Экологический клуб "КРОКУС"
материал по биологии по теме
Представлен план работы, содержание деятельности экологического клуба для учеников 5-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_klub.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Локотская средняя общеобразовательная школа № 3
Руководитель –
Гаврилова Светлана Вячеславовна
К – красоту
Р – родной
О – Отчизны
К – клянемся
У – умножать и
С – сохранять !
Цель работы клуба:
воспитание развитой личности, способной сопереживать проблемам природы и помогать сохранять и защищать природу родного края.
Задачи работы экоклуба «КРОКУС»:
Формировать у детей наблюдательность, внимательное отношение к окружающему миру;
Усвоение детьми норм поведения на природе, бережного отношения к ним;
Сообщения необходимых экологических знаний и применение их на практике;
Познакомить с взаимным влиянием друг на друга человека и природы;
Прививать интерес к самостоятельности исследовательской деятельности;
Воспитать чувства ответственности за свои действия в природе;
Предполагаемый результат:
умение детей находить пути решения экологических проблем малого масштаба,
бороться за сохранения природы через практическую и общественную деятельность,
организовывать и проводить экологические игры,
разрабатывать и реализовывать экологические проекты,
умение детьми видеть проблемы природы,
знание причин загрязнения природы,
умение самостоятельно исследовать природу,
знание лекарственных и ядовитых растений леса,
озеленение помещений школы и уход за комнатными растениями,
озеленение и разбивка цветочных клумб на прилегающей территории к школе.
Занятия проходят раз в неделю.
Основные направления учебно-воспитательной деятельности:
1. Учебно-исследовательская деятельность
организация и проведение экопрактикума |
выполнение проектных заданий |
План работы экоклуба «КРОКУС»
№ | Дата | Тема занятия | Примечания |
Организационное занятие. Выборы актива клуба. |
Учебно-исследовательский экологический проект «Комнатные растения в школе» ( разработка, распределение обязанностей) |
Учебно-исследовательский экологический проект «Комнатные растения в школе» ( акция «Озелени свой класс») |
Создание живого уголка в кабинете экологии |
Создание живого уголка в кабинете экологии |
Изучение экологического состояния школьного здания |
Изучение экологического состояния школьного здания |
Свалки микрорайона школы как фактор комплексного загрязнения окружающей среды. |
Оценка интенсивности транспортных потоков в микрорайоне |
Изучение общественного мнения населения о состоянии окружающей среды |
Диспут «Как улучшить экологическую обстановку микрорайона школы» |
Экологический проект « Украсим школьный двор цветами» ( разработка эскизов щкольной территории ) |
Экологический проект « Украсим школьный двор цветами» ( защита эскизов, разработка плана действий ) |
Конкурс «Изучай и береги родную природу» ( для учащихся 6-х классов ) |
Акция «Добрая зима» ( подкормка птиц ) |
Экологический проект « Вода вокруг нас» ( разработка, распределение обязанностей) |
Экологический проект « Вода вокруг нас» ( проведение исследования состояния воды) |
Экологический проект « Вода вокруг нас» ( проведение исследования состояния воды) |
Экологический проект « Вода вокруг нас» ( подготовка к конференции ) |
Конференция «Вода вокруг нас» |
Экологическое просвещение ( выбор материала для выступления агитбригады ) |
Экологическое просвещение (подготовка выступления агитбригады ) |
Экологическое просвещение (подготовка выступления агитбригады ) |
Экологическое просвещение ( выступление агитбригады перед учащимися начальных классов) |
Экологический проект « Украсим школьный двор цветами» ( подготовка рассады цветов ) |
Экологический проект « Украсим школьный двор цветами» ( подготовка рассады цветов ) |
Экскурсия «Весенний лес» |
Акция «Посади свое дерево» |
Экологический субботник «День Земли» |
Экологический проект « Украсим школьный двор цветами» |
Экологический проект « Украсим школьный двор цветами» |
Экологический проект « Украсим школьный двор цветами» |
Экологический проект « Украсим школьный двор цветами» |
Подведение итогов работы. Планирование работы на лето. |
Основная цель клуба «Крокус» — воспитание развитой личности, способной сопереживать проблемам природы и помогать сохранять и защищать её.
На занятиях в клубе решаются следующие задачи:
Формировать у детей наблюдательность, внимательное отношение к окружающему миру;
Усвоение детьми норм поведения на природе, бережного отношения к ним;
Сообщения необходимых экологических знаний и применение их на практике;
Познакомить с взаимным влиянием друг на друга человека и природы;
Прививать интерес к самостоятельности исследовательской деятельности;
Дать представление о Красной книге и целях её создания;
Воспитать чувства ответственности за свои действия в природе;
Предполагаемый результат: умение детей находить пути решения экологических проблем малого масштаба, бороться за сохранения природы через практическую и общественную деятельность, организовывать и проводить экологические игры, разрабатывать и реализовывать экологические проекты, умение детьми видеть проблемы природы, знание причин загрязнения природы, умение самостоятельно исследовать природу, знание лекарственных и ядовитых растений леса, озеленения и разбивка цветочных клумб на прилегающих территории к ДДТ.
Занятия проходят два раза в неделю.
На занятиях детям предоставляется возможность научиться видеть и понимать красоту окружающего мира, место в нём человека; воспитывается у детей чувство ответственности за своё поведение в мире природы и в мире людей, стремление к здоровому образу жизни; развивается чувство ответственности к поручениям, совместным коллективным делам, посвященных природоохранной деятельности. Деятельность детей на занятиях приобретает разнообразные формы — выпуск листовок, плакатов, рисунков; наблюдения, походы, работа над проектами, поиск информации, изучение тем, понятий и т.д.
Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых предметы и явления рассматриваются в естественной обстановке. Теоретические сведения обучающихся получают в процессе изучения тем в виде тематических бесед, лекций, а также в виде сообщений, рефератов самих детей. Практические занятия — наиболее эффективный способ развития интереса и привития любви к природе. На практических занятиях происходит освоение и закрепления знаний, умений и навыков по различным темам. Используются и нетрадиционные формы работы: «путешествия», игры, суды, викторины, КВНы, конкурсы. При проведении различных конкурсов детям присваиваются титулы: Защитник природы, Эколог, Следопыт, Знаток природы и примет и т. д.
Используются в работе и различные виды литературного, музыкального, визуального материала. Формирование эмоциональной отзывчивости происходит в процессе наблюдения за «маленькими жителями» живого уголка. А их очень много, это: Три волнистых попугая, два средних попугая Лола и Даша. Попугай Лола самый старый житель. Так же есть хомяк Хома и крыс Василий. Несколько представителей водного мира украшают своим присутствием живой уголок, это рыбки телескопы, золотая, гупи, сом и барбусы, водная черепаха Тошка. Представитель пустыни сухопутная черепаха. Каждый ребёнок ведёт дневник наблюдения за животными. В начале года каждый ребёнок по желанию выбрал питомца. Ребята с большой любовью и ответственностью наблюдают, следят и ухаживают за питомцами. Очень сильно переживают, если кто-то заболел.
Так же в кабинете экологии 38 видов разнообразных комнатных растений, за которыми тоже ухаживают ребята. На занятиях часто проводятся коллективные занятия для детей, на которых рассказывает индивидуальность каждого, корректирует отношения между детьми. Детям прививают чувства сопричастности к своей истории, культуре, природе, сообщение географических и биологических сведений на выбранной экологической тропе, история этих мест, охрана памятников истории, приобщение к праздникам и обрядам на природе. Постоянно обращается внимания детей на красоту окружающего мира — пейзаж, порхающие бабочки, пение птиц и т.д.
