Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни учащихся
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Дмитрий Шамильевич Гайсин

Материал содержит информацию о том, что может сделать школа и семья, вместе и по-отдельности, для того, чтобы у учащихся сформировался здоровый образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни»

доклад

учителя физической культуры

Гайсина Д. Ш.

        Здоровье человека зависит от многих факторов – внутренних и внешних, природных и социальных, космических и планетарных и т.п.

        Исследования доказали, что основными факторами риска хронических заболеваний, связанными с поведенческими привычками человека и определяющими его образ жизни, являются:

- несбалансированное питание;

- низкая физическая активность;

- чрезмерное увлечение компьютером и телепередачами;

- не соблюдение норм гигиены и режима дня;

- хронический стресс;

- курение;

- употребление алкоголя, наркотических средств, токсикомания.

        Для человека любой из них является определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья  распределяется следующим образом:

- наследственность (биологический фактор) – определяет здоровье на 20%;

- условия внешней среды (природные и социальные) – на 20%;

- деятельность системы здравоохранения – на 10%;

- образ жизни человека – на 50%.

        Наиболее значимый фактор – ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, т.е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, вредные привычки и т.п.

        Введение в школьные образовательные программы обучения основам здорового образа жизни должно способствовать тому, что каждый ребенок будет оснащен необходимыми знаниями и навыками. Однако реальность такова, что правильные знания, которые ребенок получает в школе, могут противоречить практике жизни семьи, ведущий неправильный образ жизни.

        В результате знания становятся для него абстрактными, оторванными от реальной жизни. Он оказывается перед трудным выбором своей собственной позиции, поведения, действий. Поэтому семья должна стать партнером школы в деле воспитания здорового образа жизни.

        Каков же реальный образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети?

        Результаты изучения молодых семей свидетельствуют:  лишь  3% - ведут ЗОЖ, а 97% - имеют несколько (от 2-х и выше) сочетаний  факторов риска здоровью: из них на первом месте стоит низкая физическая активность – 81% семей.

 Известно, что двигательная активность является врожденной потребностью детей. Однако с возрастом условия социальной среды меняют деятельность ребёнка – в школе большую часть своего «рабочего» времени школьнику приходится проводить в малоподвижном состоянии. Выполнение домашних заданий, свободное времяпрепровождение учащихся, зачастую у телевизора и компьютера тоже ограничивает двигательную активность. Потому здесь очень важно и семье, и школе оказать влияние на формирование у детей интереса к физическим упражнениям как основе здорового образа жизни.  

Если окружающая среда неблагоприятна, а процесс в семье и школе обходит стороной вопросы физкультурно-спортивной активности, тогда в свободном времяпрепровождении школьников постепенно начинает формироваться физически пассивный стиль поведения личности. Это означает, что индивидуум меняет физическую активность не только на ему нужную (например, учебу), но и на обществом навязанную (курение, употребление алкоголя и наркотических веществ) или другую деятельность.

На втором месте  среди факторов риска стоит курение – 67,7% семей (63,9% - отцы, 16,7% - матери)

Отказ от вредных привычек, нежелание их приобретать закладывается также в детском возрасте. И здесь решающая роль принадлежит всё-таки семье. Дети подражают взрослым и, в первую очередь, родителям. Чаще всего именно родительский пример мотивирует ребёнка взять сигарету или потянуться к банке с пивом – «Хочу быть как папа! (Как мама)». Позднее, в подростковом возрасте, мотив несколько меняется – «Хочу быть как взрослые (как все)». Но отношение к вредным привычкам закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума, к которым ребенок принадлежит.

Одним из главных факторов риска является несбалансированное питание, что наблюдается у  60% семей.

Рациональное питание – это важное условие  здоровья и активности ребенка любого возраста.
Правильное питание школьника должно быть: 

  • соответствующим возрасту;
  • желательно четырехразовым;
  • сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
  • полностью обеспечивать энергетические затраты организма.

        Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод –главным фактором, определяющим образ ребёнка является образ жизни в доме, в семье.

        Еще до поступления в школу более чем у 2/3 детей уже сформированы поведенческие привычки, связанные с высоким риском развития хронических болезней, и главная роль здесь принадлежит семье. Следовательно, обучение в школе должно быть ориентировано не столько на формирование «правильных», «здоровых»  поведенческих стереотипов, сколько на коррекцию уже сложившихся, что является гораздо более сложной задачей.

Что может школа?

  1. Организовать просветительскую деятельность  детей и  родителей.

Семья приобретает  возможность получать новые знания о здоровье, о  способах изменения образа жизни своей семьи.

  1. Организовать мероприятия, увеличивающие  физическую активность: занятия в спортивных секциях, Дни здоровья, соревнования, клуб выходного дня, занятия в спортивном и тренажерном залах школы, спортивные семейные праздники – «Папа, мама и я – спортивная семья» и др.
  2. Организовать сотрудничество школы, родителей, детей, направленное на движение к ЗОЖ. И здесь ведущая роль отводится  классному руководителю, как организатору совместной деятельности детей и взрослых.

        Родители в этой работе могут взять на себя следующие функции: проведение опросов, анализ результатов, проведение дискуссий, организация досуга детей (игровая деятельность, посещение спортзала, ледового дворца, бассейна (регулярно 1 раз в неделю - 2а,б,в, 4б, 6, 7), лыжные прогулки (3б – 1 раз в неделю), туристические походы), сопровождение детей на спортивные соревнования разного уровня (группа поддержки – 2б (хоккей), 5а, 9а (футбол)), просветительская деятельность.

        Так, например, при  проведении вечера «Твое свободное время», цель которого – показать детям разнообразие интересных, увлекательных и полезных занятий, которые делают жизнь интересной, обогащают ее,  рассказ родителей, а не учителя, об увлечениях семьи будет значительно сильнее стимулировать детский интерес, даст импульс и взрослым найти применение своим нереализованным способностям.

        Дети ощущают себя партнерами взрослых в очень важном деле, вносят свой вклад в улучшение образа жизни семьи, воспитывают себя через воспитание родителей.

        Например, по теме «Режим дня» они могут провести блиц-конкурс на знание правильного распорядка дня ребенка и взрослого с последующим обсуждением. Затрагивая тему «Музыка и здоровье» дети дают почувствовать взрослым, как музыка может влиять на настроение, состояние и здоровье человека.

        Одной из интересных форм обучения родителей детьми является детская реклама ЗОЖ.

        Человеческая память сохранила из опыта народной педагогики подвижные игры. В течение столетий в нашей стране играют в «Лапту», «Гуси-лебеди», «Салки», «Золотые ворота» и др. Привлекательность подвижных игр – в их состязательности, в движении, наполненном смыслом. Подвижные игры – пусть не панацея от всех болезней, но все-таки серьезное и доступное подспорье в решении проблем физического здоровья.

         Сегодня  мы, участники образовательного процесса, объединенные одной целью – сохранения и укрепления здоровья детей,  должны ответить на вопросы:

- Можно ли повлиять на образ жизни семьи, где проходит основная часть жизни детей, изменяя его в более благоприятную для здоровья сторону?

- Каким должно быть целенаправленное профилактическое воздействие?

- Как практически возможно достижение этой цели?

- Каков мой личный вклад?

        К сожалению, сегодня многие родители думают, что на эти вопросы должен ответить КТО-ТО, а не ОН и, дистанцируясь от потребностей и интересов детей, доводят ситуацию до точки «не возврата», когда здоровью ребёнка нанесён значительный ущерб.

        Народная мудрость гласит: «Один в поле не воин», а значит формирование здорового образа жизни ребёнка – это дело родителей, которым помогают школа и государство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5классе "КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ...

Содружество семьи и школы в формировании здорового образа жизни

В статье рассматриваются вопросы построения работы учителя физической культуры с родителями...

Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни обучающихся

Презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете школы...

Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового образа жизни учащихся.

                «Семья и школа – это берег и море. На берегу  ребёнок делает свои первы  шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед...

Тема:Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.

Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человечества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье – это состояние п...

«Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни»

Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни...