доклад на методическом совете "Современные образовательные технологии"
материал по биологии по теме
в данном материале описаны некоторые современные технологии, применяемые в современной школе на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sovr._obr._tehnol.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные
образовательные
технологии
Рекутина Е.Н.
учитель биологии
МБОУ СОШ №1 с. Каликина
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
- Проблемное обучение
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
- Разноуровневое обучение
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
- Проектные методы обучения
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
- Исследовательские методы в обучении
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
- Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
- Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.
- Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
- Информационно-коммуникационные технологии
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
- Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
- Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
(РКМЧП) была разработана американскими педагогами Джени Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Технология стала известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).
Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия (размышление).
Технологическая карта урока по технологии РКМЧП
Стадии (фазы) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приёмы и методы |
I. Вызов | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы | Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. | Составление списка “известной информации”. Рассказ-предположение по ключевым словам. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы. Верные и неверные утверждения. Перепутанные логические цепочки. |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах | |||
II. Осмысление содержания | Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому” | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения: маркировка: “V” - известная информация “-” противоречит моим первоначальным представлениям; “?” - непонятная информация; “+” – новая информация |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах. | |||
III. Рефлексия | Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям -предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания | Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления | Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация круглых столов и дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы. |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах. |
Технология развития критического мышления чётко расставляет акценты: каждый ученик запоминает именно ту информацию, которая оказалась актуальной для него, пригодится ему в дальнейшем, учащиеся воспринимают полученную информацию как те "крупицы золота", которые они намыли сами.
Применение данной технологии показывает, что учащиеся активно включаются в урок, получают возможность высказать своё мнение, а затем проанализировать полученную информацию, осмыслить и обобщить её.
- Технология В.М.Монахова – детально продуманная модель деятельности учителя по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Учителем ставится конкретная задача развития определенного качества личности учащегося и определенные система педагогических действий для достижения цели. Идет поиск стратегий развития определенного качества личности и каждого ученика. Учитель может сам, в соответствии с возможностями класса, своей подготовленностью и творческой индивидуальностью рассматривать технологические приемы Монахова.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Современные образовательные технологии и методы в преподавании иностранного языка"
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Преподаватель УКСИВТ: Ерофеева С.М. Зада...
Доклад по теме "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность"
Доклад к педсовету по теме "Современные образовательные технологии в УВП"...
Доклад "Метод учебных проектов - образовательная технология 21 века"
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень Мишель де Монтень французский философ и писательЗачем нужно учиться? Ответ на этот «детский...
СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД на тему: «Современные образовательные технологии как способ развития универсальных учебных действий обучающихся».
В современном, стремительно изменяющемся мире, репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованны...
Доклад на тему "Современные образовательные технологии" на уроках физической культуры
quot;Современные образовательные технологии"....
Доклад на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС» Руководителя ШМО естественно-математического цикла МБОУ «Родомановская средняя школа»
Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий....
Доклад на ЦМК Дистанционные образовательные технологии в преподавании иностранного языка в медколледже
Доклад на ЦМК Дистанционные образовательные технологии в преподавании иностранного языка в медколледже...