Конспекты уроков.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Конспекты уроков. Игровые моменты на уроке в процессе закрепления пройденной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающий урок по плодам.6 класс | 56.5 КБ |
Строение сердца 8 класс. | 49.5 КБ |
Обобщающий урок - игра Класс птицы. 7 класс | 46.5 КБ |
Семейство бобовые. 6 класс урок - сказка. | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Вегетативные и генеративные органы растения.6 класс.
Тип урока: Обобщающего повторения.
Задачи:
1. Повторить, обобщить и закрепить знания о строении органов растения, типах корней ,цветков, плодов, подготовить к изучению темы «Жизнедеятельность растения».
2. Развить внимание, память, умение быстро ориентироваться в системе имеющихся знаний.
3. Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения ( умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия), воспитание самодисциплины.
Оборудование: Для оформления доски красочно исполненный заголовок «Ярмарка знаний», альбом с названием ярмарочных рядов ( страницы открываются последовательно), дидактические карточки – задания на альбомных листах, конверты с карточками трех цветов, письмо « Найди ошибку» на каждой парте, коробки с горохом и фасолью, гербарии, открытки, черный ящик, три банки, ярко раскрашенные и под номерами, бумажные звездочки.
На доске: « Ярмарка знаний».
Эпиграф:
« Мыслящий человек не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты». ( Д.Хевелси).
Ход урока:
- Организационный момент.
- Слово учителя.
Задача нашего сегодняшнего урока повторить и обобщить знания о вегетативных и генеративных органах растения. Почему наш урок называется « Ярмарка знаний»? Что такое ярмарка? Давайте обратимся к толковому словарю С.Ожегова. Слово ярмарка означает «…большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте и в одно и то же время».
Сегодня и у нас будут развлеченья. Но самое главное на ярмарке- это торг и товар.
Я- покупатель, вы- купцы. Ваш товар -знания , и вам хочется , чтобы товар оказался добротным, не залежавшимся. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания.
Продав свой товар, вы станете состоятельными, у вас появится капитал, который хранят в надежном месте – банке. Поэтому у нас тоже будут свои ярмарочные банки ( раздаю на каждый ряд банки с номерами 1,2,3,) , и валюта – самая надежная, очень твердая ( горох),а фасоль – это штрафные очки.
На нашей ярмарке каждый из вас имеет возможность проявить себя, показав свои знания . Поэтому, выполняя задания, вы с одной стороны, зарабатываете индивидуальный капитал в виде оценки ( для этого вы будете получать звездочки с баллами). С другой стороны – своей работой на уроке капитал для всей команды. И успех команды будет зависеть от каждого из вас.
Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами. Посмотрите на доску. Вот на каких рядах нам предстоит побывать.
1 Торговый ряд: Аукцион.
Капитаны команд путем жеребьевки выбирают тему для команды.
Корень
Цветок
Побег
От каждой команды выставляются4 человека, двое из которых выполняют задания в дидактических карточках, закрепленных на доске. Двое других выполняют задания на карточках за первыми партами. На выполнение задания 3 минуты ( задания прилагаются).
Пока ученики работают , остальные выполняют задание « Определите тип соцветия» ( работа с гербарным материалом).
Ответы ребята оценивают сами по заранее подготовленным ответам тут же.
Цена правильного ответа 10 баллов, за соцветия – 8 баллов.
2 Торговый ряд: Светофор.
Из архивных данных известно, что ярмарка всегда устраивается на перекрестках торговых путей. Заранее, до начала торгов, все спешили на ярмарку, всем хотелось оказаться в числе первых очевидцев, либо покупателей. Вот и нам на нашем перекрестке подмигивает светофор( открываю следующую страничку альбома).
Ребята раскладывают на столах перед собой 3 сигнальные карточки из конвертов. Я буду задавать вопросы разного цвета. Вы должны поднять карточку того цвета, которая соответствует правильному ответу.
- Определите тип плодов по описанию: сочный с мякотью и множеством семян, покрытый тонкой кожицей.
Красный- костянка
Желтый – ягода +
Зеленый – тыквина.
- Какие особенности строения листа обеспечивают снабжение его кислородом?-
Красный- наличие устьиц и межклетников; +
Желтый – прозрачность клеток кожицы.
Зеленый – наличие хлоропластов.
- Определите тип плода по описанию: сухой односемянный плод ,у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой.
Красный – семянка;
Желтый – желудь;
Зеленый – зерновка. +
- Определите тип плода по описанию: сухой, многосемянный плод, вскрываемый двумя створками, семена при этом располагаются на внутренней перегородке
Красный – боб;
Желтый – коробочка;
Зеленый –стручок. +
- Приспособления семян ивы,тополя, одуванчика к распространению ветром:
Красный – крыловидные выросты;
Желтый – белые пушистые волоски и «парашютики»; +
Зеленый – обеспечивает охлаждение листовой пластинки.
- Клетки кожицы листа прозрачны. Какое значение имеет?
Красный – обеспечивает проникновение света к хлоропластам; +
Желтый – обеспечивает проникновение кислорода в лист;
Зеленый – обеспечивает охлаждение листовой пластинки.
- Приспособление семян лопуха и череды к распространению животными:
Красный – пучки белых волосков;
Желтый – острые зубчики и крючки; +
Зеленый – крыловидные выросты.
- Венчик цветка ,прежде всего:
Красный – привлекает насекомых; +
Желтый – украшает цветок;
Зеленый – защищает главные части цветка.
- Каково значение корневых волосков?
Красный – придают опору растению;
Желтый – обеспечивает рост корня в длину;
Зеленый – поглощает из почвы воду с растворенными веществами. +
- Какие особенности строения стебля обеспечивают его прочность?
Красный – наличие проводящих пучков;
Желтый – наличие древесных и лубяных волокон; +
Зеленый – наличие чечевичек.
11.Выберите правильную характеристику плода костянка
Красный – сухой, многосемянный, костянковый;
Желтый – сочный, односемянный, коробочковидный;
Зеленый – сочный, односемянный, костянковидный. +
12. Выберите правильную характеристику плода боб :
Красный – сухой, многосемянный, коробочковидный; +
Желтый – сухой, односемянный, коробочковидный;
Зеленый – сочный, многосемянный, ореховидный.
3 Торговый ряд Черный ящик ( выносится под музыку)
В черном ящике находятся изображения двух растений
1. Название первого отражено в многочисленных песнях. Зацветает она ранней весной. Время распускания ее листьев считается началом весны; пышное цветение обозначает разгар весны. Время его цветения совпадает с временным похолоданием.
Плодики в начале созревают зеленые; в это время они не съедобны. Но когда нальются сладковато-терпким соком зрелые плоды, они становятся привлекательными не только для людей, но и для рябчиков , тетеревов, дроздов. Все эти животные способствуют распространению семян этого растения.
2Это одно из немногих растений , которое знают все. Его латинское название означает « Лилия долин, цветущая в мае» . Он не любит расти на открытых местах и в природе встречается в лесах. Это многолетнее растение с длинными ползучими корневищами, от верхушек которых отходят побеги с 1 -3 зелеными листьями, крупными, блестящими , имеющими дуговое жилкование. Цветет в мае, июне, что отражено в его названии. Этот цветок раньше был очень популярен во Франции. В первое майское воскресенье юноши и девушки прикалывали к своей одежде букетики этих цветов. Эти цветы очень малы и изящны, кажется, что они сделаны из тончайшего фарфора.
Назовите эти растения. Что их объединяет? ( Многолетние растения с белыми цветами, собранными соцветия – кисть) Что их различает? ( Плод у черемухи – костянка, у ландыша – ягода. Черемуха – кустарник, ландыш – травянистое растение).
4. Торговый ряд : Найди ошибку.
Этот ряд поможет выявить учащегося и команду , которая лучше знают строение цветка.
У вас на столах лежит текст письма , которое пришло от Незнайки. В этом письме он многое перепутал. Ваша задача- в течение 3 минут найти ошибки, которые допустил Незнайка, исправить их. Сколько ошибок допущено назовите их.
1. Цветки развиваются на тонких стеблях – черешках ( цветоножках).
2.Цветоножка расширяется в завязь. ( цветоложе)
3. Чашелистики образуют венчик ( чашечку).
4. Лепестки образуют чашечку ( венчик).
5. Чашечка и венчик образуют околоплодник.
6. Околоцветник, состоящий из венчика и чашечки, называют сложным ( двойным).
7. Если околоцветник не подразделяется на чашечку и венчик ,он называется простым.
8. Главные части цветка – лепестки ( пестик и тычинки).
9. Тычинка состоит из пыльцы ( тычиночной нити и пыльника).
10. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи.
11. Цветки, имеющие и пестики и тычинки, называются однодомными( обоеполыми).
12.Цветки, имеющие только пестики или тычинки, называются однополыми.
13. Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки располагаются на одном растении, называются обоеполыми ( однодомными.
5 Торговый ряд: Растительный Ералаш.
( Заранее за доской вывешиваются гербарии растений, рисунки плодов, соцветий – варианты ответов на вопросы). Задача – выбрать правильный ответ.
1 вопрос: У каких из этих растений наблюдаются видоизменения органов ? Назовите эти видоизменения.
А). Горох, ячмень, укроп ( горох – усики – лист).
Б). Ландыш, рис, хлопчатник ( ландыш – корневище – побег).
В). Рожь, морковь, огурец ( морковь – корнеплод – корень).
Г). Люпин, томат, верблюжья колючка ( колючка – лист ).
Д). Овес, картофель, морковь ( картофель – клубень- побег).
Е). Лук, клен, одуванчик ( луковица – побег ).
2 вопрос: Соцветие корзинку имеет :
Кукуруза, томат, мать и мачеха.
3 вопрос: Соцветие простой зонтик имеет:
Вишня, пшеница, акация.
4 вопрос: Плод коробочка имеет :
Фасоль, кукуруза, мак.
5 вопрос: Плод орех имеет:
Дуб, орешник, рожь.
6 вопрос: Плод ягода имеет:
Яблоня, земляника, смородина.
7 вопрос: Плод померанец имеет:
Подсолнечник, малина, апельсин.
6 Торговый ряд : Почемучка.
Ответьте на вопросы ( по очереди для каждой команды).
1 Почему лист – « зеленая хим .Лаборатория»?
2 Почему лист можно назвать « форточкой листа»?
3.Почему у бегонии крупные листья ,у кактуса – колючки , у гороха – усики , у росянки – лисья , выделяющие клейкую жидкость.
4. Любка двулистная – растение из семейства орхидных. Подлежит охране. Белые цветки начинают издавать запах лишь с наступлением вечера. Почему?
5. Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветками, майник, ландыш?
6. Почему семя кувшинки плавает, а горох тонет? ( семя кувшинки имеет губчатое мешковидное покрывало, заполненное воздухом ,у гороха – нет).
7. Почему клубень картофеля – побег?
7 Торговый ряд: Развлекательный « Перевертыши».
Каждой команде, на каждую парту розданы карточки. Задание : Прочтите зашифрованные слова и исключите лишнее. Кто первый – получает оценку, а команда – очко.
- Рьцлеы, льпныик, зьвазя, кстилоб, есьмяопчак ( рыльце, пыльник, завязь, столбик, семяпочка).
- Окужра, окршеок, клестебе, капочеч чатликшес ( кожура, корешок, стебелек, почечка, чашелистик).
- Иктпест, ычтинак, икчнев, шечачак, капчеокч.( пестик, тычинка, венчик, чашечка, почечка).
8 Торговый ряд : Итоги.
Подведение итогов.
Итак, мы с вами сегодня вспомнили многое из того ,что мы знаем об органах растения. Какой вывод мы можем сделать о строении органов растения? Органы растений имеют сложное строение, что определяется их выполняемыми функциями . Растения очень разнообразные. Но всех их, с одной стороны, объединяет общность строения их органов , а с другой стороны, эти органы у разных растений имеют особенности, что связано с разной средой обитания и с выполнением дополнительных функций.
Подсчитываем число горошин и число фасолин.
Команде, набравшей наибольшее число баллов- 1 место, среднее число баллов – 2 место, Меньшее – 3 место. Подсчитываем количество индивидуальных баллов и выставляются оценки.
Заключение:
Итак, побывав на сегодняшней ярмарке, вы продемонстрировали свои знания. Эти знания – ваш капитал на будущее. Они помогут вам при изучении следующей темы « Жизнедеятельность растения», лучше понять положение о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями, а растение – целостный организм . Поэтому к следующему уроку. Вы , пожалуйста, повторите строение клетки – параграф №2.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Органы кровообращения: строение сердца.
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца.
Оборудование: таблица « Сердце», модель торса человека, разобранные модели сердца, учебно-тематические карты для самостоятельной работы на 29 человек, тест, портрет В.Гарвея.
Ход урока.
Организационный момент.
Задание по вариантам . Вставьте пропущенные слова.
Вариант 1.
Задание. Вставить пропущенные слова.
