Формирование ноосферного мышления школьников на уроках биологии
статья по биологии на тему

Ратушняков Владимир Владимирович

 

Целью ноосферного образования является формирование, мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, который может дать человеку целостную картину мира и способен стать инструментом решения глобальных проблем и перехода к ноосферному развитию общества. Главным отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Основной характеристикой ноосферного образования является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего «Я» учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем началам восприятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_noosfernogo_myshleniya.docx64.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ноосферного мышления школьников

на уроках биологии

Планета людей в опасности! Это не истерический крик, не взрыв эмоций, не попытка драматизировать ситуацию. За этими словами - горькая истина. Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка.

Мы много рассуждаем о нуждах цивилизации, ускорении научно-технического прогресса, политических и нравственных проблемах, грядущих климатических катаклизмах, болезнях века, других аспектах нашего нынешнего и будущего бытия, но при этом часто забываем, что глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, при всём их социально-экономическом, политическом и научно-техническом содержании, являются в то же время проблемами экологическими. И способы, средства их решения могут быть лишь международными, общечеловеческими. Ни одно государство не обладает необходимыми и достаточными ресурсами для их решения. Это и создаёт основу и необходимость для консолидации и интеграции усилий. Несущие кислотные дожди тучи, пыльные бури. Дымы производств, «мертвые» воды рек не знают государственных границ. Ежегодно планета безвозвратно теряет десятки видов животных и растений. Красная книга разбухает от всё новых названий, вносимых в неё под звуки траурных маршей экологической катастрофы. Загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняется флора и фауна, воздух городов и рабочих посёлков порой далёк от санитарных норм. Вот почему говорить сегодня об изменении природы, это говорить о спасении жизни. Тревожный набат зовёт к

разуму.

Во всём мире учат и воспитывают детей в согласии с природой. Развитие же наук о природе и человеке в XX столетии существенно обогатило содержание принципа природосообразности воспитания. Особую роль сыграло создание выдающимся отечественным учёным В.И. Вернадским учения о ноосфере. Ноосфера, т.е. сфера разума - понятие, отражающее такую стадию развития биосферы, на которой сознательная деятельность человека влияет на появление и решение глобальных проблем.

Исследуя строение и историю земной коры, В.И.Вернадский
пришёл к выводу, что в развитии земной коры исключительную,
ведущую роль играли живые организмы. Он писал, что в «костном
веществе планеты» мы не можем заметить никаких проявлений
эволюции. Оно изменяется благодаря «живому веществу», живым
организмам. Исследования ученого показали, что жизнь - не
случайная гостья на поверхности земной коры, жизнь - такая же
вечная часть космоса, как материя и энергия. Он пришёл к выводу,
что жизнь может существовать только в форме гигантской системы -
биосферы (в переводе с греческого - «области живого»). Изменяются
виды, изменяется биосфера. Их развитие связано между собой. В
обоих случаях действуют определённые законы, пока в этот процесс

не вмешивается человек.

Воздействие        на

биосферу усилилось после
развития        науки.

В.И.Вернадский так писал
о действии научной
мысли: «1. Ход научного
творчества является той
силой, которой человек
меняет биосферу, в
которой он живёт. 2.
Проявление изменения
биосферы есть неизбежное
явление, сопутствующее
росту научной мысли.

независимо от человеческой воли, стихийно, как природный
естественный процесс. 4. Так как среда жизни есть организованная
оболочка планеты - биосфера, то вхождение в неё, в ходе её
длительного геологического существования, нового фактора её
изменения - научной работы человечества - есть природный процесс
перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние - в ноосферу».
Рассматривая переход от биосферы к ноосфере («сфере разума») как
естественный процесс, поскольку появление человека - результат
эволюции биосферы, а появление науки - результат длительной
эволюции человека.

Дорос ли человек до умения использовать силу, данную ему
наукой? Разум, считал Вернадский, не должен и не может
противостоять остальной жизни на Земле, бездумно «покорять» её. С

3. Изменение биосферы происходит

помощью науки он должен прийти к гармоничному единству со всем живым в рамках ноосферы.

В судьбе природы - наша судьба. Это не фраза, не лозунг. Это - истина, истина более серьёзная, чем может показаться на первый взгляд. И все мы, живущие на нашей планете, должны постичь эту истину сознанием и сердцем. Умом и чувством постичь ради нынешних и будущих поколений. Мы начали разрушать природу, нам и восстанавливать её.

Создание передовой системы образования - это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России. Концепция ноосферного образования является частью концепции ноосферного пути развития России разработанной Академией естественных наук в 1993-1995гг., и исходит из её базовых понятий и принципов.

