Фотосинтез и питание
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Что такое питание?
Какие вы знаете типы питания? (автотрофное, гетеротрофное, сапротрофное и т.д.)
– Как питаются растения? (почвенное и воздушное)
– Какова роль корня в почвенном питании? (всасывание и проведение воды с растворенными в ней минеральными солями).
Выполните тест подстановки:
“При почвенном питании растения с помощью … поглощают и …, которые по … тканям поступают в листья” (корневых волосков, воду, минеральные вещества, проводящим).
Как видим, основной орган, в котором образуются органические вещества, это лист. Вспомним его строение и функции.
– Какие ткани образуют лист?
( Покровная, механическая,
проводящая, основная.)
– Какие функции выполняет каждая из перечисленных тканей в листе? В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани, так называемые столбчатые, или палисадные. Главная особенность их строения заключается в том, что среди их клеточных структур есть совершенно особый органоид - хлоропласт. Вещество, входящее в его состав, - это пигмент хлорофилл, который не только придает всему растению зеленую окраску, но и играет главную роль в процессе фотосинтеза.
“Солнечный свет, несущий энергию, через прозрачные бесцветные клетки кожицы проникает в более глубокие слои зеленого листа, а именно в клетки основной ткани, называемые палисадные или столбчатые, сюда же через разомкнутые клетки устьиц из атмосферного воздуха поступает углекислый газ. Помимо этого, по сосудам поступает полученная корневыми волосками из почвы вода. Подается она от корня к листьям благодаря корневому давлению.
В клетках палисадной ткани имеются хлоропласты, содержащие особый пигмент хлорофилл. В них-то и происходит процесс фотосинтеза.
Итак, можем ли мы сейчас уже охарактеризовать:
1) Место протекания процесса (Хлоропласты столбчатой (палисадной) ткани листа (в основном).
2) Условия протекания процесса (Солнечная энергия, углекислый газ, вода, хлорофилл.
3) Суть процесса. Результат. (Образование органических веществ из неорганических путем сложных химических превращений с использованием энергии солнечного света).
В ходе обсуждения определяем, что листья растений – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Этот процесс является едва ли не самым замечательным биологическим явлением, происходящем на нашей планете. Благодаря нему существует все живое на Земле. Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдет о фотосинтезе.
Учитель: Ребята, а что вы знаете об этом процессе? (выслушиваются варианты ответов учеников)
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование)
Зеленый цвет растений – это цвет химического вещества хлорофилла (от греч. «хлорос» - зеленый, «филос»- лист), который находится в пластидах клетки в хлоропластах. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль. Процесс фотосинтеза многоступенчатый. Он запускается, когда на молекулу хлорофилла попадает частица света (фотон). В процессе фотосинтеза выделяют две фазы. Световая фаза идет только на свету и более длительная, темновая, в свете не нуждается. В световой фазе выделяется кислород, образуется энергия, в темновой фазе синтезируется углевод (глюкоза)
История открытия фотосинтеза.
Дата
Ученый
Вклад в науку
1600г.
Бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт
Поставил первый физиологический эксперимент, связанный с изучением питания растений.
1771г.
Английский химик Джозеф Пристли
Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.
1779г.
Голландский врач Ян Ингенхауз
В ходе эксперимента обнаружил, что растения способны выделять кислород лишь в присутствии солнечного света, и что только их зеленые части способны обеспечивать выделение кислорода.
1782г.
Швейцарский ученый Жан Сенебье
Экспериментально доказал, что органические вещества в растениях образуются из углекислого газа, который под влиянием солнечного света разлагается в зеленых органоидах растений.
1804г.
Французский физиолог растений Жак Буссенго
В ходе лабораторных работ пришел к выводу, что вода так же потребляется растениями при синтезе органических веществ.
1864г.
Немецкий ботаник Юлиус Сакс
Доказал, что соотношение объемов поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода равно 1:1. продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез»
Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез» Цель урока: раскрыть сущность процесса фотосинтеза.Задачи:образовательная: углубить и расширить представления о питании растений; сформировать...
Питание клетки.Фотосинтез.
Этот материал разработан для учащихся 9 класса...
урок по биологии "Воздушное питание.Фотосинтез"
Урок по УМК Н.И. Сонина по теме "Питание"...
Фотосинтез- питание растений
План - конспект урока в 6 классе "Фотосинтез - питание растений"...
План-конспект урока 6 кл Особенности питания растительного организма. Фотосинтез и его значение в жизни растений.
План урока разработан к учебнику Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс. Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного под...
Урок по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез".
6 класс (линия В. В. Пасечника). Урок разработан по проблемной технологии. Используются приемы личностных учебных действий: мотивация, создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, исследование, ...
Технологическая карта урока "Фотосинтез - воздушное питание"
Урок "Фотоситнез - воздушное питание растений" представлен в виде урока-эксперимента с использованием цифровой лаборатории Prolog. Для проведение эксперимента представлены кейс-задания для каждой груп...