Конспекты уроков.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Федина Анна Александровна

Конспекты уроков. Игровые моменты на уроке в процессе закрепления пройденной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : Вегетативные и генеративные органы растения.6 класс.

Тип урока: Обобщающего повторения.

Задачи:

1. Повторить, обобщить и закрепить знания о строении органов растения, типах корней ,цветков, плодов, подготовить к изучению темы «Жизнедеятельность растения».

2. Развить внимание, память, умение быстро ориентироваться в системе имеющихся знаний.

3. Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения ( умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия), воспитание самодисциплины.

Оборудование: Для оформления доски красочно исполненный заголовок «Ярмарка знаний», альбом с названием ярмарочных рядов ( страницы открываются последовательно), дидактические карточки – задания на альбомных листах, конверты с карточками трех цветов, письмо « Найди ошибку» на каждой парте, коробки с горохом и фасолью, гербарии, открытки, черный ящик, три банки, ярко раскрашенные и под номерами, бумажные звездочки.

На доске: « Ярмарка знаний».

Эпиграф:

« Мыслящий человек не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты».                                                                      ( Д.Хевелси).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Задача нашего сегодняшнего урока повторить и обобщить знания о вегетативных и генеративных органах растения. Почему наш урок называется « Ярмарка знаний»? Что такое ярмарка? Давайте обратимся к толковому словарю С.Ожегова. Слово ярмарка означает «…большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте и в одно и то же время».

Сегодня и у нас будут развлеченья. Но самое главное на ярмарке- это торг и товар.

Я- покупатель, вы- купцы. Ваш товар -знания , и вам хочется , чтобы товар оказался добротным, не залежавшимся. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания.

Продав свой товар, вы станете состоятельными, у вас появится капитал, который хранят в надежном месте – банке. Поэтому у нас тоже будут свои ярмарочные банки ( раздаю на каждый ряд банки с номерами 1,2,3,) , и валюта – самая надежная, очень твердая ( горох),а фасоль – это штрафные очки.

На нашей ярмарке каждый из вас имеет возможность проявить себя, показав свои знания . Поэтому, выполняя задания, вы с одной стороны, зарабатываете индивидуальный капитал в виде оценки ( для этого вы будете получать звездочки с баллами). С другой стороны – своей работой на уроке капитал для всей команды. И успех команды будет зависеть от каждого из вас.

Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами. Посмотрите на доску. Вот на каких рядах нам предстоит побывать.

1 Торговый ряд:     Аукцион.

Капитаны команд путем жеребьевки выбирают тему для команды.

Корень

Цветок

Побег

От каждой команды выставляются4 человека, двое из которых выполняют задания в дидактических карточках, закрепленных на доске. Двое других выполняют задания на карточках за первыми партами. На выполнение задания 3 минуты ( задания прилагаются).

Пока ученики работают , остальные выполняют задание « Определите тип соцветия» ( работа с гербарным материалом).

Ответы ребята оценивают сами по заранее подготовленным ответам тут же.

Цена правильного ответа 10 баллов, за соцветия – 8 баллов.

               

                     2 Торговый ряд:                 Светофор.

Из архивных данных известно, что ярмарка всегда устраивается на перекрестках торговых путей. Заранее, до начала торгов, все спешили на ярмарку, всем хотелось оказаться в числе первых очевидцев, либо покупателей. Вот и нам на нашем перекрестке подмигивает светофор( открываю следующую страничку альбома).

    Ребята раскладывают на столах перед собой 3 сигнальные карточки из конвертов. Я буду задавать вопросы разного цвета. Вы должны поднять карточку того цвета, которая соответствует правильному ответу.

  1. Определите тип плодов по описанию: сочный с мякотью и множеством семян, покрытый тонкой кожицей.

      Красный- костянка

      Желтый – ягода  +

      Зеленый – тыквина.

  1. Какие особенности строения листа обеспечивают снабжение его кислородом?-

      Красный- наличие устьиц и межклетников; +

      Желтый – прозрачность клеток кожицы.

      Зеленый – наличие хлоропластов.

  1. Определите тип плода по описанию: сухой односемянный плод ,у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой.

Красный – семянка;

Желтый – желудь;

        Зеленый – зерновка. +  

  1. Определите тип плода по описанию: сухой, многосемянный плод, вскрываемый двумя      створками, семена при этом располагаются на внутренней перегородке

Красный – боб;

Желтый – коробочка;

        Зеленый –стручок. +  

  1. Приспособления семян ивы,тополя, одуванчика к распространению ветром:

         Красный – крыловидные выросты;

         Желтый – белые пушистые волоски и «парашютики»;  +

      Зеленый – обеспечивает охлаждение листовой пластинки.

  1. Клетки кожицы листа прозрачны. Какое значение имеет?

         Красный – обеспечивает проникновение света к хлоропластам; +

        Желтый – обеспечивает проникновение кислорода в лист;

      Зеленый – обеспечивает охлаждение листовой пластинки.

  1. Приспособление семян лопуха и череды к распространению животными:

        Красный – пучки белых волосков;

Желтый – острые зубчики и крючки; +

        Зеленый – крыловидные выросты.

  1. Венчик цветка ,прежде всего:    

Красный – привлекает насекомых; +

Желтый – украшает цветок;

        Зеленый – защищает главные части цветка.

  1. Каково значение корневых волосков?

        Красный – придают опору растению;

Желтый – обеспечивает рост корня в длину;

        Зеленый – поглощает из почвы воду с растворенными веществами. +  

  1. Какие особенности строения стебля обеспечивают его прочность?

Красный – наличие проводящих пучков;

Желтый – наличие древесных и лубяных волокон; +

        Зеленый – наличие чечевичек.

   11.Выберите правильную характеристику плода костянка 

        Красный – сухой, многосемянный, костянковый;

Желтый – сочный, односемянный, коробочковидный;

        Зеленый – сочный, односемянный, костянковидный. +  

   12. Выберите правильную характеристику плода боб :

        Красный – сухой, многосемянный, коробочковидный; +

Желтый – сухой, односемянный, коробочковидный;

Зеленый – сочный, многосемянный, ореховидный.

3 Торговый ряд                Черный ящик  ( выносится под музыку)

В черном ящике находятся изображения двух растений

1. Название первого отражено в многочисленных песнях. Зацветает она ранней весной. Время распускания ее листьев считается началом весны; пышное цветение обозначает разгар весны. Время его цветения совпадает с временным похолоданием.

Плодики в начале созревают зеленые; в это время они не съедобны. Но когда нальются сладковато-терпким соком зрелые плоды, они становятся привлекательными не только для людей, но и для рябчиков , тетеревов, дроздов. Все эти животные способствуют распространению семян этого растения.

2Это одно из немногих растений , которое знают все. Его латинское название означает « Лилия долин, цветущая в мае» . Он не любит расти на открытых местах и в природе встречается в лесах. Это многолетнее растение с длинными ползучими корневищами, от верхушек которых отходят побеги с 1 -3 зелеными листьями, крупными, блестящими , имеющими дуговое жилкование. Цветет в мае, июне, что отражено в  его названии. Этот цветок раньше был очень популярен во Франции. В первое майское воскресенье юноши и девушки прикалывали к своей одежде букетики этих цветов. Эти цветы очень малы и изящны, кажется, что они сделаны из тончайшего фарфора.

Назовите эти растения. Что их объединяет? ( Многолетние растения с белыми цветами, собранными соцветия – кисть) Что их различает? ( Плод у черемухи – костянка, у ландыша – ягода. Черемуха – кустарник, ландыш – травянистое растение).

             4. Торговый ряд :                       Найди ошибку.

Этот ряд поможет выявить учащегося и команду , которая лучше знают строение цветка.

У вас на столах лежит текст письма , которое пришло от Незнайки. В этом письме он многое перепутал. Ваша задача- в течение 3 минут найти ошибки, которые допустил Незнайка, исправить их. Сколько ошибок допущено назовите их.

1. Цветки развиваются на тонких стеблях – черешках ( цветоножках).

2.Цветоножка расширяется в завязь. ( цветоложе)

3. Чашелистики образуют венчик ( чашечку).

4. Лепестки образуют чашечку ( венчик).

5. Чашечка и венчик образуют околоплодник.

6. Околоцветник, состоящий из венчика и чашечки, называют сложным ( двойным).

7. Если околоцветник не подразделяется на чашечку и венчик ,он называется простым.

8. Главные части цветка – лепестки ( пестик и тычинки).

9. Тычинка состоит из пыльцы ( тычиночной нити и пыльника).

10. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи.

11. Цветки, имеющие и пестики и тычинки, называются однодомными( обоеполыми).

12.Цветки, имеющие только пестики или тычинки, называются однополыми.

13. Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки располагаются на одном растении, называются обоеполыми ( однодомными.

                   5 Торговый ряд: Растительный Ералаш.

( Заранее за доской вывешиваются гербарии растений, рисунки плодов, соцветий – варианты ответов на вопросы). Задача – выбрать правильный ответ.

1 вопрос: У каких из этих растений наблюдаются видоизменения органов ? Назовите эти видоизменения.

А). Горох, ячмень, укроп ( горох – усики – лист).

Б). Ландыш, рис, хлопчатник ( ландыш – корневище – побег).

В). Рожь, морковь, огурец ( морковь – корнеплод – корень).

Г). Люпин, томат, верблюжья колючка ( колючка – лист ).

Д). Овес, картофель, морковь ( картофель – клубень- побег).

Е). Лук, клен, одуванчик ( луковица – побег ).

2 вопрос: Соцветие корзинку имеет :

 Кукуруза, томат, мать и мачеха.

3 вопрос: Соцветие простой зонтик имеет:

Вишня, пшеница, акация.

4 вопрос: Плод коробочка имеет :

Фасоль, кукуруза, мак.

 5 вопрос: Плод орех имеет:

 Дуб, орешник, рожь.

6 вопрос: Плод ягода имеет:

Яблоня, земляника, смородина.

7 вопрос: Плод померанец имеет:

 Подсолнечник, малина, апельсин.

 

               6 Торговый ряд :    Почемучка.

 Ответьте на вопросы ( по очереди для каждой команды).

1  Почему лист – « зеленая хим .Лаборатория»?

2 Почему лист можно назвать « форточкой листа»?

3.Почему у бегонии крупные листья ,у кактуса – колючки , у гороха – усики , у росянки – лисья , выделяющие клейкую жидкость.

4. Любка двулистная – растение из семейства орхидных. Подлежит охране. Белые цветки начинают издавать запах лишь с наступлением вечера. Почему?

5. Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветками, майник, ландыш?

6. Почему семя кувшинки плавает, а горох тонет? ( семя кувшинки имеет губчатое мешковидное покрывало, заполненное воздухом ,у гороха – нет).

7. Почему клубень картофеля – побег?

            7 Торговый ряд:    Развлекательный « Перевертыши».

Каждой команде, на каждую парту розданы карточки. Задание : Прочтите зашифрованные слова и исключите лишнее. Кто первый – получает оценку, а команда – очко.

  1. Рьцлеы, льпныик, зьвазя, кстилоб, есьмяопчак ( рыльце, пыльник, завязь, столбик, семяпочка).
  2. Окужра, окршеок, клестебе, капочеч чатликшес ( кожура, корешок, стебелек, почечка, чашелистик).
  3. Иктпест, ычтинак, икчнев,  шечачак,  капчеокч.( пестик, тычинка, венчик, чашечка, почечка).

                                8 Торговый ряд :     Итоги.

     Подведение итогов.

Итак, мы с вами сегодня вспомнили многое из того ,что мы знаем об органах растения. Какой вывод мы можем сделать о строении органов растения? Органы растений имеют сложное строение, что определяется их выполняемыми функциями . Растения очень разнообразные. Но всех их, с одной стороны, объединяет общность строения их органов , а с другой стороны, эти органы у разных растений имеют особенности, что связано с разной средой обитания и с выполнением дополнительных функций.

Подсчитываем число горошин и число фасолин.

Команде, набравшей наибольшее число баллов- 1 место, среднее число баллов – 2 место, Меньшее – 3 место. Подсчитываем количество индивидуальных баллов и выставляются оценки.

 Заключение:

 Итак, побывав на сегодняшней ярмарке, вы продемонстрировали свои знания. Эти знания – ваш капитал на будущее. Они помогут вам при изучении следующей темы « Жизнедеятельность растения», лучше понять положение о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями, а растение – целостный организм . Поэтому к следующему уроку. Вы , пожалуйста, повторите строение клетки – параграф №2.

   



Предварительный просмотр:

Тема урока: Органы кровообращения: строение сердца.

Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца.

Оборудование: таблица « Сердце», модель торса человека, разобранные модели сердца, учебно-тематические карты для самостоятельной работы на 29 человек, тест, портрет В.Гарвея.

                                   Ход урока.

Организационный момент.

Задание по вариантам . Вставьте пропущенные слова.

Вариант 1.

Задание. Вставить пропущенные слова.

  1. Кровь, тканевая жидкость и лимфа составляют______________________________
  2. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин,-____________
  3. Кровяные пластинки, не имеющие ядра, участвуют в процессе свертывания крови___________________________________________________
  4. Человек, дающий свою кровь для переливания,- ___________________________
  5. Способность организма находить чужеродные тела и вещества  и избавляться от них, называют ____________________________________________________
  6. Готовые антитела, выработанные другим организмом, вводимые в организм человека,  называют __________________________________________________
  7. Иммунитет, самовозникающий и врожденный, называют ______________________

Вариант 2

Задание: вставьте пропущенные слова.

  1. Жидкая соединительная ткань- __________________________________________
  2. Кровь состоит из  _________________и _____________________________________
  3. Красные кровяные клетки крови  __________________________________________
  4. Белые клетки крови, обладают амебовидным движением и фагоцитозом _______________________________________________________
  5. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов- ________________________________________________________
  6. Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, -это  ____________________________________________________________
  7. Иммунитет, полученный в результате применения медицинских препаратов (вакцин и лечебных сывороток), называют ________________________________

Проверка самостоятельной работы. Взаимопроверка.

 Изучение новой темы.

Звучит легкая музыка, раздается биение сердца. В класс входят Наука ( Раупов Тимур), Сила (Макуев Вячеслав), Сердце ( Позднякова Оксана),Разум ( Айвазян Оксана). В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Разум и Сила. Наука не закрывая их,- впереди. В руках у Разума книга. Грудь Силы украшают медали. Позднякова (играющая сердце) одета в красное ,а в руках держит сердце.

Наука. Давным –давно поспорили между собой Сила,Разум и Сердце о том,кто из них человеку нужнее. Но, убедившись,что к согласию им не прийти,обратились ко мне.

Сила. Послушай,Наука,ты ведь знаешь,что я сильнее всех,что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит,я всего нужнее людям.

Разум. Позволь ,Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают,как постичь науку и как уберечься от беды.Значит,я нужнее людям.

Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитить старших, уважать младших. Я- благодарность и милосердие. Я- нежность и твердость. Сердце-это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?

Наука. Уважаемая Сила,все,что ты говорила,- правда. Но иногда ты жестока,хватка у тебя твердая.И когда ты – сторонник неправды,приходит беда. Много от тебя пользы,но немало и зла.

Почетный Разум,и ты говорил правду.Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хоче ссорить вас друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.

 Все берутся за руки, поднимают вверх.

Тимур читает стихотворение Э. Межелайтиса « Сердце»

                      Что такое сердце?

                     Камень твердый?

                     Яблоко с багрово-красной кожей?

                   Может быть меж ребер и аортой

                  Бьется шар, на шар земной похожий?

                    Так или иначе все земное

                    Умещается в его пределы,

                   Потому что нет ему покоя,

                    До всего есть дело.

Разум. « К какой части тела ни приложишь руку ( прикладывает к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них?

Эти слова сказал обо мне безымянный древнеегипетский врач. Ученые сравнивают меня с уникальным насосом.Действительно,я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту,из нее в артерии,капилляры,вены и по двум полы венам возвращаю кровь в правую половину. Во мне все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само мое совершенство.

За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 2.5 млрд раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят. Все хором сердце – это жизнь. 

Нет такого другого органа,который был бы изучен так хорошо,как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день.

Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно . История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.

 Вопрос: Назовите органы кровеносной системы.

Работа в группах.

А теперь вам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира.  Класс делится на 4 группы, и каждая группа получает задание. Давайте вспомним особенности строения сердца разных представителей типа Хордовых. Возьмите разборную модель сердца.  Дайте краткую характеристику особенностям строения кровеносной системы полученного вами животного. 1 группа – рыбы, 2 группа  –  земноводные, 3 группа –  пресмыкающиеся, 4 группа – птицы, млекопитающие.

Рыбы. Двухкамерное сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам. Это сделало возможным повышение кровяного давления, что способствовало общему повышению уровня жизнедеятельности. Земноводные. Усложнение сердца, оно трехкамерное, два предсердия и один желудочек. Кровь мало смешивается в нем, так как содержит ряд перегородок и напоминает по своей структуре губку. В правой половине желудочка – смешанная кровь, а в левой – богатая кислородом. Пресмыкающиеся. У большинства сердце – трех-камерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы. У крокодилов – четырехкамерное сердце.

Птицы, млекопитающие. Сердце – четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка, по его сосудам течет артериальная кровь ко всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. Малый круг начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.

Мы выслушали представителей 4-х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о том, как шла эволюция сердца.

Вывод: Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной системы, усложнения строения сердца. Уже несколько раз мы сегодня сравнивали сердце с насосом.

Вопрос: Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем кровеносным сосудам тела?  С особенностями строения вы познакомитесь в ходе самостоятельной работы с текстом учебника стр.111-112. Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы. Работу выполняем в парах.

Учебно-тематическая карта

1. Определите, как расположено сердце в теле человека с помощью модели торса. Почему сердце получило такое название? Найдите верхушку сердца? Куда она обращена?

Сердце располагается в околосердечной сумке – перикарде, содержащий жидкость, которая предохраняет сердце от трения.Стенка сердца состоит из трех слоев:

  1. эпикард- наружный слой, срастается с перикардом ,называют сердечной сорочкой;
  2. миокард – средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей;
  3. эндокарт- внутренний слой , выстилает его полости изнутри , образует клапаны.

2. Определите размеры сердца. Повторите особенности строения сердечной мышцы (стр.112).

3. Определите правую и левую половины сердца.

4. Найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?

5. Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом?

6. Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назовите их.

7. Найдите створчатые клапаны. Какую функцию они выполняют?

8. В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Какова их функция?

9. Сделайте вывод: в чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?

А теперь закройте учебник, и попробуйте проверить свои знания , выполнив следующее задание : запишите в тетради, что обозначено под цифрами 1-12 на рисунке тематической карты.

 После выполнения самостоятельной работы в классе организуется обсуждение проделанной работы, ребята делают основные выводы урока.

 Учитель в случае необходимости дополняет ответы учащихся.

Общие выводы урока

1.Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям. Сердечная мышца ( миокард) образована мелкими одноядерными клетками – кардиоцитами, которые отделены друг от друга вставочными дисками , играющими важную роль в передаче возбуждения по миокарду.

2. Сердце человека четырехкамерное, как и у всех млекопитающих, и состоит из 2 предсердий и двух желудочков.

3.Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.

И в заключение урока, я хочу вам раздать небольшие памятки «Здоровое сердце».

Программа «Здоровое сердце»

•        Не пить и не курить

•        Выделять достаточно времени для сна. Сон - основа здорового сердца

•        Не позволять никому оказывать на себя давление

•        Употреблять простую, натуральную пищу, и, что самое главное, не переедать!

•        Есть медленно и тщательно пережевывать пищу

•        Регулярно заниматься физическими упражнениями

•        Приобретать хорошие привычки

•        Избегать искусственных стимуляторов - кофе, чая, алкоголя. Не верить разговорам о том, что алкоголь поможет вашему сердцу, - это неправда!

•        Ходить! Дышать глубоко... И ходить, ходить, ходить.

•        Фрукты и овощи должны составлять 50 % пищи,

•        Не употреблять консервированные заменители сахара.

Соблюдая эти несложные правила, вы сможете сохранить свое сердце здоровым

и работоспособным.

Оценки за урок.

Домашнее задание.

*22. термины.



Предварительный просмотр:

            Урок на тему : « Птицы».

Тип урока : Обобщающего повторения.

Задачи:

1.     Обобщить и систематизировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полётом, приспособленность их к жизни в разнообразных условиях наземной среды;

2.     Развивать умение ориентироваться в данной теме, уметь оценивать свои знания, развивать познавательный интерес;

3.     Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Для оформления доски красочно исполненный заголовок «Ярмарка знаний», альбом с названием ярмарочных рядов ( страницы открываются последовательно),рисунки и фотографии с изображениями птиц, таблицы по теме, выставка книг о птицах, плакаты с поговорками о птицах.

Ход урока:

Организационный момент.

Задача нашего сегодняшнего урока повторить и обобщить знания о птицах. Почему наш урок называется « Ярмарка знаний»? Что такое ярмарка? Давайте обратимся к толковому словарю С.Ожегова. Слово ярмарка означает «…большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте и в одно и то же время».

Сегодня и у нас будут развлеченья. Но самое главное на ярмарке- это торг и товар.

Я- покупатель, вы- купцы. Ваш товар -знания , и вам хочется , чтобы товар оказался добротным, не залежавшимся. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания.

На нашей ярмарке каждый из вас имеет возможность проявить себя, показав свои знания . Поэтому, выполняя задания, вы с одной стороны, зарабатываете индивидуальный капитал в виде оценки ( для этого вы будете получать звездочки с баллами). С другой стороны – своей работой на уроке капитал для всей команды. И успех команды будет зависеть от каждого из вас.

Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами. Посмотрите на доску. Вот на каких рядах нам предстоит побывать.

      1 Торговый ряд:     Аукцион.

Выберите правильные ответы:

1)Какие приспособления к полету характерны для птиц:

А) перьевой покров;             Б) крылья;

В) отсутствие зубов;             Г) легочные мешки;

Д) отсутствие мочевого пузыря;  Е) один яичник;

Ж) размножение яйцами.

 

2) Какие части скелета птиц изменились по сравнению с таковыми у пресмыкающихся в связи со способностью к полету;

 А) череп;                            Б) Грудной отдел позвоночника;

В) кисть;                              Г) плечо;

Д) тазовый пояс конечностей.

 

3) Какие мышцы обеспечивают движение крыльев птиц при полете;

А) мышцы шеи;                      Б) Большие грудные;

В) межреберные;                    Г) подключичные;

Д) мышцы ног.

 

4) Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них зубов и челюстей;

А) зоб;                                    Б) железистый отдел желудка;

В) мускулистый отдел желудка   Г) тонкий кишечник.

 

5) В какой части дыхательной системы происходит газообмен:

А) передние воздушные мешки;     Б) легкие;

В) задние воздушные мешки.

 

6) Какая кровь находится в правой части сердца птицы:

А) венозная;     Б) артериальная;       В) смешанная.

 

7) Отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц связано:

А) с необходимостью облегчение тела;

Б) с интенсивным обменом веществ;

В) с особенностями продуктов выделения.

 

8) Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся :

А) передний мозг                Б) средний мозг;

В) промежуточный мозг;     Г) мозжечок;

Д) продолговатый мозг.

 

9) Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:

А) зрение;                              Б) слух;

В) обоняние;                          Г) осязание;

Д) вкуса.

 

10) Почему птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся, а постепенно:

А) у них функционирует только один яичник;

Б) это позволяет не увеличивать массу тела;

У птиц небольшое число яиц.

 

                     2 Торговый ряд:    « Птичий бумеранг».

           Участники игры получают карточки – задания. По команде участники игры выполняют одно действие – задание  в карточке по часовой стрелке следующему игроку, при этом передающий игрок получает задание от соседнего игрока. Игра заканчивается, когда выполняется последнее задание. Игрок, не справившийся с заданием, не имеет права передвигать карточку. Он в праве попросить помощь у своей команды, при этом штрафуется снятием одного балла.

        Каждый участник проверяет возвратившуюся карточку  «бумеранг»- и исправляет неверные, по его мнению, ответы. Затем карточка отдается жюри.

 

Карточка № 1.

 

1.     относится ли деревенская ласточка с семейству воробьиных? (да, нет).

2.     Из перечисленных ниже птиц выберите представителей дневных -хищных птиц:

 

А) сова- неясыть ;    Б) орел;    В) дятел;    Г) дрозд.

 

3.     Какие из перечисленных ниже признаков характеризуют отряд дятлов:

А) упругий короткий хвост;    Б) рыхлое оперение;

В) загнутый крючкообразный нос;  Г) длинный клюв.

 

4.     Кто третий лишний? Подчеркните правильный ответ.

А) сова;        Б) кречет;       В) коршун.

 

Карточка №2.

 

1. Относится ли филин к семейству совиных? ( да, нет).

 

 2. Какая из перечисленных птиц относится к воробьинообразным:

А) дятел;  Б) синица;      В) глухарь;     Г) гусь.

3. Какие из перечисленных ниже признаков характеризуют дневных хищников:

А) пальцы имеют крючкообразные когти;

Б) на ногах птиц зимой развивается «бахрома»;

В) короткий, широко раскрывающийся рот.

5.     Кто третий лишний? Подчеркните правильный ответ.

А) Стриж;   Б) дятел;   В) ласточка.

                       3 Торговый ряд: « Заморочки из бочки».

Задания распределяются между командами путем жеребьевки.

  1. В этом бочонке находится аналог застежки – «молнии»,  нашедшей применение при изготовление одежды, обуви….Автор застежки – «молнии»- американец В.Джудсон – получил с 1893 по 1905 пять патентов на ее изобретение. Какой природный аналог « молнии» находится в бочонке? ( перо)
  2. В бочонке находятся фотографии трех видов птиц ,голоса которых используются в одной из опер знаменитого русского композитора Н.А. Римского – Корсакова. Как называется эта опера? Голоса каких птиц использовал композитор? ( « Снегурочка» Голоса кукышки,дрозда – белобровика, снегиря).
  3. В бочонке находится фотография птицы, которую кубинцы называют « пахро -          моска»- птица – муха . Что это за птица?( На Кубе обитают сунсунсито, или птицы-мухи — самые маленькие птицы в мире, и это колибри).
  4. В бочонке находится природный аналог , который помог построить в Декаре, столице Сенегела, своеобразное здание театра , внутри которого нет ни одной колонны Что это?

                    4Торговый ряд: «Загадочный».

А)Дело было в Сибири. Как-то на зимних каникулах ребята с учителями отправились на экскурсию в лес. Долго ходили по лесу и видели много интересного: разных птиц, следы животных. В одном месте учитель позвал ребят и показал гнездо на дереве.

        Питаются эти птицы семенами хвойных деревьев, и в поисках урожая семян сосны и ели они кочуют каждый год с места на место. С урожаем связано и размножение этих птиц. Так как семена хвойных пород созревают только поздней осенью или даже зимой, то птицы начинают гнездится в это самое время. Оно для них самое удобное, потому что птенцов они выкармливают тоже семенами. О какой птице идет речь?( Клест)

 

        Б) Однажды в морозный февральский день я шел вдоль реки. Птиц не было видно. В друг близко послышалось тихое щебетание . По краю проруби у самой воды прыгала белогрудая птичка размером со скворца. Она дергала коротким хвостом и распевала на все лады веселую песню. Чтобы лучше рассмотреть, я сделал к ней несколько шагов, и вдруг птичка с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Это было так неожиданно, что я от удивления застыл на месте. Стоя над прорубью , я увидел , как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми когтями за все его неровности. В одном месте она даже задержалось немножко, перевернула клювом камешек и вытянула из-под него водяного жука. Спустя полминуты птичка выскочила из соседней проруби. О какой птице идет речь?(Оляпка)

          5.Торговый ряд « Систематический».

Рассмотрите рисунки. Подпишите названия отрядов и видов птиц, изображенных на них.

Учащимся предлагается 6 карточек с изображением птиц.

           6 Торговый ряд « Строительный».

Кто построил этот дом ?

Учащимся предлагается 6 карточек с изображением птичьих гнезд.

           7 Торговый ряд « Музыкальная».

Угадай, чья это песня. Включаю записи песен соловья, пеночки- теньковки, пеночки – трещотки, зяблика, токования глухаря, тетерева….

        Подведение итогов..

Итак, мы с вами сегодня вспомнили многое из того ,что мы знаем о строении птиц и их местах обитания и приспособления. Какой вывод мы можем сделать? Органы птиц имеют сложное строение, что определяется их выполняемыми функциями . Птицы очень разнообразные. Но всех их, с одной стороны, объединяет общность строения их органов , а с другой стороны, эти органы у разных птиц имеют особенности, что связано с разной средой обитания и с выполнением дополнительных функций



Предварительный просмотр:

                   Урок на тему : Семейство бобовые.

Цель урока:

 Выявить характерные признаки растений класса Двудольные семейства бобовые и познакомиться с практическим значением растений данного семейства.

   Задачи урока: 
1. Образовательные:  

Рассмотреть характерные особенности растений класса Двудольные семейства бобовые.

Показать практическое значение растений данного семейства.

2. Развивающие:

Развивать умения составлять морфологическую характеристику растений.

Продолжить формирование умений работать с дополнительным материалом, выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Расширение кругозора и познавательного интереса через знакомство с отдельными представителями бобовых, встречающихся на территории Алтайского края, занесенных в Красную книгу.

Оборудование: таблица «Семейства бобовые»,модель «Цветка гороха»,гербарий, мантия ,корона.

Действующие лица: Саша – Тимур Саидмуродов, Маша – Настя Воронцова, царь Горох – Слава Макуев.

Одна парта в классе ставится перед остальными. За партой сидит Маша, что – то рисует. Входит Саша , бросает портфель на парту.

Саша. Везет тебе, Машка, ты уже давно дома. А я все учусь и учусь. Столько уроков в день.

Маша. А я что? Не учусь, что ли? Нам, знаешь, сколько задают?

Саша. Да что там задают. У нас и геометрия, и физика, и ботаника.

Маша. А что такое ботаника?

Саша. Да наука такая о растениях . (поет песню) Лютики – цветочки, у меня в садочке….

Маша. А какие растения ты сегодня изучал?

Саша. Да мы сейчас семейства изучаем. Вот сегодня про горох учили.

Маша. ( встав из – за стола, прыгает на одной ножке, приговаривая) . А я знаю про горох новую считалочку: баба сеяла горох, прыг – скок, прыг – скок….

Саша. Ну , вспомнила! Это когда же она новая была? Наверное, во времена царя Гороха.

 Появляется Царь Горох. В одной руке модель цветка бобовых . Зеленая мантия. На голове – корона из фольги .

Царь Горох.  Кто меня звал?

Саша. (удивленно).Не – не –не знаю . А ты кто?

Горох. Здравствуйте! Сами звали и не знаете. Царь я ,Горох!

Маша. Ой! А Саша тебя сегодня на уроке изучал.

Горох. Чего меня изучать то. Лучше бы стульчик дали старичку, притомился я в дороге то.

Маша. А ты издалека идешь, дедушка? Ой ! Ваше величество!

Горох. Подданных своих обходил , много их,12 тысяч. Да и в царстве сплошные неурядицы. Тяжко стало государством править.

Саша. А большое у тебя царство?

Горох. А это как посмотреть. Если по систематике смотреть, так и не царство вовсе, а семейство. А если по народонаселению, то второе по численности после сложноцветных.

Маша. А семейство это что – полцарства?

Горох Нет. Полцарства – это отдел, а потом класс, а уж потом только семейство.

Саша. Так это мало совсем!

Горох. Ну мало, не мало, а забот хватает.

Маша. А как твое семейство называется ? Гороховое?

Горох. Нет, бобовое.

Маша. А почему?

Саша. А я  знаю, потому что плод – боб. Он от стручка тем отличается, что перекладинки посередине нет. Вот смотрите. ( Показывает на модели плода).

Горох. Так – то оно так, только у меня сейчас с моими министрами сплошные разногласия.Как царству называться. Модно стало все переименовывать. Семейство бобовые было еще со времен моего прапрапрадеда – Гороха 1. А теперь не хотят в царстве с таким названием жить .

Маша. А как же назвать хотят?

Горох. Мотыльковое.

Маша. Это почему же ? Мотылек ведь бабочка.

Горох. ( показывает на модель цветка) А вот посмотри, на кого похож?

Маша. Ой, правда на мотылька. А вот и крылышки.

Горох. Крылышки! Может, и крылышки. А называются – весла, их два, парус один,а это лодочка, два лепестка срослись.

Саша. Так, это же самый настоящий парусник. Пусть уж семейство называется парусниковым. А ты будешь не царь Горох, а царь Лодочник. Ха – ха!

Горох. Посмейся у меня! Сейчас быстро в горошек мышиный превращу.

Маша.( испуганно). Не надо, ваше величество! Он пошутил.

Лучше скажите мне, а что там в лодочке спрятано?

Горох. А это один пестик и десять тычинок,причем девять срослись,а десятая свободная.

Саша. Царь, а ты говорил, что у тебя два министра о названии спорят. А какое еще название предлагают?

Горох. Хотят семейством клубеньковым называться. У нас, видишь ли, на корнях бактерии живут,клубеньки образуют.

Маша. Ой! Это же вредно.

Горох. Нет, у нас с ними симбиоз. Мы им место жительства и защиту предоставляем, а они нас азотом снабжают. Поэтому нам азотные удобрения не нужны.

Саша.Царь, а цветки у твоих подданных крупные,пахучие?

Горох. Цветки в основном мелкие, в соцветия собраны. Либо головка, как у клевера, или кисть, как у люпина или чины. Большинство – насекомоопыляемые,но есть и самоопыляемые. А есть такие привередливые, что только с одним насекомым дружбу водят. Вот клевер,например, только шмелям нектар отдает,а пчеле, сколько ни просит, - не дает.Ох ,заболтался я с вами, а мне еще столько подданных обойти надо. По всему свету они разбросаны. Верблюжья колючка в пустыне растет , астрагал – в горах Кавказа, соя – на Дальнем Востоке, желтая акация – на Алтае, арахис – в Средней Азии. Хорошо хоть белая акация в Крым переехала , а то ведь в Северной Америке жила.

Есть среди моих подданных и деревья, и кустарники,и однолетние, и многолетние травы. Пойду я ,заболтался совсем. А без пригляду и народ бездельничает . К вам шел – вижу чечевица с викою сидят себе чевикают.

Маша. Что делают?

Горох. Чевикают – болтают, значит. Спрашиваю: «Чего не работаете?» А они мне хором: « Это раньше из чечевицы суп варили,а вику на корм скоту выращивали,а теперь мы не нужны . Вот и болтаем , сидим.». Ох – хо – хо,тяжелые нынче времена наступили. Ну что погруснели? Ну – ка, я вам напоследок загадки загадаю:

                1. Цветок – крылатка,
                   А плод – лопатка,

                    Плод зелен и молод,

                    Но сладок как солод?( Горох)

2  Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

.Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

(горох)

                   

3.В поле у овражка

Красненькая кашка.

(клевер)

4.Лист - перчатка,

Плод - лопатка,

А цветок - мотылёк.

(люпин)

5Что же это за подвох?
Вдруг на дереве -
Горох!
(Акация)            Горох уходит.

Маша. Я гулять пошла. ( Садится на свое место)

Саша. А я уроки делать. ( Садится за свою парту)

Учитель. А мы сейчас с вами подведем итоги и посмотрим проект наших учеников.

    ( Показ общей презентации, разъяснения учеников).

Уходя с урока, мне хочется, чтобы вы поделились своим настроением с окружающими.

Нарисуйте, пожалуйста, рожицу, которая отражает ваше настроение сейчас. Поднимите листочек вверх.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...