Урок биологии в 6 классе по теме: «Воздух вокруг нас»
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Егина Вера Федоровна

Подбор средств, методов и приемов обучения соответствует цели и задачам урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Воздух вокруг нас»

Цели: дать понятия о воздухе и его свойствах.

Задачи:

  1. Повторить. Свойство воды, значение воды в жизни человека, охрана природных ресурсов
  2. Развивать: внимание, мышление, речь, память
  3. Воспитывать бережное отношение к природе и воспитывать мотивацию к обучению.

I.Орг. момент.

II. Повторение домашнего задания.

Вступительная беседа: «Великий спор Царицы Атмосферы и царя Нептуна» стр. 73. Окружающий мир.

- Каким цветом отмечены водные запасы планеты. Стр.25 «Экология»

- Сто заполняет и где встречается на Земле вода? Тест

- Что за волшебница вода! В каких трех состояниях может находиться вода?

1) Докажите, что вода – жидкое тело.

- Какими еще свойствами обладает вода (цвет, безвкусная, пресная, не имеет запаха)

2) При какой температуре вода превращается в лед (работа с термометрами)

- Какими свойствами обладает лед?

- Почему во время ледокола лед плывет по поверхности воды и не тонет?

3) Заполнить тест «Вода в природе»

1. Укажите стрелками, в каком состоянии находится вода:

Жидкое

Град

Иней

Дождь

Лед

Туман

Снег

Роса

Водяной пар

Твердое

Газообразное

        2. Ты мыл пол в классе. Почему через некоторое время, пол стал сухим? (обведи правильный ответ)

  1. Вода впиталась в поверхность пола
  2. Вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу
  3. Вода испарилась с поверхности пола.
  1. Дорисуй схему «Круговорот воды в природе»

- При какой температуре испаряется вода?

Вода испаряется с поверхности морей и суши и поднимается в виде пара в воздух. Высоко над землей пар охлаждается и превращается в капли воды.

Рассказ детей «Маленькая капля жила на небе»

День и ночь вода и ручьев течет в реки, а реки несут ее в моря.

- Почему моря не переполняются водой и не заливают сушу?

- Что произошло бы на Земле, если бы вода перестала испаряться?

- При какой температуре превращается вода в пар.

4) Вода – добрый друг и помощник человека.

Рассказы детей. Использование воды и охрана воды.

(На доске схема с рисунками)

1. Растения

Заводы – отходи промышленные, сельскохозяйственная деятельность человека,

2. Животные

Вода, сточные воды

3. В жизни человека

Многоэтажные дома (отбросы)

Корабли (утечка нефти)

Вода – добрый друг и помощник человека. Она удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Она послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях. Вода минеральных  источников оказывает лечебное действие.

Вводная беседа учителя.

5) Бережное отношение к природе.

На Земле воды огромное количество. Если представить Москву дном огромного стакана и попытаться вылить в него всю воду Земли, то высота его должна быть больше, чем расстояние от Земли до Луны. Казалось бы, что воды так много, что ее должно хватить всем в избытке. Но беда в том, что всему живому на Земле нужна пресная вода, а вода в океанах соленая. Пресной воды не так уже много. Да и та не пригодная для нас. Ядовитые вещества растворены, микробы болезнетворны. Очистка трудоемка и сложна: фильтрование, хлорирование.

Поэтому воду, особенно пресную нужно беречь

Рассказы  детей:

  1. Бережное отношение дома
  2. Беречь водоемы
  3. На фабриках и заводах
  4. Теплоходы

Разминка: Беру тарелку с водой. Я брызгаю водичкой в детей поочередно, они рассказывают интересные сведения о воде.

  1. Оберегайте колодцы, не бросайте в них мусор. Пословица «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»
  2. Краны закрывать: на умывание ежедневно 1 ведро.
  3. Собака без пищи может прожить 100 дней – без воды не больше 10 дней.
  4. Человек без пищи может прожить больше 1 мес., без воды несколько дней.
  5. Лошадь 1 день – 70 л.
  6. Вырастить 1 кг. картофеля – 1500 л. воды
  7. В снегу в морозы ночуют тетерева. Это их спасает от сильного холода. Белые медведи живут в берлогах из снега.
  8. Снег укрывает растения на полях и защищает их от мороза.
  9. Если растопить весь лед на Земле, то вода в океанах и морях поднимется на 65 м.
  10. За день береза испаряет – 60 литров, капуста – 5 литров.
  11. 80 % всей пресной воды нашей страны находится в озере Байкал.
  12. Растение камыш – главный природный очиститель. Он способен поглощать вредные химические вещества.
  13. Реки и озера живут благодаря своей способности самоочищаться. За 12 дней в реке вода обновляется, а в озере моллюски и другие мельчайшие существа за год 6-8 раз пропускают через себя весь объем воды, тем самым очищая ее.
  14.  Расход человека воды за 1 день

Умывание – 10 л., туалет – 45 л.

Купание – 40 ванна + 95-100 л.

Приготовление пищи – 5 л.

Мытье посуды – 10 л.

Стирка – 20 л.

Мытье полов, окон – 50 л.

Полив цветов, огорода – 100 л.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на земле – вода!

Экономь ее и береги!

Мы ведь на планете не одни.

III. Объяснение новой темы

1. Загадки

Пусть невиден он совсем, но скажу вам – нужен всем.

Пусть его совсем не слышим, но зато мы все им дышим

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него не жить не можем (Воздух).

2. Работа по таблицам

Воздух нужен птицам, людям, животным, растениям, рыбам. Таблица на доске.

- Знаете ли вы где находится воздух?

- Можно ли его обнаружить?

3. Опыт

        1) Махнули тетрадью перед лицом. Что вы чувствуете? Это движение воздуха.

        2) Махнули картонкой на нарезанные бумажки. Взмахом тетради я привела в движение  воздух. Он их столкнул. Это движение воздуха – ветерок. Если откроем форточку, тоже подует ветерок – воздух.

Воздух находится всюду, везде вокруг нас.

- Почему мы его не видим? Попробуйте вдохнуть ртом. Безвкусный. Выдохнуть носом. Какого запаха? Без запаха.

Вывод: Бесцветный, прозрачный, невидимый.

4. Опыт. Где еще находится воздух.

А) С пипеткой, кусочек кирпича, сухаря, земли.

Б) Опрокинем вверх дном пустой стакан, почему выделяется воздух? Он тяжелее воды.

- Подумайте, почему дерево не тонет в воде? (в нем тоже есть воздух)

- А может дерево потонуть? (может. Когда вода вытеснит воздух и займет его место в дереве).

Вывод: воздух находится всюду. Он заполняет все свободные от других предметов места.

5. Опыт. Можно ли воздух обнаружить по звуку.

Показ на резиновой груше, велосипедная камера, взмах крыльев птиц.

Выстрел из ружья, пистолета – это и есть быстрое движение воздуха.

А) Вдохнуть через нос и выдохнуть посильнее. Воздух можно услышать.

Б) прижать к губам тонкий лист бумаги, и подуть на него. Что получилось – звук.

6. Воздух газообразное тело.

Дополнить: бесцветный, прозрачный, без вкуса и запаха, воздух это удивительная прозрачная оболочная вокруг земли, если бы ее не было все живое погибло бы. Человеку за сутки – 600 литров кислорода, 1 год – 180 тысяч литров. Земля окружена толстым слоем воздуха – атмосфера. Только по этому на земле смогла зародиться жизнь. Атмосфера защищает нас от смертоносных космических лучей и космического холода, в ней содержится кислород, которым мы дышим. Она поднимается на 800 км. вверх над поверхностью земли и состоит из 5 слоев. По мере удаления от поверхности земли атмосфера разряжается все более, и наконец газы совсем исчезают.

IV. Закрепление

  1. Работа с рабочей тетрадью - стр 15, задания 1,2,3.
  2. С какой темой познакомились на уроке. Воздух вокруг нас и свойства воздуха.
  3. Устный диктант. Что узнали о воздухе. Попросите на уроке незнайку рассказать что он знает о воздухе. Послушайте, что он ответил и исправьте ошибки.

Воздух мы видим, когда я смотрю на небо, он заполняет все пространство между предметами. Нет воздуха только в воде и в почве. Воздух нужен человеку, всем животным и некоторым растениям. Воздух прозрачен, бесцветен, имеет запах свежести и не имеет вкуса.

Правильный ответ:

Воздух не виден, он заполняет все пространство между предметами. Воздух есть в воде и в почве. Воздух нужен человеку, всем животным и растениям, а не некоторым. Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха и вкуса.

4. Чтение дополнительной литературы, текста «Изменение воздуха в природе под влиянием человека».

Сравнение чистоты воздуха на улице города и в лесу (парке): факт загрязнения городского воздуха может быть обнаружен по запаху, нарушению прозрачности; сравнение листьев растений в городе в лесу показывает, где больше пыли. Наблюдение источников загрязнения: выхлопные газы автомобилей, дым из труб предприятий.

  1. Домашнее задание.

     Провести дома самостоятельно опыт с баллоном пустым из под шампуня.      

    Чтение статьи по учебнику «Воздух вокруг нас», ответы на вопросы стр.45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 5 классе на тему "Цвет вокруг нас".

Урок - презентация  на тему  "Цвет вокруг нас" в 5 классе....

конспект урока в 9 классе по теме "Музыка вокруг нас" + презентация

Данный урок предназначен для отработки лексического, грамматического, страноведческого материала в разделе "Музыка". В ходе урока учащиеся тренируются во всех видах речевой деятельности: чтении, аудир...

технологическая карта урока в 6 классе по теме "Открытия вокруг меня"

Урок  французского языка в 6 классе по теме "Открытия вокруг меня/"...

конспект урока в 5 классе по теме "Правила вокруг нас"

Данный урок был проведен в 5 классе. На уроке проходила игра-соревнование по станциям по теме "Правила вокруг нас"...

План-конспект урока в 5 классе на тему "Воздух"

Урок изучения новой темы Цель: Изучить состав воздуха, защита окружающей среды...

открытый урок во 2 классе по теме "Мир вокруг меня" с технологической картой

технологическая карта урока во 2кл по теме "Мир вокруг меня"...