План – конспект урока
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
План – конспект урока
по биологии в 8Б классе на тему
«Витамины»
Подготовила: учитель биологии
МБУ СОШ № 75
Мораш Ольга Ивановна
2012 г.
Цель урока: изучение роли витаминов в организме человека.
Задачи:
- образовательные: дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с понятиями «витамины», «авитаминоз», «гиповитаминоз» и с их основными группами; раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах;
- развивающие: формировать умения представлять информацию, применять приемы логического мышления (анализ и синтез);
- воспитательные: воспитывать стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный.
Формирование ключевых компетенций:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_vitaminy_attestaciya.docx | 107.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 75
г. о. Тольятти
План – конспект урока
по биологии в 8Б классе на тему
«Витамины»
Подготовила: учитель биологии
МБУ СОШ № 75
Мораш Ольга Ивановна
2012 г.
Цель урока: изучение роли витаминов в организме человека.
Задачи:
- образовательные: дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с понятиями «витамины», «авитаминоз», «гиповитаминоз» и с их основными группами; раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах;
- развивающие: формировать умения представлять информацию, применять приемы логического мышления (анализ и синтез);
- воспитательные: воспитывать стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный.
Формирование ключевых компетенций:
- учебно-познавательной: умения самостоятельно организовывать учебную деятельность (ставить цели, планировать работу, представлять результаты деятельности), логически мыслить, выделять главное, сравнивать и обобщать;
- информационной: умения работать с дополнительными источниками информации (справочная и учебная литература), анализировать, отбирать необходимую информацию из различных источников;
- общекультурная: умения применять полученные знания в жизни.
Оборудование:
- презентация
- стенд «Витамины»,
- статистический материал,
- тесты для закрепления материала.
- Офтольмотренажер
№ этапа | Содержание этапа урока | Время (мин.) |
1. | Организационный момент | 1 мин |
2. | Актуализация знаний | 2 мин |
3. | Изучение нового материала | 12 мин |
4. | Физкультминутка | 2 мин |
4. | Театрализованное представление | 10 мин |
5. | Закрепление и обобщение материала | 10 мин |
6. | Рефлексия | 5 мин |
7. | Домашнее задание | 3 мин |
Ход урока.
I. Организационный момент
Учитель: Добрый день! Я очень рада встрече с вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество. Как вы думаете, почему в Японии средняя продолжительность жизни 80 лет, а в России 64?
II. Актуализация знаний.
Учитель: Все хотят быть здоровыми, больной хочет поправиться, здоровый – не заболеть. Тема эта волнует каждого, вне зависимости от того, сколько ему лет и какой он профессии. Человек, имеющий цель в жизни, не может позволить себе роскошь заболеть. Как поддержать свой организм в работоспособном состоянии, учитывая тот факт, что энергию и строительный материал для жизни мы получаем с пищей. Мы постараемся сформулировать ответ на этот вопрос в течение урока.
ПI. Изучение нового материала.
Учитель: Тема нашего урока «Витамины» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь). На уроке мы должны познакомиться с основными группами витаминов, их значением для здоровья человека, определить какие витамины содержатся в продуктах питания, которые мы употребляем в пищу. А также узнаем:
- Историю открытия витаминов
- Как принимать витамины.
- Источники витаминов.
- Сколько нужно витаминов человеку?
- Как дольше сохранить витамины в пище?
- Факторы, вызывающие недостаток витаминов.
Итак, витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т. е. обмену веществ (определение витаминов в тетрадь).
Обратите внимание на схему, нарисованную на доске.
1. Вспомните, что такое ферменты? Какую роль они играют в обмене веществ?
Учащиеся: Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращения питательных веществ в клетках и тканях. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.
Учитель: Пополнять запасы можно готовыми витаминными препаратами, которые в большом ассортименте в виде драже, сиропов, капсул, инъекций продаются в аптеке. Давайте немного заглянем в историю открытия этих удивительных и волшебных веществ.
Ученик (сообщение 1)
В 1881 г. русский врач Н. И. Лунин провёл опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердилась.
Учитель: Но как объяснить результаты опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? Ваши предположения.
Учитель: Н. И. Лунин решил, что в пище есть ещё какое-то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. В настоящее время насчитывается несколько десятков (около 80) витаминов. Обозначают их буквами латинского алфавита – А, В, С, D, Е, К, РР … Часто этот ряд называют азбукой здоровья.
Классификация витаминов основана на растворимости их в воде и жирах.