Целью ноосферного образования является формирование, мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, который может дать человеку целостную картину мира и способен стать инструментом решения глобальных проблем и перехода к ноосферному развитию общества. Главным отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Основной характеристикой ноосферного образования является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего «Я» учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем началам восприятия.

«Изучение курса биологии даёт нам возможность изучать себя и окружающий мир, узнавать о жизни на Земле. Это может помочь в первую очередь тем, кто в дальнейшем решит посвятить свою жизнь решению загадок природы. Но и любой человек должен знать хотя бы основополагающие законы биологии, для того чтобы уметь ценить окружающий его мир и себя. Изучая живые организмы и растения, мы стараемся не причинять им вреда, так как знаем, к каким последствиям это может привести. Поэтому, привлекая всё больше людей к изучению биологии, тем самым создаём мотивацию для человека к охране и защите окружающей среды и себя». (Каширец Анна - 9 класс).

Человек с ноосферным мышлением станет правильно понимать своё место в природе. Природная составляющая нравственности этого человека будет относится к его взаимоотношениям с природой: нравственно всё то, что способствует выполнению человеком функции, безнравственно всё, что этому противоречит. Ноосферное мышление означает сознательный выбор в пользу экожизни, позиции «Я в природе», любви к природе, осознания своего места в природе и,

наконец, сотворчества человека и природы (в отличие от эгожизни, позиции «Я - царь природы»)

Формировать у ребенка ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы - цель биологического образования. А.В. Мудрик пишет, что в соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определённые этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:

  1. осознал себя гражданином Вселенной;
  2. понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;
  3. осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;
  4. имел чувство сопричастности природе и социуму как её части;
  5. формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;
  6. осознавал самого себя как субъекта творящего ноосферу, разумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизводящего её.

Я глубоко убеждён, что учитель не может топтаться на месте. Он должен постоянно находиться в творческом поступательном движении вперёд. Появляются новые технологии обучения, всё отчётливее проявляются новые направления развития системы образования. И учителя не может удовлетворять то, что он делал вчера. Компетентностный подход в обучении, обозначенный в Концепции модернизации российского образования, задает новый вектор в выборе образовательных и педагогических технологий. Современное образование ориентировано на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей.

«Биологию нужно изучать, чтобы жить в гармонии с природой, познавая её, мы познаём себя. Для кого-то это будет трамплином к овладению знаниями для будущей профессии, открывать новое в науке для всего человечества, узнавать новое, неизвестное. Изучая растительный и животный мир, можно будет работать над выведением новых видов представителей Флоры и Фауны. Выдвигать новые идеи в изучении окружающего мира, делать будущее лучше и красивее». (Голещихина Юля - 9 класс)

Мне всегда хотелось делать немножечко больше того, что считалось нормой, было официально принято. Кроме того, я всегда

чувствовал, что ребята с большим интересом относятся к предмету, с
увлечением занимаются исследовательской работой.

Я считаю, что учение не должно быть лёгким, задача учителя -
воспитать у учащихся интерес к добыванию знаний, сделать так, что
бы сам процесс увлекал их. Вместе с тем нельзя забывать, что в
школьный период образование не должно быть
узкоспециализированным. Без широкого, многогранного образования
нельзя вырастить настоящего учёного-исследователя. Учащийся
должен знать, уметь называть и понимать всё, что «имеет в себе целый
мир». Так организовать учебный процесс, при котором учащийся на

занятиях был бы не объектом, воспринимающим
готовые знания, а исследователем, т.е. человеком,
самостоятельно ставящим вопросы, диалектически
разрешающим противоречия. Урок должен стать
своеобразной исследовательской лабораторией, на
который ученик приходит, чтобы делать открытия. С
той только разницей, что эти открытия не для
человечества, а для данного маленького человека.

Жан-Жак Руссо развивал идею о том, что педагог
не должен навязывать ребенку свои взгляды, но должен
предоставлять возможность расти и развиваться
свободно: "Природа желает, чтобы дети были детьми
прежде чем они станут взрослыми. У детства свои, ему
свойственные способы видеть, думать и чувствовать;
нет ничего нелепее заменять их нашими". Из этого

источника берет начало природосообразность как основа свободного
воспитания в согласии со свободной природой.

Целью образования должно стать не запоминание готовых
знаний, а их поиск, открытие и активное усвоение, воспитание
творческого мышления. В этом отношении актуален «принцип
участия», предполагающий личное участие и ответственность
каждого учащегося за своё образование и в принятии решений,
связанных с этим процессом. А в жизни этот принцип давно начал
себя оправдывать. «Я считаю счастливым случаем, что ребёнком я был
предоставлен, главным образом, самому себе, что меня не заставляли
придерживаться в учении определённого плана...Я сам сделал из себя
то, что представляю собой. Говорю это по чистоте душевной без
всякого тщеславия.» - писал великий химик Гемфри Деви.

В современной ситуации, как утверждают философы (В.Т.
Ганжин, А. В. Суворов и др.), проблема человечности становится
поистине проблемой жизни и смерти человечества.

Незнание человека, его психологических потребностей, внутренней структуры личности трагически ощутили на собственных судьбах миллионы обманутых и обманувшихся людей и общество в целом. "Человековедческая" некомпетентность педагога, администратора, врача, не говоря уже о политическом руководителе, облаченном высочайшей ответственностью за судьбы страны, слишком дорого обходится обществу.

Нет альтернативы и в современном образовании: только широко используя знание о человеке, можно будет избавить наше общество от грозящих ему бед, восстановить его морально-психологическое здоровье. Концепция взаимной человечности ставит проблему формирования человечности человечностью же. Проблема реализации человечности в жизни каждого человека оборачивается проблемой его личностных качеств. И к наивысшему качеству приводит тот вариант саморазвития личности, содержание которого - пожизненная конкретизация человечности личностью в своих отношениях с самим собой и с окружающей средой.

Приоритетным направлением в биологическом образовании является общегуманитарное, духовное, и прежде всего психолого- педагогическое. В этих условиях главной психолого-педагогической проблемой является проблема реализации человечности каждым человеком как по отношению к самому себе, так и по отношению к окружающим людям, к миру в целом.

Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением даёт возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы.

«Биология играет очень большую роль. Она нужна для нас, раскрывая тайны природы, всевозможные и интересные. Биологическое образование обогащает человека - он изучает её происхождении, различные исторические события. Узнаём, что мы есть в этом мире, понимаем значимость мира и существования себя в нём» (Новосельцева Олеся - 9 класс)

Из закономерностей формирования личности следует вывод, что эффективность обучения и воспитания при изучении природы региональной, зависит от того, насколько удаётся обеспечить осознанность и самостоятельность познавательной деятельности учащихся, их соучастие и сопереживание. Таким образом, я вышел на идею изучения природы через организацию учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, прежде всего на уроках, но с обязательным продолжением её во внеклассной работе.

«Человек является самым главным звеном в природе. От нас зависит
практически всё то, что может случиться в окружающей нас природе»
Нестеров Данилл - 9 класс.

Областью учебно-исследовательской деятельности учащихся
при изучении биологии является природа родного края. В этой
области можно выделить и предмет исследования: разнообразный
растительный и животный мир, реки и озёра, почвы, экологическая
обстановка региона и сам человек.

Овладевать знаниями о природе ребёнок начинает с самого
детства. Первая встреча с лесом, рекой, озером, бабочкой, лягушкой и

т.д. происходит на много раньше, чем он переступит
порог школы.

Первые слова о величии природы, её
удивительном многообразии, ранимости и
исчерпаемости ребёнок должен услышать от
родителей, затем в детском саду. Потом - на первых
школьных уроках. На уроках и внеклассных
мероприятиях учащиеся входят в мир науки о
растениях и животных, постигают взаимосвязи
живых организмов между собой и с окружающей
средой, накапливают экологические знания.
Природа познаётся не только созерцательно, но и

осмысленно, на основе знаний. Образование должно сочетаться с
воспитанием, настойчиво и умело. Целенаправленно и на
нравственной основе.

Иного пути нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...

Формирование алгоритмического мышления школьников на уроках информатики

В данной работе рассмотрены теоретические аспекты формирования алгоритмического мышления школьников, а именно: основные закономерности развития мышления, особенности алгоритмического мышления, цели и ...

Пути формирования учебной самостоятельности школьников на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида

Одной из главных задач коррекционной школы является формирование самостоятельной мыслительной деятельности. от активности и самостоятельности во многом зависит динамика развития ребенка с ограниченным...

Формирование универсальных умений школьников на уроках биологии

В пособии рассмотрены теоретические вопросы формирования универсальных умений школьников на уроках биологии, дана разработка по формированию универсальных учебных действий в 5 классе....

Формирование учебной мотивации школьников на уроках биологии(из опыта работы

Каждый учитель желает, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является о...

Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"

Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии....

ВЫСТУПЛЕНИЕ СЕМИНАР Формирования критического мышления школьников на уроках математики посредством решения нестандартных задач

Уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации,  анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в нестандартной  ситуации и находить нужное за короткий про...


 

Комментарии

Ратушняков Владимир Владимирович

Создание передовой системы образования - это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России. Концепция ноосферного образования является частью концепции ноосферного пути развития России разработанной Академией естественных наук в 1993-1995гг., и исходит из её базовых понятий и принципов.