Программа предпрофильного курса "Клетка и её структура"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Предлагаемый предпрофильный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 9 классов, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_kurs_9_k.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Луковниковская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрена на заседании ШМО: _______ Нилова Т.А. протокол № __ от __________ | «Согласовано» завуч по УВР МОУ Луковниковская СОШ»: ________ О.В. Юнина | «Утверждаю» директор МОУ Луковниковская СОШ: _________ О.М. Васильева приказ № ___ от ____________ |
ПРОГРАММА
Предпрофильного курса
«Клетка и её структура»
( 9 КЛ.)
Составлена учителем БИОЛОГИИ
Юниной О.В.
2012 г.
Пояснительная записка
Предлагаемый предпрофильный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 9 классов, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.
Предпрофильный курс рассчитан на 8 часов. К нему разработан подробный тематический план (Приложение 1). Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией.
Основная концепция курса:
Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук
Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Устройство светового микроскопа;
Положения клеточной теории;
Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
Сходство и различие растительной и животной клеток;
Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;
Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
Учащиеся должны уметь:
Работать со световым микроскопом и препаратами;
Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;
Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
Определять тип ткани по фотографии;
Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);
Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
Работать с современной биологической и медицинской литературой;
Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Содержание курса
Общее количество часов – 8
Тема 1. Введение в биологию клетки (1 ч)
Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.Лабораторная работа. Устройство микроскопа.
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (1 ч)
Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.
Лабораторная работа. Особенности строения клеток эукариот и прокариот.
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (1 ч)
Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток. Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клеток.
Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Тема 4. Метаболизм – преобразование веществ и энергии (1 ч).
Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке. Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрии – энергетические станции клетки. Схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез.
Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (1 ч).
Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Структура хромосом. Ядрышко – его строение и функции.
Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. Митоз – его биологическое значение. Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине.
Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ.
Тема 6. Эволюция клетки (1ч).
Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.
Обобщающий семинар (2 ч). Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.
Литература для учителя:
Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных – пер. с нем. М: Мир, 1986.
Заварзин А.А. и др. Биология клетки: учебник. – Изд-во СпбГУ, 1992.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 1998г.
Литература для учащихся:
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т.
Тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
Общая цитология (биология клетки) |
1. | Введение в биологию клетки. Л/р. Устройство микроскопа | 1 | Лекция Работа в парах | Опорный конспект Схема строения микроскопа |
2. | Общий план строения клеток живых организмов. Л/р. Особенности строения клеток эукариот и прокариот. | 1 | Групповая работа Работа в парах | Устный отчет групп Отчет с выводами и рисунками, открытки. |
3. | Основные компоненты и органоиды клеток. Л/р. Основные компоненты клеток. | 1 | Семинар Коллективная работа | Сообщения Модель клетки |
4. | Метаболизм – превращение веществ и энергии. | 1 | Семинар; Тестовая работа | Схема синтеза АТФ; Контрольная работа. |
5. | Ядерный аппарат и репродукция клеток. | 1 | Групповая работа Лекция Практическое занятие | Решенные проблемные задачи; Опорный конспект, схема. Выводы с рисунками и схемами, открытки. |
6. | Эволюция клетки. | 1 | Семинар | Сообщения, доклады. |
7-8 | Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого. | 2 | Обобщающий семинар | Решенные проблемные задачи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»
Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием 13 занятий, определяет план...
Программа предпрофильной подготовки для 7-8 класса
Программа предпрофильной подготовки для обучающихся 7-8 классов.При изучении данной программы акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на р...
Рабочая программа предпрофильного курса “Мультимедийные технологии”
В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о мультимедийных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных зад...
Программа предпрофильного курса "Превентивная медицина"
Я бы доктором пошёл, пусть меня научат...
Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса
Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...
Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по
Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...
Классное дело, программа ПДД, программа «Разговоры о важном», программа «Предпрофильная подготовка для 8-9 классов»
Внеурочная деятельность курс "Классное дело"...