"В гостях в Лесном Царстве"
материал по биологии (5 класс) по теме

Рафикова Фаниля Тимергазеевна

Разработка мероприятия для учащихся  5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_berendey.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» НМР РТ

Разработка мероприятия

«В гостях в Лесном Царстве»

Разработала:

педагог дополнительного образования

 Нигамаева Ф.Т.

Нижнекамск, 2012


Цель:  привить любовь к природе у воспитанников кружка.

Оборудование: карточки с заданиями, карта-маршрут, ТСО.

Ход мероприятия:

Предварительно были выбраны команды из каждого класса. Ребята придумали название, эмблему, девиз. Остальные ребята тоже делятся на болельщиков первой и второй команд.

Учитель:

Сегодня мы с вами попадем в необычное царство, в Лесное Царство. Путешествуя по лесной экологической тропе Царства, команды сделают остановку на «волшебной поляне», где встретятся с лекарственными растениями и с ядовитыми. Ребята должны эти растения определить. Команды попадут на «необитаемый» участок Царства, где пройдутся по следам Робинзона. В таких экстремальных условиях команды должны выжить, найти дорогу и суметь предсказать погоду.

На одной опушке леса команды посоревнуются и узнают, кто же является лучшим знатоком!

Есть в лесу и охраняемая территория, именно туда должны попасть ребята и узнать охраняемые растения. Должны суметь оказать помощь животным и растениям, продемонстрировать свои знания, как правильно общаться с природой.

Ну, и на поляне «смекалистых» участники покажут свои знания и эрудицию. На каждом этапе нужно выполнить задание в течение 5 минут и набрать максимальное количество баллов.

Попасть в царство непросто.

Пропуском в Царство служат ответы на загадки и шуточные вопросы.

Загадки и шуточные вопросы.

1. Летом пан на воду пал. Не плывёт, не тонет. (лист)
2. Много рук, а нога одна. (дерево)
3. Ни жар, ни огонь, а возьмёшь в руки, опалит. (крапива)
4. Без головы, а в шляпе. Одна нога и та без сапога. (гриб)
5. Платье потерялось, а пуговки остались. (рябина)
6. Стоит Егорка в красной ермолке, кто не пройдет, всяк поклон отдаст. (земляника)
7. Он в лесу стоял, никто его не брал. В красной шапке модной, никуда не годный. (мухомор)
8. Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)
9. Стоят в поле сестрички, желтый глазок белые реснички. (ромашки)
10. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (орех)
11. На горе шумит, а под горой молчит. (лес.)

Величайшее в мире дерево.(Ответ: Секвойя).

Каждая команда, ответив, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие.

Маршрутный лист.

Маршрут

Этапы

Баллы

1. Волшебная поляна.

2. По следам. Робинзона.

3. Знатоки ботаники.

4.Охрана природы.

5. Поляна смекалистых.

6. Литературный

 

I этап.

«Волшебная поляна»

Участники должны распределить предлагаемые растения (подорожник, вороний глаз, тысячелистник, белена, мать-и-мачеха, дурман, крапива, лопух, ромашка аптечная) на 2 группы: лекарственные и ядовитые. Заполнить бланк ответа.

II этап.

«По следам Робинзона»

Командам предлагаются билеты, в которых по 2 вопроса. Как определить дорогу.

Первое задание.

1. Вам стал попадаться подорожник...(значит где - то рядом тропа).
2. Собирали ягоды и заблудились…(спелая сторона ягоды расположена с южной стороны).
3. Перед вами пень…(по годичным кольцам, с северной стороны кольца уже, с южной - шире).
4. Перед вами муравейник. (муравейник находится к югу от дерева или пня).

Второе задание.

По приметам предсказать погоду (произойдет ухудшение или погода будет хорошей).

1. Ласточки летают низко над землёй (ухудшение, дождь).
2. Сильно стрекочут кузнечики, громко квакают лягушки (будет ясно).
3. Утром на траве роса (к хорошей погоде, дождя не будет).
4. Утром туман стелется по траве (к хорошей погоде).
5. Кувшинка закрывает цветок (ухудшение погоды, перед дождём).

6. Стрекозы собрались в стаи ( к ясной погоде).

III этап.

«Знатоки ботаники»

На третьем этапе участникам предлагается:

Первое задание.

Викторина.

1. Какую роль играет ива для берега, реки, водохранилища? (Укрепляет берег, предохраняет от испарения).
2.  Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое дерево).
3. Что за трава, которую знают слепые? (крапива)
4. Растет ли дерево зимой? (нет).

5. Из какого дерева делают спички? (Осина)        

6. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза)

7. Какое дерево применяется для изготовления пианино? (Ель)

8. Какое растение даёт лучший мед? (липа)
9. Название какого растения связано со звоном? (колокольчик).
10. Какая самая высокая трава? (бамбук).
11. Какое растение носит название глаза птицы? (вороний глаз).
12. Цветы ангельские, а когти дьявольские? (шиповник, роза).
13. Какие цветы носят имена людей? (Роза, Вероника, Лилия, Василек).

14. Какое травянистое растение зацветает первым?(мать – и - мачеха)         

Второе задание.        

Найдите ошибки в тексте.

Рассказ небылица.

Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем: натаскать утром воды, в обед полить, вечером прополоть. Чего только нет на бабушкином огороде: картофель, капуста, морковь, огурцы, помидоры. Когда зацвели огурцы, мы обрывали все пустоцветы. Пришлось окучивать лук, морковь, поливать подсолнечник.

Ошибки.

1.В обед не поливают.
2. У огурцов цветки не обрывают.
3. Лук, морковь не окучивают.
4. Подсолнечник не поливают.

IV этап.

«Охрана природы»

Каждая команда отвечает на вопросы по охране природы.

1.Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу? (птицы улетят из гнезда).
2. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (фотоохота).
3. К.А. Тимирязев писал: « Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха и целую речку цистой воды и попросите, чтобы он из всего этого приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, -- он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений». Объясните суть высказывания ученого (Ответ: Речь идет о процессе фотосинтеза).

6. Предложите как можно укрепить осыпающийся склон оврага или берег, который постоянно подмывает вода? (Ответ: Сажать деревья, которые своими корнями скрепляют почву).

7. В басне «Листы и корни» И.А. Крылова корни, споря с листьями, говорят:

– Мы те,
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас.
Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится, –
Не станет дерева, ни вас!

В чем была ошибка баснописца? (Ответ: Листья важны для растений не меньше корня, ведь в них происходит процесс фотосинтеза, необходимого для растения).

8. После дождя часто можно увидеть на земле и на асфальте дождевых червей – выползков. Почему им не сидится под землей? (Ответ: В почве в результате разложения органических остатков много углекислого газа, который вступая в реакцию с водой, образует угольную кислоту, раздражающую нежную кожу червя). И как заставить рыбакам вылезти им из под земли не только после дождя, но и по мере необходимости?

        Ребята, давайте чуть – чуть отдохнем и поиграем! Игра называется «Черепашьи гонки»!

V этап.

«Поляна смекалистых»

Первое задание

1.Объясните как называется описанное явление и его биологический смысл:

Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу еще очень холодно. У них нет меха – только колючки. Малышам холодно и в норе, особенно когда мамаша уходит за кормом. Уходя ежиха заворачивает детишек в сухие листья – для сохранения тепла. (Ответ: Забота о потомстве).

2.Английский писатель Джонатан Свифт писал:

«Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той – блошинка-крошка,
В блошинку ж зуб сердито вонзает блошиночка…
Каков биологический смысл содержания данного четверостишия? (Ответ:У каждого прак тически организма есть свои паразиты, речь идет о явлении паразитизма).

3.Дело было в XIX веке, когда уже открыли процесс дыхания и знали, что при этом потребляется кислород и выделяется углекислый газ. Исследователи знали также, что кислород жизненно необходим для дыхания, без него – смерть. Ученые подсчитали и пришли к выводу, что всех запасов кислорода хватит только на пять- десять лет, потом дескать, все человечество задохнется. Годы шли, удушья никто не чувствовал. «Ага, --сказали ученые, --видно, мы ошиблись». Пересчитали и продлили жизнь людям еще на десяток лет. Опять стали ждать… Как вы думаете чего же они дождались? (Ответ: Затем был открыт процесс фотосинтеза, и стало понятно почему же мы до сих пор не задохнулись).

4.Как определить возраст рыбы? (Ответ: Рыбы, как и растения, в умеренных широтах бурно растет весной и летом и прекращает рост осенью и зимой. В результате таких ежегодных перерывов в росте на чешуе и костях рыбы появляются годичные кольца. По этим кольцам и определяют возраст рыбы.)

Второе задание.

Командам раздают наборы карточек с буквами. Нужно собрать названия животных и растений.

Галка

Осот

Сорока

Клин

Клёст

Герань

Ласточка

Сосна

Снегирь

Осина

Пока команды проходят этапы, со зрителями проводится викторина. Болельщики отвечают на вопросы и зарабатывают своим командам дополнительные баллы.

1.Вода в твердом состоянии (Ответ: Лед)
2. Водная оболочка Земли (Ответ: Гидросфера).
3. Совокупность всех видов растений планеты (Ответ: Флора).
4. Совокупность всех видов животных планеты (Ответ: Фауна).
5. Группа организмов пассивно плавающих в толще воде? (Ответ: Планктон).
6. Оболочка Земли, населенная живыми организмами (Ответ: Биосфера).
7. Где представлен список находящихся в опасности видов растений и животных? (Ответ: Красная книга).
8. Как называется воздушная оболочка Земли? (Ответ: Атмосфера).
9. Как называется твердая оболочка Земли (Ответ: Литосфера).
10.  Территория, полностью исключенная из всех видов хозяйственного использования (Ответ: Заповедник).
11. Растения, нежелательные в сельскохозяйственных угодьях? (Ответ: Сорняки).

12. Самое высокое млекопитающие (Ответ: Жираф).

13. Поедание одного организма другим (Ответ: Хищничество).

14. Способность растений переносить низкие отрицательные температуры (Ответ: Морозостойкость).

15. Организмы, обитающие на поверхности водоема, мелкие, пассивно плавающие (Ответ: Нейстон).

16. Международный список вымирающих и вымерших видов растений и животных. (Ответ: Черная книга).

17. Самое страшное бедствие в лесу. (Ответ: Пожар).

18. Самая маленькая птица (Ответ: Колибри).

19. Нелетающая птица, живущая на берегах Антарктиды (Ответ: Пингвин).

20.Животное, изменяющее окраску кожи под цвет окружающего фона (Ответ: Хамелеон).

VI этап

«Литературный»

Сейчас мы проверим ваши знания по предмету литература. Вопросы связаны с миром природы. Отвечайте на вопросы по очереди:

В кого превратился Гадкий Утёнок? (В лебедя)

Пантера, друг Маугли. (Багира)

Как звали дедушку, который спас “команду косую”? (Дед Мазай)

Мальчик Луковка. (Чиполлино)

Кто из обитателей болота стал женой Ивана – царевича? (Лягушка)

Какое дерево предлагало свои плоды герою русских сказок? (Яблоня)

Что топтала кобылица в сказке “ Конёк-Гобунок”? (Пшеницу)

Какой овощ вытягивали из земли целым коллективом? (Репка)

Как звали мальчика, который стал козлёночком? (Иванушка)

Девочка из цветка. (Дюймовочка)

Из какого растения связала своим братьям-лебедям рубашки Элиза? (Крапива)

Как звали собаку девочки Мальвины? (Артемон)

В какой сказке зимой собирали цветы? (“12 месяцев”)

Какой овощ мешал спать принцессе? (Горох)

Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар)

На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)

Как звали торговца пиявками в сказке “Золотой ключик”? (Дуремар)

Какого героя сказки Р.Киплинга звали Рикки-Тики-тави? (Мангуста)

Кем был Цветик из сказки Н.Носова “Приключения Незнайки”? (Поэтом)

Кто одолел Тараканище? (Воробей)

Сейчас наше жюри подведет итоги.

Спасибо всем! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра для 5-6 класса "Жители лесного царства, зеленого государства"

Познавательная игра для учащихся 5-6 класса "Жители лесного царства, зеленого государства"....

Открытый урок-игра в 5 классе на тему "Лес" ("Лесное царство")

Воспитывать у учащихся любовь к природе, малой родине, бережное отношение к ней; умение увидеть новое в знакомом мире лесного царства....

В лесном царстве

Презентация к повторно-обобщающему занятию по краеведению в 5 классе...

Конкурсно-игровая программа "В лесном царстве"

Данный материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия экологической направленности. Дети в игровой форме ещё раз обращаются к проблемам природы, леса....

"Лесное царство Берендея"

Общешкольное мероприятие, посвященнон празднованию 8 Марта....

Игра "Тайны лесного царства" 7 класс

Игра состоит из нескольких конкурсов разной тематики о природе Дальнего востока....

Урок развития речи 5 класс "В гостях у лесного царства"

Урок включает в себя элементы интеграции, воспитательной работы по развитию экологической культуры школьников....