объекте и продуктивной деятельности воображения.
Для того чтобы учащиеся могли выполнить эти задания, им необходимо овладеть определенной системой географических знаний и приемов учебной работы. Приемы учебной работы по физической географии объединяются в несколько групп (В.А. Щенев, 1979).
1. Общие для любой учебной деятельности. Сюда относятся приемы планирования учебной работы, ее организации, самоконтроля, работы с учебником.
2. Общие для умственной деятельности: сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение, анализ и др. Сюда же относятся и приемы запоминания учебного материала.
3. Приемы учебной работы, используемые преимущественно при изучении географии (чтение карты, графиков и диаграмм, наблюдения за погодой и др.).
Картографическая пропедевтика
Изучению географии в старших классах должна предшествовать работа по формированию элементарных общегеографических понятий у учащихся младших классов на уроках родного языка, развития речи, социально-бытовой ориентировки, во внеклассной работе.
Направленность пропедевтической работы в основном должна заключаться в ознакомлении учащихся младших классов вспомогательных школ с элементарными географическими понятиями, сформированными преимущественно с опорой на представления о ближайшей к школе местности. Педагогами часто упускается одно из важнейших звеньев в пропедевтической работе — целенаправленное формирование обобщенного представления о ближайшем окружении, которое является началом и основой понимания картографической наглядности.
Эту работу можно проводить в любом классе, начиная с I. Все зависит от состава учащихся класса, местных условий, имеющихся средств обучения. Но необходимо учесть, что с какого бы времени ни проводилась данная работа, логика ее меняться не должна.
С самого начала пребывания умственно отсталого ребенка в школе нужно сформировать у него правильное представление о ближайшем окружении: классных комнатах, школьном здании, школьном дворе и других объектах ближайшего к школе окружения. Для этого проводятся экскурсии по школе и школьному двору. Во время прогулки или экскурсии следует комментировать маршрут, указывая на предметы и их отношение к другим объектам, доступным непосредственному восприятию. Во время экскурсий нужно спрашивать детей: «Где мы находимся? Что мы должны сейчас делать? Куда мы идем дальше?»
После экскурсии педагог показывает учащимся на макете школьного двора те объекты, которые они видели. При этом он показывает и путь, по которому дети шли во время экскурсии, называет объекты и обозначает пространственные отношения между ними, как он это делал во время экскурсии.
Естественно, что добиться понимания данного макета, умения соотносить его детали с объектами реальной действительности сразу не удастся. Однако многократное установление связей между макетом и реальной местностью в конечном итоге обеспечит его понимание и свободную в нем ориентировку. Педагоги должны чаще связывать любую работу в классе и внеклассные занятия с макетом.
Виды заданий по макету школьного участка:
1. Показать:
а) где здание школы?
б) где спальный корпус?
в) где спортплощадка? и т. д.
2. Рассказать и показать:
а) как пройти от здания школы к мастерским?
б) откуда солнце светит утром, вечером?
в) где мы сегодня собирали листья?
3. Определить:
а) что ты видишь вокруг себя, если стоишь в этом (указать) месте?
б) видят ли друг друга дети, если один стоит здесь (указать), а другой — там (указать)?
в) где сад, а где кустарник?
Такие упражнения проводятся в течение всего учебного года. При этом сложность заданий должна дифференцироваться для каждого учащегося в зависимости от того, как он усваивает данный материал.
Одновременно с макетом школьного участка дети знакомятся с макетом классной комнаты. Учитель показывает на макете, где чья парта и место каждого ученика. Макет классной комнаты должен быть в классе с первых дней пребывания учащихся в школе. Знакомя учеников с правилами поведения, показывая, где ученик должен сидеть, как выходить к доске, учитель обращается к макету, после того как данное действие уже показано им в реальной действительности.
Заметим, что успешность усвоения правил поведения и умение определять местонахождение объекта по макету помогут педагогу определить уровень психического развития ученика: навыки пространственной ориентировки могут служить при этом одним из диагностических средств.
Ученики должны понимать, что на макете размещена вся классная мебель соответственно ее реальному расположению, им следует уметь находить место, где сидят их товарищи, показывать, как они будут идти к доске, называть, мимо кого из детей они будут проходить.
На следующем этапе проводится работа с планом классной комнаты.
