Кабинет -здоровьесберегающее пространство
статья по биологии на тему
Выступление на заседании кафедры естественных наук. Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить ученикам школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья. Немаловажная роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся играют гигиенические условия школы и класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kabinet_-zdorovesberegayushchee_prostranstvo.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Гусева Л.А., учитель биологии.
Учебный кабинет – здоровьесберегающее пространство для учащихся.
Выступление на заседании кафедры учителей естественного цикла, физической культуры и ОБЖ 10 января 2012 года.
«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.
Академик Н.М. Амосов
В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети.
Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить ученикам школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья. Немаловажная роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся играют гигиенические условия школы и класса.
Остановлюсь на некоторых аспектах.
- Обстановка и гигиенические условия в кабинете:
- температурный режим соответствует норме 18-20 градусов;
- свежесть воздуха, наличие пластиковых окон позволяет проветривать кабинет в соответствии с режимом;
- рациональность освещения класса и доски (естественное освещение левостороннее, шторы короткие, рассеивающие свет светильники);
- отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей;
- размер кабинета – 65 кв. метров вполне достаточен для обучающихся;
- соответствующий дизайн, цвет стен, наличие цветов;
- ежедневная влажная уборка;
- наличие стендового материала по технике безопасности;
- наличие аптечки для оказания первой помощи.
- за первыми партами располагаются дети с нарушениями слуха и зрения.
- Площадь кабинета позволяет проводить физкультминутки. Физические упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение, локальное утомление и длительное время сохранять работоспособность (общеукрепляющая гимнастика, психогимнастика, дыхательная, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук, упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица).
- Каждый ученик в кабинете биологии должен иметь условия для проявления своих познавательных возможностей. Для этого необходимо позаботиться о том, чтобы в кабинете были представлены ресурсы, обеспечивающие разные способы
восприятия одного и того же нового материала.
Оснащение кабинета позволяет чередовать виды деятельности на уроке, 4-5 за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников.
- Словесные (опрос учащихся, объяснение, рассказ, беседа).
- Самостоятельная работа с раздаточным материалом, литературой, конструирование (наличие раздаточного материала, дополнительной литературы, журналы «Юный натуралист»);
- Практические методы: лабораторные и практические работы (наличие лабораторного оборудования, гербарии, муляжи, коллекции
- Демонстрационные ( демонстрация и рассматривание наглядных пособий, таблиц, демонстрация опытов).
- Игровые (необходимое количество дидактического материала).
- Применение ТСО на различных этапах урока (диски с тренажерами, презентациями, анимации, фильмы)
4. Использование новых технических и аудиовизуальных средств повышения наглядность обучения и создает, казалось бы, условия для сохранения работоспособности. Но с другой – ТСО увеличивают объем информации, получаемой учащимися по сравнению с обычным урокам. И хотя форма подачи ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому необходимо регламентировать время, определять наиболее благоприятный тип и структуру ИКТ урока, а также создавать оптимальные условия просмотра..
Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).
Классы | Просмотр видеофильмов мин. | Просмотр передач мин. | Длительность работы с компьютером мин. |
5 - 7 | 20 - 25 | 20 - 25 | 15-20 |
8 - 11 | 25 - 30 | 25 - 35 | 20-25 |
Экран расположен на расстоянии 3 метров от первой парты, изображение достаточно хорошо видно с любого места.
Системный блок расположен от первой парты на расстоянии2 метра, закрыт стенкой стола.
5. В течении урока корректирую позу учащихся за столом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.
В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...
Статья "Школа как здоровьесберегающее пространство"
Роль школы в формировании здорового образа жизни учащихся...
"Организация здоровьесберегающего пространства в школе - интернате"
Статья о том, как создается здоровьесберегающее пространство в Харабалинском интернате....
Создание модели здоровьесберегающего пространства для детей младшего дошкольного возраста.
в работе раскрыто создание модели здоровьесберегающего пространства для детей младшего дошкольного ваозраста...
Создание здоровьесберегающего пространства в средней школе
Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь,...
ШКОЛЬНЫЙ ДВОР КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО
ое цеЭта работа составляет единое целое с санитарно – гигиеническими мероприятиями. С целью формирования экологической культуры у учащихся в школе №25 г. Благовещенска была создана экологическая тропа...
Проектная работа по технологии "МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА.ОФОРМЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА" .
Важнейшим условием обеспечения комфортной и стимулирующей школьной средой является грамотно организованное пространство, его атмосфера и наполнение, поскольку правильно организованная среда способству...