Урок-игра "Один день у кардиолога", посвященный гигиене сердечно-сосудистой системы
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Данный урок хорошо проводить на стадии изучения темы "Гигиена сердечно-сосудистой системы". Здесь ребята представляют себя настоящими врачами и пациентами. Комиссия врачей на основании ранее подготовленного материала принимают у себя "больных" и оказывают им первую помощь. Урок сопровождается презентацией. Подобная форма проведения занятия очень нравится ребятам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odin_den_u_kardiologa.zip | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Один день у кардиолога
Игровой урок, посвященный гигиене сердечно-сосудистой системы и первой помощи при заболеваниях сердца и сосудов
8 класс
Цель урока:
Обучающая: обобщить и углубить знания учащихся о строении сердца и сосудов, создать условия для усвоения знаний о болезнях сердечно-сосудистой системы (гипертония, гипотония, аритмия, атеросклероз, инфаркт миокарда, порок сердца, сердечная недостаточность) и оказании помощи при них, сформировать понятие о пересадке сердца, обозначив вклад ученых Демехова и Барнарта в это дело.
Развивающая: способствовать развитию общеучебных умений (составление таблицы), специальных умений (узнавать вид заболевания по признакам и оказывать первую помощь), интеллектуальных умений (формировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение), развивать самостоятельность, творческие способности, мотивацию.
Воспитывающая: продолжить формирование научного мировоззрения, интереса к предмету, способствовать трудовому и гигиеническому воспитанию, здоровьесберегающему поведению.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку.
Ход урока.
- Организационный момент (взаимное приветствие, проверка отсутствующих).
- Актуализация знаний.
Наш сегодняшний урок, как вы уже знаете, необычный. Он пройдет в форме игры и носит название «Один день у кардиолога» (Слайд 1). Этот урок посвящен гигиене сердечно-сосудистой системы и профилактике болезней сердца и сосудов. Поэтому неслучайно я выбрала такой девиз урока.
Девиз урока: (Слайд 2) обсуждение с классом.
«У нас только одно сердце и только одна жизнь, и необходимо заботиться об этих сокровищах» П. Брэгг
Сердечно-сосудистые заболевания – самая распространенная группа заболеваний в мире. В США от них страдает 200 млн человек, у нас в стране они ежегодно являются причиной смерти 1,4 млн человек. С каждым годом этот показатель увеличивается.
Основные причины заболеваний сердца и сосудов: (Слайд 3)
- Снижение физической активности (гиподинамия);
- Избыточное питание;
- Употребление алкоголя;
- Курение;
- Чрезмерные психические нагрузки;
- Стресс.
Сердце всегда первым откликается на потребности организма: будь то физические нагрузки, воздействие высоких температур, эмоции, воздействие ядовитых веществ и т.д.
Обсуждение с классом каждого фактора в отдельности (поисковая беседа).
Слайд 4-7.
- Гиподинамия - граниченная физическая подвижность, результат научно-технической революции. Возникает у людей, ведущих малоподвижный образ жизни.
Недостаток движения сказывается на всем организме: ослабевают мышцы (в первую очередь сердечная), увеличивается количество жировой ткани, снижается выносливость, нарушается обмен веществ и т.д.
- Избыточное питание
При избыточном потреблении высококалорийной пищи в крови увеличивается содержание жироподобных веществ. Они объединяются в комплексы и откладываются на внутренней оболочке артерий, что сужает просвет сосуда.
- Алкоголь
Алкоголь отравляет сердечную мышцу. В результате ослабевают сокращения сердечной мышцы, развивается сердечная недостаточность, одышка.
Алкоголь изменяет и стенки кровеносных сосудов. В результате сердце получает недостаточно кислорода и питательных веществ, постепенно перерождается и заменяется соединительной тканью.
- Курение
После каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов на 30 минут, что увеличивает работу сердца по проталкиванию крови. В результате сердце быстрее изнашивается и стареет.
Сужение сосудов – причина заболевания «перемежающаяся хромота».
Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы: (Слайд 8)
- Физическая работа, занятия спортом;
- Правильное питание;
- Отказ от вредных привычек;
- Контрастный душ;
- Крепкий сон;
- Борьба с отрицательными эмоциями.
- Отправляемся на прием к врачу-кардиологу…
- Особенности игры. (Слайд 9)
Сейчас мы с вами познакомимся с наиболее часто встречающимися заболеваниями сердца. Часть ребят нам это продемонстрирует. В это время все остальные ребята заполняют таблицу. (Слайд 10)
Трое человек входят в состав врачебно-консультационной комиссии. Они заранее подготавливают материал о всех видах болезней, их признаках и лечении. К ним поочередно подходят учащиеся-«пациенты» и их сопровождающие. Они разыгрывают ситуацию по какому- либо виду болезни. Врачи-кардиологи должны компетентно оказать помощь.
Таблица «Сердечно-сосудистые заболевания» (Слайд 11-17)
Название | Признаки | Лечение |
Инфаркт миокарда | Одышка, острая боль в груди, отдающая в левую руку, страх смерти, отеки | Аспирин (и др. препараты), постельный режим (не менее 3 дней), госпитализация |
Атеросклероз | Повышенное давление, нарушение ритма сердца, сбои в сердечных сокращениях | Диета с высоким содержанием клетчатки, постоянный прием специальных препаратов, снижающий давление крови |
Гипотония | Пониженное кровяное давление | Прием тонизирующих препаратов |
Варикозное расширение вен | Визуальное наблюдение поверхностных крупных сосудов, точечные кровоизлияния, участки синих гематом; при осложнении – трофические язвы, долго незаживающие | Постоянное наблюдение у хирурга |
Ишемический инфаркт миокарда | Недостаточное питание, обусловленное стенозом сосудов, возникновение очагов некроза, одышка, отеки, холодные конечности, нарушение ритма сердца | Срочная госпитализация, полный покой |
Гипертония | Повышенное кровяное давление как результат травмы, стресса, постоянного напряжения | Систематическое посещение врача, прием препаратов, снижающих давление |
Вегето-сосудистая дистония | У подростков головная боль, головокружение, утомляемость, нестабильное давление | Наблюдение у врача |
Порок сердца | Отеки, одышка, боли в сердце, синюшность | Пересадка клапана |
По окончании заполнения таблицы необходимо сделайть вывод (ответить на вопрос): что необходимо сделать, чтобы у меня не было заболеваний сердечно-сосудистой системы? (Слайд 18)
В конце урока заслушиваются доклады по пересадке сердца.
Домашнее задание: (Слайд 19)
Параграф 24, таблица. Подготовиться к контрольной работе по главе 6
«Слушайте свое сердце» (Слайд 20)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Урок биологии в 8 классе....
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА в 8 классе (физическая культура и биология): Гигиена сердечно-сосудистой системы
Интегрированный урок в 8 классе (физическая культура и биология). С учениками решили провести исследование о значении нашей сердечно - сосудистой системы в течении трёх месяцев записывали результаты Ч...
урок по биологии "Предупреждение заболеваний сердечно- сосудистой системы."
Тип урока: КомбинированныйМетоды обучения: обьяснительно-иллюстративный ( беседа, рассказ), Формы организации учебной работы: фронтальные, индивидуальные, выполнение...
Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую и дыхательную системы
Здесь вы узнаете о влиянии двух, самых распространённых из всех - алкоголизме и курении....
Презентация по биологии на тему "сердечно-сосудистая система человека" 8 класс
Презентация по биологии для 8 класса на тему "Сердечно-сосудистая система человека" .Краткое содержание: 1. Состав и значение компонентов сердечно-сосудистой системы. 2. Кровь....
Презентация "Сердечно - сосудистая система"
Презинтация используется при изучении темы "Сердечно - сосудистая система"...
Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»
Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...