Внутреннее строение птиц
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Знакомство учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанных с полетом; с усложнением организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися;с приспособленностью организмов к среде обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennee_stroenie_ptic.zip | 988.16 КБ |
urok_3._osobennosti_vnutrennego_stroeniya_ptic_v_svyazi_s_prisposoblennostyu_k_polyotu.doc | 107.5 КБ |
gruppovye_zadaniya.doc | 34.5 КБ |
Подписи к слайдам:
Автор: Костюченко А.Н., учитель биологии НМОУ «Лицей № 84», г. Новокузнецк
Вставьте пропущенные слова:Перо – это видоизменённая чешуя – состоит из … вещества. Контурное перо состоит из твёрдого … и расположенного по бокам … . У большинства птиц грудина имеет высокий гребень - … . Прочную опору для крыльев создаёт … .Скелет передних конечностей имеет те же отделы, как и других наземных позвоночных …, …, пояс задних конечностей образован …, …, сросшимися … .Цевка – это часть … .
1. Только птицы из позвоночных животных:а) приспособились к полёту;б) имеют перьевой покров тела;в) откладывают яйца с известковой скорлупой.2. Крылья поднимают: а) подключичные мышцы, располагающиеся под большими грудными;б) большие грудные мышцы (на их долю приходится 20% массы тела птицы);в) большие грудные и подключичные мышцы.
3. Длина шеи у птиц зависит от:а) длины тел позвонков;б) количества позвонков;в) количества позвонков и длины их тел.4. Пояс передних конечностей у птиц образован:а) двумя: ключицами, лопатками и вороньими костями;б) двумя ключицами и двумя лопатками;в) грудиной, двумя: ключицами, лопатками и вороньими костями.
5. Скелет собственно передней конечности состоит из:а) плечевой кости, двух костей предплечья и костей кисти;б) плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти;в) плечевой и вороньей кости, двух костей предплечья, костей кисти.6. В скелете кисти птиц сохранились остатки:а) 3-х пальцев; б) 2-х пальцев; в) одного пальца.
7. Киль на грудине птиц: а) способствует рассеканию воздуха при полёте;б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;в) не имеет значения, как приспособление к полёту.8. Цевка у птиц результат приспособления к:а) поднятию туловища над землёй;б) смягчению при приземлении;в) увеличению длины шага при прохождении на задних конечностях.
9. Одним из приспособлений скелета птиц к полёту не является:а) отсутствие зубов;б) срастания нескольких отделов позвоночника;в) большой объём мозговой части черепа.
Система органов
Органы
Функциональная приспособленность к полёту
1. Пищеварительная2. Выделительная3. Дыхательная4. Кровеносная5. Нервная6. Половая
Общий вывод: ?
Общий вывод: особенности строения систем внутренних органов птиц связано с приспособлением к полёту.
1.Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них челюстей и зубов:а) зоб; б) железистый отдел желудка;в) мускульный отдел желудка;г) тонкий кишечник.2. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:а) передние воздушные мешки; б) лёгкие;в) задние воздушные мешки; г) трахея.
3. Какая кровь находится в правой части сердца птицы:а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.4. С чем связанно отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц:а) с необходимостью облегчения тела;б) с интенсивным обменом веществ;в) с особенностями продуктов выделения.
5. Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся:а) передний мозг; г) мозжечок;б) средний мог; д) продолговатый мозг.в) промежуточный мозг; 6. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:а) зрение; б) слуха; в) обоняния; г) осязания; д) вкуса.
7. Птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся, а постепенно, так как:а) у них функционирует только один яичник;б) это позволяет не увеличивать массу тела; в) у птиц небольшое число яиц.
Изучите текст учебника с. 212-216. Тетрадь на печатной основе задание 136- 140. Сообщение «От яйцеклетки до яйца».
http://tana.ucoz.ru/index/0-8 http://www.floranimal.ru/ http://images.yandex.ru
Предварительный просмотр:
Класс Птицы
Тема: «Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полёту»
Цели: ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанных с полетом; показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися; научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функцией органов; научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.
Формирование умений: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с учебником.
Оборудование: таблица «Класс Птицы. Голубь»; таблица рельефная «Внутреннее строение птицы»; макет головного мозга позвоночных животных; табл. «Основные классы позвоночных животных».
Ход урока:
I. Организационный момент(1-2 минуты).
Здравствуйте, ребята, садитесь (слайд 1).
II. Проверка знаний (5-10 минут).
Назовите отделы и кости скелета птицы (слайд 2).
1. Индивидуальный опрос: работа по карточкам 1-5.
