Игра-викторина для 8 - 9 классов «Поле биологии»
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме

Вопросы для викторины в помощь учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_2.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина «Поле биологии»

      «Поле биологии» - это игра-викторина. Предназначена для юных натуралистов, учеников 8-9 классов.

      В игре участвуют 6 команд, в команде по 5 человек.

      Цель: выявить знания детей в области биологии, определить их натуралистические способности, привлечь внимание детей к новым интересным вопросам, помочь школьникам усвоить дополнительный материал.

      Для игры понадобится вертящийся диск со стрелкой. Разделенный на 3 поля (сектора): растения, животные, охрана природы (любые биологические дисциплины). Поля обозначены определенным цветом, иллюстрациями по теме. Вопросы печатаются заранее на бумажных полосках (по 15 штук на каждое поле), размещаются на игровом поле.

Бумажные полоски с вопросами свернуты пополам (текст не виден), на чистой стороне –номер вопроса.

      Игровые правила. Каждая команда отвечает только на 5 вопросов. После считалки команда идет к диску. 5 человек встают не закрывая поле от остальных учеников. Первый крутит диск. Стрелка показывает на номер вопроса. Школьники называют номер, поле, читают вопрос. За правильный ответ - 10 баллов. Если ответ неверен вопрос переходит ко всем игрокам.  

    В ходе игры помощник фиксирует правильные ответы. Команды, ответив на 5 вопросов, к диску не выходят. Но им можно набирать дополнительные баллы.

       Когда все команды выйдут из игры, подводится итог и определяется победитель.

       Вопросы

       Растения (первое поле)

       1. Почему березу называют «пионером», а березовый лес временным? (Ответ. Береза первая осваивает открытие пространства).

       2. Сколько лет живет у ели хвоя? (5-7 лет, в горах – 14).

       3.Назовите самое большое растение из семейства злаковых. (Бамбук).

       4.Как называется этот комнатный цветок? Что можно сказать о его цветке? (Аспидистра. Цветок сидячий, красно-бурого цвета, на корневище.)

       5.Дайте родовое название комнатному растению и покажите у него стебель и листья. (Кактус опунция.)

       6.Какое растение изображено на таблице? Дайте правильное родовое и видовое название. (Белена черная.)

       7.Плоды какого ягодного кустарника называют «северным виноградом»? (Крыжовника.)

       8.Назовите родину помидора и объясните, что означает его название. (Перу, Мексика, «яблоко золотое».)

       9.Назовите многолетнее овощное растение, из черешков которого приготавливают кисель, компот и варенье. (Ревень )

      10.»Мушка на траву села, а трава ту мушку съела». Назовите это растение. (Росянка.)

      11.Какое растение распространенное древесно-кустарниковое растение нашей местности называют «снежный шар» или «бульденеж»? (Калину.)

Контрольный лист команды

       12.Назовите родовое и видовое название растения, изображенного на открытке. (Медуница лекарственная.)

       13.Какой вид искусства выращивания растений показан на рисунке? Назовите родину этого искусства. (Бонсай. Япония.)

       14.«Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей. У заветного местечка есть волшебная аптечка, Там красные таблетки развешаны на ветке». Назовите популярное лекарственное растение. (Шиповник.)

       15.Сколько времени цветет баобаб и кто опыляет его цветы? (Одну ночь; лемуры галаго и летучей собаки крыланы.)

        Животные (второе поле)

       1.Почему у многих хищных птиц все птенцы разного возраста? (Так родителям легче прокормить птенцов.)

       2.У каких животных есть детские сады? (У пингвинов, морских котиков.)

       3.У каких стадных животных вожаками бывают только самки? (У северных оленей, жирафов, зебр, диких ослов.)  

       4.Какие органы дыхания у пиявок? (Специальных органов дыхания нет, они дышат всей поверхностью тела.)

       5.Кто такой мотыль? (Личинка комара дергуна.)

      6.Тля ярко-красного цвета, паразитирует на кактусах (опунциях). Из неё получают ярко красную краску. Назовите эту тлю и краску. (Кошениль, кармин.)

      7.Опишите гнездо аквариумной рыбки макропода. (Гнездо воздушное, из пузырьков воздуха, которые обволакиваются слюной. Икринки самец подвешивает снизу, под воздушными шариками гнезда.)

      8.От каких рыб произошли аквариумные золотые рыбки? Назовите этих золотых рыбок. (От карася. Вуалехвост, телескоп, макропод.)

      9.Чем опасны укусы слепней? (Своими болезненными укусами слепни мучают и снижая его продуктивность. Кроме того, слепни являются распространителями микробов многих болезней: туляремии, сибирской язвы и т.д.)

     10.Какие живые организмы являются самыми маленькими? (Бактерии вирусы.)

     11.Каждое лето в положенный срок улетает из вода рыбий обед. Что это за обед? (Комары: дергун, долгоножка, малярийный.)

     12.Как отличить самца от самки у волнистых попугайчиков? (По восковице: у самца она синяя, у самки желтая.)

     13.Где зимуют раки? (В береговых норках.)

     14.Почему у пойманного морского окуня глаза навыкате?  (У пойманных глубинных рыб внутреннее давление оказывается выше наружного, поэтому внутреннее содержимое глаз выталкивается.)

     15.Сколько лет живет щука? (200-300 лет.)

     Охрана природы (третье поле)

     1.Озаглавте рисунок, объясните, как вы понимаете его смысл. (Рис. на с.120 из «Книги для чтения по охране природы» показывают через эпидиаскоп.)

     2.Что такое заповедник? (Лаборатория в живой природе – природе первозданной,    заповедной.)

     3.Что такое музей – заповедник? Назовите примеры. (Природно-архитектурный комплекс. Михайловское, Ясная Поляна, Шахматово и т.д.)

     4.Чем отличается заповедник от заказника? (Территория заказника временно заказана, на время какого-либо эксперимента.)

     5.Объясните, что тревожит художника. (Рис. на с. 31 в «Книге для чтения по охране природы».)

     6.Какаие животные (беспозвоночные) Курской области больше всего нуждаются в охране? Назовите их. (Жесткокрылые и чешуйчатые. Жуки, олень, носорог, бабочки махаон, адмирал, бражник «мертвая голова» и т.д.)

     7.Какой самый крупный ядовитый паук обитает в Курской области и находится под охраной? (Тарантул, 4см.)

     8.Назовите птицу, изображенную на рисунке. (Черный аист.)

     9.Какие животные называются вторичноводными? Назовите их. (Животные, которые в процессе эволюции поменяли сухопутный образ жизни на водный. Крокодила, черепахи, киты.)

    10.Назавите заповедник Курской области. Где он расположен? (Заповедник биосферный им. профессора В.В. Алехина, большую его часть составляет участок. Стрелецкой степи.)

    11.Назовите изображенную на рисунке птицу. (Журавль, красавка.)

    12.Какую опасность для водоема таит загрязнение его сточными водами? (Уменьшается приток кислорода из-за образования на поверхности водоема пленки, гибнут обитающие в воде организмы.)

    13.Какие виды природных ресурсов относятся к группе невосполнимых? (Природные ископаемые – нефть, газ, уголь и т.д.)

    14.Как называется комнатный цветок (выставлен в цветочном горшке), дикий сородич которого занесен в Красную книгу страны? (Цикламен.)

     15.Какой пушной зверек, занесенный в Красную книгу нашей страны и встречающийся в Курской области, имеет самый дорогой мех? (Горностай).

Использованная литература

Т.В. Рощина, С.В. Жердева. Игра-викторина «Биологическое поле». Журнал «Биология в школе». №-4, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта игры-викторины, 6-й класс

Игра-викторина.Состоит из 3 туров....

Игра -викторина для 6 класса "В мире русской литературы"

Игра содержит вопросы по нескольким разделам, предназначена для учащихся 6 класса...

Игра викторина в 7 классе

В школе все хотят участвовать в викторине наподобие телевизионной. Поэтому сначала проводим отборочный тур, а потом те, кто прошел его успешно, продолжают игру. Вопросы могут быть по разным учеб...

Конституция РФ "Игра-викторина" для 9 класса

Игра-викторина«Конституция Российской Федерации»Цель: - Способствовать формированию общероссийской идентичности- Способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к законам и символ...

Игра - викторина для начальных классов ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Викторина способствует закреплению знаний учащихся в изучении истории русского народа....

Игра-викторина с мастер-классом "Новогодняя творческая мастерская"

Цель: организация детского досуга во время новогодних каникул Задачи: Обучающие: • Формировать знание детей о праздновании Нового года • Учить изготавливать открытку из бумаги, картона, ни...

Игра-викторина в 7 классе «Моя Россия!»

Закрепить знания детей о государственных символах России...