Учитель условливается с учащимися, что каждую парту или стол, имеющийся на макете, они заменят прямоугольными листиками бумаги. На уроке ручного труда дети наклеивают на лист бумаги одноцветные прямоугольники по образцу, предложенному учителем. После этого дети сравнивают макет и свои планы, которыми они теперь будут пользоваться, находят свою парту, свое место и другие объекты — доску, шкаф, стол учителя, дверь, окна. Далее работа с планом ведется в той же последовательности, в которой она проводилась по макету: учащиеся показывают свое место на плане, вывешенном на доске; называют имя ученика, который сидит на том месте; которое показывает на плане учитель. Общий план класса постоянно висит у доски, а каждый ученик имеет свой план, изготовленный им самим, по которому он выполняет задания, предлагаемые педагогом. При работе с планом класса нужно постоянно обращать внимание учащихся на то, что именно изображено на нем.
Уже на втором году обучения, продолжая работу с планом класса, можно переходить к плану школьного участка, причем на начальном этапе работы план используется параллельно с макетом, изображенные на нем объекты дети соотносят с условными знаками плана.
Главным в этой работе является формирование осознанного, устойчивого представления о пространственном размещении знакомых, постоянно наблюдаемых объектов, соотнесение их с условно-объемными и символическими изображениями, умение передать словесно и графически их пространственное соотношение. В план ближайшего окружения включаются улицы, расположенные рядом со школой.
Ученики II класса уже могут воссоздать по плану макет школьного двора, перерисовать план. В течение всего учебного года проводятся упражнения по закреплению навыков пространственной ориентировки. При работе с макетом и планом необходимо добиваться от учащихся употребления слов, обозначающих пространственные характеристики объектов (большой, маленький, высокий, низкий) и пространственные отношения между ними (ближе, дальше, справа, слева, впереди, позади). Ученики должны уметь правильно сориентировать здание школы на макете и расположить остальные объекты относительно него.
В III и IV классах радиус ближайшего окружения расширяется. В классе должны быть планы микрорайона, населенного пункта (города, села), на которых выделены знакомые детям ориентиры. Учащиеся должны знать, где на плане расположена их школа, и научиться показывать пути сообщения, связывающие школу и другие знакомые объекты (вокзал, центр города, кинотеатры и т.п.).
Детей уже можно знакомить с картосхемами и крупномасштабными картами района, области. Школьники находят на них свой населенный пункт, могут, используя карту, «поехать домой», «в гости» к товарищу. Учащиеся могут совершать «экскурсии» в соседние города и села, «путешествовать» по району, области. Карты района и области изготавливаются учителем путем копирования имеющихся в продаже карт с исключением второстепенной информации. При их изготовлении нужно выделить только основные объекты (областной центр, главные дороги, наиболее крупные природные объекты: озера, реки, — большие города, населенные пункты, в которых живут учащиеся класса). Для большей наглядности объекты на этих картах нужно изображать не картографическими символами, а условными знаками плана, это облегчит учащимся их понимание.
Очень важно с самого начала научить детей правильно ориентировать карту по сторонам горизонта, определить свою «точку стояния», т.е. то место, где находится школа, и уже от нее показывать направления вначале по карте, а затем уже в действительности. Нужно при этом обучать детей описывать свой путь домой. При рассказе следует опираться на карту, показывая на ней местность, о которой идет речь. Тем самым мы постепенно формируем у учащихся важные приемы чтения и описания местности по карте.
В IV и V классах учеников можно ознакомить с политико-административными картами области и страны.
Они должны уметь показать столицу, границы государства, области. Учащиеся уже должны знать простейшие условные знаки карты (реки, озера, пути сообщения).
Таким образом, перед систематическим обучением географии, где, как уже отмечалось, изучается одна из наиболее важных и сложных тем — «План и карта», учащиеся получают существенную базу для ее изучения и понимания. Картографическая пропедевтика ставит своей целью обучить учеников формальному чтению картографических пособий, а задача учителя географии заключается в развитии этих умений до уровня, необходимого для изучения географического материала, предусмотренного программой вспомогательной школы.
ЛИТЕРАТУРА
Баранский Н.Н. Избранные труды. Научные принципы географии. М., 1980.
Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М., 1965.
Грузинская В.А. Методика географии для вспомогательной школы. М., 1949.
Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.
Капустин А.И. Коррекционно-развивающие функции наглядности в обучении учащихся вспомогательной школы. М., 1989.
Липа В.А. Особенности понимания символической наглядности учащимися вспомогательной школы: Психолого-педагогическое изучение аномальных детей и вопросы коррекционной работы. Тарту, 1985.
Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. М., 1977.
Рубахин В. Ф. Психологические основы обработки первичной информации. Л., 1974.
