Экологическое воспитание
календарно-тематическое планирование по биологии по теме


Предварительный просмотр:

                    Утверждаю:        

                                                                            Директор школы:                             Е.В.Лячина              

 

 

План мероприятий по Году охраны окружающей среды

в МОУ  Малеевская СОШ на 2013г.

Наименование мероприятия

Срок проведения

Ответственный

Организационные мероприятия

1

Разработка и утверждение плана мероприятий,  приуроченные Году охраны окружающей среды 2013 г.

февраль

Заместитель директора  по ВР Курепятова Н.В.

Учитель биологии Макаров Ю.Б.

 

2

Знакомство с  планом мероприятий , приуроченные Году охраны окружающей среды 2013 г. с классными руководителями.

март

Заместитель директора  по ВР Курепятова Н.В.

Мероприятия по защите прав граждан на экологическую безопасность и охране здоровья учащихся

3

Комплексная проверка объектов питьевого водоснабжения.

май-июнь

Администрация школы

4

Проверка санитарного и экологического состояния территории школы

апрель-июнь

Администрация школы

Практические природоохранные мероприятия по решению различных проблем

5

Месячник по благоустройству территории школы

апрель-июнь

Администрация школы             Классные руководители

6

Мероприятия по устройству цветников, посадкам деревьев и кустарников

апрель-июнь

Классные руководители

7

Природоохранная акция

«Посади дерево»   в День Земли.

 

22 апреля

Заместитель директора  по ВР Курепятова Н.В.

Учитель биологии Макаров Ю.Б.

8

Конкурс «Лучшая школьная клумба»

сентябрь

Заместитель директора  по ВР Курепятова Н.В.

Учитель биологии Макаров Ю.Б.

9

Весенние дни наблюдения

за птицами.

апрель-май

Макаров Ю.Б., учителя 1-4 кл

10

Выращивание рассады для школьных клумб

Апрель-май

Шахова Н.Н., кл.рук.

11

Работа на пришкольно-опытном участке

Май-октябрь

Малькова Л.А., Ханафиев М.Ф., Макаров Ю.Б.

12

Конкурс учебно-исследовательских проектов «Чистая вода», «Портфолио»

Январь-апрель

Макаров Ю.Б.

13

Подкормка птиц в зимнее время

Ноябрь-апрель

1-4 классы

14

Озеленение классов, школы

год

Кл.рук., Шнайдер Н.А.

15

Неделя в защиту животных IFAW

ноябрь

Макаров Ю.Б.

Мероприятия по экологическому воспитанию, образованию и просвещению учащихся

16

Участие в акции «Мусору-нет»

 

апрель-май

Шнайдер Н.А., кл.рук.

17

Конкурс презентаций по теме «Лицо биосферы»

октябрь

Заместитель директора  по ВР Курепятова Н.В.

Учитель биологии Макаров Ю.Б.

18

Выставка «Природа и творчество»

01 апреля – 15 мая

Учитель ИЗО Малькова Л.А.

19

Участие в районном конкурсе рассады « Зелёный росток»»

май

Шахова Н.Н., Макаров Ю.Б.

20

Тематические классные часы, эколого-просветительские проекты, тематические дни

год

Классные руководители

21

Методический семинар с классными руководителями о роли экологического воспитания школьников.

март

Заместитель директора  по ВР Курепятова Н.В.

Учитель биологии Макаров Ю.Б.

22

Праздник, посвященный Всемирному дню птиц.

апрель

Макаров Ю.Б.

23

Конкурс фотографий “ Природа вокруг нас”

сентябрь

Заместитель директора  по ВР Курепятова Н.В.

Учитель биологии Макаров Ю.Б.

24

15 апреля – международный день экологических знаний

 Брейн-ринг “Природа и мы”

 5-8 кл.

 Экологическое путешествие “Человек и окружающая среда”.

9-11 кл.

 

15 апреля

Заместитель директора  по ВР Курепятова Н.В.

Учитель биологии Макаров Ю.Б.

Классные руководители

25

Выставка книг на экологическую тему

Март, октябрь

Теплякова Т.К.

26

Международные экологические акции:

-День борьбы с наркоманией.

-Дни здоровья «Спорт.Здоровье. Экология»

-День Воды

-День Земли

-День отказа от курения

-День борьбы со СПИДОМ

01.03

Ежемесячно

22.03

22.04

20.11

01.12

Заместитель директора  по ВР Курепятова Н.В.

Учитель биологии Макаров Ю.Б.

Классные руководители

27

Экскурсии «Краски родной природы» 1-8 кл

«Питьевая вода-без риска для здоровья» ( очистные сооружения, водозаборный узел) 9-11 кл.

год

Макаров Ю.Б., кл.рук.

28

Конкурс - праздник Урожая «Золотая волшебница осень»

сентябрь

Заместитель директора  по ВР Курепятова Н.В.

Учитель биологии Макаров Ю.Б.

29

Смотр деятельности экологической работы через конкурс презентаций «Наш вклад в экологию родного края» (практические дела)

Ноябрь

 

 

 

 

  Заместитель директора  по ВР Курепятова Н.В.

Учитель биологии Макаров Ю.Б.

30

Подведение итогов Года охраны окружающей среды на педагогическом Совете школы «Сельская среда и экологическое образование школьников»

декабрь

Администрация школы

                             Заместитель директора по ВР:                              Н.В.Курепятова

2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды

       Особая роль в деле ликвидации «экологической безграмотности» принадлежит общеобразовательной школе, поскольку через нее проходят все потенциальные природопользователи. Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

       Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Загрязнение окружающей среды достигло катастрофических масштабов, и природа повсеместно теряет способность к регенерации. Тяжелая экологическая обстановка оказывает непосредственное влияние на состояние здоровья и психологическое состояние населения.

       По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 24% болезней и 23% всех случаев смерти в мире являются следствием воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. При этом установлено, что факторы экологического риска вносят свой вклад в общую заболеваемость по 85 из 102 важнейших заболеваний, групп болезней и травм.

      Специалисты, ведущие предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»,  безусловно, должны включать достаточно объемный экологический блок в систему занятий. Это вопросы, связанные с видами загрязнений, ориентировкой на местности, поведением человека в чрезвычайных ситуациях.

     Учителям физической культуры, тренерам по различным видам спорта необходимы знания о скрытых резервах человеческого организма, физиологических основах рационального питания, формированию человеческого организма.

      Экологические знания необходимы и учителям гуманитарного цикла.

      При изучении ряда литературных произведений делается акцент на взаимоотношения человека и природы, обсуждаются нравственные экологические императивы, через которые формируется природосообразное экологическое мышление и поведение.

      Этапы развития человеческой цивилизации практически все связаны с решением экологических проблем разного уровня. Перед учителями -гуманитариями в первую очередь стоит задача повышения значимости экологических традиций и экологически целесообразных приемов хозяйствования разных народов для воспитания бережного отношения к природно-культурному наследию; предоставление возможности для становления бережного отношения к людям, природе, культурным ценностям; воспитания активной гражданской позиции; формирования ценностной ориентации и эколого-гуманистической картины мира, основанных на этике ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.

      Элементы экологии присутствуют в учебных предметах начальной школы: «Окружающий мир», природоведение, «Мир вокруг нас».

      Информация об идеях устойчивого развития в образовании наиболее актуальна для руководителей образовательных учреждений, которые совместно со школьными психологами в деятельностной форме должны сформулировать психолого-педагогические задачи для каждого этапа экологического образования.

      Мероприятия Года охраны окружающей среды должны привлечь общественное внимание к проблемам экологии, которые пока не очень волнуют большинство россиян. Согласно данным опроса ВЦИОМ, проведённого в октябре 2012 года, состояние экологии и окружающей среды относят к числу наиболее важных для страны проблем только 20 процентов респондентов.

      Для воспитателей, педагогических работников дополнительного образования, классных руководителей особый акцент должен быть поставлен на экологическое воспитание.

      Год охраны окружающей среды задуман как мероприятие, в том числе, и просветительское. Потому специальные акции предусмотрены для подрастающего поколения. В октябре 2013 года в школах страны пройдёт Всероссийский открытый урок охраны окружающей среды, а в течение всего года запланированы экологические олимпиады и тематические лекции.

     Педагогическим работникам предстоит и самостоятельно разрабатывать учебно-методические комплексы для экологических занятий, создавать условия для развития программ экологического воспитания и проведения экологических акций и конкурсов различной направленности и тематики.

     Популяризация современных педагогических методик и технологий в деятельности образовательных учреждений в экологическом направлении, расширение и углубление знаний, приобретение умений и навыков по экологии, методам защиты природы будет способствовать экологическому образованию, расширению и развитию профессиональных навыков в данной области. Назначение экологического образования – защищать и отстаивать право человека на благоприятную среду жизни. Оно призвано формировать подлинно человеческое отношение к природе, ставить предел допустимой меры ее преобразования, способствовать усвоению специфических социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Формы работы: интерактивные программы, эколого-просветительские проекты, акции, конкурсы, тематические дни.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

БЕСЕДЫ на экологические темы

1-4 классы

Краски природы

Красота родного края

Весна в жизни леса

Кто твой друг?

Голубая планета

Растения наших окон

Праздник овощей

Лесной календарь

Лесной госпиталь

Удивительное- рядом

Явления природы

Узнаем растения и животные ближайшего природного окружения

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение

Открываем жизнь в почве

 Знакомство с охраняемыми растениями и животными

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека

Вот такие растения!

Это все животные!

По грибы без лукошка

Кто как защищается

Растения просят о помощи

«Зеленая аптека» может закрыться?

Животные должны жить

Хотим сказать всем…

Что будет, если…

Мир вокруг тебя

Азбука здоровья

Планета заболела

Природа в опасности

Подводный мир

Доброе сердце

Познание России

Чистый взгляд

Насладись красотой природы

Кто живет рядом и вокруг нас

Мир воды

5-6 классы

Страницы Красной книги

Лесная аптека

Фауна и флора нашего района

Мир вокруг нас

Наш общий друг-природа

Экофото

В цветущем раю

Будут ли цвести на земле прекрасные цветы?

Несколько строк из тайн растений

Праздник русской березки

Калина красная

Растительный мир

Урожай свой ты с улыбкой собирай!

Щедра осень красками

По ботаническим садам и зоопаркам

Лекция в Диораме «Порхающие цветы»

Тайна природы

Мир природы

Лучший цветок из моего класса

Полна чудес могучая природа

И что за чудо, что за красота!

Мой ласковый, светлый мир

Сезонная жизнь природы

Влияние климата на здоровье человека

Влияние природных условий на жизнь, быт, деятельность людей

Живому- жить

Взял я в руки карандаш, но не цветной, а карандаш природы ( фотовыставка)

Экологический патруль на страже Родины

Дыхание лета- акции, творчество и советы

В краю чудес, в краю живых растений

Мир, который строим мы

Чудо, чудо, ты откуда ? ( О чем говорят названия растений ?)

7-8 классы

Страницы Красной книги

Актуальные проблемы использования и охраны Мирового океана

Памятники природы Подмосковья

Голубой родник

Голубые артерии района

Ужасно интересно то, что неизвестно

В защиту окружающей природы

Сокровища леса

Анатомия подземного океана

Живая кровь земли

Реликтовые и исчезающие растения и животные

Сторожилы леса

Животный мир моего края

Здоровье нации

Очистим дом от мусора

Гиганты и карлики животного мира

Пять минут на тему…

Цвети, живи, наш край родной

Удивительный мир природы

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Мне этот уголок для сердца мил

Экология родного края

Природа вокруг нас

Космос и экология

Домашняя жизнь и нравы великорусские. Быт и нравы русского народа

Фольклор по историческим периодам

Откуда есть наша клинская земля

Наслаждаясь красотой, сохраним ее первозданность

Природа- та же езда в Незнакомое…

9 класс

Оздоровление организма водой

Слово о здоровье

По следам жизнедеятельности человека

Школа без наркотиков

День без курения

День борьбы со СПИДом

Будь здорова, земля богатырская

Человек, его физиология

Зеленый гороскоп

Человек и окружающая среда

Мы тоже природы частица

Мы болеем по сезонам

Экология среды и здоровье человека

Подросток обучает подростка. Преодоление наркотической и иной разрушающей личность зависимости

Наше здоровье

Народные промыслы

Дети и экология- XXI век

Дерево земли, на которой я живу

Что наша жизнь

10-11 классы

«Био»- значит «Жизнь»

Человек и окружающая среда

Землянам- чистую планету

Экологически безопасное подсобное хозяйство

Природа на страницах литературы

Природа в изображении художников и музыкантов

Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин

Естественные науки и охрана природы

Глазами Ч.Дарвина

Что охраняешь, товарищ?

Сохраним родную землю

Автомобиль- благо или бич цивилизации

Лицо биосферы

Клинские поэты о природе

Природа и человек в новом веке

Сделаем Землю чище

От экологии малой родины к экологии зеленого шара

Санитары моря

Красота спасет мир

Экология: восхождение к разуму

Познание и сохранение уникального природно-культурного наследия моего города

Человек- разумный- вчера, сегодня, завтра

Дружелюбие в отношении к Природе и к Человеку

Обрядовая поэзия

Экологические проблемы альтернативной энергетики

Трансгены? Нет, спасибо!

Человек, стань человеком…



Предварительный просмотр:

РАБОТА  НАД  ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ  ПРОЕКТАМИ

                                                                                                                                  Если каждый человек

                                                                                                                             на кусочке своей земли

                                                                                                                   сделал бы все, что он может,

                                                                                                                   как прекрасна была бы земля наша.

                                                                                                                                                             А.П.Чехов.

            В  Клинском районе Московской области экология занимает достойное место в системе образования и воспитания .По результатам работы по данному направлению достигнуты определенные результаты: школьники проводят экологические мониторинги в районе, состоялся брейн -ринг по проблемам экологии района, эколого-краеведческий слет «Дорога к храму», конкурс «Юный знаток леса», смотр-конкурс «Эколог Клинского района».Ежегодно проводится акция «Дети Клинского района-весне третьего тысячелетия- город цветов».Проводятся выставки учителей-художников «Красота спасет мир», «Наш город».

  Оснащена музейная «Комната леса» на базе школы №8 (учитель Ширяев М.М.).Проводятся эколого-краеведческие десанты .Создана программа по градоэкологическому образованию: «Клинский район-развитие градоэкологического движения».

   Среди учителей и учащихся есть много заинтересованных и инициативных людей, победители областных олимпиад по экологии, Всероссийской олимпиады по экологии, победители и лауреаты конкурса «Эколог года Подмосковья», лауреаты премии губернатора Московской области, лауреаты детского Всероссийского конкурса «Хранители воды», «Хранители Земли», Всероссийских конкурсов юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского,

авторы статей в детских экологических изданиях «Зеленый Парус» г.Нижний Новгород, «ДЭКОР» г. Астрахань, победители конкурса «Птичья столовая».

   Экология нашла достойное место в работе дошкольных учреждений «Жемчужинка», «Малыш», «Чебурашка», «Лучик», «Чайка» , «Родничок» и других.

   Ко дню Земли школьники занимаются посадкой цветов, аллеи памяти, возрождают старинные парки.В  летнее время учащиеся совершают экологические экспедиции в заповедники России, путешествуют по стране, занимаются в районном лагере «Лесовичок».

   В результате -школы города и района не играют в экологию, а выполняют настоящее дело, имеющее значение в жизни каждого, а особенно- подрастающего поколения .Подобная работа не является однодневной, путь впереди еще большой и серьезный. Это дает ребенку выразить себя не только как творческую личность, но и обогащает его жизненный опыт, помогает сформировать активное отношение к своему месту жительства, способствует пониманию исторического развития общества, показывает уникальность и своеобразие родного города Клина и Клинского района.

  Особое место в системе экологической работы отводится методу проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.  Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

   В основе методов проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся , умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся-индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские,творческие,приключенческо-игровые,информационные и практико-ориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.

   ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования :актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты- одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.

   ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ неимеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся- она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру коне чного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах  и т.д.

   ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКО- ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов чаще  вырисовываются только к моменту завершения действия.

   ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

   ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников.  Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария; определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить  поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

  Что является критериями успеха  работы над проектом?

1.Достигнут результат.

2.Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

3.Результат проекта может быть использован другими коллективами.

4.Информация о проекте широко распространена.

5.Проект затрагивает все аспекты окружающей среды: природный, социальный, экономический.

6.Люди, работающие по проекту, получили удовольствие от своей деятельности.

 Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема :

1.Задачи:создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…

2.Методы-виды деятельности.

3.Результат.

   Проект может выполняться индивидуально или группой.Наилучшего результата  добиваются групповые проекты,

комплексные коллективные работы, направленные на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.

   Анализируя опыт работы над проектом, убедился в том, что  результат зависит от того , насколько является сплоченной команда.Она должна отвечать следующим критериям:

1.Баланс ролей.

2.Четкие цели.

3.Согласованные задачи.

4.Единая система ценностей.

5.Открытость и умение выходить из конфликтных ситуаций.

6.Поддержка и доверие.

7.Соответствующая методика работы.

8.Успешное руководство.

9.Регулярный обзор проделанной работы.

10.Индивидуальное развитие.

11.Навыки общения.

   Желательно, чтобы  проект содержал следующие разделы:

  1. Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования(она должна быть отражена в названии проекта) и указать, на решение какой проблемы направлено исследование, место, сроки и продолжительность выполнения проекта, какими силами выполнен проект.
  2. Отчет о проведенных исследованиях.Важно помнить, что исследования не должны наносить ущерба природе!Важно отразить  описание объекта исследования, методики исследования, полученные результаты исследования.Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде:в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.
  3. Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается экологическое состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
  4. Программа действий по оздоровлению, восстановлению и сохранению изучаемого объекта, которая опирается на результаты исследования.В эту программу должны входить как мероприятия, выполненные

          самими ребятами, так и рекомендации населению, в том числе-перечень дел, которые планируют

          выполнить совместно.

  1. Список использованной литературы.

Перед представление проекта на конкурс мы проводим его публичную защиту в школе, во внешкольном заведении, на районной конференции.

   В своей деятельности мы изучаем «Проблемы природных экосистем», представляя проекты, связанные с исследованием водной среды, растительного покрова, животного царства, природных комплексов особо охраняемых природных территорий и их компонентов .Изучая «Экологические проблемы города» представляем проекты, связанные с исследованием экосистем города и отдельных его компонентов –почвы , воздуха, диких и домашних животных, питьевой воды, источников энергии, основных источников загрязнения, а также микроэкосистем города- районов,  домов, квартир .Изучая экосистемы сел и деревень, особое внимание обращаем на состояние почв, воды, сельскохозяйственных культур и других растительных сообществ, удобрений и средств защиты растений, подсобных хозяйств, сельскохозяйственных угодий, очистных сооружений, а также комплексные  краеведческие исследования, отражающие аспекты жизни поселка, деревни в прошлом и настоящем.

   Этнографические исследования предполагают комплексное краеведение и обращены к прошлому ради будущего .Цель данного исследования -извлечь экологические уроки наших предков, которые подскажут и помогут нам находить решения экологических проблем сегодня.

   При выборе тематики работ исходим из того, что в первую очередь мы должны знать дом, в котором живем. Да , сегодня дети многое знают, но не имеют часто представления о городе, в котором живут, его истории, культуре .Они рассуждают о глобальных экологических проблемах, а не знают, какую воду пьют, каким воздухом дышат .как влияют выбросы газов в атмосферу. Так появился проект «Сохраним свою землю, на которой живем, голубой и зеленой», ставший дипломантом Всероссийского конкурса «Хранители Земли».Работа над выполнением проекта велась один год.

                   Проект «СОХРАНИМ СВОЮ ЗЕМЛЮ, НА КОТОРОЙ ЖИВЕМ, ГОЛУБОЙ И                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                        ЗЕЛЕНОЙ».

1.Как мы дошли до жизни такой.

2.Земля!.. Какая она?

3.Санитарно-гигиеническая характеристика города , в котором живем.

4.Охрана воздуха.

5.Дайте глоток чистого воздуха.

6.Выносить ли сор из избы?

7.Санитарная охрана почвы

8.Вода-начало всех начал.

9.Гигиена питьевого водоснабжения.

10.санитарный надзор за физическими факторами.

11.Мы болеем по сезонам.

           ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Гигиена источников водоснабжения.

2.Гигиена источников купания.  

3.Гигиена колодцев и родников.

4.Почва нашего участка.

5.Мониторинг состояния атмосферы.

6.Влияние кислотности водного раствора на поглощение растениями ионов тяжелых металлов.

7.Имитация экологических катастроф и изучение их влияния на жизнедеятельность живых организмов.

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Спаси себя, человек

    В ходе работы над данным проектом ребята не только собрали информацию по интересующей проблеме, но и выполнили конкретные дела.Работа проводилась по группам, число которых определяется по числу  блоков проекта.В каждой группе по 5-7 человек.Работой охвачены ученики 7-11 классов.Работа рассчитана на большой эксперимент, который ребята выполняют не только в школе, но и в центре санэпидемнадзора города и района, в местных парках, лаборатории за наблюдением состояния атмосферного воздуха.

  Целью данной работы являлось изучение локальных и региональных экологических проблем на примере почвы, воды, воздуха и путей их решения.

   Ведущая идея:от личной ответственности каждого зависит, каким станет лик Земли, и где будет находиться человечество-в начале или конце своего путешествия в будущее.

   Основными задачами работы были выявление связи экологического состояния и здоровья населения района по данным Управления здравоохранения района, изучение санитарно-гигиенического состояния района на основе мониторинга и его сравнение за 10 лет по данным ЦГСЭН города.Кроме этого, ученики изучили экспериментально состояние воды в своей местности из всех артезианских скважин и колодцев, провели паспортизацию родников, исследовали почву пришкольного участка, влияние кислотности почвы на поглощение растениями ионов тяжелых металлов, провели имитацию экологических катастроф и изучили их влияние на жизнедеятельность живых организмов.По каждому эксперименту составлены рабочие таблицы, графики, диаграммы.В заключении основной идеей является конкретная роль человека на земле, на которой он живет:помоги своим личным участием всему живому на  планете, и ты спасешь себя, человек!Ощутить красоту окружающего мира и почувствовать личную причастность к природе не так уж трудно.Было бы желание.

   Работая над проектом, нам удалось собрать и объединить вокруг разных организаций людей творческих, увлеченных, знающих.Общение с ними дает школьникам не только знания по экологии. Возникает потребность в эстетическом общении:почувствовать, увидеть и ощутить жизнь природы в природе.

Проект «ДОМ, В КОТОРОМ  Я  ЖИВУ»

   Давайте попробуем на секунду остановиться и посмотреть вокруг…

Мы увидим, как все серо, но не стоит огорчаться, опускать руки, и нужно идти дальше. Ведь у нас есть головы, глаза, руки и ноги. Нужно просто очень-очень захотеть, и все может измениться!!!

Мы посоветовались со старшим поколением, остановились и подумали, появилась идея.

   Давайте возьмем несколько домов нашей деревни, в которых живут наши ребята, и сделаем их чище. Для этого не нужны деньги, для этого нужно желание и руки .Ведь можно превратить эту акцию в увлекательное дело .Провести конкурсы и игры, а отмывая стенку нашего подъезда от наших же «художеств», петь песни или слушать веселую музыку.

   Нам кажется, что все смогут:

  • сделать доброе, благородное дело;
  • весело провести время с друзьями и одноклассниками;
  • классно поработать и отдохнуть;
  • оставить воспоминания, о которых с гордостью можно рассказать родителям, друзьям, а в будущем, может быть, детям или даже внукам!

Проект направлен на изучение архитектуры и истории зданий, расположенных в районе школы. Учащиеся приводят также в порядок лестницы и подъезды этих домов. Важно, чтобы школьники почувствовали себя хозяевами улицы, района, города, дома, в котором живут. Учащиеся узнают, кто жил в этих домах, изучают образ жизни людей далекого и недавнего прошлого, настоящего. Для жителей домов они готовят информационные листки со справками об истории дома.

Проект  « Р О Д Н И К»

Проект «Родник « приглашает принять участие всех желающих учащихся в творческом конкурсе.

   Природа родного края, охрана и приумножение ее богатств, -вот  основные темы работ.

Их можно раскрыть через интересные наблюдения в соседнем лесу, на поле, реке, можно отразить случаи из жизни домашних питомцев, веселые приключения, которые произошли с вами на лоне природы.

   Рисовать- значит наблюдать. Да, но на конкурс принимаются не только рисунки, но и гравюры, скульптуры и поделки из природного материала.

   Рисунки могут быть выполнены акварелью, гуашью, цветными фломастерами.Формат рисунков горизонтальный, размеры не более 24х30 см. Переводить картинки из газет, журналов, календарей нельзя.

   Можно присылать свои стихотворения. Жюри  конкурса определит победителей.

Желаем Вам успеха!. Ждем ваших работ!

   Само объявление уже говорит о направлениях деятельности.Этот проект выполнялся один год в рамках Всероссийского конкурса «Вода на Земле» и является дипломантом данного конкурса.

   В практике своей работы большое место занимают проекты быстрого исполнения, которые включаются в изучение отдельных тем курса биологии, экологии, химии и не требуют больших временных затрат.Поэтому чаще всего они индивидуального исполнения.Например,

                                                                    Проект  «Л Е С Н Ы Е  З Н А К И».

НАПОМИНАЕМ: проект лесных знаков продолжается

                                        Подумайте, какие бы знаки для охраны животных и растений вы бы  

                                       развесили в лесу.

ПОДСКАЗЫВАЕМ: постарайтесь учесть сезон, когда развешивать знаки , повадки                  

                                            животных, условия, в которых находятся растения.

ХОТИМ УЗНАТЬ: как помогают придуманные вами знаки охранять растения и      

                                         животных ? Развешиваете ли вы их в лесу?  Ждем от вас подробных                                                                                                                                                                                    

                                         рассказов об этом.    

ОБЕЩАЕМ : наградить всех, кто  придумает наиболее оригинальные знаки лесных      

                             тропинок и , главное, использует их для охраны природы.                                                                          

                                    Проект «КАК ВЫ УЗНАЕТЕ ПТИЦ».

Дорогие юные исследователи природы и в первую очередь юные орнитологи- любители птиц!

   Обращаемся к вам с предложением. Дело вот в чем. Все определители птиц составлены так, что прежде чем определить птицу, ее необходимо поймать. Иначе как рассмотреть окраску птицы, особенности ее строения, измерить длину клюва, крыла, хвоста. Но что же получится, если каждый любитель, чтобы узнать, что это за птица, начнет ловить и стрелять их?

Знатоки птиц пытались составить такие определители, по которым птиц можно опознать прямо в природе: в лесу, на болоте, в поле .Составил такой определитель  известный орнитолог А.Н. Промптов.

   Мечтал, но не успел создать опознаватель птиц в природе замечательный наш писатель Виталий  Бианки. Брались за это и другие натуралисты.  Работа  их, несомненно, принесла пользу и спасла жизнь тысячам птиц.

Но определить птиц по таким определителям не по силам большинству начинающих юннатов. Ошибки возникают на каждом  шагу Каждый ведь воспринимает по своему.

Вот и получается, что ни орнитологу, ни писателю в одиночку не по силам составить определитель, который годился бы всем.  Я предлагаю  составить вам такой определитель общими силами, всем вместе, описывая свои приметы разных птиц.

Как вы их опознаете в природе ? Опытному любителю достаточно увидеть птицу краешком глаза или услышать краешком уха, и он скажет, что это за птица. Иной раз поражаешься, как он на таком расстоянии ухитрился разглядеть окраску птиц, форму клюва и ног.? А все дело в том, что он опознал птицу совсем не по этим признакам, а по другим, по своим приметам. Кто по каким: по силуэту,, размеру, поведению, месту и времени встречи, по голосу.

Вот и мы обращаемся ко всем, кто любит и знает птиц: поделитесь с нами своими приметами. Самыми разными о самых разных птицах. Как вы узнаете птиц на расстоянии? Почему не путаете ворона и грача, воробья полевого и городского ?

Творите! Ждем Ваших проектов!

 Этот материал можно использовать при изучении темы «Птицы» или при проведении общешкольного мероприятия «День птиц».

   Проект «Птичья столовая» представлен на конкурс в центр детского туризма и экскурсий г.Астрахань.Какие кормушки изготовить?Где разместить столовую?Уход за кормушкой.Корм для зимующих птиц, виды наших зимующих птиц, меню на каждый день и праздничное, дневник наблюдений за птицами, интересные наблюдения за гостями столовой-вот что содержит проект юных экологов.Лучшие наблюдения  напечатаны в газете «ДЭКОР» г.Астрахань.

Проект «Фабрика Деда Мороза».

   Я, вьюг и метелей повелитель, снега и холода родитель, в ознаменовании наступающего года нового приказываю:

Всем добрым молодцам и девицам красным,  и также их наставникам мудрейшим, проживающим в школе соседней Малеевской, что стоит возле Клин- города светлого, фабрику праздничную новогоднюю открыть.А директором сей фабрики Мальковой Ларисе Алексеевне быть.

                                                                                         Дед Мороз.

Предлагаю в школе сей открыть цеха:

Цех изготовления новогодних игрушек-1-4 классы .Начальник цеха  Горожанинова И.В.

Цех изготовления фонарей. 5-11 классы. Начальник цеха Кузнецов М.В.

Цех изготовления новогодних масок 5-9 классы. Начальник цеха Малькова Л.А.

Цех изготовления новогодних снежинок 1-6 классы. Начальник цеха Рязанцева В.С.

Цех новогодних плакатов-поздравлений 5-11 классы. Начальник цеха Курепятова Н.В.

   Провести выставку изделий с 22 до 29 декабря сего года.

                                         Директор фабрики Малькова Л.А.

                                         Главный инженер Базутина Н.А.

                                         Главный технолог Курепятова Н.В.

  В школе на протяжении многих лет работает экологическая группа «Исследователи природы».Наш первый  годичный проект –«Путешествие с водой из класса в класс», дающий  материал для работы с 1 по 11 классы:

  1. «Вода и жизнь»-2-4 классы.
  2. «Голубые артерии района»-7 класс.
  3. «Наблюдение за развитием желтой кубышки»-6 класс.
  4. «Определение растений прибрежной зоны водоемов»-7 класс.
  5. «Все течет, все изменяется»-8 класс.
  6. «Оздоровление организма водой»-9 класс.
  7. «Геоботаническое описание площадок около водоема»-7, 8 классы.
  8. «Санитарно-химическое исследование воды  в поселке:водопровод, родник, колодец»-9-11 классы.
  9. «Гигиена открытых водоемов»-11 класс.
  10. «Выращивание растений методом гидропоники» -10 класс, практическая работа в школьной теплице.

Проведены  по разработанным сценариям вечера «Вода-красота всей природы», «Счастливый случай», агитбригада, «Химия и окружающая среда».Представлен план работы по экологическому воспитанию учащихся.Указана программа действий по сохранению и оздоровлению изучаемого водного объекта.Собран огромный материал по родному краю:фотографии, стихи, пословицы, поговорки.Работой были  охвачены все ученики и учителя школы.Этот проект-дипломант Всероссийского конкурса « Вода на Земле».

   КРАСОТА…Кто ее творец?Говорят , человек научился творить ее сам-не для славы, для души.И хранит то удивительное умение до сих пор, передавая его по наследству-во времена, когда, кажется, места для красоты уже не осталось.

   Кто-то путешествует, кто-то отдыхает в прекрасных уголках страны…Вспоминая об этом, мы еще раз убеждаемся, насколько удивительна, разнообразна природа.И всегда прекрасна, интересна.На наш взгляд, в ней нет ничего некрасивого или уродливого, есть лишь непонятное, неизученное.Ее нельзя ненавидеть-ее можно лишь жалеть, как живое существо, восхищаться ее неутомимым стремлением жить, дарить людям богатство и красоту.И как тут не вспомнить строки из стихотворения Ф.И.Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

   Очевидно, все это трудно понять, не увидев своими глазами.Возвращаясь с летних каникул, ученики приносят множество фотографий и готовят фотогазеты.Так рождается самый простой в исполнении проект «Мы тоже природы частица».

С выполненными проектами легко провести неделю экологии.Предлагаю один из ее вариантов.В школе за неделю до проведения появляется красочно оформленный плакат:

С 7 по 12 февраля в школе проводится НЕДЕЛЯ ЭКОЛОГИИ.

Ты будешь участвовать в викторине «Знаешь ли ты деревья?», в веселых соревнованиях «Химия вокруг нас», интеллектуальном марафоне.

Ты увидишь лучшие работы учащихся на тему «Мои мысли о природе», видеофильмы «Жить или не жить», «Экология:нетрадиционная энергетика», «Биосферные заповедники»

Ты услышишь об охране атмосферного воздуха в нашем поселке и городе, состоянии воды, если придешь на игру  «Счастливый случай».