- Кровь, тканевая жидкость и лимфа составляют______________________________
- Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин,-____________
- Кровяные пластинки, не имеющие ядра, участвуют в процессе свертывания крови___________________________________________________
- Человек, дающий свою кровь для переливания,- ___________________________
- Способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них, называют ____________________________________________________
- Готовые антитела, выработанные другим организмом, вводимые в организм человека, называют __________________________________________________
- Иммунитет, самовозникающий и врожденный, называют ______________________
Вариант 2
Задание: вставьте пропущенные слова.
- Жидкая соединительная ткань- __________________________________________
- Кровь состоит из _________________и _____________________________________
- Красные кровяные клетки крови __________________________________________
- Белые клетки крови, обладают амебовидным движением и фагоцитозом _______________________________________________________
- Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов- ________________________________________________________
- Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, -это ____________________________________________________________
- Иммунитет, полученный в результате применения медицинских препаратов (вакцин и лечебных сывороток), называют ________________________________
Проверка самостоятельной работы. Взаимопроверка.
Изучение новой темы.
Звучит легкая музыка, раздается биение сердца. В класс входят Наука ( Раупов Тимур), Сила (Макуев Вячеслав), Сердце ( Позднякова Оксана),Разум ( Айвазян Оксана). В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Разум и Сила. Наука не закрывая их,- впереди. В руках у Разума книга. Грудь Силы украшают медали. Позднякова (играющая сердце) одета в красное ,а в руках держит сердце.
Наука. Давным –давно поспорили между собой Сила,Разум и Сердце о том,кто из них человеку нужнее. Но, убедившись,что к согласию им не прийти,обратились ко мне.
Сила. Послушай,Наука,ты ведь знаешь,что я сильнее всех,что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит,я всего нужнее людям.
Разум. Позволь ,Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают,как постичь науку и как уберечься от беды.Значит,я нужнее людям.
Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитить старших, уважать младших. Я- благодарность и милосердие. Я- нежность и твердость. Сердце-это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?
Наука. Уважаемая Сила,все,что ты говорила,- правда. Но иногда ты жестока,хватка у тебя твердая.И когда ты – сторонник неправды,приходит беда. Много от тебя пользы,но немало и зла.
Почетный Разум,и ты говорил правду.Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хоче ссорить вас друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.
Все берутся за руки, поднимают вверх.
Тимур читает стихотворение Э. Межелайтиса « Сердце»
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Разум. « К какой части тела ни приложишь руку ( прикладывает к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них?
Эти слова сказал обо мне безымянный древнеегипетский врач. Ученые сравнивают меня с уникальным насосом.Действительно,я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту,из нее в артерии,капилляры,вены и по двум полы венам возвращаю кровь в правую половину. Во мне все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само мое совершенство.
За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 2.5 млрд раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят. Все хором сердце – это жизнь.
Нет такого другого органа,который был бы изучен так хорошо,как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день.
Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно . История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.
Вопрос: Назовите органы кровеносной системы.
Работа в группах.
А теперь вам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Класс делится на 4 группы, и каждая группа получает задание. Давайте вспомним особенности строения сердца разных представителей типа Хордовых. Возьмите разборную модель сердца. Дайте краткую характеристику особенностям строения кровеносной системы полученного вами животного. 1 группа – рыбы, 2 группа – земноводные, 3 группа – пресмыкающиеся, 4 группа – птицы, млекопитающие.
Рыбы. Двухкамерное сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам. Это сделало возможным повышение кровяного давления, что способствовало общему повышению уровня жизнедеятельности. Земноводные. Усложнение сердца, оно трехкамерное, два предсердия и один желудочек. Кровь мало смешивается в нем, так как содержит ряд перегородок и напоминает по своей структуре губку. В правой половине желудочка – смешанная кровь, а в левой – богатая кислородом. Пресмыкающиеся. У большинства сердце – трех-камерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы. У крокодилов – четырехкамерное сердце.
Птицы, млекопитающие. Сердце – четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка, по его сосудам течет артериальная кровь ко всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. Малый круг начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.
Мы выслушали представителей 4-х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о том, как шла эволюция сердца.
Вывод: Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной системы, усложнения строения сердца. Уже несколько раз мы сегодня сравнивали сердце с насосом.
Вопрос: Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем кровеносным сосудам тела? С особенностями строения вы познакомитесь в ходе самостоятельной работы с текстом учебника стр.111-112. Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы. Работу выполняем в парах.
Учебно-тематическая карта
1. Определите, как расположено сердце в теле человека с помощью модели торса. Почему сердце получило такое название? Найдите верхушку сердца? Куда она обращена?
Сердце располагается в околосердечной сумке – перикарде, содержащий жидкость, которая предохраняет сердце от трения.Стенка сердца состоит из трех слоев:
- эпикард- наружный слой, срастается с перикардом ,называют сердечной сорочкой;
- миокард – средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей;
- эндокарт- внутренний слой , выстилает его полости изнутри , образует клапаны.
2. Определите размеры сердца. Повторите особенности строения сердечной мышцы (стр.112).
3. Определите правую и левую половины сердца.
4. Найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?
5. Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом?
6. Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назовите их.
7. Найдите створчатые клапаны. Какую функцию они выполняют?
8. В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Какова их функция?
9. Сделайте вывод: в чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?
А теперь закройте учебник, и попробуйте проверить свои знания , выполнив следующее задание : запишите в тетради, что обозначено под цифрами 1-12 на рисунке тематической карты.
После выполнения самостоятельной работы в классе организуется обсуждение проделанной работы, ребята делают основные выводы урока.
Учитель в случае необходимости дополняет ответы учащихся.
Общие выводы урока
1.Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям. Сердечная мышца ( миокард) образована мелкими одноядерными клетками – кардиоцитами, которые отделены друг от друга вставочными дисками , играющими важную роль в передаче возбуждения по миокарду.
2. Сердце человека четырехкамерное, как и у всех млекопитающих, и состоит из 2 предсердий и двух желудочков.
3.Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.
И в заключение урока, я хочу вам раздать небольшие памятки «Здоровое сердце».
Программа «Здоровое сердце»
• Не пить и не курить
• Выделять достаточно времени для сна. Сон - основа здорового сердца
• Не позволять никому оказывать на себя давление
• Употреблять простую, натуральную пищу, и, что самое главное, не переедать!
• Есть медленно и тщательно пережевывать пищу
• Регулярно заниматься физическими упражнениями
• Приобретать хорошие привычки
• Избегать искусственных стимуляторов - кофе, чая, алкоголя. Не верить разговорам о том, что алкоголь поможет вашему сердцу, - это неправда!
• Ходить! Дышать глубоко... И ходить, ходить, ходить.
• Фрукты и овощи должны составлять 50 % пищи,
• Не употреблять консервированные заменители сахара.
Соблюдая эти несложные правила, вы сможете сохранить свое сердце здоровым
и работоспособным.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
*22. термины.
Предварительный просмотр:
Урок на тему : « Птицы».
Тип урока : Обобщающего повторения.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полётом, приспособленность их к жизни в разнообразных условиях наземной среды;
2. Развивать умение ориентироваться в данной теме, уметь оценивать свои знания, развивать познавательный интерес;
3. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Для оформления доски красочно исполненный заголовок «Ярмарка знаний», альбом с названием ярмарочных рядов ( страницы открываются последовательно),рисунки и фотографии с изображениями птиц, таблицы по теме, выставка книг о птицах, плакаты с поговорками о птицах.
Ход урока:
Организационный момент.
Задача нашего сегодняшнего урока повторить и обобщить знания о птицах. Почему наш урок называется « Ярмарка знаний»? Что такое ярмарка? Давайте обратимся к толковому словарю С.Ожегова. Слово ярмарка означает «…большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте и в одно и то же время».
Сегодня и у нас будут развлеченья. Но самое главное на ярмарке- это торг и товар.
Я- покупатель, вы- купцы. Ваш товар -знания , и вам хочется , чтобы товар оказался добротным, не залежавшимся. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания.
На нашей ярмарке каждый из вас имеет возможность проявить себя, показав свои знания . Поэтому, выполняя задания, вы с одной стороны, зарабатываете индивидуальный капитал в виде оценки ( для этого вы будете получать звездочки с баллами). С другой стороны – своей работой на уроке капитал для всей команды. И успех команды будет зависеть от каждого из вас.
Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами. Посмотрите на доску. Вот на каких рядах нам предстоит побывать.
1 Торговый ряд: Аукцион.
Выберите правильные ответы:
1)Какие приспособления к полету характерны для птиц:
А) перьевой покров; Б) крылья;
В) отсутствие зубов; Г) легочные мешки;
Д) отсутствие мочевого пузыря; Е) один яичник;
Ж) размножение яйцами.
2) Какие части скелета птиц изменились по сравнению с таковыми у пресмыкающихся в связи со способностью к полету;
А) череп; Б) Грудной отдел позвоночника;
В) кисть; Г) плечо;
Д) тазовый пояс конечностей.
3) Какие мышцы обеспечивают движение крыльев птиц при полете;
А) мышцы шеи; Б) Большие грудные;
В) межреберные; Г) подключичные;
Д) мышцы ног.
4) Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них зубов и челюстей;
А) зоб; Б) железистый отдел желудка;
В) мускулистый отдел желудка Г) тонкий кишечник.
5) В какой части дыхательной системы происходит газообмен:
А) передние воздушные мешки; Б) легкие;
В) задние воздушные мешки.
6) Какая кровь находится в правой части сердца птицы:
А) венозная; Б) артериальная; В) смешанная.
7) Отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц связано:
А) с необходимостью облегчение тела;
Б) с интенсивным обменом веществ;
В) с особенностями продуктов выделения.
8) Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся :
А) передний мозг Б) средний мозг;
В) промежуточный мозг; Г) мозжечок;
Д) продолговатый мозг.
9) Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:
А) зрение; Б) слух;
В) обоняние; Г) осязание;
Д) вкуса.
10) Почему птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся, а постепенно:
А) у них функционирует только один яичник;
Б) это позволяет не увеличивать массу тела;
У птиц небольшое число яиц.
2 Торговый ряд: « Птичий бумеранг».
Участники игры получают карточки – задания. По команде участники игры выполняют одно действие – задание в карточке по часовой стрелке следующему игроку, при этом передающий игрок получает задание от соседнего игрока. Игра заканчивается, когда выполняется последнее задание. Игрок, не справившийся с заданием, не имеет права передвигать карточку. Он в праве попросить помощь у своей команды, при этом штрафуется снятием одного балла.
Каждый участник проверяет возвратившуюся карточку «бумеранг»- и исправляет неверные, по его мнению, ответы. Затем карточка отдается жюри.
Карточка № 1.
1. относится ли деревенская ласточка с семейству воробьиных? (да, нет).
2. Из перечисленных ниже птиц выберите представителей дневных -хищных птиц:
А) сова- неясыть ; Б) орел; В) дятел; Г) дрозд.
3. Какие из перечисленных ниже признаков характеризуют отряд дятлов:
А) упругий короткий хвост; Б) рыхлое оперение;
В) загнутый крючкообразный нос; Г) длинный клюв.
4. Кто третий лишний? Подчеркните правильный ответ.
А) сова; Б) кречет; В) коршун.
Карточка №2.
1. Относится ли филин к семейству совиных? ( да, нет).
2. Какая из перечисленных птиц относится к воробьинообразным:
А) дятел; Б) синица; В) глухарь; Г) гусь.
3. Какие из перечисленных ниже признаков характеризуют дневных хищников:
А) пальцы имеют крючкообразные когти;
Б) на ногах птиц зимой развивается «бахрома»;
В) короткий, широко раскрывающийся рот.
5. Кто третий лишний? Подчеркните правильный ответ.
А) Стриж; Б) дятел; В) ласточка.
3 Торговый ряд: « Заморочки из бочки».
Задания распределяются между командами путем жеребьевки.
- В этом бочонке находится аналог застежки – «молнии», нашедшей применение при изготовление одежды, обуви….Автор застежки – «молнии»- американец В.Джудсон – получил с 1893 по 1905 пять патентов на ее изобретение. Какой природный аналог « молнии» находится в бочонке? ( перо)
- В бочонке находятся фотографии трех видов птиц ,голоса которых используются в одной из опер знаменитого русского композитора Н.А. Римского – Корсакова. Как называется эта опера? Голоса каких птиц использовал композитор? ( « Снегурочка» Голоса кукышки,дрозда – белобровика, снегиря).
- В бочонке находится фотография птицы, которую кубинцы называют « пахро - моска»- птица – муха . Что это за птица?( На Кубе обитают сунсунсито, или птицы-мухи — самые маленькие птицы в мире, и это колибри).
- В бочонке находится природный аналог , который помог построить в Декаре, столице Сенегела, своеобразное здание театра , внутри которого нет ни одной колонны Что это?
4Торговый ряд: «Загадочный».
А)Дело было в Сибири. Как-то на зимних каникулах ребята с учителями отправились на экскурсию в лес. Долго ходили по лесу и видели много интересного: разных птиц, следы животных. В одном месте учитель позвал ребят и показал гнездо на дереве.
Питаются эти птицы семенами хвойных деревьев, и в поисках урожая семян сосны и ели они кочуют каждый год с места на место. С урожаем связано и размножение этих птиц. Так как семена хвойных пород созревают только поздней осенью или даже зимой, то птицы начинают гнездится в это самое время. Оно для них самое удобное, потому что птенцов они выкармливают тоже семенами. О какой птице идет речь?( Клест)
Б) Однажды в морозный февральский день я шел вдоль реки. Птиц не было видно. В друг близко послышалось тихое щебетание . По краю проруби у самой воды прыгала белогрудая птичка размером со скворца. Она дергала коротким хвостом и распевала на все лады веселую песню. Чтобы лучше рассмотреть, я сделал к ней несколько шагов, и вдруг птичка с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Это было так неожиданно, что я от удивления застыл на месте. Стоя над прорубью , я увидел , как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми когтями за все его неровности. В одном месте она даже задержалось немножко, перевернула клювом камешек и вытянула из-под него водяного жука. Спустя полминуты птичка выскочила из соседней проруби. О какой птице идет речь?(Оляпка)
5.Торговый ряд « Систематический».
Рассмотрите рисунки. Подпишите названия отрядов и видов птиц, изображенных на них.
Учащимся предлагается 6 карточек с изображением птиц.
6 Торговый ряд « Строительный».
Кто построил этот дом ?
Учащимся предлагается 6 карточек с изображением птичьих гнезд.
7 Торговый ряд « Музыкальная».
Угадай, чья это песня. Включаю записи песен соловья, пеночки- теньковки, пеночки – трещотки, зяблика, токования глухаря, тетерева….
Подведение итогов..
Итак, мы с вами сегодня вспомнили многое из того ,что мы знаем о строении птиц и их местах обитания и приспособления. Какой вывод мы можем сделать? Органы птиц имеют сложное строение, что определяется их выполняемыми функциями . Птицы очень разнообразные. Но всех их, с одной стороны, объединяет общность строения их органов , а с другой стороны, эти органы у разных птиц имеют особенности, что связано с разной средой обитания и с выполнением дополнительных функций
Предварительный просмотр:
Урок на тему : Семейство бобовые.
Цель урока:
Выявить характерные признаки растений класса Двудольные семейства бобовые и познакомиться с практическим значением растений данного семейства.
Задачи урока:
1. Образовательные:
Рассмотреть характерные особенности растений класса Двудольные семейства бобовые.
Показать практическое значение растений данного семейства.
2. Развивающие:
Развивать умения составлять морфологическую характеристику растений.
Продолжить формирование умений работать с дополнительным материалом, выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Расширение кругозора и познавательного интереса через знакомство с отдельными представителями бобовых, встречающихся на территории Алтайского края, занесенных в Красную книгу.
Оборудование: таблица «Семейства бобовые»,модель «Цветка гороха»,гербарий, мантия ,корона.
Действующие лица: Саша – Тимур Саидмуродов, Маша – Настя Воронцова, царь Горох – Слава Макуев.
Одна парта в классе ставится перед остальными. За партой сидит Маша, что – то рисует. Входит Саша , бросает портфель на парту.
Саша. Везет тебе, Машка, ты уже давно дома. А я все учусь и учусь. Столько уроков в день.
Маша. А я что? Не учусь, что ли? Нам, знаешь, сколько задают?
Саша. Да что там задают. У нас и геометрия, и физика, и ботаника.
Маша. А что такое ботаника?
Саша. Да наука такая о растениях . (поет песню) Лютики – цветочки, у меня в садочке….
Маша. А какие растения ты сегодня изучал?
Саша. Да мы сейчас семейства изучаем. Вот сегодня про горох учили.
Маша. ( встав из – за стола, прыгает на одной ножке, приговаривая) . А я знаю про горох новую считалочку: баба сеяла горох, прыг – скок, прыг – скок….
Саша. Ну , вспомнила! Это когда же она новая была? Наверное, во времена царя Гороха.
Появляется Царь Горох. В одной руке модель цветка бобовых . Зеленая мантия. На голове – корона из фольги .
Царь Горох. Кто меня звал?
Саша. (удивленно).Не – не –не знаю . А ты кто?
Горох. Здравствуйте! Сами звали и не знаете. Царь я ,Горох!
Маша. Ой! А Саша тебя сегодня на уроке изучал.
Горох. Чего меня изучать то. Лучше бы стульчик дали старичку, притомился я в дороге то.
Маша. А ты издалека идешь, дедушка? Ой ! Ваше величество!
Горох. Подданных своих обходил , много их,12 тысяч. Да и в царстве сплошные неурядицы. Тяжко стало государством править.
Саша. А большое у тебя царство?
Горох. А это как посмотреть. Если по систематике смотреть, так и не царство вовсе, а семейство. А если по народонаселению, то второе по численности после сложноцветных.
Маша. А семейство это что – полцарства?
Горох Нет. Полцарства – это отдел, а потом класс, а уж потом только семейство.
Саша. Так это мало совсем!
Горох. Ну мало, не мало, а забот хватает.
Маша. А как твое семейство называется ? Гороховое?
Горох. Нет, бобовое.
Маша. А почему?
Саша. А я знаю, потому что плод – боб. Он от стручка тем отличается, что перекладинки посередине нет. Вот смотрите. ( Показывает на модели плода).
Горох. Так – то оно так, только у меня сейчас с моими министрами сплошные разногласия.Как царству называться. Модно стало все переименовывать. Семейство бобовые было еще со времен моего прапрапрадеда – Гороха 1. А теперь не хотят в царстве с таким названием жить .
Маша. А как же назвать хотят?
Горох. Мотыльковое.
Маша. Это почему же ? Мотылек ведь бабочка.
Горох. ( показывает на модель цветка) А вот посмотри, на кого похож?
Маша. Ой, правда на мотылька. А вот и крылышки.
Горох. Крылышки! Может, и крылышки. А называются – весла, их два, парус один,а это лодочка, два лепестка срослись.
Саша. Так, это же самый настоящий парусник. Пусть уж семейство называется парусниковым. А ты будешь не царь Горох, а царь Лодочник. Ха – ха!
Горох. Посмейся у меня! Сейчас быстро в горошек мышиный превращу.
Маша.( испуганно). Не надо, ваше величество! Он пошутил.
Лучше скажите мне, а что там в лодочке спрятано?
Горох. А это один пестик и десять тычинок,причем девять срослись,а десятая свободная.
Саша. Царь, а ты говорил, что у тебя два министра о названии спорят. А какое еще название предлагают?
Горох. Хотят семейством клубеньковым называться. У нас, видишь ли, на корнях бактерии живут,клубеньки образуют.
Маша. Ой! Это же вредно.
Горох. Нет, у нас с ними симбиоз. Мы им место жительства и защиту предоставляем, а они нас азотом снабжают. Поэтому нам азотные удобрения не нужны.
Саша.Царь, а цветки у твоих подданных крупные,пахучие?
Горох. Цветки в основном мелкие, в соцветия собраны. Либо головка, как у клевера, или кисть, как у люпина или чины. Большинство – насекомоопыляемые,но есть и самоопыляемые. А есть такие привередливые, что только с одним насекомым дружбу водят. Вот клевер,например, только шмелям нектар отдает,а пчеле, сколько ни просит, - не дает.Ох ,заболтался я с вами, а мне еще столько подданных обойти надо. По всему свету они разбросаны. Верблюжья колючка в пустыне растет , астрагал – в горах Кавказа, соя – на Дальнем Востоке, желтая акация – на Алтае, арахис – в Средней Азии. Хорошо хоть белая акация в Крым переехала , а то ведь в Северной Америке жила.
Есть среди моих подданных и деревья, и кустарники,и однолетние, и многолетние травы. Пойду я ,заболтался совсем. А без пригляду и народ бездельничает . К вам шел – вижу чечевица с викою сидят себе чевикают.
Маша. Что делают?
Горох. Чевикают – болтают, значит. Спрашиваю: «Чего не работаете?» А они мне хором: « Это раньше из чечевицы суп варили,а вику на корм скоту выращивали,а теперь мы не нужны . Вот и болтаем , сидим.». Ох – хо – хо,тяжелые нынче времена наступили. Ну что погруснели? Ну – ка, я вам напоследок загадки загадаю:
1. Цветок – крылатка,
А плод – лопатка,
Плод зелен и молод,
Но сладок как солод?( Горох)
2 Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
.Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(горох)
3.В поле у овражка
Красненькая кашка.
(клевер)
4.Лист - перчатка,
Плод - лопатка,
А цветок - мотылёк.
(люпин)
5Что же это за подвох?
Вдруг на дереве -
Горох!
(Акация) Горох уходит.
Маша. Я гулять пошла. ( Садится на свое место)
Саша. А я уроки делать. ( Садится за свою парту)
Учитель. А мы сейчас с вами подведем итоги и посмотрим проект наших учеников.
( Показ общей презентации, разъяснения учеников).
Уходя с урока, мне хочется, чтобы вы поделились своим настроением с окружающими.
Нарисуйте, пожалуйста, рожицу, которая отражает ваше настроение сейчас. Поднимите листочек вверх.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....