Синев В.Н. Психологические вопросы коррекционной работы на уроках географии // Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И.Шиф, В.Г.Петровой, Т.Н.Головиной. М., 1980.
Синев В.Н., Капустин А.И. О коррекционной роли использования образной наглядности в старших классах вспомогательной школы // Дефектология. 1978. № 2.
Синев В.Н., Стожок Л. С. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. Киев, 1977.
Якиманская И. С. Развитие пространственно1 го мышления школьника. М., 1980.
Яковлев Н. М. Начальное географическое картоведение. М
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни»
Ведущий: Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Нам очень приятно видеть всех Вас сегодня в нашем зале!! Сегодня у нас необычный день, мы сегодня с вами проводим внеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни».Мы с вами ребята знаем,что здоровье этобесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.
Необходимо постоянно заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни - это такой способ жизни людей, который обеспечивает им сохранение и укрепление здоровья.
Спросили одного мудреца:«Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Вот что ответил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Мы и в правду ребята должны укреплять свое здоровье:
Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам,
Чтобы реже обращаться
За советом к докторам.
Раз- два, шире шаг:
Делай с нами так.
Раз- два, не зевай,
С нами повторяй…
Вы ребята всегда и в школе,и дома,и после уроков занимаетесь спортом .
Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейны, корт,
зал, каток - везде вам рады.
За старание в награду
будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды.
Среди вас есть ребята, которые участвовали в спортивных районных,зональных и республиканских соревнованиях.
Например ученица 7класса Михайлова Ольга заняла 2 местопо настольному теннису в зональных соревнованиях 7республиканских соревнований.Также Ученик 7 класса Адель является участником этих же соревнований.
Ученик 5 класса Султанов Руслан является победителем районных соревнований по греко-римской борьбе ,в весовой категории до 32 килограммов.
Давайте послушаем наших участников агитбригады:
Если хочешь быть здоровым,
Сильным,быстрым, смелым,ловким,
Если подиум Олимпа
Ты мечтаешь покорить,
Наш совет-дружить со спортом,
Свежий воздух,тренировки.
И,конечно же,улыбки.
Ведущие: Если хочешь стать красивой,
Элегантной, грациозной,
Если подиум Парижа
Ты мечтаешь покорить,
Наш совет- дружить со спортом,
Танцевать подобно звездам-
Вот секрет здоровой жизни,
Без движения что за жизнь
Поэтому мы спортсмены.
Что прекрасно понимаем,
Будущее точно будет,
Коль здоровье сохраним
Олимпийцев станем сменой,
и звучит марш физкультурный
По пути нам в школе с ним!
Звучит спортивная, ритмичная музыка.
Легкая атлетика:
Дорожка беговая
Ленивых не потерпит,
На первый взгляд,играя,
Бежим быстрее ветра.
На самом деле море
Усердия и труда
Мы приложили, чтобы
Была она легка!
Прекрасней нет мгновенья
Когда ты самый быстрый,
Когда ты самый первый,
В учебе, спорте, жизни!
Борьба: Наш ринг-ковер борцовский,
Он - главный наш судья.
Борьба есть ум и ловкость,
И честной быть должна!
Борьбы единоборства
Искусством мы зовем.
Пришли они с Востока,
И мы их познаем
Их сила не в приемах.
В борьбе не в силе суть,
Показывая ловкость,
О чести не забудь!
Футболисты:
Он самый популярный,
В футбол играют все!
Дружнее нет команды,
В команде наш успех!
Удары по воротам,
Два тайма мысль - завить!
Выносливым и ловким,
И дружным надо быть!
В футбол играют дети.
Играют города.
И светит всей планете
Футбольная звезда!
И даже наше солнце,
похожее на мяч,
нам по утрам смеется
и всех зовет играть!
Ведущие:Наша формула здоровья:
Все: Спорт!
Ведущие:Стрессы людям снять поможет
Все: Спорт!
Ведущие:Дух и тело закаляет!
Все: Спорт!
Ведущие:Настроение поднимает!
Все: Спорт!
Народная мудрость гласит:
«ЗДОРОВЬЕ ПОТЕРЯЕШЬ – ВСЁ ПОТЕРЯЕШЬ» Согласны ли вы с этой мудростью.
- От кого зависит в первую очередь здоровье человека?
(Ответы)
Приветствие команд
Мы начинаем самую весёлую из всех спортивных и самую спортивную из всех весёлых игр – “Весёлые старты”!
Команда «Улыбка»
Улыбайся каждый раз,для здоровья это класс!
Команда «Радуга»
Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда!
I тур. Интеллектуально-спортивный брейн-ринг
Каждая команда по очереди отвечает на вопросы.
Вопросы для 1 команды:
- Назовите отечественные футбольные команды («Спартак», «Торпедо»,
«Динамо», «ЦСКА», «Локомотив» и др.)
2. Перечислите 3 вида спортивных игр с мячом. (Волейбол, футбол,
баскетбол, гандбол.)
3.Назовите родину Олимпийских игр. (Греция.)
4.Назовите виды зимнего спорта с участием женщин. (Фигурное катание, конькобежный спорт, лыжные гонки, биатлон, слалом.)
Вопросы для 2команды:
1.Назовите отечественные хоккейные команды («Спартак», «Сибирь», «Авангард», «Динамо», «ЦСКА», «Крылья Советов» и др.)
2.Назовите водную спортивную игру с мячом. (Водное поло.)
3.Назовите спортивную игру, родиной которой является Россия. (Лапта.)
4.Назовите виды летнего спорта с участием женщин. (Легкая атлетика, гимнастика, велоспорт, плавание, гребля, синхронное плавание.)
Общий вопрос (для выбора капитанов):Какая спортивная игра требует в большей степени не физической подготовки, а умственной. (Шахматы.)
Молодцы ребята! А сейчас вместе с вами мы посмотрим презентации,которые нам сделали наши капитаны команд на уроках информатики .Первая команда подготовила презентацию о видах спорта с участием женщин. Вторая команда о видах спорта с участием мужчин.
IIтур. Спортивный марафон
Ведущий.По традиции при открытии Олимпийских игр зажигается священный огонь, который передаётся от одного спортсмена к другому, пока факел с огнём достигнет олимпийской чаши. И мы начнём соревнования с передачи олимпийского огня.
- Эстафета «Передача олимпийского огня»
Капитанам вручаются красные флажки. По команде «Марш!» капитаны бегут вперед, обегают финишные стойки и, вернувшись к линии старта, передают флажок следующему игроку своей команды, а сами становятся в конце колонны. Второй игрок, обежав стойку, передает флажок третьему и т.д. По окончании эстафеты капитан (который снова оказывается впереди колонны) поднимает флажок вверх, остальные игроки разводят руки в стороны ( это положение финиширования).
- «Кенгуру»
Содержание:Команды построены по одному перед стартовой линией, у направляющего между коленями зажат мяч. По сигналу первый участник команды прыжками на двух ногах продвигается до обозначенного места, обогнув контрольную отметку, возвращается назад, передает мяч следующему участнику. Второй участник выполняет то же, что и первый. При потере мяча участник обязан поднять его и продолжить выполнение задания. Выигрывает команда, которая первой закончит эстафету.
4. Эстафета «Прыжки в мешках»
5. Эстафета с теннисной ракеткой и воздушным шариком
- Передвигаясь шагом, пронести на вытянутой руке теннисную ракетку с помещённым на неё воздушным шариком ( другой рукой шарик не поддерживать).
6. Эстафета «Ходьба руками»
Ш тур. Конкурс загадок
1. Проложили две дорожки,
Чтоб по снегу мчались ножки,
Быстрые, новые
Ножки те кленовые. (Лыжи.)
2. Очень чудные ботинки
Появились у Иринки
Не годятся для ходьбы,
В них по льду кататься бы. (Коньки.)
3.На каток идут зимой.
Что же делать в летний зной?
Пригодятся Коленьке
С колесиками...(ролики.)
4. Ах, какой огромный стол!
Для каких обедов он?
Нет, обедать здесь не станем:,
Сетку туго мы натянем -
Скачет шарик там и тут.
Как игру эту зовут? (Настольный теннис.)
5.Две ракетки и волан,
Пышный, точно сарафан.
Высоко волан взлетает -
Сильно Лена отбивает. (Бадминтон.)
6. Этот конь не ест овса,
Вместо ног 2 колеса.
Сядь верхом и мчись на нем
Только лучше правь рулём. (Велосипед).
7. Кинешь в речку – не тонет,
Бьёшь о стенку – не стонет,
Будешь озимь кидать,
Станет кверху летать. (Мяч)
IVтур. Конкурс капитанов
Конкурс “Боулинг”.
На площадке выставляются 10 кеглей для каждого капитана на расстоянии. По сигналу ведущего капитаны должны сбить кеглю мячом. Выигрывает тот, кто собьет кеглю.
7. Эстафета. «Большой башмак»
-Дети бегут, надев на ногу огромный башмак (коробку) до финиша и обратно, передают башмак (коробку) другому участнику.
Заключение
Ведущий: - Дорогие ребята и гости! Вот и закончились наши спортивные состязания. Теперь мы попросим уважаемое жюри подвести итоги и назвать победителей.
Ведущий:
Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, энергию и достичь долголетия.
Надеемся, что сегодня встреча не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее. Ведь “Здоров будешь – всё добудешь!”
Так что будьте здоровы!
Протокол заседания жури.
Конкурс | Команда «Улыбка» | Команда «Радуга» |
1тур . Интеллектуально-спортивный брейн-ринг. | ||
2 тур. Спортивный марафон. | ||
1.Эстафета«Передача олимпийского огня». | ||
2.Эстафета «Кенгуру». | ||
3.Конкурс «Здоровому – всё здорова» | ||
4.Эстафета «Прыжки в мешках» | ||
5.Эстафета с теннисной ракеткой и воздушным шариком.
| ||
6. Эстафета «Боулинг» | ||
7.Эстафета «Большой башмак» |
Протокол заседания жури.
Конкурс | Команда «Улыбка» | Команда «Радуга» |
1тур . Интеллектуально-спортивный брейн-ринг. | ||
2 тур. Спортивный марафон. | ||
1.Эстафета«Передача олимпийского огня». | ||
2.Эстафета «Кенгуру». | ||
3. Эстафета «Прыжки в мешках» | ||
4. Эстафета с теннисной ракеткой и воздушным шариком. | ||
5. Эстафета «Боулинг»
| ||
6. Эстафета «Большой башмак» |
Протокол заседания жури.
Конкурс | Команда «Улыбка» | Команда «Радуга» |
1тур . Интеллектуально-спортивный брейн-ринг. | ||
2 тур. Спортивный марафон. | ||
1.Эстафета«Передача олимпийского огня». | ||
2.Эстафета «Кенгуру». | ||
3. Эстафета «Прыжки в мешках» | ||
4. Эстафета с теннисной ракеткой и воздушным шариком. | ||
5. Эстафета «Боулинг»
| ||
6. Эстафета «Большой башмак» |
Протокол заседания жури.
Конкурс | Команда «Улыбка» | Команда «Радуга» |
1тур . Интеллектуально-спортивный брейн-ринг. | ||
2 тур. Спортивный марафон. | ||
1.Эстафета«Передача олимпийского огня». | ||
2.Эстафета «Кенгуру». | ||
3. Эстафета «Прыжки в мешках» | ||
4. Эстафета с теннисной ракеткой и воздушным шариком | ||
5.Эстафета «Боулинг»
| ||
6. Эстафета «Большой башмак» |
Предварительный просмотр:
Уруссинская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат
Доклад подготовила учитель географии и биологии
Шайгарданова Ирина Николаевна
2011 г
ПОГОВОРИМ О ЗДОРОВЬЕ
История о здоровье и нездоровье, о сложном пути к физическому и духовному совершенству стара как мир. Издавна человечество борется, причем, само с собой, за самый что ни на есть здоровый образ жизни. Борется, перефразируя известное высказывание, не на смерть, а на жизнь!
Из глубины веков до нас дошли высказывания великих о пагубности вредных привычек, народные пословицы о здоровом теле и духе. Старинные рецепты сохранения отличной фигуры и поддержания организма в тонусе и по сей день не потеряли свою актуальность. Мы знаем все, что касается диет, полезной пищи, режима дня, пользы свежего воздуха, физкультуры хотя бы в виде утренней гимнастики. Мы наслышаны об ужасающих последствиях употребления алкоголя, курения и, не дай Бог, наркотиков. Причем приобретенные знания о жутком влиянии всего этого на организм и личность должны оттолкнуть нас от сигарет, градусов и одурманивания. Мы в курсе о вреде жирной пищи, обильной еде на ночь, несоблюдении элементарных правил режима дня и гигиены тела, об отсутствии полноценного движения и постоянного «великого сидения» перед телевизором и монитором. И уж наверняка одна половина человечества вдохновенно расскажет другой половине об огромной пользе занятий разнообразными видами танцев, восточных гимнастик, опишет их влияние, как на дух, так и на тело. А сколько содержится в наших умах информации о методах и способах лечения, о лекарственных препаратах традиционной и нетрадиционной медицины?
Но почему-то c ростом интеллектуального потенциала человечества, развитием новейших технологий и внедрением суперсовременных видов техники, призванных облегчить нашу деятельность и быт, связан крайне нездоровый образ жизни! А нарастающий темп жизни, полный стрессов, экологическая обстановка с загрязненной атмосферой и гидросферой, загубленной биосферой, которые относят к издержкам развития постиндустриального общества, здоровья, населению так и не прибавили! А если взять продолжительность жизни россиян, особенно мужчин, становится вообще не по себе. 59 лет! Не случайно наша страна находится в восьмой десятке (!) в мире по индексу развития человеческого потенциала, являющемуся сейчас основным показателем качества жизни населения. Получается, нет его, качества!
Говорят, что это издержки нашего бурного развития и их влияние неизбежно. И даже наши знания не изменят ситуации? А может быть, давайте скажем честно, мы не хотим особо ничего менять? Утруждать себя оздоровлением или с самого начала своей сознательной жизни вести только здоровый образ жизни?
«Мы» — это и государство в лице правительства, принимающее очень красивые на бумаге глобальные программы по оздоровлению и населения, и природной среды. «Мы» — это и корпорации с многочисленными заводами и фабриками, портящими здоровье и населения, и окружающей среды. «Мы» — это и отдельно взятые индивиды, желающие быть здоровыми более на словах, чем на деле. Когда же все мы всерьез задумаемся и возьмемся за решение самой насущной, самой основной проблемы — здоровья, которое формируется только при ведении здорового образа жизни? Ведь мы знаем, что... И снова возвращаемся к началу текста. Замкнутый круг какой-то!
Мы боремся. За здоровье. За здоровый образ жизни. Вернее, большая часть населения делает вид, что борется. Поэтому, к великому сожалению, статистика наличия хронических заболеваний, количества курящих, пьющих, употребляющих наркотики у населения нашей страны говорит о том, что наша борьба пока идет со счетом «три — ноль» в пользу сплошного нездоровья!
И вот уже здорового человека в пору занести в Красную книгу! Однажды знакомый терапевт с двадцатилетним стажем на вопрос о том, встречал ли он абсолютно здорового пациента, подумав минут пять, сказал: «Была одна женщина лет десять назад. Здоровая, правда, в очках!» Простим этот грустный юмор специалисту по болезням. Он просто констатировал факт: наше здоровье, здоровье россиян, как, впрочем, и большинства жителей планеты, катастрофически ухудшаются! Дело сохранения и приумножения здоровья нации становится государственной политикой!
«Береги честь смолоду!» — предостерегает нас народная мудрость. Изменим немного ее смысл: «Береги здоровье смолоду!»
Не будем говорить о наследственности и демографической ситуации в стране. Но именно в раннем возрасте должны быть получены основы знаний по режиму питания и дня, по правилам гигиены. Именно с детских лет мы все должны быть «привиты» от всех вредных привычек, от которых страдает человечество. Именно с самого начала нашей сознательной деятельности заложены основы здорового образа жизни.
Образовательные учреждения в решении этой задачи занимают почетное первое место. В детских садиках весь распорядок дня, вся воспитательная и развивающая программа ориентированы на рост детишек здоровенькими. К чести дошкольного образования основы здорового образа жизни у малышей заложены в большей или меньшей степени прилично. Дальше эстафету принимают школы. Вот здесь то начинается, на мой взгляд, игра в «Слабое звено». В роли проблем выступают и увеличивающаяся постоянно учебная нагрузка, и отсутствие мебели, не портящей осанку, и непонятно какого качества в большинстве учебных заведений страны питание, и довольно большая занятость детишек в сети дополнительного образования. Нетрудно догадаться, кто становится самым слабым звеном: наши дети.
Да, главной целью всех воспитательных систем является, прежде всего, развитие, становление здорового человека: и физически, и нравственно, и духовно. Отличная, замечательная цель! Но как ее достичь? Как сориентировать весь образовательный процесс, все культурно - воспитательное пространство, чтобы вместе с аттестатом о среднем образовании наши выпускники получали и сертификат здоровья с пометкой «Заболеваний нет»? Чтобы физическая культура стала настоящим культурным достоянием каждого, а такие явления, как алкоголизм, наркомания, стали абсолютно неактуальны в молодежной среде?
В каждом образовательном учреждении складывается своя система по формированию здорового образа жизни, т. е. решению данной глобальной цели. Учебные предметы, содержащие знания об организме и здоровье человека, внеклассные праздники и спортивные соревнования, творческие конкурсы, исследовательские работы по той же тематике, встречи со специалистами, работа секций и спортивных клубов — все направлено на решение задач сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения. Ибо все педагоги прекрасно понимают: отстранись мы от данного глобального направления воспитательной деятельности, знания фундаментальных наук, которые даются детишкам в учебном процессе, могут так и остаться невостребованными.
«ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ»
Пояснительная записка
Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа — идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью, как главной жизненной ценности. Представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.
Любая культура начинается со знаний. Поэтому подростки должны быть вооружены целой системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима и т. д., а также о сущности здорового образа жизни. В этом состоит смысл познавательного аспекта системы.
Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.
Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа в повседневной жизни подростков, устойчивом противодействии негативных воздействий.
Формирование культуры здоровья — это активный процесс воспитания и саморазвития подростков. Поэтому предлагаемая программа «Твое здоровье» представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни, составленных согласно принципу природосообразности.
Министерство образования Российской Федерации предложило образовательным учреждениям разработать программы, направленные на сохранение здоровья учащихся, составленные в соответствии с физиологическими и гигиеническими нормативами.
Главные цели программы:
- формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;
- формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;
- формирование личной стратегии жизни подростка.
Рекомендуемые формы занятий по реализации программы:
- психологические упражнения, направленные на актуализацию имеющегося опыта и знаний ребят, психологические игры с элементами психодрамы, тренинги;
- «мозговой штурм», «аукцион идей», «круглый стол», «свободный микрофон», дискуссионный клуб;
- «классный лекторий», устный журнал «Наше здоровье», беседы «поговорим откровенно», Творческие конкурсы;
- выработка личной стратегии поведения, «Я-концепции», рефлексия.
Содержание программы
Классы | Цели | Разделы программы | |||
Человек и социум | Гигиена и здоровье | Питание и здоровье | Профилактика употребления ПАВ | ||
1-4-е классы | Получение знаний об организме человека и его функционировании, формирование основных навыков здорового образа жизни | Части тела, внутренние органы, их функциональное предназначение. Развитие человека. Чувства и эмоции, способы проявления эмоций. Понятие о здоровье. Гуманное отношение к физическим недостаткам. Дружба. Правила межличностного общения. Правила поведения на улице, в общественных местах, с незнакомыми людьми. Семья, правила семейного общения. Ребенок в семье, его обязанности и права | Понятие о гигиене. Чистота - залог здоровья. Гигиена одежды и обуви: правильный выбор в зависимости от погоды, назначения, индивидуальных особенностей. Гигиена полости рта, временные и постоянные зубы стоматологические заболевания и их профилактика, уход за зубами. Режим дня, необходимость его соблюдения, актив-ный и пассивный отдых, сон как эффективный отдых. Представление об инфекционных заболеваниях, способы первичной «пассивной» защиты от инфекции. Поликлиника и больница. Вызов врача на дом, специализация врачебных услуг, служба спасения. Медикаменты: польза и вред, осторожное обращение с лекарствами | Представление об основных пищевых веществах, значение витаминов для организма человека, полезные пищевые продукты. Процесс пищеварения, основные правила рационального питания. Обработка пищевых продуктов. Этикет за столом | Общее представление о психоактивных веществах, их влияние на организм и здоровье человека. Вред табака и алкоголя |
5-7-е классы | Развитие социально-адаптационных качеств личности, мотивационной сферы, направленной на формирование потребностей быть здоровым, включение в активную деятельность по формированию здорового образа жизни и противостояние влияниям вредных привычек | Функциональное предназначение частей тела. Рост и развитие человека. Половое созревание, гигиена пола. Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные. Правила межличностного общения. Дружба, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Правила пове-дения на улице, в общественных местах, с незнакомыми людьми | Индивидуальные и возрастные особенности кожи, уход за кожей лица, рук, тела. Уход за ногтями. Правила выбора средств ухода за телом. Уход за волосами. Правила личной гигиены подростков, Болезни кожи, связанные с обменом веществ, угревая сыпь. Пользование косметическими средствами (для девочек). Гигиена полости рта. Профилактика заболеваний зубов, десен. Питание и здоровые зубы. Режим учебы, отдыха и сна. Режим физических и умственных нагрузок. Переутомление, его признаки и методы снятия. Стрессы и их влияние на организм человека. Оптимальные условия труда. Причины возникновения инфекционных заболеваний, источники и возбудители инфекции. Иммунитет, «активные» и «пассивные» способы повышения иммунитета. Поведение при возникновении инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем. Туберкулез, гепатит, их предупреждение | Режим питания подростка. Вред «быстрого питания». Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приема пищи. Этикет за столом | Опасность употребления психоактивных веществ: влияние табака, алкоголя, наркотиков на организм человека. Здоровый образ жизни и его соблюдение. Поведение с людьми, употребляющими ПАВ |
.
8-9-е классы | Совершенствование культуры здоровья, общения, повышение социальной активности каждого подростка. Формирование навыков эффектив- ного использования знаний о сохранении и укреплении здоровья. | Субъективные и объективные признаки здоровья. Репродуктивное здоровье юноши и девушки. Половой деформизм. Интимные межличностные отношения. Обменные и инфекционные болезни, приводящие к изменению формы тела и инвалидности. Старение и смерть человеческого организма. Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения. Семья и ее функции. Психологический климат в семье. Формальные и неформальные группы, их специфика. Воздействие группы на личность. Принятие решения в группе. Межличностные конфликты и пути их разрешения. Навыки противостояния негативным влияниям в группе | Индивидуальный выбор средств для ухода за телом. Подбор и правила пользования косметическими средствами в зависимости от индиви- дуальных особенностей кожи. Вредность чрезмерного использования косметики. Планирование труда и отдыха во время экзаменов, других экстремальных ситуациях при физических, интеллектуальных эмоциональных нагрузках. Пути предупреждения ВИЧ. «Группы риска» по заражению и распространению. Индивидуальная ответственность за рас-пространение инфекционных и венерических заболеваний | Рациональное питание, режим питания, сбалансированность продуктов питания в меню человека. Диеты, их разновидности. Вред чрезмерного увлечения диетами. Медицинское голодание. Болезни нерационального питания: ожирение, анорексия. Питание во время стрессовых ситуаций. Правила поведения в местах общественного питания | Профилактика употребления ПАВ: наркотики «легальные» и «нелегальные». Выработка независимого поведения, противостояние в употреблении табака, алкоголя, наркотиков. Возникновение наркотической зависимости. Интоксикация организма и ее побочные явления при употреблении ПАВ. Болезни человека, возникающие в результате употребления ПАВ. Здоровый образ жизни, активная жизненная позиция— альтернатива употребления ПАВ, главное условие успешности жизни |
Команда «Суперстар» представляет!
Сценарий для агитбригады
Звучат позывные «УЕФА»
На сцену выходят трое ведущих
1.Если хочешь стать здоровым,
Сильным. Быстрым, смелым, ловким,
Если подиум Олимпа
Ты мечтаешь покорить,
Наш совет- дружить со спортом,
Свежий воздух, тренировки,
И, конечно же, улыбки,
Чудо могут сотворить.
2.если хочешь стать красивой,
Элегантной, грациозной,
Если подиум Парижа
Ты мечтаешь покорить,
Наш совет- дружить со спортом,
Танцевать подобно звездам-
Вот секрет здоровой жизни,
Без движенья- что за жизнь?
3.потому то мы- спортсмены,
Что прекрасно понимаем,
Будущее точно будет,
Коль здоровье сохраним!
Олимпийцев станем сменой,
Чемпионами мы станем,
И звучит марш физкультурный
По пути нам в школе с ним!
Звучит спортивный марш
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химия 7 класс (пропедевтика)
Планирование к учебнику О.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс.7 класс». 35 ч...
Дипломная работа по теме "Организация проектной деятельности в пропедевтике геометрических понятий (6 класс)"
Работа представляет собой разработку методического обеспечения по курсу "Наглядная геометрия 6 класс". В работу включены теоретические аспекты проектной деятельности, поурочное пла...
Итоговый тест по пропедевтике геометрии 6 кл
Итоговый тест по пропедевтике геометрии 6 кл...
Программа для кружка в 7 классе "Основы химии" (пропедевтика)
Программа основывается на уже имеющихся у семиклассников знаниях по естественно-научным дисциплинам: физике, географии, биологии. Пропедевтический курс содержит материал, который знакомит ...
Литературоведческая пропедевтика (на материалах русских народных сказок)
В статье рассматривается один из методических аспектов работы с данным учебником. А именно пропедевтика изучения литературоведческих понятий на примере русских народных сказок....
Урок по истории 5 класса « Этнография» ( из курса пропедевтика)
Этнография – это наука изучающая культурно- бытовые особенности разных народов. Цель: определить роль этнографии при изучении истории.Задачи: познакомить учащихся с историей прои...
Тесты по пропедевтике внутренних болезней.
тестовый контроль по теме: "Заболевания верхних дыхательных путей"...