Урок-игра "Один день у кардиолога", посвященный гигиене сердечно-сосудистой системы
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Глаголева Ирина Александровна

Данный урок хорошо проводить на стадии изучения темы "Гигиена сердечно-сосудистой системы". Здесь ребята представляют себя настоящими врачами и пациентами. Комиссия врачей на основании ранее подготовленного материала принимают у себя "больных" и оказывают им первую помощь. Урок сопровождается презентацией. Подобная форма проведения занятия очень нравится ребятам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon odin_den_u_kardiologa.zip1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Один день у кардиолога

Игровой урок, посвященный гигиене сердечно-сосудистой системы и первой помощи при заболеваниях сердца и сосудов

8 класс

Цель урока:

Обучающая: обобщить и углубить знания учащихся о строении сердца и сосудов, создать условия для усвоения знаний о болезнях сердечно-сосудистой системы (гипертония, гипотония, аритмия, атеросклероз, инфаркт миокарда, порок сердца, сердечная недостаточность) и оказании помощи при них, сформировать понятие о пересадке сердца, обозначив вклад ученых Демехова и Барнарта в это дело.

Развивающая: способствовать развитию общеучебных умений (составление таблицы), специальных умений (узнавать вид заболевания по признакам и оказывать первую помощь), интеллектуальных умений (формировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение), развивать самостоятельность, творческие способности, мотивацию.

Воспитывающая: продолжить формирование научного мировоззрения, интереса к предмету, способствовать трудовому и гигиеническому воспитанию, здоровьесберегающему поведению.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку.

Ход урока.

  1. Организационный момент (взаимное приветствие, проверка отсутствующих).
  2. Актуализация знаний.

Наш сегодняшний урок, как вы уже знаете, необычный. Он пройдет в форме игры и носит название «Один день у кардиолога» (Слайд 1). Этот урок посвящен гигиене сердечно-сосудистой системы и профилактике болезней сердца и сосудов. Поэтому неслучайно я выбрала такой девиз урока.

Девиз урока: (Слайд 2) обсуждение с классом.

 «У нас только одно сердце и только одна жизнь, и необходимо заботиться об этих сокровищах» П. Брэгг

Сердечно-сосудистые заболевания – самая распространенная группа заболеваний в мире. В США от них страдает 200 млн человек, у нас в стране они ежегодно являются причиной смерти 1,4 млн человек. С каждым годом этот показатель увеличивается.

Основные причины заболеваний сердца и сосудов: (Слайд 3)

  1. Снижение физической активности (гиподинамия);
  2. Избыточное питание;
  3. Употребление алкоголя;
  4. Курение;
  5. Чрезмерные психические нагрузки;
  6. Стресс.

Сердце всегда первым откликается на потребности организма: будь то физические нагрузки, воздействие высоких температур, эмоции, воздействие ядовитых веществ и т.д.

Обсуждение с классом каждого фактора в отдельности (поисковая беседа).

Слайд 4-7.

  1. Гиподинамия - граниченная физическая подвижность, результат научно-технической революции. Возникает у людей, ведущих малоподвижный образ жизни.

Недостаток движения сказывается на всем организме: ослабевают мышцы (в первую очередь сердечная), увеличивается количество жировой ткани, снижается выносливость, нарушается обмен веществ и т.д.

  1. Избыточное питание

При избыточном потреблении высококалорийной пищи в крови увеличивается содержание жироподобных веществ. Они объединяются в комплексы и откладываются на внутренней оболочке артерий, что сужает просвет сосуда.

  1. Алкоголь    

Алкоголь отравляет сердечную мышцу. В результате ослабевают сокращения сердечной мышцы, развивается сердечная недостаточность, одышка.

Алкоголь изменяет и стенки кровеносных сосудов. В результате сердце получает недостаточно кислорода и питательных веществ, постепенно перерождается и заменяется соединительной тканью.

  1. Курение

После каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов на 30 минут, что увеличивает работу сердца по проталкиванию крови. В результате сердце быстрее изнашивается и стареет.

Сужение сосудов – причина заболевания «перемежающаяся хромота».

Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы: (Слайд 8)

  1. Физическая работа, занятия спортом;
  2. Правильное питание;
  3. Отказ от вредных привычек;
  4. Контрастный душ;
  5. Крепкий сон;
  6. Борьба с отрицательными эмоциями.
  7. Отправляемся на прием к врачу-кардиологу…

  1. Особенности игры. (Слайд 9)

Сейчас мы с вами познакомимся с наиболее часто встречающимися заболеваниями сердца. Часть ребят нам это продемонстрирует. В это время все остальные ребята заполняют таблицу. (Слайд 10)

Трое человек входят в состав врачебно-консультационной комиссии. Они заранее подготавливают материал о всех видах болезней, их признаках и лечении. К ним поочередно подходят учащиеся-«пациенты» и их сопровождающие. Они разыгрывают ситуацию по какому- либо виду болезни. Врачи-кардиологи должны компетентно оказать помощь.

Таблица «Сердечно-сосудистые заболевания» (Слайд 11-17)

Название

Признаки

Лечение

Инфаркт миокарда

Одышка, острая боль в груди, отдающая в левую руку, страх смерти, отеки

Аспирин (и др. препараты), постельный режим (не менее 3 дней), госпитализация

Атеросклероз

Повышенное давление, нарушение ритма сердца, сбои в сердечных сокращениях

Диета с высоким содержанием клетчатки, постоянный прием специальных препаратов, снижающий давление крови

Гипотония

Пониженное кровяное давление

Прием тонизирующих препаратов

Варикозное расширение вен

Визуальное наблюдение поверхностных крупных сосудов, точечные кровоизлияния, участки синих гематом; при осложнении – трофические язвы, долго незаживающие

Постоянное наблюдение у хирурга

Ишемический инфаркт миокарда

Недостаточное питание, обусловленное стенозом сосудов, возникновение очагов некроза, одышка, отеки, холодные конечности, нарушение ритма сердца

Срочная госпитализация, полный покой

Гипертония

Повышенное кровяное давление как результат травмы, стресса, постоянного напряжения

Систематическое посещение врача, прием препаратов, снижающих давление

Вегето-сосудистая дистония

У подростков головная боль, головокружение, утомляемость, нестабильное давление

Наблюдение у врача

Порок сердца

Отеки, одышка, боли в сердце, синюшность

Пересадка клапана

По окончании заполнения таблицы необходимо сделайть вывод (ответить на вопрос): что необходимо сделать, чтобы у меня не было заболеваний сердечно-сосудистой системы? (Слайд 18)

В конце урока заслушиваются доклады по пересадке сердца.

Домашнее задание: (Слайд 19)

Параграф 24, таблица. Подготовиться к контрольной работе по главе 6

«Слушайте свое сердце» (Слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА в 8 классе (физическая культура и биология): Гигиена сердечно-сосудистой системы

Интегрированный урок в 8 классе (физическая культура и биология). С учениками решили провести исследование о значении нашей сердечно - сосудистой системы в течении трёх месяцев записывали результаты Ч...

урок по биологии "Предупреждение заболеваний сердечно- сосудистой системы."

Тип  урока: КомбинированныйМетоды обучения:  обьяснительно-иллюстративный ( беседа, рассказ), Формы организации учебной работы: фронтальные, индивидуальные,  выполнение...

Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую и дыхательную системы

Здесь вы узнаете о влиянии двух, самых распространённых из всех - алкоголизме и курении....

Презентация по биологии на тему "сердечно-сосудистая система человека" 8 класс

Презентация по биологии для 8 класса на тему "Сердечно-сосудистая система человека" .Краткое содержание: 1. Состав и значение компонентов сердечно-сосудистой системы. 2. Кровь....

Презентация "Сердечно - сосудистая система"

Презинтация используется при изучении темы "Сердечно - сосудистая система"...

Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»

Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...