Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии по теме
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________________________________
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Ртищевский политехнический лицей»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессии технического профиля:
11.01.08 -Оператор связи, 23.01.09- Машинист локомотива,
15.01.05- Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
на базе основного общего образования
2017
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-производственной работе _____________________________________ _______________/_________________/ «_______»_____________2017 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________2018 г. | Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Немецкий язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г) Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. |
ОДОБРЕНО на заседании методической комиссии общеобразовательного цикла Протокол №__, дата «___»________2017 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________2018 г. Председатель комиссии ________/________/ |
Составитель(и) Бердюгина Элеонора Валерьевна - преподаватель химии, биологии первой категории |
Рецензенты: Внутренний Внешний |
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 22 |
| 25 |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ»
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Химия» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования технического профиля, реализуемого на базе основного общего образования.
Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015г.
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (17.03.15 г. ФГУ «ФИРО»).
1.2.Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
«Химия» является дисциплиной общеобразовательного цикла, технического профиля и направлена на формирование у студентов убеждённости в возможности познания живой природы и способности оценки профессиональной деятельности с позиций рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, здоровью людей.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В ходе освоения общеобразовательного цикла дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена формируются
личностные результаты
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Химия» ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Химия" (базовый уровень) отражают:
- сформированность важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- сформированность называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- сформированность определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
- сформированность характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
- сформированность объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
- сформированность выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
- сформированность проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;
самостоятельной работы обучающегося 57 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 114 |
в том числе: | |
лекций | 79 |
практические занятия | 35 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 57 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций; выполнение индивидуальных заданий, творческих работ разных видов поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности | 57 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в IV семестре |
2.Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«Химия»
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | |||
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии | Содержание учебного материала | 9 | |
Основные понятия и законы. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта–Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов. Аллотропия фосфора, кислорода, олово | 2 | ||
Практические занятия Решение задач на нахождение молекулярной массы, количества вещества Определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. Составление электронных графических формул атомов различных элементов | 3 | 3 | |
Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:
Подготовка докладов: «Основные законы химии», «Атомно- молекулярная теория» Аудиторная самостоятельная работа
| 5 | 2 | |
Тема 1. 2. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева | Содержание учебного материала | 7 | |
Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Демонстрации. Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Динамические таблицы для моделирования Периодической системы. | 1 | ||
Практические занятия
Составление характеристик химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе Д.И.Менделеева | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:
Подготовка рефератов «Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева», «Биография Д.И.Менделеева» Аудиторная самостоятельная работа
| 4 | 2 | |
Тема 1. 3. Строение вещества | Содержание учебного материала | 9 | 1
|
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. | |||
3 | |||
Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:
Подготовка рефератов «Химическая связь», «Дисперсные системы» Аудиторная самостоятельная работа
| 6 | 2 | |
Тема 1. 4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала | 8 | |
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. Демонстрации. Растворимость веществ в воде. Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов. Изготовление гипсовой повязки. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости. Иониты. Образцы минеральных вод различного назначения. | |||
Практические занятия Решение задач на нахождение массовой и объемной долей компонентов смеси(растворов) Лабораторное занятие№1: Приготовление раствора заданной концентрации | 3 | 3 | |
Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:
Исследовательская работа, проведение опыта Электролитическая диссоциация Аудиторная самостоятельная работа
| 4 | 2 | |
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства | Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. Демонстрации. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Горение фосфора и растворение продукта горения в воде. Получение и свойства амфотерного гидроксида. Необратимый гидролиз карбида кальция. Обратимый гидролиз солей различного типа | 10 | 1 |
Практические занятия Кислоты.Основания Соли. Гидролиз солей Генетическая связь между основными классами неорганических соединений Оксиды Л.р.№2 Идентификация неорганических соединений | 7 | 3 | |
Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:
Подготовка доклада Основные классы неорганических соединений Аудиторная самостоятельная работа
работа с препаратами | 4 | 2 | |
Тема 1.6 Химические реакции | Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Демонстрации. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Зависимость скорости химической реакции от присутствия катализатора на примере разложения пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы. Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. Модель колонны синтеза аммиака. | 8 | 1 |
Практические занятия Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:
Подготовка рефератов «Классификация химических реакций», «Обратимость химических реакций» Аудиторная самостоятельная работа
| 6 | 2 | |
Тема 1.7 Металлы и неметаллы | Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Демонстрации. Коллекция металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с иодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре). Горение металлов. Алюминотермия. Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами. Модель промышленной установки для производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.) Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа. | 11 | 2 |
Практические занятия Л.р№3Получение,собирание и распознавание газов Л.р.№4 Генетическая связь между углеводородами Решение экспериментальных задач Л.р.№6 Изучение свойств металлов Л.р.№7 Изучение свойств неметаллов | 5 | 2 | |
Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение тестовых заданий работа с учебной, методической, справочной литературой работа с учебно-методической литературой в библиотеке и доступной базе данных выполнение заданий для закрепления знаний Подготовка доклада Металлы и неметаллы Аудиторная самостоятельная работа
работа с препаратами | 5 | 3 | |
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификация органических соединений. Классификация соединений по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений. | 10 | 1 |
Практические занятия Л.р.№8 Качественный анализ органических соединений | 2 | ||
Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:
Подготовка доклада «Биография А.М.Бутлерова» Аудиторная самостоятельная работа
| 5 | 2 | |
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники | Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена – гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукция коксохимического производства». Лабораторно-практическое занятие: Получение и применение алканов (работа по подгруппам) | 15 | 1 |
Практические занятия
Нахождение молекулярных формул различных соединений Л.р.№9 Углеводороды | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:
Подготовка докладов «Природные источники углеводородов», «Алканы», «Алкены» Аудиторная самостоятельная работа
работа с препаратами | 8 | 3 | |
Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения | Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза⬄ полисахарид. Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел. Лабораторно-практическое занятие: Растворение глицерина в воде и заимодействие с гидроксидом меди( II) (работа по подгруппам) | 12 | 1 |
Практические занятия Л.р. №10 Спирты Л.р.№11 Углеводы Углеводы | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:
Исследовательская работа, разработка урока Кислородсодержащие органические соединения Аудиторная самостоятельная работа
работа с препаратами | 4 | 3 | |
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. | 13 | 1 |
Практические занятия Решение задач Идентификацию органических соединений. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:
Подготовка докладов «Азотсодержащие органические соединения. Полимеры», «Амины», «Аминокислоты» Аудиторная самостоятельная работа
| 6 | 3 | |
Промежуточная аттестация | Дифференцированный зачёт в IV семестре | 1 | |
Всего: | 171 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии.
Оборудование учебного кабинета химии:
Мебель и стационарное оборудование
- доска классная;
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- задания в тестовой форме.
Оборудование лаборатории:
- коллекция образцов нефти
- держатели, тигли, пробирки, колбы ,ступки
- коллекция чугуна и стали
- коллекция изделий из стекла
Рекомендуемые средства обучения
- интерактивная доска;
- колонки;
- проектор;
- принтер;
- сканер;
- модем;
- мультимедийные средства обучения:
- компьютерные презентации;
- фильмы;
- учебные пособия на электронных носителях;
- обучающие и контролирующие компьютерные программы.
- плакаты, слайды.
3.2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2017
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб.
пособие для студентов профессиональных образовательных организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Для преподавателя
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N
1578 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. N413".
Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Сладков и др. Химия для профессий и специальностей технического
профиля (электронное приложение). – М.,2017
Интернет-ресурсы
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html (Краткая компактная, но достаточно подробная информация о химии)
http://hemi.wallst.ru/P0_.htm (Электронный учебник для средней школы «Химия»)
http://himi4ka.ru (Химия для чайников)
http://www.chem.msu.su/rus/vmgu/welcome.html (электронная библиотека по химии)
http://www.uroki.net/docxim.htm (Конспекты уроков по химии и биологии)
http://www.hvsh.ru/index.php (журнал «Химия в школе»)
http://www.hij.ru/read/issues/2016/june/6026/ (журнал «Химия и жизнь»)
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, метод исследования), технологии эвристического обучения(игровые методики, «мозговая атака»). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих компетенций обучающихся применяются активные, интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный), письменный опросы ( тестирование, доклады, оформление лабораторных работ).