Ребята клуба «Эколог» участвуют в природоохранных мероприятиях: очистка загрязненных территорий ДДТ и поселка. Выпускают плакаты и листовки в защиту природы, осваивают экологические знания, приобретают практические навыки работы в природных условиях. Участвуют в тематических экскурсиях «Вижу, слышу, чувствую», «Кладовая здоровья».
Каждое лето создается экологический отряд, в который входят не только ребята, занимающиеся в клубе «Эколог», но и все желающие. Они осуществляют уборку и озеленение территорий, занимаются разборкой цветочных клумб, участвуют в трудовых десантах по организации стоянок для проведения экологических мероприятий. После проведения экскурсий по территории, осуществляется планирование работы и проводятся организационный сбор отряда, на котором разрабатывается название отряда, на котором разрабатывается название отряда, девиз, эмблемы, выбираются органы самоуправления. Дети определяют природные объекты, зоны отдыха, памятники природы и истории (если есть), которые необходимо взять под охрану; намечают территории, на которых нужно разбить клумбы для цветов и произвести озеленение.
Основные КТД: «Мой родной поселок Беркакит» Экологический тренинг «Что такое окружающая среда?» «Экологическая почта», «Команда спасателей», «Сказка земли Олонхо», КТД «День цветов».
Основные направления учебно-воспитательной деятельности:
1. Учебно-исследовательская деятельность
организация и проведение экопрактикума |
выполнение проектных заданий |
эколого-краеведческие экспедиции 2. Природоохранная работа
|
Реализация основных направлений учебно-воспитательной работы осуществляется через организацию и проведение экологической коллективной творческой деятельности в различных формах.
Все направления учебно-воспитательной деятельности реализуется через коллективные творческие дела.
Этапы подготовки и проведения коллективного творческого дела:
Предварительная подготовка предстоящего экологического коллективного творческого дела в системе экологического воспитания, определение его целей, задач, возможных участников. Ознакомление учащихся с полезными перспективами дела.
Коллективное планирование. Обсуждение вопросов: где? когда? с кем вместе? для кого? для чего провести дело? Составление плана, распределение поручений.
Коллективная подготовка КТД по творческим группам.
Проведение КТД. Главное – укрепить бодрость, радость совместного творчества, вызвать стремление улучшить и сохранить окружающую природу.
Коллективная оценка КТД. Обсуждение, рассмотрение вопросов: Что удалось? Почему? Что не получилось? Почему? (можно провести анкетирование).
Ближайшее последействие КТД (встречи, выставки, праздники).
\
1. Учебно-исследовательская деятельность
является центральным звеном воспитательно-образовательного процесса.
Основные этапы:
Формулирование темы исследовательской работы.
Изучение литературы по выбранной тематике.
Консультация с педагогом, учеными.
Конструирование исследовательской работы (определение структуры исодержания).
Составление выводов.
Оформление работы.
Составление тезисов выступления.
Подготовка вспомогательного материала (гербарии, картосхемы, фотоальбомы, полевые дневники, видеоматериалы).
Формы учебно-исследовательской деятельности:
Экологический практикум
В основе Программы экологического практикума лежит исследовательский подход, предусматривающий использование несложных методов исследования.
Практикум выполняется серией практических работ индивидуально или группой учащихся в условиях школьной химической лаборатории. При этом учитываются возможности учащихся, условия проведения и наличие соответствующего оборудования.
Предусмотрена вариативность выполнения работ практикума:
Определение количества выхлопных газов, поступающих на автостраду.
Определение запыленности воздуха пришкольной территории.
Определение загрязняющих веществ в растительности.
Определение физических свойств воды в природных водоемах (прозрачность, мутность, цветность, температура).
Определение жесткости воды.
Определение содержания в воде: кислорода, нитратов, фосфатов, хлоридов, органических веществ.
Определение pH, электропроводности.
Определение качества воды по сухому остатку.
Определение pH осадков (дождя, снега).
Изучение зообентоса водоема как биоиндикатора качества природной воды.
Определение влажности почвы.
Определение кислотности почвы.
Определение химических элементов почвы (карбонатов, хлоридов, нитратов, ионов кальция, натрия).
Определение минерального остатка почвы.
Выявление источников загрязнения природных вод.
Оценка экологического состояния школьных помещений: запыленности, освещенности, уровня шума.
Практические работы выполняются в учебное время (факультатив) и во внеурочное время.
Проектные задания
Учебный экологический проект – это комплексное многопредметное задание.
Цель проекта: создать условия для развития у детей чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности.
Задачи:
изучение местной экологической обстановки,
содействие улучшению экологической ситуации практической природохранной деятельностью,
привлечение внимания общественности к экологическим проблемам местности.
Организация и проведение проектного задания:
Подготовительный этап: | создание творческой группы учащихся, которая выступает координатором совместной деятельности. |
Основной этап:
| доведение до сведения учащихся школы о начале работы над проектом; заседание членов экологического клуба, ознакомление с Программой проекта, распределение обязанностей; сбор данных, составление карты района исследования, обобщение собранной информации, составление пресс-релизов. |
Заключительный этап: | подведение итогов, награждение наиболее активных участников грамотами, ценными подарками, путевками в лагерь. |
Школьный проект охватывает такие направления исследования городской среды, как:
-оценка интенсивности транспортных потоков в микрорайоне («Дыхание города»);
-определение рН осадков («Кислотные дожди»);
-определение состояния зеленых насаждений («Зеленый друг»);
-изучение использования твердых бытовых отходов («Мусорное ведро»);
-изучение видового и количественного состава птиц городского
-ландшафта («Птицы в городе»);
-изучение экологического состояния школьного здания («Экошкола»);
-изучение общественного мнения населения о состоянии окружающей среды («Общественное мнение»).
2. Природоохранная деятельность
Цель: воспитание у учащихся эколого-практических знаний и умений, позволяющих им вести активную деятельность по защите окружающей среды, памятников природы.
Экологические акции школьников:
«Поиск» |
«Поможем птицам зимой» |
«Скворечник» |
«Дым осеннего костра» |
«Капля воды» |
Международные экологические акции: |
Неделя сентября | Мы чистим мир |
4 октября | День защиты животных |
29 декабря | День биологического разнообразия. |
20 марта | День Воды. |
1 апреля | День птиц |
7 апреля | День Здоровья. |
22 апреля | День Земли. |
5 июня | День защиты окружающей среды |
Экологические субботники
проводятся в осенне-весенний период на территории пришкольного участка и закрепленных за школой территориях:
Расчистка родников |
Очистка берегов ручья и прудов |
Экологический рейд юных экологов. |
3. Учебно-просветительская деятельность
Цель: пропаганда экологических знаний среди учащихся школы и населения микрорайона школы.
Формы:
эколого-краеведческие конференции (школьные, районные, городские, областные, Всероссийская туристско-краеведческая «Отечество»), посвященные презентации учебно-исследовательских работ учащихся, отражающих актуальные проблемы окружающей среды:
Экологический мониторинг качества атмосферного воздуха микрорайона школы (влияние автотранспорта на состав воздуха). |
Экологическое состояние ручья Кизитериновка и прудов по ул. Можайская. |
Свалки микрорайона школы как фактор комплексного загрязнения окружающей среды. |
Изучение степени антропогенной нагрузки на состояние растительности микрорайона школы и лесопарковой зоны II поселка Орджоникидзе. |
Изучение кислотности осадков в осенне-зимний и весенне-летний период. |
Радиационная обстановка микрорайона школы. |
Ростовская атомная станция. За и против. |
Состояние здоровья учащихся школы и экологические проблемы г. Ростова-на-Дону; |
составление и распространение листовок, обращений, благодарственных писем, предупреждений жителям микрорайона;
экологические конкурсы (рисунков, сказок, стихов, листовок, плакатов, пресс-релизов);
экологический театр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")
p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...
Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...
Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»
ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...