Пока одни ребята работают с индивидуальными карточками, другие выполняют диктант (слайд 3).
1. Биологический диктант. Вставьте пропущенные слова:
- Перо – это видоизмененная чешуя – состоит из... вещества.
- Контурное перо состоит из твердого ... и расположенного по бокам ....
- У большинства птиц грудина имеет высокий гребень – ....
- Прочную опору для крыльев создает ....
- Скелет передних конечностей имеет те же отделы, как и других наземных позвоночных...,..., пояс задних конечностей образован …., сросшимися с...
- Цевка – это часть....
2. Выберите правильные ответы.
1) Только птицы из позвоночных животных: (слайд 4)
а) приспособились к полету;
б) имеют перьевой покров тела;
в) откладывают яйца с известковой скорлупой.
2) Крылья поднимают:
а) подключичные мышцы, располагающиеся под большими грудными;
б) большие грудные мышцы (на их долю приходится 20% массы тела
птицы);
в) большие грудные и подключичные мышцы.
3) Длина шеи у птиц зависит от: (слайд 5)
а) длины тел позвонков;
б) количества позвонков;
в) количества позвонков и длины их тел.
4) Пояс передних конечностей у птиц образован:
а) двумя ключицами; двумя лопатками и двумя вороньими костями;
б) двумя ключицами и двумя лопатками;
в) грудиной, двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими
костями.
5) Скелет собственно передней конечности состоит из: (слайд 6)
а) плечевой кости, двух костей предплечья и костей кисти;
б) плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти;
в) плечевой и вороньей костей, двух костей предплечья, костей кисти.
6) В скелете кисти птиц сохранились остатки:
а) трех пальцев; б) двух пальцев; в) одного пальца.
7) Киль на грудине птиц: (слайд 7)
а) способствует рассеканию воздуха при полете;
б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;
в) не имеет значения, как приспособление к полету.
8) Цевка у птиц — результат приспособления к:
а) поднятию туловища над землей;
б) смягчению при приземлении;
в) увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.
9) Одним из приспособлений скелета птиц к полету не является:
(слайд 7)
а) отсутствие зубов;
б) срастание нескольких отделов позвоночника;
в) большой объем мозговой кости черепа.
Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – а; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – в; 9 – в. 3.
III. Изучение нового материала (25-30 минут).
Ученики разделяются на 5 групп. Каждая группа получает групповые задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующий раздел в учебнике (слайд 8).
I группа. Пищеварительная и выделительная системы.
- Назовите органы выделения птиц. Известно, что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?
- План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одинаковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе, связанные с полетом. Запишите их в тетради.
- Запишите в тетрадь органы пищеварительной и выделительной систем.
- В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из-за отсутствия зубов?
II группа. Дыхательная система.
- Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.
- Запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полетом, в тетрадь.
- Используя рисунок, составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение.
III группа. Кровеносная система, обмен веществ.
- Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
- Используя рис., определите направление движения крови по сосудам. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.
- Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц (рис.)? Какая кровь поступает к органам тела? в легкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменов веществ у птиц?
IV группа. Система органов размножения.
- Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полетом.
- На рис. изображена система органов размножения птиц. Назовите и раскройте значение каждого из них. Где происходит оплодотворение у птиц?
- Выберите правильные утверждения:
а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.
б) В яичнике созревает сразу много яиц.
в) Собственно яйцом считается желток.
г) Оплодотворение у птиц наружное.
V группа. Нервная система птиц.
- Рассмотрите рис. Запишите части нервной системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывают на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
- Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чем проявляется взаимосвязь поведения птиц и уровня организации их нервной системы?
- Среди перечисленных ниже примеров выберите условный рефлекс:
а) постройка гнезд; в) цыплята бегут на голос хозяйки;
б) высиживание птенцов; г) цыплята клюют все подряд.
После завершения работы ученики в течение 2-3 минут готовятся к устному ответу на вопросы задания, после чего по очереди выступают. Учащиеся других групп особенности каждой системы записывают себе в тетрадь, заполняя таблицу (слайд 9).
Система органов | Органы | Функциональная приспособленность к полету |
1. Пищеварительная. 2. Выделительная. 3. Дыхательная. 4. Кровеносная. 5. Нервная. 6. Половая. |
Во время ответа ученика 2-й группы преподаватель демонстрирует учащимся работу дыхательной системы птицы, используя для этого модель «Дыхательный аппарат птиц». При отсутствии данной модели один из участников второй группы объясняет движение воздуха в дыхательной системе по схеме (рис.), увеличенной для демонстрации ее в классе.
Общий вывод: особенности строения систем внутренних органов птиц связаны с приспособлением к полету.
Организуется проверка таблицы, которую заполняли учащиеся в ходе выступления групп.
IV. Закрепление изученного материала (3-5 минут).
Выберите правильные ответы:
1. Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них
челюстей и зубов: (слайд 10)
а) зоб; в) мускульный отдел желудка;
б) железистый отдел желудка; г) тонкий кишечник.
2. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:
а) передние воздушные мешки; в) задние воздушные мешки;
б) легкие; г) трахея.
3. Какая кровь находится в правой части сердца птицы: (слайд 11)
а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.
4. С чем связано отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе
птиц:
а) с необходимостью облегчения тела;
б) с интенсивным обменом веществ;
в) с особенностями продуктов выделения.
5. Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся: (слайд 12)
а) передний мозг; г) мозжечок;
б) средний мозг; д) продолговатый мозг.
в) промежуточный мозг;
6. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:
а) зрения; б) слуха; в) обоняния; г) осязания; д) вкуса.
7. Птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся, а постепенно, так как:
а) у них функционирует только один яичник;
б) это позволяет не увеличивать массу тела;
в) у птиц небольшое число яиц.
Ответы: 1 – в); 2 – б); 3 – а); 4 – а); 5 – а), б), г); 6 – а); 7 – а).
Домашнее задание. Изучить текст учебника, с.212-216. Тетрадь на печатной основе задание 136-140. Сообщение «От яйцеклетки до яйца» (слайд 13).
Спасибо за внимание! (слайд 14, 15)
Карточка № 1
1. Напишите название отделов и костей скелета птицы, обозначенных цифрами 1 – 16.
Карточка № 2
1. Рассмотрите рисунки с изображением
первого (а) и второго (б)
шейных позвонков птицы.
2. Какие особенности их строения
способствуют подвижности головы?
Карточка № 3
1. Напишите, какие кости его образуют пояс передних конечностей птицы.
2. К чему прикрепляются мышцы, поднимающие и опускающие крыло птицы?
Карточка № 4
1. Крылья у птиц опускают большие грудные мышцы, достигающие 20% общей массы ее тела, а поднимают крылья меньших размеров. Почему не наоборот?
Карточка № 5
1. Когда птица садится на ветку дерева, то ее пальцы автоматически сжимаются. Какое движение должна сделать птица, прежде чем взлететь с ветки? Почему?
Предварительный просмотр:
I группа. Пищеварительная и выделительная системы.
1) Назовите органы выделения птиц. Известно, что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?
2) План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одинаковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе, связанные с полетом. Запишите их в тетради.
3) Запишите в тетрадь органы пищеварительной и выделительной систем.
4) В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из-за отсутствия зубов?
II группа. Дыхательная система.
1) Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.
2) Запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полетом, в тетрадь.
3) Используя рисунок, составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение.
III группа. Кровеносная система, обмен веществ.
1) Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
2) Используя рисунок, определите направление движения крови по сосудам. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.
3) Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц (рис.)? Какая кровь поступает к органам тела? в легкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменов веществ у птиц?
IV группа. Система органов размножения.
1) Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полетом.
2) На рис. изображена система органов размножения птиц. Назовите и раскройте значение каждого из них. Где происходит оплодотворение у птиц?
3) Выберите правильные утверждения:
а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.
б) В яичнике созревает сразу много яиц.
в) Собственно яйцом считается желток.
г) Оплодотворение у птиц наружное.
V группа. Нервная система птиц.
1) Рассмотрите рис. Запишите части нервной системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывают на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
2) Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чем проявляется взаимосвязь поведения птиц и уровня организации их нервной системы?
3) Среди перечисленных ниже примеров выберите условный рефлекс:
а) постройка гнезд;
б) высиживание птенцов;
в) цыплята бегут на голос хозяйки;
г) цыплята клюют все подряд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внутреннее строение птицы
презентация к уроку...
Урок "Внутреннее строение птиц"
Очень хорошо проводить при групповых формах обучения. А также можно использовать как кратковременные проекты. Совместная работа сближает ребят и делает учебу интересней....
Практикум. "Внутреннее строение птиц"
Задание для самостоятельной работы с учебником....
Презентация к уроку "Особенности внутреннего строения Птиц"
Характеристика внутреннего строения птиц...
Карточки задания разных уровней сложности по биологии 7 класс по теме : «Внутреннее строение птиц»
Карточки задания разных уровней сложности по биологии 7 класс по теме : «Внутреннее строение птиц»...
Особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полетом
Технологическую карту и презентацию можно использовать при прохождении темы " Птицы"...
Внутреннее строение птицы
Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету...