Тьюторское сопровождение учащихся и педагогов профильной школы.
статья по биологии по теме
тьюторское сопровождение уащихся профильной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorskoe_soprovozhdenie_uchashchihsya_i_pedagogov_profilnoy_shkoly.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторское сопровождение учащихся и педагогов профильной школы.
Клещевская В.И. – учитель биологии МОУ
«Лицей № 3 г. Ртищево Саратовской области»
Сегодня трудно опровергнуть факт того, что профильное обучение приводит к решению главных задач модернизации образования, создает условия для наиболее полного развития школьников, проявляющих интерес и склонность к сложной интеллектуальной, проектной и научно-исследовательской деятельности. Профильное обучение становится важным звеном в системе непрерывного образования человека, главная цель которого – выпускник, обладающий не только глубокими фундаментальными знаниями, но и умеющий самостоятельно учиться, быть открытым для дальнейших знаний и собственного развития. На первый план, как мы видим, выходят личностные результаты, и кроме предметных знаний, все большее значения приобретают метапредметные умения и навыки, важные для выпускника. Для достижения этих целей необходимо персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве и подготовка учителей, обеспечивающих профильный уровень образования.
Эти направления реализуются через тьюторское сопровождение учащихся и учителей.
Почему я взяла данные направления в своей тьюторской деятельности? В начале эксперимента введения предпрофильной подготовки и профильного обучения я работала завучем по инновационной деятельности школы и одновременно преподавала в химико-биологическом профильном классе. На протяжении всех лет профильного обучения учащиеся выбирают изучение биологии на профильном уровне, поэтому я накопила определенный опыт и результативность своей работы. Кроме этого являюсь руководителем РМО учителей биологии и химии, где одним из вопросов стоит готовность учителей к работе в профильных классах школ города и района, т.к. интерес к предметам естественнонаучного цикла с каждым годом возрастает (по результатам выбора ГИА и ЕГЭ). Ну и в этом году являюсь еще и классным руководителем 11 профильного класса, поэтому тьюторское сопровождение учащихся профильного класса очень актуально. Тьютор – это особая педагогическая позиция. Она отличается от традиционной учительской в первую очередь взглядом тьютора на ситуацию взаимодействия с учеником, на самого ученика. В основе взаимодействия тьютора и ученика лежит субъектная активность ученика. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности ученика, т.е. цели этой деятельности определяются учеником на основе его индивидуальных интересов, направленностей. Ученик самостоятельно осуществляет реальную образовательную деятельность, а тьютор обсуждает и анализирует эту деятельность вместе с учеником: зачем ему эта деятельность, каковы результаты деятельности, что они означают, к каким переменам ведут, в чем причины успеха или неудачи и т.д. Но позиция тьютора принципиально отличается и от позиции психолога, т.к. в отличие от психолога, которого интересуют личностные изменения, происходящие в ученике, тьютор всегда держит контекст образовательного плана, решения образовательных задач, предметного содержания анализируемой деятельности. Тьюторская позиция это гуманитарная позиция, основанная на признании тьютором права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Вместе с тем тьюторская позиция – это отражение культурного опыта в той предметной сфере, в которой работает ребенок, а так же тех культурных способов деятельности (уже существующих в культуре), которые позволят ученику быть эффективным.
Логика тьюторского сопровождения сводится к достаточно простой идее. “У тебя (подростка) есть стремление ответить на значимый для тебя вопрос. Я (тьютор) готов обсуждать, зачем тебе эти знания и КАК ты отвечаешь на твой вопрос. Это обсуждение поможет тебе понять свои достижения (какие используемые тобой средства познания эффективны) и твои проблемы (что и КАК надо менять в твоей деятельности). Главное – наша работа поможет тебе понять, КАК ты можешь использовать итоги твоей деятельности в твоем будущем – как отдаленном (в профессии, в жизни вообще), так и в ближайшее время”.
Тьюторское сопровождение включает в себя несколько основных этапов.
- Определение познавательного интереса подростка.
- Формулирование образовательного вопроса.
- Постановка цели образовательной деятельности.
- Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка “план-карты познавательного интереса”.
- Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности — “сбор портфолио”, “образовательный проект”.
- Анализ итогов образовательной деятельности – “презентация портфолио или проекта”.
- Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив.
В общепедагогическом смысле, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения старшеклассника, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Тьютор выступает в роли своеобразного «консультанта по развитию».
В процессе профильного обучения учащийся выбирает и использует те ресурсы образовательного пространства, которые будут способствовать его дальнейшему профессиональному становлению. Учащийся старшей школы с помощью тьюторского сопровождения включается в процесс рефлексии своего образования, что позволяет ему наиболее точно выбирать направление профильного обучения и последовательно строить дальнейшие шаги.
Тьютор обустраивает, организует и помогает осуществлять этот выбор. Кроме того, тьютор учит старшеклассника тому, как его образовательные достижения могут быть в дальнейшем представлены в социальном пространстве: в вузе, потенциальным работодателям, деловым партнерам.
Для учащегося тьютором является учитель, которого выбрал сам ученик. Основанием для такого выбора является желание учащегося работать именно с конкретным педагогом, основанное коммуникативной совместимости, общности предметных интересов. Для меня, как тьютора учащихся профильного класса, такая системная совместная работа дает положительные результаты. Например, в нашей школе в этом году выпустились 13 учеников химико-биологического профиля, из них ЕГЭ сдавали 12 человек, показали отличные результаты и все поступили в профильные вузы (Медицинские : Московский им. Пирогова – 2 человека, СГМУ – 3 человека, Пензенский – 3 человека, СГАУ – 2, Технический по специальности медтехника - 1, фарм.колледж – 1).
Второе направление моей тьюторской деятельности – организация образовательной помощи педагогам, планирующим вести профильные предметы, конструировать новые способы деятельности. В этом есть необходимость, т.к. учащиеся с каждым годом выбирают биологию для сдачи ГИА (с 154 человека в прошлом учебном году до 184- в этом). Школы заявляют о переходе на профильное обучение, возникает проблема: что нужно знать учителю, чтобы он чувствовал себя готовым к обучению учащихся на профильном уровне? Под тьюторским сопровождением педагогов понимают специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс, который включает в себя 4 основных этапа:
- Диагностико – аналитический
- Сопровождение педагогов
- Деятельностный
- Оценочный.
На первом диагностико – аналитическом этапе, с целью осознания и формулирования затруднений в своей оценочной деятельности педагогам было предложено задание : индивидуально оценить свои возможности, затруднения, знания методики проведения уроков, элективных курсов, проектно-исследовательской деятельности. При совместном обсуждении результатов самоанализа на семинаре учителя выявили проблему необходимости обучения, и тьюторского сопровождения со стороны опытного педагога.
Для реализации был организован обучающий семинар в форме деловой игры, где учителя в интерактивном режиме проанализировали учебно-методические комплекты по биологии для профильной школы, выбор современных технологий и методов проведения уроков, выбор элективных курсов для профильных классов, систему оценок и т.д.
Тьюторское сопровождение педагогов строится на принципах:
1. Приоритет самостоятельного обучения. После проведения обучающего семинара учителя должны самостоятельно реализовывать полученные знания на практике, на данном этапе возможны собеседования с тьютором, который направляет, помогает учителю.
2. Принцип совместной деятельности, организация творческой группы учителей по данному вопросу. Это наиболее продуктивная форма обучения педагогов, т.к. в состав группы входят учителя, которым интересно вместе. «Увлеченность способствует переводу методической деятельности педагогов в поисково-исследовательскую , что создает условия для их профессионального роста». (Е.Г. Калинкина)
3. Принцип индивидуализации. Строится с учетом индивидуальных потребностей педагогов, их творческих способностей. Данный принцип решается в процессе индивидуальных консультаций с учителем – тьютором.
4. Принцип направленности на проблемные вопросы практики. Проводятся мастер – классы, тренинги, и другие активные и интерактивные формы взаимодействий учителей и тьютора. Используется рефлексия и самоанализ результатов деятельности педагога.
5. Создание условий для деятельности педагога в новой инновационной деятельности. Ответственность выполнения этого принципа лежит прежде всего на руководителях школ (обеспечение материально-техническими средствами) , но и самом учителе (разработка и создание дидактических материалов для профильного обучения).
Деятельностный этап – реализация профильного обучения. В этом учебном году 2 городские и одна сельская школы открыли химико – биологические классы или группы учащихся. В ходе тьюторского сопровождения педагогам оказываю методическую помощь непосредственно на их рабочем месте в планировании, организации и анализе их деятельности.
Оценочный этап еще не наступил, но он будет проводится по результатам независимых контрольных срезов, мониторинговых исследований, результатов ЕГЭ.
В заключение хочется сказать, что переход работы учителя на профильный уровень обучения позволяет повысить его профессиональное мастерство, творческое саморазвитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.
Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...
Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.
Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...
Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.
Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова...
Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.
Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова...
Тьюторское сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития.
Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова...
Тьюторское сопровождение учащихся в воспитательной среде общеобразовательной школы. Проектный офис (технология разработана институтом ПРЭСТО, директор М.А. Мансветова)
В этом учебном году в рамках программы развития «Школа – дом. Дом больших возможностей»,реализуются: "Проектный офис" (технология разработана институтом ПРЭСТО, директор М.А. Ман...
Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе
Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе...