Конспект урока по биологии 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Тема урока "Бактерии.Строение и жизнедеятельность бактерии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_bakterii.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Эрдыниева Баирма Васильевна

Учитель биологии МБОУ «Курумканская СОШ №2»

Конспект урока

Тема «Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий»

Класс: 6

Урок по теме: «Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий»

                

    На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением и жизнедеятельностью. Узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии.

 Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания.

 (А.В. Левенгук)

Цель урока: познакомить учащихся с самой древней группой  живых существ- бактериями.  

Задачи: 

  1. рассмотреть формы клеток и строение бактерий, познакомиться с процессами жизнедеятельности бактерий, их значением в природе и жизни человека.
  2. познакомить с особым отделом  - цианобактериями.
  3. выявить отличительные черты бактерий от растений.

Методы: рассказ, беседа, сообщения учащихся.

Оборудование:  ИКТ, таблицы «Бактерии», «Формы бактерии»,  «строение растительной клетки». Фотографии колоний бактерий на искусственных питательных средах, культура сенной палочки.

Ход урока

1. Начало урока.

    Какие царства живых организмов вы знаете? (царство растений, животных, грибов, простейших)

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новых царством живых организмов - бактерии.

2. Изучение нового материала. (рассказ учителя с элементами беседы)

    Бактерии - самая древняя группа живых организмов на нашей планете. Вспомните когда примерно появились бактерии? (более 3 млн лет назад).  Ученые полагают, что именно бактерии, имеющие хлорофилл, первые насытили атмосферу Земли кислородом и уже затем появились первые наземные растения.

     Вы наверное знаете, что бактерии это микроскопические  просто устроенные  организмы. Бактерии – прокариоты. Что это значит? (ответ учащихся)  В клетках бактерий нет ядра они  относятся к доядерным организмам. Десятки млн. лет жизнь была представлена на Земле исключительно безъядерными организмами и намного позже появились организмы, имеющие ядро.

     Практически нет места на Земле, где бы ни встречались бактерии. Особенно много бактерий в почве: в 1 гр. почвы насчитывают до 3 млд. клеток бактерий. В водах рек, особенно вблизи городов, бактерий может быть до 400 тыс. в 1 см. Поэтому не рекомендуется пить сырую воду. Бактерии обнаружены в грунте, взятом со дна океана на глубине 4 км. И даже в горячих источниках с температурой около 80 градусов. Некоторые бактерии живут в пищеварительной системе человека. Например, кишечная палочка, без нее нормальная жизнедеятельность кишечника невозможна. Поэтому их называют бактерии – симбионты. В ртовой полости человека встречается около 50 разных бактерий среди них есть хорошие и плохие (например  бактерии вызыващие кариес или заживляющие раны  ротовой полости)   Меньше всего бактерий в воздухе, особенно в природных условиях. Но в местах скопления людей, например в классе, они встречаются в гораздо большем количестве. Так, в классе после проветривания до начала урока бактерий содержится в 13 раз меньше, чем в тех же классах после урока. Вот почему необходимо часто проветривать помещения.

Строение бактерий 

Давайте более подробно познакомимся со строением бактериальной клетки.

Части бактериальной клетки

Строение

Функции

Клеточная стенка

Обладает частичной проницаемостью

Защищает и выполняет опорную функцию

Капсула

Особый слой слизи

Защитная предохраняет от потери влаги и поедания другими организмами

Жгутики и ворсинки

Ворсинки короткие и тонкие (много) чем жгутики (1,2 или много)

Приспособления и передвижению бактерий

Цитоплазма

Густое вязкое бесцветное вещество имеющее слоистое строение

ДНК

Одноцепочная находится в цитоплазме

Несут и передают наследственную информацию

Вывод: Бактерии имеют совершенно особое строение, не похожее на клетки растений, они одноклеточны, не имеют ядра, у них нет пластид, поэтому большинство из них бесцветны.

Форма бактерий.

Ученым известно около 2500 видов бактерий. Рассмотреть их можно только под микроскопом, т.к. размеры их очень малы и они бесцветны. Даже самые крупные не превышают 0,01 мкм, а большинство же гораздо меньше.

По-гречески бактерия означает палочка, но эти организмы могут иметь самую разнообразную форму:

Названия и формы бактерии

Названия бактерии

Формы бактерии

1

бациллы  

палочковидная

2

кокки

округлая

3.

спириллы

в виде спирали

4.

вибрионы

в виде запятой

Кроме этого, бактерии могут жить колониями.

Жизнедеятельность бактерий..

   Условия жизни бактерий очень разнообразны. Одним из них для жизни необходим кислород воздуха. Такие бактерии называются – аэробными. (от «аэро»- воздух). Другим воздух не нужен и даже может быть губителен для них их называют анаэробными. 

   Жизнедеятельность бактерий может протекать в различных температурных условиях. Некоторые из них способны развиваться при температурных условиях от -2 до +75 градусов. Но наиболее благоприятной для большинства бактерий можно считать температуру от +4 до +40 градусов. При более высокой температуре многие виды бактерий погибают. Чтобы уничтожить бактерии на них действуют паром при температуре 120 градусов в течение 20 минут. Губительны для бактерий и солнечные лучи

Питание

Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами. Такой способ питания называется  - гетеротрофным. (от греч «гетерос»- другой и «трофе» - питание)

Лишь немногие способны из них способны синтезировать органические вещества из неорганических. Такой способ питания называется-  автотрофным –от греч «аутос»- сам и «трофе»- питание (цианобактерии или синезеленые водоросли)

Гетеротрофы могут питаться готовыми органическими веществами. Образующимися в процессе гниения или веществами , выделяемыми другими живыми организмами – сапрофиты (от греч «сапро» - гнилой и «трофе» - питание) и паразиты.

Движение

    Многие бактерии способны быстро передвигаться при помощи жгутиков или волнообразных движений. Многие бактерии соединяются в цепочки или группы, образуя огромные скопления.

Размножение

    У бактерий очень высокий темп размножения. Они размножаются делением клетки. Материнская клетка делится на две дочерние и в благоприятных новое деление наступает через 20–30 минут после условиях предыдущего. Простой расчет показывает, что за сутки может образоваться в идеальных условиях 72 поколения. Каков же вес всего этого количества бактерий? Оказывается 4720 т! Еще через несколько часов масса бактерий сплошным многометровым ковром покрыла бы поверхность всего земного шара. К счастью, по разным причинам этого не происходит!

Некоторые бактерии могут выжить даже после кипячения воды.  Дело в том, что они способны образовыать при неблагоприятных условиях образовывать споры.  Споры бактерий не служат для размножения, а для перенесения неблагоприятных условий. Споры некоторых бактерий способны переносить очень низкие и высокие температуры. Например, спроры некоторых бактерий могут переносить нагревание до + 140*С, и охлаждение до температуры – 253*С, могут храниться много десятков лет и прорасти при попадании в благоприятных условиях.

Значение бактерий в природе и жизни человека.

Положительное значение.

    Бактерии имеют важное значение в природе и жизни человека. Многие процессы, вызываемые бактериями, необходимы в хозяйственной деятельности человека. Очень большое значение имеют процессы брожения. Процессы брожения вызывают, например, молочно – кислые бактерии. Благодаря деятельности этих бактерий молоко превращается в простоквашу, кефир и др. молочные продукты. Квашение овощей - также происходит при помощи молочно – кислых бактерий.

   Очень важна деятельность бактерий усваивающих атмосферный азот. Большое значение имеют клубеньковые бактерии, которые живут на корнях бобовых растений и обогащают почву азотом. Большое значение играют бактерии и в улучшении плодородия почв.

   Многие руды, например, железные, залегающие в болотах, возникли в результате жизнедеятельности бактерий.

Отрицательное значение.

Многие бактерии причиняют вред. Например, поселяются на продуктах питания и портят их.

Задание: приведите жизненный пример порчи продуктов.

Самое отрицательное значение имеют болезнетворные бактерии, которые вызывают заболевания человека и животных. Сюда относят туберкулезную палочку, холерный вибрион, сибирскую язву и др. О данных заболеваниях заслушиваются сообщения учащихся.

3. Выводы. Основные биологические особенности бактерий.

(Выводы учащиеся записывают в тетради.)

  1. одноклеточные безъядерные организмы разнообразной формы
  2. тело покрыто слизистой капсулой из неорганических веществ
  3. клеточная стенка проницаема
  4. содержимое клетки  не дифференцированно на органоиды
  5. существуют аэробные и анаэробные бактерии
  6. встречаются гетеротрофные и автотрофные организмы
  7. размножаются делением
  8. при неблагоприятных условиях образуют споры
  9. встречаются в самых разнообразных условиях обитания.

4. Закрепление.

Учащаяся рассказывает рассказ – сказку о бактериях, которую сочинили сами.

5. Домашнее задание: п. 37./по учебнику Пономаревой/

Задание творческого характера:

Представьте себе, что вы врач экспедиции, которая высадилась на незнакомую планету. Среди экипажа обнаружилось неизвестное заболевание. Что вы будете делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»

Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...

Конспект урока по биологии для 7 класса: Обобщение класса двудольные, характерные особенности растений класса однодольные.

Урок проводится в 7 классе ,как обобщение темы класса Двудольные.Ребята в игровой форме,вспоминают особенноти семейств,разгадывают загадки,расказывают о практическом значении представителей семейств.Т...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...