Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни учащихся
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Материал содержит информацию о том, что может сделать школа и семья, вместе и по-отдельности, для того, чтобы у учащихся сформировался здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-rol-semi-i-shkoly-v-formirovanii-zdorovogo-obraza-zhizni_1.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни»
доклад
учителя физической культуры
Гайсина Д. Ш.
Здоровье человека зависит от многих факторов – внутренних и внешних, природных и социальных, космических и планетарных и т.п.
Исследования доказали, что основными факторами риска хронических заболеваний, связанными с поведенческими привычками человека и определяющими его образ жизни, являются:
- несбалансированное питание;
- низкая физическая активность;
- чрезмерное увлечение компьютером и телепередачами;
- не соблюдение норм гигиены и режима дня;
- хронический стресс;
- курение;
- употребление алкоголя, наркотических средств, токсикомания.
Для человека любой из них является определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:
- наследственность (биологический фактор) – определяет здоровье на 20%;
- условия внешней среды (природные и социальные) – на 20%;
- деятельность системы здравоохранения – на 10%;
- образ жизни человека – на 50%.
Наиболее значимый фактор – ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, т.е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, вредные привычки и т.п.
Введение в школьные образовательные программы обучения основам здорового образа жизни должно способствовать тому, что каждый ребенок будет оснащен необходимыми знаниями и навыками. Однако реальность такова, что правильные знания, которые ребенок получает в школе, могут противоречить практике жизни семьи, ведущий неправильный образ жизни.
В результате знания становятся для него абстрактными, оторванными от реальной жизни. Он оказывается перед трудным выбором своей собственной позиции, поведения, действий. Поэтому семья должна стать партнером школы в деле воспитания здорового образа жизни.
Каков же реальный образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети?
Результаты изучения молодых семей свидетельствуют: лишь 3% - ведут ЗОЖ, а 97% - имеют несколько (от 2-х и выше) сочетаний факторов риска здоровью: из них на первом месте стоит низкая физическая активность – 81% семей.
Известно, что двигательная активность является врожденной потребностью детей. Однако с возрастом условия социальной среды меняют деятельность ребёнка – в школе большую часть своего «рабочего» времени школьнику приходится проводить в малоподвижном состоянии. Выполнение домашних заданий, свободное времяпрепровождение учащихся, зачастую у телевизора и компьютера тоже ограничивает двигательную активность. Потому здесь очень важно и семье, и школе оказать влияние на формирование у детей интереса к физическим упражнениям как основе здорового образа жизни.
Если окружающая среда неблагоприятна, а процесс в семье и школе обходит стороной вопросы физкультурно-спортивной активности, тогда в свободном времяпрепровождении школьников постепенно начинает формироваться физически пассивный стиль поведения личности. Это означает, что индивидуум меняет физическую активность не только на ему нужную (например, учебу), но и на обществом навязанную (курение, употребление алкоголя и наркотических веществ) или другую деятельность.
На втором месте среди факторов риска стоит курение – 67,7% семей (63,9% - отцы, 16,7% - матери)
Отказ от вредных привычек, нежелание их приобретать закладывается также в детском возрасте. И здесь решающая роль принадлежит всё-таки семье. Дети подражают взрослым и, в первую очередь, родителям. Чаще всего именно родительский пример мотивирует ребёнка взять сигарету или потянуться к банке с пивом – «Хочу быть как папа! (Как мама)». Позднее, в подростковом возрасте, мотив несколько меняется – «Хочу быть как взрослые (как все)». Но отношение к вредным привычкам закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума, к которым ребенок принадлежит.
Одним из главных факторов риска является несбалансированное питание, что наблюдается у 60% семей.
Рациональное питание – это важное условие здоровья и активности ребенка любого возраста.
Правильное питание школьника должно быть:
- соответствующим возрасту;
- желательно четырехразовым;
- сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
- полностью обеспечивать энергетические затраты организма.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод –главным фактором, определяющим образ ребёнка является образ жизни в доме, в семье.
Еще до поступления в школу более чем у 2/3 детей уже сформированы поведенческие привычки, связанные с высоким риском развития хронических болезней, и главная роль здесь принадлежит семье. Следовательно, обучение в школе должно быть ориентировано не столько на формирование «правильных», «здоровых» поведенческих стереотипов, сколько на коррекцию уже сложившихся, что является гораздо более сложной задачей.
Что может школа?
- Организовать просветительскую деятельность детей и родителей.
Семья приобретает возможность получать новые знания о здоровье, о способах изменения образа жизни своей семьи.
- Организовать мероприятия, увеличивающие физическую активность: занятия в спортивных секциях, Дни здоровья, соревнования, клуб выходного дня, занятия в спортивном и тренажерном залах школы, спортивные семейные праздники – «Папа, мама и я – спортивная семья» и др.
- Организовать сотрудничество школы, родителей, детей, направленное на движение к ЗОЖ. И здесь ведущая роль отводится классному руководителю, как организатору совместной деятельности детей и взрослых.
Родители в этой работе могут взять на себя следующие функции: проведение опросов, анализ результатов, проведение дискуссий, организация досуга детей (игровая деятельность, посещение спортзала, ледового дворца, бассейна (регулярно 1 раз в неделю - 2а,б,в, 4б, 6, 7), лыжные прогулки (3б – 1 раз в неделю), туристические походы), сопровождение детей на спортивные соревнования разного уровня (группа поддержки – 2б (хоккей), 5а, 9а (футбол)), просветительская деятельность.
Так, например, при проведении вечера «Твое свободное время», цель которого – показать детям разнообразие интересных, увлекательных и полезных занятий, которые делают жизнь интересной, обогащают ее, рассказ родителей, а не учителя, об увлечениях семьи будет значительно сильнее стимулировать детский интерес, даст импульс и взрослым найти применение своим нереализованным способностям.
Дети ощущают себя партнерами взрослых в очень важном деле, вносят свой вклад в улучшение образа жизни семьи, воспитывают себя через воспитание родителей.
Например, по теме «Режим дня» они могут провести блиц-конкурс на знание правильного распорядка дня ребенка и взрослого с последующим обсуждением. Затрагивая тему «Музыка и здоровье» дети дают почувствовать взрослым, как музыка может влиять на настроение, состояние и здоровье человека.
Одной из интересных форм обучения родителей детьми является детская реклама ЗОЖ.
Человеческая память сохранила из опыта народной педагогики подвижные игры. В течение столетий в нашей стране играют в «Лапту», «Гуси-лебеди», «Салки», «Золотые ворота» и др. Привлекательность подвижных игр – в их состязательности, в движении, наполненном смыслом. Подвижные игры – пусть не панацея от всех болезней, но все-таки серьезное и доступное подспорье в решении проблем физического здоровья.
Сегодня мы, участники образовательного процесса, объединенные одной целью – сохранения и укрепления здоровья детей, должны ответить на вопросы:
- Можно ли повлиять на образ жизни семьи, где проходит основная часть жизни детей, изменяя его в более благоприятную для здоровья сторону?
- Каким должно быть целенаправленное профилактическое воздействие?
- Как практически возможно достижение этой цели?
- Каков мой личный вклад?
К сожалению, сегодня многие родители думают, что на эти вопросы должен ответить КТО-ТО, а не ОН и, дистанцируясь от потребностей и интересов детей, доводят ситуацию до точки «не возврата», когда здоровью ребёнка нанесён значительный ущерб.
Народная мудрость гласит: «Один в поле не воин», а значит формирование здорового образа жизни ребёнка – это дело родителей, которым помогают школа и государство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 5классе "КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ...
Содружество семьи и школы в формировании здорового образа жизни
В статье рассматриваются вопросы построения работы учителя физической культуры с родителями...
Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни обучающихся
Презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете школы...
Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового образа жизни учащихся.
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первы шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед...
Тема:Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.
Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человечества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье – это состояние п...
Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников
Статья о здоровом образе жизни...
«Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни»
Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни...