Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии
статья по биологии на тему
Из опыта работы учителя профильных классов по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Система подготовки к Единому государственному
экзамену (ЕГЭ) по биологии
Из опыта работы Клещевской В.И. -
учителя биологии высшей категории
МОУ «СОШ № 3 г.Ртищево Саратовской области»
Биология не входит в число обязательных экзаменов, но очень важен для тех учащихся, которые выбрали для поступления естественнонаучное направление: биологический факультет университета, медицинский университет, психологические и социальные специальности, факультеты физической культуры и спорта и другие. Чтобы стать студентом достаточно успешно сдать ЕГЭ по отдельным предметам. С каждым годом эта форма выпускного экзамена приобретает все большее доверие школьников. От качества подготовки к ЕГЭ зависит и качество сертификата, и соответственно возможность продолжения образования в ВУЗе.
Итак, с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? С самых первых уроков биологии в 6 классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал, задачи прикладного характера, выполнение лабораторных работ, заданий на сравнение, обобщение, работы с учебным текстом и рисунками. Я широко использую мультимедийные средства обучения, включаю в презентации много наглядных рисунков, анимаций, видеороликов, использую компьютерные формы контроля. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. Важно в обучении использовать системный подход, благодаря которому у учащихся развиваются умения: описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сравнивать, анализировать биологические объекты и явления. Например, при изучении клетки в 6 классе мы обучаем детей распознавать растительные клетки, их разнообразие и строение. В 7 классе закрепляем знания о клетке и учим сравнивать животную и растительную клетку, в старших классах анализируем связь строения и функций органоидов клетки и рассматриваем клетку как целостную систему. За годы обучения у школьников формируются основные компетенции: информационные, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникативные, формируется системное мышление, понимание основополагающих теорий и законов биологии.
Качественную подготовку к сдаче ЕГЭ дает профильное обучение, которое предполагает более глубокое изучение предмета за счет увеличения учебных часов, элективных курсов и консультаций.
Я начинаю детальную и планомерную подготовку к экзамену уже с сентября 11 класса.
- Психологическая подготовка к ЕГЭ.
Первое, с чего необходимо начать – это не пугать учеников предстоящим ЕГЭ и формировать у них твердое убеждение в том, что если постараться, то можно получить вполне приличный балл. Конечно, не следует внушать школьникам, что ЕГЭ – это легко и просто. Но и не нужно внушать им мысль о полной безнадежности. Подготовку к ЕГЭ нужно начинать с прямого вопроса школьникам: что каждый из вас хочет получить на экзамене? И предложить написать диагностический тест в формате ЕГЭ, который и позволит определить степень готовности каждого к экзамену. Обычно результаты бывают невысокие, и многих учеников этот факт заставляет задуматься о том, что необходима тщательная и серьезная подготовка к ЕГЭ.
- Знакомство с документами, рекомендациями по сдаче ЕГЭ.
На первой консультации знакомлю учащихся с основными документами - спецификацией экзаменационной работы, кодификатором, структурой экзаменационной работы, распределением заданий по содержанию и видам деятельности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условиями проведения и проверки результатов экзамена.
Далее рекомендую справочную и учебную литературу, пособия для поступающих в ВУЗы, СD-диски и интернет- сайты, где можно получить информацию по подготовке к экзамену, где можно провести on-line тестирование, скачать демоверсии разных лет, тренировочные тесты по биологии, записаться на дистанционные подготовительные курсы, которые предлагают ВУЗы России.
- Изучение содержания КИМов по биологии.
- Знакомлю учащихся с особенностями выполнения заданий «A», состоящие из тридцати тестовых заданий базового уровня сложности и двенадцати заданий повышенного уровня. За тестовые задания части «А» можно получить 69 % максимального первичного балла, поэтому рекомендую начать выполнение экзаменационной работы именно с части «А» и отнестись к его выполнению с максимальным вниманием. Первые 30 вопросов основаны на узнавании терминов, понятий, объектов, то последующие 12 формулируют вопросы шире, и для правильного ответа необходимо применить имеющиеся знания к несколько измененной ситуации, описанной в вопросе.
- Знакомлю учащихся с особенностями выполнения заданий «В». Семь тестовых заданий части «В» относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Выполнение заданий этой группы дает только 7 баллов в максимальном первичном балле, 11 % от максимального первичного балла. Правильной стратегией будет при выполнении экзаменационных заданий отложить выполнение этой группы заданий «на потом», после выполнения заданий группы «С».
- Знакомлю учащихся с особенностями выполнения заданий «С».
Часть С содержит шесть заданий со свободным ответом (С1–С6). При выполнении заданий С1–С3 надо дать ответ из одного-двух предложений (их относят к повышенному уровню сложности), а заданий С4–С6 – полный развернутый ответ (их отнесли к заданиям высокого уровня сложности). Выполнение шести заданий с развернутым ответом дает 12 баллов в максимальном первичном балле, 20 % от максимального первичного балла.
Задания этой части – сложные, при ответе на них необходимо не только привести набор фактов, сведений, но и структурировать ответ, выделить в нем основные и второстепенные аспекты, внутреннюю структуру объекта или явления. Это задания, которые решаются поэтапно, и ответ на них требует четкости, логичности, последовательности, аргументированности.
- Техническая подготовка к ЕГЭ.
На данном этапе подготовки учу школьников «технике выполнения теста». Эта техника включает следующие моменты:
- Обучение приему «спирального движения по тексту». Данный прием состоит в следующем – ученик сразу просматривает текст от начала до конца и отмечает про себя задания, которые кажутся ему наиболее простыми, понятными. Именно эти задания школьник выполняет первыми.
- Обучение объективной и субъективной трудности заданий. Обычно дети знают свои слабые места, пробелы в знаниях. Если попался такой вопрос – пропустить его и делать те задания, в которых ученик наиболее силен. А после, когда останется время для проверки еще раз подумать над проблемным вопросом.
- Обращать внимание на скрытые подсказки в вопросе или в ответах.
- Обучение постоянному жесткому самоконтролю времени. Вся работа должна быть выполнена за 2 часа. Остальное время на проверку и переписывание из черновика в бланки ответов.
- Не оставлять вопросы тестов, которые не знает без ответа, в худшем случае ставить интуитивно или наугад.
- Повторение.
Залогом успеха подготовки ученика к успешной сдаче единого государственного экзамена по биологии является системное повторение, которое провожу на уроках в химико-биологическом профильном классе, элективных курсах и консультациях групповых и индивидуальных.
- Роль элективных курсов при подготовке к ЕГЭ.
Среди множества курсов я выбрала курсы на повторение учебного материала, но на более высоком уровне: в 10 классе « Биология растений, грибов и лишайников», в 11 классе «Человек и его здоровье». В программу включила исследовательские, проектные работы учащихся, работу с дополнительными источниками информации, включая ресурсы Интернет. На элективах даю лекции профильного уровня, а также провожу срезы знаний в различных формах: семинары, зачеты, тестирование, отчеты по творческим заданиям.
- Повторение на уроках.
В течение 2-х лет обучения в профильном классе учащиеся выполняют тематические зачеты в формате ЕГЭ разного уровня сложности по всем разделам общей биологии. Например, итоговый зачет по разделу «Макроэволюция» включает:
- 15 тестов с выбором одного ответа,
- 1 задание на установление соответствия,
- 1 - выбор 3-х ответов из 6,
- 1 -установление последовательности
- 2 вопроса с развернутым ответом.
В 11 классе повторение материала 10 класса провожу на уроках во втором полугодии, решаем задачи по молекулярной биологии, генетике, отрабатываем тесты разного уровня сложности по общей биологии. Для этого оставляю в конце урока 10 – 15 минут.
- Консультации.
В первом полугодии на консультациях повторяем зоологию, т. к. данный курс биологии остался не охвачен повторением. Итак, когда повторили и углубили практически весь теоретический материал, со второго полугодия приступаем к решению КИМов. Особое внимание уделяю вопросам, на которых по анализу предыдущих лет было больше затруднений :
- химическая организация клетки;
- обмен веществ и превращение энергии;
- нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека;
- способы видообразования, определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов;
- особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза;
- характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных и их усложнение в процессе эволюции.
А также вопросам практического применения знаний.
- Индивидуальная работа.
Учащиеся имеют разную подготовку, способности, некоторые пропускали уроки по объективным причинам, поэтому подготовка к экзаменам требует дифференцированного подхода. Учащиеся индивидуально получают задания, по необходимости провожу индивидуальные консультации, разъяснения сложных тем, в которых имеются пробелы в знаниях у отдельных учеников.
- Информационная поддержка.
В кабинете имеется уголок «Как готовиться к экзаменам», где создана папка с нормативными документами, образцами заданий с развернутым ответом и их оценка с комментариями, тексты тестов ЕГЭ, список пособий, электронных изданий, сайтов, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ, рекомендации психологов по подготовке к экзамену и др. На полке размещены материалы исследовательских, проектных работ учащихся, дополнительная литература, справочники. Все вышеперечисленные методические приемы позволяют добиться хороших результатов выполнения ЕГЭ по биологии. В этом году сдавали ЕГЭ по биологии 6 человек, получили –
- Гарин Кирилл – 83 балла,
- Гордина Дарья - 82 балла,
- Васильева Вика – 79 баллов,
- Синицин Игорь - 73 балла,
- Шишкина Катя – 62 балла,
- Шишонкова Ульяна - 61 балл.
Все 6 поступили и являются студентами СГМУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Из опыта работы. Система подготовки к единому государственному экзамену по биологии»
Определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения. Создание условий, обеспечивающих эквивал...
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии
Методическая презентация "Методическая презентация для учителей биологии"Система подготовки к ЕГЭ по биологии"...
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по химии учителя химии
Материал раскрывает систему подготовки к ЕГЭ учащихся 11 классов по предмету "Химия". Данный материал поможет молодым спициалистам, а также будет интересен всем учителям химии, которые готовят учащихс...
Система подготовки к Единому государственному экзамену: этапы подготовки к части С
Данный материал является дипломной работой по курсу переподготовки учителей...
"Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе". Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.
Описание опыта работы по теме "Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе....
Статья "Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе"
Введение единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе вызывает необходимос...
Статья "Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе"
Введение единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя....