Многообразие птиц. Птицы Кемеровской области.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Костюченко Анна Николаевна

 

Обобщение знаний о среде обитания и приспособленности птиц к ней; особенностей строения и жизнедеятельности птиц разных отрядов и экологических групп; значение птиц в природе и их практическое значение для человека, необходимость их охраны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс Птицы

Тема: «Размножение и развитие птиц. Годовые циклы и перелёты птиц»

Цели: Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц; обобщить знания учащихся о сходстве птиц и пресмыкающихся. Познакомить учащихся с сезонными явлениями в жизни птиц различных видов; сформировать знания о приспособленности птиц к сезонным явления в природе; активизировать познавательный интерес учащихся.

Формирование умений: самостоятельно приобретать знания, работать с дополнительной литературой; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:  модель «Строение яйца», таблицы «Голубь», чучела птиц.

Ход урока:

I. Организационный момент(1-2 минуты).

Здравствуйте, ребята, садитесь (слайд 1).

II. Проверка знаний (5-10 минут).

1. Индивидуальный опрос: работа по карточкам 1-3.

2. Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне для индивидуального и фронтального опроса:

  1. Какие особенности строения и функционирования пищеварительной системы развились у птиц в связи с приспособленностью к полету?
  2. Продолжите предложение. Общая поверхность, через которую у птиц совершается газообмен, значительно ..., чем у земноводных и пресмыкающихся. Это объясняется тем, что ... (слайд 2)
  3. Почему в сердце птицы артериальная кровь не смешивается с венозной?
  4. Какие особенности строения и жизнедеятельности птиц обеспечивает поступление к клеткам тела большого количества кислорода?
  5. Какую роль в жизни птицы играют воздушные мешки?
  6. Чем обеспечивается постоянная температура тела птицы?
  7. Какое значение в жизни птиц имеет усложнение в строении головного  мозга (по сравнению с пресмыкающимися)? (слайд 3)

Среди перечисленных найдите условные рефлексы (слайд 4):

а)        куры собираются в определенном месте на зов хозяйки «цып-цып-цып»;

б)        сойки прячут орехи и желуди в дупла, углубления в почве;

в)        заметив опасность, взрослые птицы издают звук тревоги;

г)        обычно птицы располагают яйца в гнездах тупым концом вверх и к
наружной стороне гнезда;

д)        ворона не спешит улетать с дороги, если автомашина далеко от неё,
и сразу улетает, как только машина приближается.

3.        Вопросы и задания для проверки знаний на повышенном уровне (карточки):

  1. Установите взаимосвязь постоянной потребности птиц в пище и быстрого ее переваривания, усиленной легочной деятельности птиц и их большой подвижности.
  2. При резком повышении температуры воздуха у птиц учащается дыхание, дно ротовой полости и верхней части глотки начинает быстро колебаться. Почему в этом случае у птиц происходит понижение температуры тела?
  3. Почему разделение сердца на две половины – левую и правую считают прогрессивной чертой в строении кровеносной системы птиц?
  4. У пресмыкающихся масса головного мозга составляет от 0,4% от массы тела, у летающих птиц – до 8% от массы тела. Передний мозг у пресмыкающихся составляет 42-45% от общей массы головного мозга, а у птиц – до 70%. В связи с чем наблюдаются такие различия между мозгом пресмыкающихся и птиц?

III. Изучение нового материала (25-30 минут).

 

Птицы раздельнополы, оплодотворение у них внутреннее. У самца семенники парные, их протоки открываются в клоаку; у самки функционирует только левый яичник и левый яйцевод, правый яичник и яйцевод редуцированы. Это связано с крупными размерами яиц: при наличии двух яичников их большая масса и жесткая скорлупа затруднили бы полет и продвижение яиц по яйцеводу (слайд 5).

Заслушиваем сообщение «От яйцеклетки до яйца».

Яйцеклетка птиц представляет собой желток с зародышевым диском. После оплодотворения она перемешается по яйцеводу и покрывается яйцевыми оболочками: вначале обволакивается толстым слоем белка, затем двумя белковыми подскорлуповыми оболочками и, наконец, известковой, или скорлуповой, оболочкой и сверху тонкой надскорлуповой. Скорлупа предохраняет зародыш от механических повреждений, надскорлуповая оболочка – от проникновения бактерий (слайд 6,7).

Разнообразие и формы яиц (слайд 8):

  1. У гнездящихся на открытых пространствах – яйца пестрые, под цвет окружающего ландшафта.
  2. У птиц, которые кладут яйца в закрытых гнездах, в дуплах и норах или прикрывают яйца, окраска скорлупы бывает белой.

Когда яйцеклетка поступает в яйцевод, развитие зародыша в нем только начинается. Для продолжения развития вне организма необходимо, чтобы яйцо обогревалось (слайд 9). У птиц выработался инстинкт насиживания, во время которого в яйце осуществляется эмбриональное развитие (слайд 10). На самых ранних стадиях развития зародыш птиц имеет большое сходство с зародышами своих предков – закладывается хорда, жаберные щели и жаберные артерии, появляется длинный хвост – свидетельство того, что далекие предки птиц были водными животными (слайд 11).

Важно отметить существование у птиц высокоразвитой заботы о потомстве, включающей целый комплекс инстинктов: занятие гнездового участка, постройку гнезда, насиживание яиц, выкармливание птенцов, обучение их полету, отыскивание корма и т. д. (слайд 12)

По степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления птиц делят на две группы – выводковых и птенцовых (слайд 13). У выводковых птиц (тетерева, утки, гуси и др.) птенцы покрыты пухом, зрячие, могут передвигаться и самостоятельно находят корм. Но в первое время они нуждаются в обогреве, так как температура тела их еще непостоянная, и они часто прячутся под крылья матери (слайд 14, 15).

У птенцовых птиц (скворцы, голуби, попугаи и др.) птенцы появляются на свет слепыми, глухими, без перьевого покрова или слабоопушенными. Они не могут передвигаться и долгое время остаются в гнезде (от 10-12 дней до 2-х месяцев). Родители выкармливают птенцов, заботятся о них, согревают и защищают от врагов. Голуби первое время кормят своих детенышей «птичьим молоком», отрыгиваемым из зоба (слайд 16, 17).

Годовые циклы и перелеты птиц

Жизнь птиц осуществляется ритмически и связана с изменением их обмена веществ, поведения, популяционной организации и др. Биологический ритм обусловлен сезонными изменениями условий существования и характером наследственных приспособлений птиц  к  среде.   Изменения  светового  режима  служат  сигналом влияющим на гормональную систему, которая и определяет годовой ритм состояния организма птиц; в тропиках таким доминирующим сигналом является влажность – чередование влажного и сухого периодов. Дополнительными сигналами могут быть количество и виды доступных кормов. Таким образом, годовой жизненный ритм складывается из ряда биологических периодов, в каждом из которых преобладает то или иное биологическое явление: спаривание, откладка яиц, линька, миграция и т.д. (слайд 18)

Основные периоды годового цикла:

  1.  Подготовка к размножению (увеличение половых желез, миграция птиц к местам гнездований, образование пар) (слайд 19).
  2.  Размножение и вывод молоди (освоение гнездовых участков, созревание яйцеклеток, постройка гнезда, откладка яиц, их насиживание, выкармливание молоди) (слайд 20).
  3.  Послегнездовая линька наступает после размножения. У каждого вида птиц линька идет в определенной последовательности и в определенное время. У большинства птиц идет постепенная смена маховых перьев и птицы, благодаря этому, имеют возможность летать круглый год. Но у гусеобразных, фламинго, гагар маховые перья выпадают почти одновременно; на некоторое время птицы теряют способность летать и вынуждены прятаться в укромных местах (утки – около 20 дней, лебеди – около 50 дней) (слайд 21).
  4.  Подготовка к зиме. Птицы мигрируют в поисках корма, интенсивно питаются, в связи с чем усиливаются процессы обмена идет накопление жира. Ряд птиц заготавливают семена, плоды насекомых и их личинок (воробьиные), трупы мышевидных грызунов (совы) (слайд 22).

    5. Зимовка. Птицы перемещаются в поисках корма, количество которого резко сокращается, совершают сложные перелеты и этим преодолевают неблагоприятные условия. Оседлые птицы (галки, воробьи, сизые голуби, белые куропатки, тетерева, глухари, рябчики) мигрируют в пределах того же района, где они обитали в теплое время (слайд 23). Некоторые птицы собираются в стаи (снегири, свиристели, щуры, грачи), кочуют, но не имеют постоянных мест зимовок. В годы с теплой малоснежной зимой некоторые перелетные птицы остаются зимовать в северных широтах (слайд 24).

Настоящими перелетными птицами считают тех, которые мигрируют на значительное расстояние от места гнездований. Одни покидают гнездовья в конце лета (соловьи, стрижи), другие – поздней осенью (утки, лебеди, гуси). Кукушки размножаются в Европе, а зимовать отлетают на Африканское побережье Средиземного моря. На южные берега Средиземного моря улетают кряква, гуси, лебеди, скворцы, дрозды (слайд 25).

Учеными-орнитологами изучается перемещение перелетных птиц, мест их зимовок, области пролета и места линек. Это очень важно, так как охрана птиц не может ограничиваться только одним каким-нибудь участком. К основным методам изучения относится кольцевание птиц. Для этого используются специальные алюминиевые кольца, на которых указан номер и цент! Кольцевания. Найденное кольцо необходимо выслать в центр кольцевания с указанием места и даты его нахождения. Кроме кольцевания используют и визуальные и радиолокационные методы наблюдения.

Самые прочные гнезда строят птички рыжие печники. Они делают их из комочков глины, смешанной с навозом. Высохшее на солнце гнездо можно разбить разве что кувалдой (слайд 26).

У некоторых динозавров высиживанием яиц, по-видимому, занимались только самцы. Скелеты представителей трех видов динозавров были найдены прямо на своих кладках. Все три вида  ближайшие родственники предков птиц. Строение костей динозавров-наседок свидетельствует о том, что это были самцы. Возможно, современные страусы и другие бескилевые птицы унаследовали отцовскую заботу о потомстве непосредственно от динозавров (слайд 27).

Общие выводы: Птицы размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрытых рядом оболочек; для развития зародыша в яйце необходимы определенная влажность, тепло, кислород и питательные вещества; сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствует о родстве позвоночных этих классов (слайд 28).

IV. Закрепление изученного материала (3-5 минут).

1. Тест.

1.         Скорлупа яйца и его белок образованы выделениями желез:

а) яичника;        б) семенника;        в) яйцевода.

2. От заражения зародыша бактериями защищает:

а) белок;       б) надскорлуповая оболочка;         в) скорлупа.

3.         Птица, относящаяся к выводковым:

а) жаворонок;         б) тетерев;        в) синица. (слайд 29)

4. Зародыш приобретает черты строения птицы:

а) на 2-е сутки;        б) на 9-е сутки;        в) на 5-е сутки.

5.         Яйца птиц насиживаются при температуре:

а) 32-35 "С;        б) 39-40 °С;        в) 36-37 "С.

6. У птиц, в отличие от пресмыкающихся, яйцо

а) не имеет оболочки;

б) покрыто кожистой оболочкой;

в) покрыто известковой скорлупой;

г)         не окрашено. (слайд 30)

7.         По своему строению зародыш птицы напоминает зародыша пресмыкающегося. Это свидетельствует:

а) о разнообразии птиц;

б) о родстве птиц и пресмыкающихся;

в) об усложнении птиц по сравнению с пресмыкающимися;

г)         о развитии организмов.

Ответ: 1 – а; 2 – б; 3 – б; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – б.

2. Расположите в последовательном порядке сезонные явления, характерные для большинства птиц: подготовка к размножению, линька, подготовка к зиме, размножение, зимовка (слайд 32). 

Домашнее задание. Изучите текст учебника.  Тетрадь на печатной основе задание 141. Составьте рассказы об отрицательном и положительном значении птиц в жизни человека (слайд 33).

Спасибо за внимание! (слайд 34-36)

Карточка № 1

Рассмотрите схемы строения мозга птицы,

пресмыкающегося и земноводного.

1. По каким признакам можно отличить

головной мозг птицы от головного мозга

других позвоночных?

2. Чем обусловлены эти отличия?

Карточка № 2

1. Из каких органов состоит пищеварительная система птиц?

2. Какие особенности пищеварительной системы птиц связаны с их приспособленностью к полёту?

Карточка № 3

Рассмотрите изображенные на рисунке

схемы строения сердец.

1. Для каких позвоночных животных

они характерны?

2. У животных какого класса строение

сердца наиболее совершенно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Птицы лесов Кемеровской области

Презентация предназначена для использования на уроках зоологии и во внеклассной работе....

Интеллектуальная игра "Птицы Кемеровской области"

Методическая разработка направлена на воспитание у  учащихся осознанного, ответственного отношения и любви к природе родного края, повышения уровня знаний в области орнитологии и экологии. Урок п...

Интеллектуальная игра "Птицы Кемеровской области" 6-7 классы

Цель: воспитание у учащихся осознанного . ответственного отношения и любви к природе родного края.Задачи: повышение уровня знаний в области орнитологии и экологии;        ...

Экологический урок, посвященный Международному Дню птиц. «Птицы родного края и заповедные места Ростовской области».

Составила: Белоногова Валентина Андреевна, педагог дополнительного образования  МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-ДонуК редким животным, включенным в «Красную Книгу», встречающимся на территории Ростовск...

«Особенности географического положения Кемеровской области. Символика Кемеровской области»

laquo;Особенности географического положения Кемеровской области. Символика Кемеровской области»...

Рабочая тетрадь "Птицы Кемеровской области"

Рабочая тетрадь «Птицы Кемеровской области» предназначена для работы по программе «Тайны природы».  Материал  рассчитан на  детей восьми - девяти лет, он м...