Ты станешь свидетелем удивительных приключений, фактов , если посетишь конференцию  «Человек и окружающая среда».

Ты совершишь заочное путешествие в природу, рассмотрев фотогазету «Мы тоже природы частица…»

Не стесняйся!Приходи!И друзей с собой веди!

                                                                     Оргкомитет.

Обязательно указывается день, место, время проведения каждого мероприятия.

       ЧТО  ДАЕТ  РАБОТА  НАД  ПРОЕКТОМ ?

Эта работа позволяет учащимся увидеть все многообразие города с окружающим миром:

-дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями,

-приносят в класс литературу, анализируют статьи,

-делают вырезки и группируют их по тематическим блокам,

-посещают местные предприятия,

-совершают учебные экскурсии по родному краю,

-посещают музеи и другие учреждения культуры,

-проводят экологический мониторинг,

-занимаются краеведческой работой,

-сотрудничают с санэпидемцентром, обществом охраны природы, средствами массовой информации.

На основе полученной информации:

-составляют списки, отчеты,

-выпускают разовые или периодические бюллетени,

-выступают перед учениками своего класса или школы,

-сотрудничают с другими школами района,

-пишут рефераты,

-пишут заметки в местные газеты,

-фотографируют,

-рисуют.

   Работа над проектом способствует формированию принципов повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением, которые помогут ему принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.

Этой цели можно достичь:

  • направляя повседневную работу детского коллектива на глубокое познание родного края и конкретную природоохранную деятельность;
  • находя сторонников и партнеров среди различных ведомств, природоохранных комитетов и органов власти для совместного творческого решения местных экологических проблем;
  • проводя просветительскую работу среди своего окружения, оповещая местное население о результатах своих исследований и успехах в деле сохранения природы как в непосредственном общении, так и используя СМИ;
  • участвуя в экологических конкурсах и олимпиадах, представляя на суд широкой общественности обобщенные и осмысленные результаты своей работы обмениваясь опытом с коллегами и сверстниками.

   На протяжении четырех лет ученики нашей школы Дорохин Юрий, Гикс Марина, Пересыпкин Роман, Орлов Владимир, Шахов Иван удачно выступают на Всероссийских экологических чтениях имени В.И.Вернадского, являясь дипломантами и лауреатами конкурса юношеских учебно-исследовательских работ.Все ученики сейчас являются студентами высших учебных заведений Москвы.

   Основная цель проводимой работы-просвещение учащихся, населения по вопросам бережного отношения к природе, оказание консультации по очистке воды в домашних условиях, приобретение экологических знаний, воспитание экологического сознания и культуры поведения, формирование навыка исследовательской и экспериментальной работы, убеждение на собственной практике, что чистый воздух, ухоженную землю и чистую воду имеет тот, кто этого хочет

   Творческие, приключенческо-игровые, информационные проекты находят применение при проведении Международных экологических акций.В нашей школе этому отводится целый день Например, 22 марта проводим «День воды».Девиз дня: «Все хорошо в природе, но вода-красота всей природы.» (С.Аксаков).Утром перед уроками проводится радиолинейка «Вода, ты жизнь…»В каждом классе проводятся тематические классные часы:

1 класс «Стакан воды…»

2 класс «Кому нужна чистая вода?»

3 класс «Как мы из чистой воды делаем грязную?»

5 класс «Несколько строк из тайн воды».

6 класс «Тема воды в произведениях местных поэтов».

7 класс «Голубые артерии района».

8 класс «Особенности местной воды».

9 класс «Оздоровление организма водой».

10 класс «Санитарно-химическое состояние воды нашего поселка».

11 класс «Удивительный мир воды».

В этот день школьники, родители, детское дошкольное учреждение посещают организованные выставки:  экофото «Красота воды в природе», рисунков «Морское дно», сочинений «Мои мысли о воде», высказываний о воде.

   После уроков проводятся тематические мероприятия :вечер для учащихся 1-4 классов «Вода-вещество самое распространенное и самое удивительное», для 5-7 классов игра Счастливый случай по теме «Вода», для 8-11 классов конференция «Сохраним свою землю, на которой живем, голубой и зеленой».

   Заканчивается день подведением итогов, награждением наиболее отличившихся ребят и классов.

22 апреля проводим «День Земли».Земля…В этом коротком слове- история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Вся сила человека -в Земле. Так начинается линейка, посвященная «Дню Земли».Тематика классных часов самая разнообразная: «Земля заболела», «Земля в опасности», «Красота спасет мир», «Наш общий друг-природа», «Будут ли на земле цвести прекрасные цветы?»,

«Ужасно интересно то, что неизвестно», «Выносить ли сор из избы», «Будь здорова, земля богатырская», «Землянам-чистую планету», «Сохраним родную Землю».

   Фотовыставка «Земли моей лицо живое», конкурс плакатов «Предотвращай появление мусора» заставляют практически всех включиться в работу.

   Старшеклассники серьезно готовятся к защите своих проектов на общешкольную конференцию «Земля…Какой она достанется потомкам?!»Ученики 1-4 классов выпускают и развешивают по дачным участкам листовки «Это зависит от каждого из нас», а 5-8 классы проводят мониторинг «Сделаем землю чище».

   Обязательно во всех классах в этот день проводится  природоохранная операция «Наш дом-Земля», где занимаемся уборкой территории школы, поселка, сажаем кустарники и деревья, работаем в школьной теплице. В районе стали традиционными посадка аллей памяти, работа по благоустройству старинных усадеб, работа в парках, скверах.

   При подготовке к данному дню ученики работают  над приключенческим проектом «Инопланетянин», по-желанию.Получают анкету-задание.

   Представьте, вы ИНОПЛАНЕТЯНИН и прилетели на Землю на НЛО. Первый раз на нее ступили. Отвечай на наши вопросы:

  1. Будешь ли ты вредить нашей Биосфере?
  2. Если ты друг и намерен быть бережным, чего ты не станешь делать на Земле?
  3. В каком состоянии сейчас Биосфера твоей планеты?
  4. Каковы были этапы развития цивилизации на твоей планете?
  5. Много ли цивилизаций в Космосе тебе известно ?Какие они в двух словах? Мирные и исследующие, или агрессивные завоеватели?.

Ждем ваших ответов .Оргкомите т.

Походы-экспедиции «Человек-сын Земли»

Школьный совет совместно со взрослыми организует и проводит многодневные походы-экспедиции «Человек-сын Земли», одной из основных целей которых является сплочение ребят, развитие доверительных отношений между учителями и школьниками .В походе также происходят обсуждения важных вопросов школьной жизни.

   Ежегодно в конце учебного года я провожу анализ уровня воспитанности  обучающихся Вот некоторые ответы учеников.

-Почему вы стали заниматься экологией?

-Потому что это интересно.Именно здесь я занимался практическими делами.В содружестве с моим учителем мы изучали мир живой природы, себя, устанавливали связи между объектами окружающего мира.

-Что  вы получили из этого?

-Совершая экскурсии, я научился наблюдать, экспедиция на Черное море научила жить по законам группы, работа в санэпидемцентре-навыкам исследовательской работы.Это то, что нужно студенту.Ценно, что знания и умения добывались в результате собственного труда.

-Как сделать работу интересной?

-В каждом деле есть свои изюминки.Надо увидеть их и раскрыть.надо верить, что главное дело получится.от работы надо просто получать удовольствие.

   Соприкасаясь с природой, ученики видят заботу о животворящих силах, о всем сущем на земле:о крохотном детеныше природы, о душевном состоянии друга, о плотине на речке, дающей жизнь рыбам и душевный настрой людям, о благе человека и о том, чтоб всегда доставляла нам радость радужная стрекоза, случайно севшая на ладонь.

Литература

1.  Самкова В.А.. Природа .Человек .Культура .Экологическое образование школьников: концепция и комплект программ факультативных курсов (111-х1 классы).-2-е  изд.- М.: НП «Содействие химическому и экологическому образованию», 2001., с.28-32.

2. Лебедева С.А., Тарасов С.В. .Организация детского самоуправления в гимназии .-Журнал «Практика административной работы в школе» № 7-2003г, с.69.

3. Вестник Ас ЭкО  №3-2000, с.29-32

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

МАКАРОВ ЮРИЙ БОРИСОВИЧ-учитель химии и биологии Малеевской средней общеобразовательной школы Клинского района Московской области., член некоммерческого партнерства «Содействие химическому и экологическому образованию России».

Макаров Ю. Работа над экологическими проектами // Российский педагогический журнал «Сельская школа». – 2004. – № 1. – С. 74-80.



Предварительный просмотр:

Экологический форум – семинар  «Зелёная волна Малеевки»

направление

Время

проведения

Тема

КЛАСС

модераторы

Открытие конференции

10.00 – 10.20

Сельская среда и экологическое образование школьников

Лячина Е.В.

Сенюкова Н.В.

10.20  - 10.30

Моделирование как метод деятельностного урока

(Изготовление моделей на 3D принтере)

Чесноков А.А.

1 группа

«Экологическая безопасность и охрана здоровья учащихся».

«Деятельность – лучший способ мотивации к изучению экологии».

10.30-10.50

Музыкально-литературная композиция «Я и природа» 2 класс

Черепанова Н.А.

10.55-11.25

«Человек и его здоровье» нестандартный урок ОБЖ

8 класс

Ханафиев М.Ф.

11.30-11.55

Водоемы моего родного края. Бережное отношение к воде. (в рамках Всероссийского экологического урока «Вода России») 5 класс

Коверенская Н.И.

11.55-12.00

Моделирование как метод деятельностного урока

(Изготовление моделей ни 3D принтере)

Чесноков А.А.

12.05-12.35

Мастер класс по квиллингу на экологическую тему.

2 класс

Ю.С. Ханафиева

12.40 – 13.00

Парад моделей из бросового материала

3 класс

О.О. Миронова

13.00 – 13.30

ОБЕД

2 группа

«Экологическое воспитание, образование и просвещение учащихся через проектную деятельность»

10.30 – 10.55

Экологическое воспитание в дошкольном учреждении

Воспитатель детского сада «Родничок»

Иванова О.А.

11.00 – 11.25

Проектная деятельность «Лесная ягода» 1 класс

Ежова Л.В.

11.30 -12.00

Экологическое воспитание на уроках внеурочной деятельности «Милосердие»

Творческий проект «Единство душ». 7 класс

Безрукова Е.В.

12.05 – 12.35

Мастер –класс «Проектная деятельность : методики, опыт, перспективы.»

Макаров Ю.Б.

12.40 – 13.00

Мастер класс по изготовлению игольницы на экологическую тему

6 – 8 классы (девочки) класс

Малькова Л.А.

13.00 – 13.30

ОБЕД

Выставка рисунков

Выставка фотографий

Выставка фотографий

«Природа вокруг нас»

Ханафиева М.Ю.

Пересыпкина О.Н.

«Природа и мы»

Необычное в мире природы.

Заключение

Круглый стол

Итоги работы конференции.

Гуреева В.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...