Итоговый контроль предусмотрен в форме дифференцированного зачета в IV семестре.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине «ХИМИЯ», обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися, умений и знаний; участвует в создании «портфолио» студента .
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, письменных и самостоятельных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Для текущего контроля образовательным учреждением создаются педагогические контрольно-измерительные средства, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Завершается изучение учебной дисциплины «ХИМИЯ» итоговым контролем.
Итоговый контроль по результатам освоения обучающимися программы среднего (полного) общего образования, реализуемой в пределах СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования, проводится в форме дифференцированного зачёта в конце четвертого семестра. Содержание аттестационных работ для проведения дифференцированного зачёта по ХИМИИ и критерии оценивания результатов их выполнения разрабатываются образовательным учреждением СПО.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1.Знать важнейшие химические понятия- вещество, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ молекулярной структуры, закон Авогадро и следствия их него. обучающиеся должны уметь: различать простые и сложные вещества, рассчитывать относительную молекулярную массу, количество вещества и молярную массу. | Выполнение тестовых заданий, заданий в учебно-методической литературе. Ответы на контрольные вопросы по теме, выполнение практических заданий Составление докладов на тему:
2)Атомно- молекулярная теория Лабораторно- практические работы |
2 Знать: важнейшие химические понятия – химический элемент, периоды в таблице Менделеева, строение атома, изотопы. уметь: работать с таблицей Менделеева, определять число электронов на оболочках и валентность элемента. | Выполнение заданий в учебно-методической литературе, тестовых заданий. Ответы на вопросы по теме , выполнение практических заданий. Составление рефератов на тему: 1) Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева 2) Биография Д.И.Менделеева |
3. Знать: определение ионной и ковалентной связей, их различия, физические свойства металлов, агрегатные состояния вещества, виды смесей. уметь: определять виды химических связей, знаки зарядов ионов, массовые доли смесей. | Выполнение заданий в учебно-методической литературе, тестовых заданий. Ответы на вопросы по теме , выполнение практических заданий. Составление рефератов на тему: 1)Химическая связь 2)Дисперсные системы Лабораторно- практические работы |
4.Знать: важные химические понятия – растворимость, массовая доля растворенного вещества, электролит, электролитическая диссоциация, основные положения теории электролитической диссоциации уметь отличать электролиты от неэлектролитов, определять степень электролитической диссоциации | Выполнение заданий в учебно-методической литературе, тестовых заданий. Ответы на вопросы по теме. Исследовательская работа, проведение опыта: 1) Электролитическая диссоциация |
5. Знать: кислоты, соли, основания, их свойства и получение, определение гидролиза солей, уметь: решать химические уравнения, испытывать растворы солей, щелочей, кислот индикаторами | Выполнение заданий в учебно-методической литературе, тестовых заданий. Ответы на вопросы по теме. Составление доклада на тему: 1) Основные классы неорганических соединений |
6. Знать: определение химической реакции, виды реакций, скорость химических реакций, окислитель, степень окисления, обратимость реакций, уметь: классифицировать химические реакции, определять степень окисления | Выполнение тестовых заданий, заданий в учебно-методической литературе. Ответы на контрольные вопросы по теме. Составление рефератов на тему: 1) Классификация химических реакций 2)Обратимость химических реакций |
7.Знать: строение атомов и кристаллов, физические и химические свойства металлов, электрохимический ряд напряжений. способы получения металлов, строение атомов неметаллов и их свойства учащиеся должны уметь: связывать изученный материал со своей профессией, отличать металлы от неметаллов | Выполнение тестовых заданий, заданий в учебно-методической литературе. Ответы на контрольные вопросы по теме. Составление доклада на тему: 1) Металлы и неметаллы |
8. Знать: природные, искусственные и синтетические органические вещества, теорию Бутлерова и ее основные положения учащиеся должны уметь определять типы реакций в органической химии; работать с формулами и моделями молекул | Выполнение тестовых заданий, заданий в учебно-методической литературе. Ответы на контрольные вопросы по теме. Составление доклада на тему: Биография А.М.Бутлерова |
9.Знать: важные химические понятия – алканы, алкены, диены, каучуки, алкины, арены, природные источники углеводородов учащиеся должны уметь составлять гомологический ряд, указывать изомерию | Выполнение тестовых заданий, заданий в учебно-методической литературе. Ответы на контрольные вопросы по теме. Составление докладов на тему:
|
10.Знать: определения – спиртов, фенолов , альдегидов, карбоновых кислот, эфира и жиров, углеводов, их примеры и свойства учащиеся должны уметь самостоятельно проводить опыты с кислородосодержащими органическими соединениями | Выполнение тестовых заданий, заданий в учебно-методической литературе. Ответы на контрольные вопросы по теме. Исследовательская работа, разработка урока Кислородсодержащие органические соединения Лабораторно- практические работы |
11. Знать: определения – аминов, аминокислот, полимеров, структуры белков, учащиеся должны уметь самостоятельно проводить опыты с азотосодержащими органическими соединениями | Выполнение тестовых заданий, заданий в учебно-методической литературе. Ответы на контрольные вопросы по теме. Составление докладов на тему: 1)Азотсодержащие органические соединения. 2) Полимеры 3)Амины 4)Аминокислоты Лабораторно- практические работы |
Общие требования к организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с перечнем профессий СПО, государственного стандарта СПО.
Программа учебной дисциплины обеспечивается учебно-методической документацией.
Максимальный объем учебной нагрузки составляет 2 академических часа в неделю.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 4 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. Внеаудиторная работа (самостоятельная подготовка) обеспечена доступом к сети Интернет.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по данному учебному курсу.
Преподаватель: Бердюгина Элеонора Валерьевна
Образование – высшее
Квалификационная категория – первая
Курсы повышения квалификации – в 2012 году в ГОУ ДПО Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты (личностные и метапредметные) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | |
Личностные результаты | |||
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; | - проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; | - проявление активной жизненной позиции; - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; - уважение общечеловеческих и демократических ценностей - демонстрация готовности к исполнению воинского долга | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Своевременность постановки на воинский учет Проведение воинских сборов | |
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - проявление общественного сознания; - воспитанность и тактичность; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности | Успешное прохождение учебной практики. Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях | |
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | - демонстрация желания учиться; - сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. | |
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; | - умение ценить прекрасное; | Творческие и исследовательские проекты | |
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; | - готовность вести здоровый образ жизни; - занятия в спортивных секциях; - отказ от курения, употребления алкоголя; - забота о своём здоровье и здоровье окружающих; - оказание первой помощи | Спортивно-массовые мероприятия Дни здоровья | |
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; | - демонстрация интереса к будущей профессии; - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач | Учебная практика Творческие проекты | |
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; | - экологическое мировоззрение; - знание основ рационального природопользования и охраны природы | Мероприятия по озеленению территории. Экологические проекты | |
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; | - уважение к семейным ценностям; - ответственное отношение к созданию семьи | Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи. Мероприятия, проводимые «Молодёжь+» | |
метапредметные результаты | |||
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
| - организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей | Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ | |
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; | - демонстрация коммуникативных способностей; - умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности; - умение разрешить конфликтную ситуацию | Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио | |
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | - демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; - использование различных методов решения практических задач | Учебно-практические конференции Конкурсы Олимпиады | |
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; - соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. | Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. | |
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов; | - сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.) | Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций. | |
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; | - демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | - умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...