2. Используя текст учебника, дополните схему (информация на доске) классификации витаминов (самостоятельная работа учащихся с учебником) – 4 минуты.
Учитель: Проверяем выполненную работу. Для этого нужно пройти к доске и используя готовые таблички закончить схему (см. Приложение).
Ученик: прикрепляет к магнитной доске таблички с названиями витаминов, на основе их классификации.
Учитель: Жирорастворимые витамины - A, D, E и К - попадают в организм с жирами пищи. Поскольку они могут накапливаться в жировой ткани, их ежедневное поступление в организм не обязательно. К водорастворимым витаминам относятся 8 витаминов группы В и витамин С. Эти витамины не могут запасаться, поэтому должны поступать в организм постоянно, желательно ежедневно (за исключением некоторых витаминов В).
Избытка водорастворимых витаминов практически не бывает, так как в организме они быстро разрушаются и выводятся вместе с мочой. Избыток жирорастворимых витаминов может привести к ослаблению (блокированию) действия других витаминов, а иногда и к серьезным отравлениям.
Вывод: организм постоянно нуждается в поступлении витаминов.
III. Физкультминутка для глаз.(2 мин)
IV. Театрализованное представление витаминов учащимися. (Приложение 2)
Учитель: Нам так понравились ваши истории. И я от всех хочу вас поблагодарить за интересные рассказы. А наших слушателей хочу предупредить, что потребность организма в разных витаминах различна.
Недостаток витаминов в организме приводит к гиповитаминозу («гипо» – низкий), а отсутствие того или иного витамина к авитаминозу («а» – отрицание). Данные понятия запишите себе в тетрадь.
Дозы приема витаминных препаратов определяет врач. Современная промышленность выпускает огромное количество витаминных препаратов. Но, употреблять их, нужно дозировано. Избыток витаминов может быть вреден.
Обратите внимание на стенд «Витамины». Суточная потребность (мг) в некоторых витаминах для детей и подростков. Необходимо знать, что формула «чем больше – тем лучше » неприменима для витаминов. При избытке: витамина А наблюдается поражение печени, судороги, отложение солей в суставах; витамин D: вызывает отравление, если превышение нормы (0,003 мг)
Учитель: Ребята, а как можно дольше сохранить витамины в пище?
Учащиеся: (предположения).
- чистить овощи следует только перед варкой, а не заранее;
- варить желательно в эмалированной посуде, закрыв крышкой и не слишком долго.
Учитель; Какие факторы, вызывают недостаток витаминов?
Беседа с учащимися и озвучивание причин, запись факторов в тетрадь.
Факторы, вызывающие недостаток витаминов:
- стресс – расходуются интенсивно витамины группы В,
- загрязнение окружающей среды,
- длительный прием антибиотиков,
- недостаточное пребывание на свежем воздухе,
- алкоголь, табакокурение
V. Закрепление и обобщение материала
Учитель: Молодцы, вы все сегодня хорошо потрудились. Давайте проверим, что из материала, изученного на сегодняшнем уроке, осталось в вашей памяти. Предлагаю вам тест (см. Приложение 3). На выполнение работы 7 минут, после этого самопроверка. Готовые ответы на доске. Оцените свою работу самостоятельно, используя ключ.
VI. Рефлексия.
ВИТАМИНЫ – это биологически активные вещества, обеспечивающие регуляцию обмена веществ и поддержание иммунитета. Вернемся к вопросу о Японии. Как вы думаете, почему в Японии средняя продолжительность жизни 80 лет, а в России 64?
Размышления учащихся:
- все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляют много морепродуктов;
- японцы ценят жизнь; берегут природу, леса, реки, животных;
- в отношениях японцев царит доброжелательность.
Предлагаю ребята вам оценить урок по способу «весы правосудия». Чашки весов отмечены «+» и «-». Положите магнит на любую чашку, так, как считаете нужным.
VII. Домашнее задание.
1. Учебник Сонин Н.И. стр. 166 - 167
2.Творческое задание: придумать сказку о витаминах.
Приложение 1
Приложение 2
Театрализованное представление
Учитель: А теперь настало время познакомиться с нашими героями Витаминами, тем более они нетерпеливо ждут своего выхода. (Витамины шумно выходят, спорят)
Учитель: Ну, всё-всё, успокоились. Мы сейчас каждому дадим слово, и вы расскажите свои истории о себе.
Витамин В1: Можно я расскажу о себе?
Учитель: Кто это – я?
Витамин В1: Я – это витамин В1 – тиамин.
Учитель: А почему В1? А не 2, 3, сколько же вас?
Витамин В1: Нас много, но я, наверное, был обнаружен первым, поэтому называюсь В1.
Учитель: Ну, пожалуйста, расскажи о себе, а заодно о своих братьях.
Витамин В1: В 1890 г. голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У местных жителей немели руки и ноги, поражались нервы конечностей, расстраивалась походка. Ноги у больных были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни – бери-бери, что означает “оковы”. Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки бери-бери: судороги сводили им шею и ноги. Многие из них гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Когда Эйкман кормил кур очищенным рисом, у них обязательно развивалось заболевание бери-бери. При кормлении неочищенным рисом они выздоравливали. Что же находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями, и только в последние десятилетия удалось выделить вещества из отрубей в чистом виде – жёлтые кристаллики. Их получил польский биохимик К. Функ. Одной тысячной доли грамма было достаточно, чтобы вылечить от бери-бери. Это вещество было названо витамином В1 (тиамином), то есть моим именем. Животные и человек меня синтезировать не могут, и их жизнь зависит от поступления меня из внешней среды. Меня синтезируют растения и многочисленные виды микроорганизмов. Я живу в дрожжах, зародышах и оболочках зерновых злаков, в хлебе из крупного помола. У нас большая семья. У меня много родственников и они так же важны для вас. Например, мой брат – витамин В2 или как я его называю – рибофлавин. Мало кто знает, что если его нет в организме, то вы будете страдать поражением слизистой оболочки рта, губ. У вас появятся трещины, заеды, начнётся шелушение кожи, светобоязнь, слезотечение. А если не будет пиридоксина – витамина В6 – то вообще дела плохи. Могут быть тошнота, психические расстройства.
А вот мой брат, цианокобаламин Витамин В12 (его прерывает витамин А)
Витамин А: Да хватит, имей совесть.
Витамин В12: Я сам могу о себе рассказать. Вы знаете, что за болезнь – злокачественное малокровие? Обычная форма малокровия связана с недостатком гемоглобина в крови и легко излечивается полноценным питанием, пребыванием на воздухе, отдыхом. Злокачественная анемия долгое время была неизлечима, так как учёные не знали вызывающих её причин. Впервые эту болезнь описал в 1855 году английский врач Эдисон. У больных злокачественной формой малокровия в костном мозге образовывались ядерные эритроциты, неспособные превращаться в нормальные, безъядерные эритроциты. Только потом учёные узнали, что я образуюсь бактериями в почве, прудах и болотах. А уже из почвы попадаю с кормом в желудок и кишечник животного. Когда меня много, я откладываюсь в печени. Знайте, каждый день вы должны употреблять меня в небольшом количестве с пищей. И запомните, если меня будет не хватать, то это приведёт к бессоннице, депрессии, к развитию старческого слабоумия, спутанности мышления. Обычно меня много в следующих продуктах: в семенах злаковых, бобовых, в пивных дрожжах, икре, печени, яичном желтке.
Витамин А: (перебивает речь витамина В12) Что это здесь династия “бешек” расхвасталась? Их послушать, то они самые главные, и если их не будет, то все будут калеками.
Учитель: Успокойтесь, витамины, мы всем дадим слово, но только по порядку, так как все вы для нас важны. Вот сейчас были водорастворимые витамины. Среди вас есть аскорбиновая кислота — это витамин С. Ты что молчишь? Может, скажешь о себе что-нибудь? Ведь твоё присутствие в организме увеличивает устойчивость витаминов Bl, B2, А.
Витамин С:Недостаток витамина С вызывает заболевание цингу. Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа. Такая же судьба постигла многих участников экспедиции знаменитого русского мореплавателя В. Беринга, героя – полярника Г.Л. Седова. Болезнь цинга появляется, когда меня не хватает в организме. Одно добавлю, я помогаю ещё людям справляться со стрессом. Ведь гормон надпочечников, выделяемый при стрессах, содержит аскорбат. Кроме того, необходимо помнить, меня постоянно надо добавлять в организм, а живу я в таких растениях, как шиповник, черная смородина, лимон, зеленый лук, грецкие орехи. (говорит скромно), но я считаю, что я не главный витамин. Давайте послушаем ретинол – витамин А. Тем более, он так нетерпелив.
Витамин А: Спасибо, друг. Наконец-то и мне дали слово! Впервые я был выведен из моркови, поэтому и назвали меня каратиноидом (от англ. carrot – морковь). У нас очень большой род. Нас насчитывается около 500. Проблемы организма при недостаточном моём присутствии знают многие: кожа становится шероховатой, волосы сухими и ломкими, появляются угри. Но самая опасная болезнь – “куриная слепота”, так как ретинол – составная часть светочувствительного вещества в сетчатке глаза и если меня нет, вы плохо видите, особенно вечером.
Учитель: Уважаемый Ретинол, а теперь расскажите, где вы живёте и как пополнить вами организм человека?
Витамин А: Я могу находиться как в растительной (шпинат, томат, зеленый горошек), так и в животной пище (сливочное масло, рыбий жир, печень, сливки, сметана). И запомните, пожалуйста: наличие витамина А – это один из главных факторов ответственных за то, что дети в более развитых странах гораздо легче переносят инфекционные заболевания, такие как корь, ветряная оспа, тогда как в странах с низким уровнем жизни намного выше смертность. Я защищаю от простуд, гриппа, инфекций дыхательных путей, пищеварительного тракта, мочевых путей.
Учитель: Большое спасибо вам за информацию. Ну, кому ещё предоставить слово?
Витамин D: Ну, мне кажется, настала наша очередь (обращается к витамину Е) Как вы думаете, уважаемый токоферол? Может, начнёте вы?
Витамин Е: Спасибо кальциферол, но я уступаю вам.
Витамин D: Тогда, давайте знакомиться: я кальциферол, то есть витамин D. Я образуюсь под действием ультрафиолета в тканях животных, растений и человека. В животной пище меня можно найти в желтке, сливочном масле, сыре, рыбьем жире, икре. А в растениях — в люцерне, хвоще, крапиве, петрушке. Моё образование под действием солнечного света зависит от многих факторов: это возраст (в старом организме меньше витамина D), исходная пигментация (чем темнее кожа, тем меня меньше), уровня загрязнения атмосферы и т.п. Если меня мало, может возникнуть заболевание “рахит”, связанное со слабыми костями. Более лёгкие формы дефицита проявляются такими симптомами, как потеря аппетита, снижение веса, жжение во рту и горле, бессонница. Ну, хватит о плохом. Вам слово, токоферол.
Витамин Е: Я завершу наше знакомство с витаминами рассказом о себе. Впервые моё назначение узнали в 1920 году, и помогла в этом белая крыса. Будучи плодовитой, при длительной молочной диете она прекратила размножение. У неё развился авитаминоз – нехватка витамина Е. В 1922 году Эванс и Бишон установили, что я необходим для нормальной овуляции и зачатия. В дальнейшем выяснили, что я улучшаю циркуляцию крови, замедляю старение, способствую предупреждению катаракт, снимаю судороги ног. В 1997 году была открыта моя способность облегчать диабет и улучшать иммунную функцию организма. Моё местопребывание – это растительные масла, семечки, яблоки, орехи, зелёные листовые овощи, печень, молоко, овсянка, соя, лист малины, плоды шиповника.
Приложение 3
Тест.
Из перечня пищевых продуктов и заболеваний, вызванных недостатком или отсутствием витаминов, выберите и зашифруйте ответы на вопросы 1-10.
А) куриная слепота;
Б) паралич нервной системы;
В) рахит;
Г) цинга;
Д) тиф;
Е) отставание в росте;
Ж) бери-бери;
З) глухота;
И) овощи, фрукты;
К) лук, чеснок;
Л) чёрная смородина, лимон;
М) рыбий жир;
Н) яичный желток;
О) плоды шиповника
П) горох, фасоль;
Р) хлеб из муки с отрубями.
- Какие заболевания возникают при недостатке в пище витамина Д?
- Какие заболевания возникают при недостатке в пище витамина А?
- Какой авитаминоз возникает чаще всего у мореплавателей и путешественников?
- Какое заболевание возникает при отсутствии витамина В?
- Какое заболевание возникает при отсутствии витамина С?
- Какие продукты содержат много витамина А?
- Какие продукты содержат много витамина В?
- Какие продукты содержат много витамина С?
- Какие продукты содержат много витамина Д?
- При каком авитаминозе нарушается развитие скелета?
Ответы для самопроверки:
1 – В; 2 – А, Е; 3 – Г; 4 –Б, Ж; 5 – Г; 6 – М, Н; 7 – Н, П, Р; 8 – К, Л, О; 9- М, Н; 10 – В.
Критерии оценки:
10 правильных ответов - «5»;
1 – 2 ошибки – «4»;
3 - 4 ошибки – «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.
Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...
План конспект урока. Требования к плану урока.
План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».
Изучение план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану; Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...