Методические рекомендации по организации кабинета "Биология"
методическая разработка по биологии по теме
Материалная база кабинета должна быть систематизирована по разделам, блокам, для организации обучающего процесса. Рекомендации в соотвествиии с требованиями к кабинету "биология". Использована литература под ред. И.Н.Пономаревой "Общая методика преподавания биологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialnaya_baza_obucheniya.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Материальная база обучения.
Для качественного обучения биологии необходимо создать условия, т.е. организовать материальную базу: кабинет биологии. Большое значение имеет правильно организованный кабинет, т. к. большая часть учебного времени для овладения знаниями проводится именно в нем.
Школьный кабинет – особое учебное подразделение школы, оснащенное учебным оборудованием, которое содействует активной познавательной деятельности учащихся на уроках по учебному предмету.
Первые кабинеты естествознания представляли собой музей, в котором хранились гербарии растений и чучела животных в застекленных шкафах. Позднее с внедрением экспериментальных методов кабинет становится классом-лабораторией. Появилась стеклянная и фарфоровая посуда, микроскопы, были выделены комнаты для живых растений и мелких животных (уголок живой природы).
В середине 50-х годов 20 в. при переходе школы на кабинетную систему по всем дисциплинам кабинет биологии в основных чертах сохранился как класс-лаборатория в сочетании с подсобным помещением для размещения и хранения оборудования: наглядных пособий, аппаратуры, инструментария, библиотеки.
В кабинете содержится общее оборудование, необходимое для преподавания всех курсов биологии, и специфическое – для конкретного курса, конкретной темы.
Все оборудование размещается в кабинете по определенной системе, чтобы его всегда можно было использовать в учебном процессе. Однако кабинет – это не только место хранения необходимого оборудования. Функциональное назначение кабинета значительно шире, здесь можно выделить несколько взаимосвязанных функций.
- учебно-воспитательную;
- научно-методическую;
- размещения;
- справочная и учетная.
Учебно-воспитательная роль кабинета. В кабинете осуществляется процесс обучения, воспитания, для чего предусмотрено особое оборудование. Удобные рабочие столы и стулья. Большая и хорошо освещенная учебная доска. Стол учителя или кафедра, учебная доска используется для демонстрации наглядных пособий на уроке. В кабинете должен быть водопровод с раковиной. Вода нужна постоянно для практических работ, для ухода за растениями.
Кабинет, как правило, оснащен небольшой библиотекой, содержащей различную справочную литературу для учащихся, учебники биологии, книги, каталоги, тематические журналы.
В кабинете должна быть организована сменные и постоянные экспозиции, развивающие интерес к науке, помогающие усвоить сложный учебный материал, различные стенды. В качестве сменных экспозиций в кабинете могут быть представлены тематические выставки работ учащихся (плакаты, рисунки, фотографии и т.д.).
Большое учебно-воспитательное значение имеют постоянные экспозиции, которые используют при изучении многих тем. В кабинете должны быть портреты выдающихся ученых.
Научно-методическая роль кабинета. Кабинет – это место работы учителя. Поэтому в нем должно находиться все то, что необходимо учителю для подготовки к уроку и другим видам занятий со школьниками: программы, учебники, сборники задач и тестов по биологии, периодическая литература, различная методическая литература, определители растений, справочная литература.
Учителю необходимо иметь в кабинете инструктивные материалы МО РФ и органов управления образования своего региона, ГОСы, ООМинимум и т.д.
В кабинете должны быть материалы, отражающие работу биологических кружков и факультативов, дидактические материалы и т.д.
Размещение учебного оборудования.
В кабинете биологии находится система наглядных пособий:
- натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, коллекции, влажные препараты, микропрепараты и пр;
-изображения натуральных объектов (таблицы, схемы, рисунки, модели, фотографии, видеокассеты и т.д.;
-раздаточный материал и дидактические карточки;
-приборы и приспособления для демонстрации технических средств;
-лабораторное оборудование: лупы, микроскопы, инструментарий для лабораторных работ.
-химические вещества;
-небольшая аптечка для оказания первой помощи.
Основная часть учебного оборудования хранится в шкафах по типам пособий, по разделам и другим темам. Для удобства поиска оборудования каждому шкафу присваивается номер. На внутренней стороне створок шкафов помещается перечень оборудования
Справочная функция кабинета.
Для быстрого получения информации о наличии в кабинете того или иного учебного оборудования, месте его хранения должна быть справочная картотека по основным разделам: литература, приборы, технические и аудиовизуальные средства, таблицы, препараты, коллекции, гербарии. Кроме того, кабинет должен иметь каталоги учебных кинофильмов, дискет с обучающими программами и т.д.
Функция учета и планирования кабинета.
Учитель как заведующий кабинетом обязан вести книгу учета, в котором надо записывать материальные ценности. Раз в год в кабинете проводят их инвентаризацию. В книгу учета регулярно вписывают вновь приобретенное оборудование.
К числу документов учета относится также паспорт кабинета, в нем должны быть записаны основные сведения о кабинете.
Совершенствование материальной базы кабинета и его работа осуществляются на основе перспективного и годового планов. В планы включают изготовление самодельных наглядных пособий, проведение выставок, методической литературы, консультаций, и т.п. с указанием сроков проведения работ, исполнителей и отметкой об их исполнении. Всю основную организационную работу кабинета, хранение оборудования выполняет заведующий кабинетом. Эта функция, как правило, принадлежит учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
Данные методические рекомендации помогут педагогам «Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им.Я.П.Осадчего» и других учреждений СПО организовать самостоятельную деяте...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Методические рекомендации по организации домашней работы по ОУД «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
В работе предоставлены методические рекомендации по организации домашней работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Орг...
Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации
Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов дисциплины ОУД.04 Математика
Данные методические рекомендации помогут преподавателям СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению в связи с внедрением Ф...
Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...