олимпиада 9-11кл
олимпиадные задания по биологии по теме

Сафронова Марина Вячеславовна

по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_biologii_9-11kl.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Каштановская СОШ»                                                                                                                 ЗАДАНИЯ школьного этапа олимпиады по биологии                                                                                      2012-2013 уч.г.

11 класс                                                                                                                                                                         41-50б.-1 место             31-40б.- 2 место            21-30 б. – 3 место

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

В благоприятных условиях спора бактерии:

а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
б) сливается с другой спорой с последующим делением;
в) погибает;
г) прорастает в новую бактериальную клетку.

Оформленных оболочкой ядер нет в   клетках водорослей:      

                                                                                 

                                                                                   

а) зеленых;                                  б) красных;                                                      в) бурых;                                  г) сине-зеленых.                                                                                                

Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:

а) корненожки;        б) жгутиконосцы;        в) солнечники;                г) споровики. 

Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:

а) сонную болезнь;         б) восточную язву;        в) малярию;        г) кокцидиоз.

В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:

а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
 
г) нервная система.

Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых не развиты половые железы;
 
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.

Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:

а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.

Какова реакция среды в двенадцатиперстной  кишке:
а) слабокислая;                б) нейтральная;        в) слабощелочная;         г) щелочная.

К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь;                б) клещевой энцефалит;        в) краснуха;                г) дифтерия. 

Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего;  
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.

Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:

а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов.
 

В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются: 
а) птицы;         б) грызуны;                 в) копытные;                г) человек.

Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых;                б) кистеперых;         в) цельноголовых;        г) двоякодышащих.

Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием: 
а) дивергенции;        б) конвергенции;         в) параллелизма;        г) случайного совпадения.

Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза;                б) мейоза;                 в) оплодотворения;                г) опыления.

При партеногенезе организм развивается  из:

а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки

Матрицей для трансляции служит молекула:
а) тРНК;                б) ДНК;        в) рРНК;        г) иРНК.

Кольцевая ДНК характерна для:

а) ядер грибов;
б) клеток бактерий;
в) ядер животных;
г) ядер растений.

Ионы магния входят в состав:
а) вакуоли;                б) аминокислот;                в) хлорофилла;                 г) цитоплазмы.

В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
а) АТФ                б) глюкоза;                в) вода;                 г) углекислый газ.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Бактерии вызывают заболевания:

I. возвратный тиф.
II. сыпной тиф.
III. малярия.
IV. туляремия.
V. гепатит.
а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV;
 
г) II, III, IV, V.

Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:

I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
 
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.

Хорда сохраняется в течение всей жизни у:

I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V.

В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:

I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин.
V. альбумин плазмы.
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V.
 

Каждая популяция характеризуется:

I. плотностью.
II. численностью.
III. степенью изоляции.
IV. независимой эволюционной судьбой.
V. характером пространственного распределения.
а) I, II, V;
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV.

 

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».  Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

Печеночные мхи – низшие растения. 

Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.

После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.

С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

  Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.

Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.  Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 2,5 балла за каждое тестовое задание).

 [2,5 балла] Установите, в какой последовательности  (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.

А)

раскручивание спирали молекулы

Б)

воздействие ферментов на молекулу

В)

отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

Г)

присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Д)

образование двух молекул ДНК из одной

Последовательность

1

2

3

4

5

Процессы


2.      [2,5 балла] Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).
1. Компонент клеточной стенки грибов

2. Компонент клеточной стенки растений

3. Компонент клеточной стенки бактерий

4. Запасной полисахарид растений

5. Запасной полисахарид грибов




А. Крахмал

Б. Гликоген

В. Целлюлоза

Г. Муреин

Д. Хитин

Функции

1

2

3

4

5

Соединение

3. Установите соответствие между классами брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Классы

Признаки



1. Брюхоногие моллюски

2. Двустворчатые моллюски

А. Тело расчленено на голову, туловище и ногу

Б. Органы дыхания - жабры

В. Органы дыхания - легкие

Г. Наличие в глотке особого образования - терки

Д. Имеется два сифона

1

2


4. Установите соответствие между семействами розоцветные и мотыльковые.

Семейства

Признаки



1. Розоцветные

2. Мотыльковые

А. В цветке много тычинок и пестиков

Б. В цветке десять тычинок и один пестик

В. Плод - боб

Г. Плоды – костянка, яблоко, ложная ягода

Д. Тычинки сросшиеся в трубку (9) и одна свободная

ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2010-2011у.г.

11 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

В благоприятных условиях спора бактерии:

а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
б) сливается с другой спорой с последующим делением;
в) погибает;
г) прорастает в новую бактериальную клетку.

Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
а) зеленых;        б) красных;        в) бурых;        г) сине-зеленых.

Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:

а) гаплоидный набор хромосом;
б) диплоидный набор хромосом;
в) триплоидный набор хромосом;
г) тетраплоидный набор хромосом.

Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:

а) видоизмененную верхушечную почку;
б) утолщенный реповидный стебель;
в) видоизмененное соцветие
;
г) боковые видоизмененные почки.

Корневые шишки – это сильно утолщенные:

а) придаточные корни; 
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни.

Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:

а) корненожки;        б) жгутиконосцы;        в) солнечники;                г) споровики. 

Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:

а) сонную болезнь;         б) восточную язву;        в) малярию;        г) кокцидиоз.

Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
а) при температуре 37оС,  высокой концентрации  СО2,  в  течение двух недель;
б) при температуре 20-30
оС,  высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
в) при температуре 37
оС,  высокой концентрации О2, в течение недели;
г) при температуре 20-30
оС,  высокой концентрации О2,  в течение двух недель. 

В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:

а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
 
г) нервная система.

Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых не развиты половые железы;
 
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.

Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:

а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.

Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:
а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;
б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике
;
в) расщепляется б-амилазой слюны;
г) расщепляется панкреатической б-амилазой.

Какова реакция среды в двенадцатиперстной  кишке:
а) слабокислая;                б) нейтральная;        в) слабощелочная;         г) щелочная.

К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь;                б) клещевой энцефалит;        в) краснуха;                г) дифтерия. 

Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего;  
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.

Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:

а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов.
 

В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются: 
а) птицы;         б) грызуны;                 в) копытные;                г) человек.

В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
а) к смене лесных экосистем болотными; 
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.

Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
а) одного вида, но с разными внешними признаками;
б) двух видов, одного рода и одного семейства;
в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.

Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых;                б) кистеперых;         в) цельноголовых;        г) двоякодышащих.

Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием: 
а) дивергенции;                б) конвергенции;         в) параллелизма;        г) случайного совпадения.

Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза;                б) мейоза;                 в) оплодотворения;                г) опыления.

При партеногенезе организм развивается  из:

а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки

Матрицей для трансляции служит молекула:
а) тРНК;                б) ДНК;        в) рРНК;        г) иРНК.

Кольцевая ДНК характерна для:

а) ядер грибов;
б) клеток бактерий;
в) ядер животных;
г) ядер растений.

Ионы магния входят в состав:
а) вакуоли;                б) аминокислот;                в) хлорофилла;                 г) цитоплазмы.

В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
а) АТФ                б) глюкоза;                в) вода;                 г) углекислый газ.

Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:
а) митохондрии;                б) хлоропласты;                   в) ядро;        г) вакуоли.

В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены

а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов;
г) в строме.

При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с:
а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
б) полимерностью генов пигментации кожи;
в) эпигеномной наследственностью;
г) нехромосомной наследственностью.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Бактерии вызывают заболевания:

I. возвратный тиф.
II. сыпной тиф.
III. малярия.
IV. туляремия.
V. гепатит.
а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV;
 
г) II, III, IV, V.

Корни могут выполнять функции:

I. образования почек.
II. образования листьев.
III. вегетативного размножения.
IV. поглощения воды и минеральных веществ.
V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.
а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III, IV, V;
 
г) I, II, III, IV.

Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:

I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
 
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.

Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:

I. пауков.
II. клещей.
III. сольпуг.
IV. сенокосцев.
V. скорпионов.
а) II;
б) II, III;
в) I, IV;
г) I, II, III, V.

Хорда сохраняется в течение всей жизни у:

I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V.

Нерестится только один раз в жизни:

I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша.
IV. красноперка.
V. речной угорь.
а) II, III, V;
б) III, V;
 
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.

В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:

I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин.
V. альбумин плазмы.
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V.
 

Каждая популяция характеризуется:

I. плотностью.
II. численностью.
III. степенью изоляции.
IV. независимой эволюционной судьбой.
V. характером пространственного распределения.
а) I, II, V;
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV.

К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся:

I. волк.
II. рысь.
III. ягуар.
IV. гепард.
V. медведь.
а) II, III, IV, V;
б) I, IV;
в) I, II, III, V;
г) II, III, V.

Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:

I. белка.
II. хорек.
III. песец.
IV. лемминг.
V. зеленая жаба.
а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV;
 
г) III, IV, V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».  Максимальное количество баллов, которое можно набрать 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

Печеночные мхи – низшие растения. 

Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.

Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.

После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.

Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.

Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.

Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.

При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.

С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.

Суккуленты легко переносят обезвоживание.

Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.

Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях.

Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК. 

Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.

Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.  

Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.  Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 2,5 балла за каждое тестовое задание).

 [2,5 балла] Установите, в какой последовательности  (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.

А)

раскручивание спирали молекулы

Б)

воздействие ферментов на молекулу

В)

отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

Г)

присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Д)

образование двух молекул ДНК из одной

Последовательность

1

2

3

4

5

Процессы


[2,5 балла] Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).
1. Компонент клеточной стенки грибов

2. Компонент клеточной стенки растений

3. Компонент клеточной стенки бактерий

4. Запасной полисахарид растений

5. Запасной полисахарид грибов




А. Крахмал

Б. Гликоген

В. Целлюлоза

Г. Муреин

Д. Хитин

Функции

1

2

3

4

5

Соединение

3. Установите соответствие между классами брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Классы

Признаки



1. Брюхоногие моллюски

2. Двустворчатые моллюски

А. Тело расчленено на голову, туловище и ногу

Б. Органы дыхания - жабры

В. Органы дыхания - легкие

Г. Наличие в глотке особого образования - терки

Д. Имеется два сифона

1

2


4. Установите соответствие между семействами розоцветные и мотыльковые.

Семейства

Признаки



1. Розоцветные

2. Мотыльковые

А. В цветке много тычинок и пестиков

Б. В цветке десять тычинок и один пестик

В. Плод - боб

Г. Плоды – костянка, яблоко, ложная ягода

Д. Тычинки сросшиеся в трубку (9) и одна свободная

Задания  школьного этапа

 олимпиады школьников по биологии 2012-2013г.г. 9 класс

Задания части I. Часть I включает 25 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

Основную часть семени ржи занимает:

А) семядоля;         Б) зародыш;                 В) эндосперм;                 Г) оболочки.

Организмы, для жизнедеятельности которых необходим кислород:

А) автотрофы;                 Б) анаэробы;                 В) гетеротрофы;         Г) аэробы.

Почечные чешуи являются:

А) зачатком побега;

Б) видоизменениями семядолей;

В) видоизменениями пробки побега;

Г) видоизменениями листа.

Розетка характерна для:

А) земляники;                 Б) одуванчика;         В) подорожника;                 Г) всех этих растений.

К мохообразным растениям относятся:

А) ламинария;                 Б) олений мох;         В) сфагнум;                 Г) все эти растения.

У проса плод представляет собой:

А) костянку;                 Б) зерновку;                 В) стручок;                 Г) семянку.

Споры у бактерий служат для:

А) активного передвижения;

Б) размножения;

В) переживания неблагоприятных условий;

Г) выполняют все эти функции.

Вегетативное размножение у грибов осуществляется с помощью:

А) спор;                         Б) гамет;                 В) грибницы;          Г) плодовых тел.

У амебы вредные продукты обмена выделяются:

А) через всю поверхность тела;

Б) через сократительную вакуоль;

В) через пищеварительную вакуоль;

Г) через поверхность тела и сократительную вакуоль.

При неблагоприятных условиях большинство простейших:

А) погибает;

Б) погибает, но перед этим размножается;

В) переходит в состояние цисты;

Г) образует споры.

Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

А) голову, туловище и мускулистую ногу;

Б) голову, щупальца и туловище;

В) туловище и мускулистую ногу;

Г) голову и туловище.

Почкование как способ бесполого размножения, характерно для:

А) круглых червей;

Б) кишечнополостных;

В) плоских червей;

Г) головоногих моллюсков.

Без смены хозяев развивается:

А) острица;         Б) бычий цепень;         В) эхинококк;         Г) печеночный сосальщик.

В глазу человека не участвует в преломлении света:

А) роговица;                 Б) хрусталик;                 В) зрачок;         Г) стекловидное тело.

У человека евстахиева труба связывает полость среднего уха с:

А) носовой полостью;         Б) носоглоткой;         В) глоткой;                 Г) гортанью.

углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:

А) молекулы глюкозы;        Б) углекислый газ и воду;    В) воду, аммиак углекислый газ;     Г) аминокислоты.

Из споры папоротника развивается:

А) заросток;          Б) корневище;                 В) стебель;                 Г) первый лист.

К многощетинковым червям относится:

А) дождевой червь;         Б) пескожил;                 В) трубочник;                 Г) ни один из перечисленных.

Клетки, обеспечивающие рост трубчатой кости человека в толщину, находятся в:

А) надкостнице;

Б) трубчатом веществе кости;

В) губчатом веществе кости;

Г) полости кости с желтым костным мозгом.

В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвуют:

А) кислород;         Б) живые организмы;                 В) климат;         Г) тепло земных недр.

У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела:

А) дрожжи;         Б) трутовик;                 В) сыроежка;                 Г) пеницилл.

Инстинкт- это совокупность:

А) навыков;         Б) запечатлений;         В) безусловных рефлексов;         Г) условных рефлексов.

К железам внутренней секреции относят:

А) поджелудочную железу;         Б) надпочечники;         В) печень;         Г) сальные железы.

К организмам – прокариотам относятся:

А) только бактерии;

Б) бактерии и цианобактерии;

В) бактерии и вирусы;

Г) бактерии, цианобактерии и простейшие.

Цевка – часть скелета задних конечностей:

А) лягушки;         Б) ящерицы;                 В) синицы;                 Г) мыши.

Задания части II. Часть II включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Выберите лишь те ответы, которые вы считаете правильными. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.

В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

А) нуклеиновые кислоты;

Б) крахмал;

В) жиры;

Г) углеводы;

Д) углекислый газ и воду.

В чем проявляется сходство голосеменных и покрытосеменных:

А) имеют хорошо развитые вегетативные органы;

Б) способны образовывать обширные леса;

В) опыляются насекомыми и птицами;

Г) размножаются семенами;

Д) образуют сухие и сочные плоды.

К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка:

А) искривлению позвоночника;

Б) нарушению строения суставов верхних конечностей;

В) смещению внутренних органов;

Г) нарушению функций костного мозга;

Д) изменению химического состава костей.

У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся:

А) внутреннее оплодотворение;

Б) температура тела постоянная;

В) развитие зародыша происходит в яйце;

Г) кожа сухая;

Д) прямое постэмбриональное развитие.

Видоизмененные листья кактуса могут выполнять следующие функции:

А) помогают в распространении семян;

Б) осуществлять фотосинтез;

В) защищать от поедания животными;

Г) запасать воду;

Д) защищать от палящих лучей солнца.

В чем проявляется сходство растений и грибов:

А) растут в течении всей жизни;

Б) всасывают воду и минеральные соли поверхностью тела;

В) питаются готовыми органическими веществами;

Г) являются производителями в экосистемах;

Д) имеют клеточное строение.

Инсулин в организме человека:

А) влияет на использование углеводов клетками;

Б) регулирует обмен жиров;

В) способствует превращению избытка глюкозы в гликоген;

Г) повышает содержание сахара в крови;

Д) обеспечивает необходимый уровень обмена белков.

Какие признаки характерны для растений отдела Папоротниковидные:

А) в цикле развития формируется заросток;

Б) органом размножения является цветок;

В) оплодотворение связано с водой;

Г) размножаются с помощью спор;

Д) наблюдается чередование бесполого и полового поколения.

К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:

А) перловицы;

Б) беззубки;

В) шаровки;

Г) гребешки;

Д) мидии.

Эпителиальные ткани образуют:

А) покровы тела;

Б) слизистые оболочки пищеварительных органов;

В) железы внутренней секреции;

Г) внутренний слой сердца;

Д) железы внешней секреции.

Задания части III. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (15 суждений).

Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.

Шишка голосеменных растений – видоизмененный плод.

Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.

В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.

Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.

Все растения содержат хлоропласты.

Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% - ой концентрации.

Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.

Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.

У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.

Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.

Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.

Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.

Эритроциты образуются в красном костном мозге.

Задания части IV. Установите соответствие между содержанием 1 и 2 столбцов, результаты внесите в таблицу.

Установите соответствие между семействами покрытосеменных растений и их признаками.

Семейства

Признаки семейств



1. Крестоцветные

2. Пасленовые

А. Лепестков 4

Б. Лепестков 5

В. Лепестки свободные

Г. Лепестки сросшиеся

Д. Тычинок 5

Установите соответствие между форменными элементами крови и их признаками.

Клетки

Признаки форменных элементов



1. Эритроциты

2. Лейкоциты

А. Двояковогнутые диски

Б. Амебоидная форма

В. Ядра нет

Г. Ядро есть

Д. Обладают фагоцитозом

Задания  школьного этапа

олимпиады школьников по биологии 2012-2013г.г. 9 класс                                                                                                          

34-43б.-1 место     24-33б.-2 место     14-23б.-3место

Задания части I. Часть I включает 15 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов. (1балл)

Основную часть семени ржи занимает:

А) семядоля;         Б) зародыш;                 В) эндосперм;                 Г) оболочки.

Организмы, для жизнедеятельности которых необходим кислород:

А) автотрофы;                 Б) анаэробы;                 В) гетеротрофы;         Г) аэробы.

К мохообразным растениям относятся:

А) ламинария;                 Б) олений мох;         В) сфагнум;                 Г) все эти растения.

У проса плод представляет собой:

А) костянку;                 Б) зерновку;                 В) стручок;                 Г) семянку.

Споры у бактерий служат для:

А) активного передвижения;

Б) размножения;

В) переживания неблагоприятных условий;

Г) выполняют все эти функции.

Вегетативное размножение у грибов осуществляется с помощью:

А) спор;                         Б) гамет;                 В) грибницы;          Г) плодовых тел.

При неблагоприятных условиях большинство простейших:

А) погибает;

Б) погибает, но перед этим размножается;

В) переходит в состояние цисты;

Г) образует споры.

Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

А) голову, туловище и мускулистую ногу;

Б) голову, щупальца и туловище;

В) туловище и мускулистую ногу;

Г) голову и туловище.

Почкование как способ бесполого размножения, характерно для:

А) круглых червей;

Б) кишечнополостных;

В) плоских червей;

Г) головоногих моллюсков.

В глазу человека не участвует в преломлении света:

А) роговица;            Б)хрусталик;                                    В) зрачок;          Г) стекловидное тело.

                                                                                                                             

                                                                                         

                                                                                                                                   

                                                                                     

углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:                         А) молекулы глюкозы;                   Б) углекислый газ и воду;                                                                                                         В) воду, аммиак углекислый газ;       Г) аминокислоты.

Инстинкт- это совокупность:

А) навыков;         Б) запечатлений;         В) безусловных рефлексов;         Г) условных рефлексов.

К железам внутренней секреции относят:

А) поджелудочную железу;         Б) надпочечники;         В) печень;         Г) сальные железы.

К организмам – прокариотам относятся:

А) только бактерии;

Б) бактерии и цианобактерии;

В) бактерии и вирусы;

Г) бактерии, цианобактерии и простейшие.

Цевка – часть скелета задних конечностей:

А) лягушки;         Б) ящерицы;                 В) синицы;                 Г) мыши.

Задания части II. Часть II включает 7 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Выберите лишь те ответы, которые вы считаете правильными. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.(2балла)

В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

А) нуклеиновые кислоты;

Б) крахмал;

В) жиры;

Г) углеводы;

Д) углекислый газ и воду.

В чем проявляется сходство голосеменных и покрытосеменных:

А) имеют хорошо развитые вегетативные органы;

Б) способны образовывать обширные леса;

В) опыляются насекомыми и птицами;

Г) размножаются семенами;

Д) образуют сухие и сочные плоды.

К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка:

А) искривлению позвоночника;

Б) нарушению строения суставов верхних конечностей;

В) смещению внутренних органов;

Г) нарушению функций костного мозга;

Д) изменению химического состава костей.

В чем проявляется сходство растений и грибов:

А) растут в течении всей жизни;

Б) всасывают воду и минеральные соли поверхностью тела;

В) питаются готовыми органическими веществами;

Г) являются производителями в экосистемах;

Д) имеют клеточное строение.

Инсулин в организме человека:

А) влияет на использование углеводов клетками;

Б) регулирует обмен жиров;

В) способствует превращению избытка глюкозы в гликоген;

Г) повышает содержание сахара в крови;

Д) обеспечивает необходимый уровень обмена белков.

Какие признаки характерны для растений отдела Папоротниковидные:

А) в цикле развития формируется заросток;

Б) органом размножения является цветок;

В) оплодотворение связано с водой;

Г) размножаются с помощью спор;

Д) наблюдается чередование бесполого и полового поколения.

К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:

А) перловицы;

Б)беззубки;                                                                               В) шаровки;

Г) гребешки;

Д) мидии.

.

Задания части III. Задание на определение  правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (10 суждений). (1 балл)

Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.

В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.

Все растения содержат хлоропласты.

Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.

Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.

У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.

Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.

Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.

Зубы у всех млекопитающих дифференцированы

Задания части IV. Установите соответствие между содержанием 1 и 2 столбцов, результаты внесите в таблицу. (2 балла)

Установите соответствие между семействами покрытосеменных растений и их признаками.

Семейства

Признаки семейств



1. Крестоцветные

2. Пасленовые

А. Лепестков 4

Б. Лепестков 5

В. Лепестки свободные

Г. Лепестки сросшиеся

Д. Тычинок 5

Установите соответствие между форменными элементами крови и их признаками.

Клетки

Признаки форменных элементов



1. Эритроциты

2. Лейкоциты

А. Двояковогнутые диски

Б. Амебоидная форма

В. Ядра нет

Г. Ядро есть

Д. Обладают фагоцитозом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиада 9-11кл

по химии...

Материалы для школьной олимпиады(5-11кл)

олимпиадные задания по английскому языку для обучающихся 5 - 11 классов. разделы : Listening, Reading, Use of English, Writing...

Задания Школьного тура олимпиады по праву в 8-11кл.

Данные материалы содержат пояснительную записку, тестовые материалы и ключи к школьному туру олимпиады по праву для 8-11 классов....

Олимпиада по физической культуре 9-11кл

Отличительным признаком физической культуры является…а) воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям;б) использование гигиенических факторов и оздоровительных сил природы;в) высокие...

задания олимпиады по праву 11кл

задания школьного этапа олимпиады по праву...

Задания олимпиады(9-11кл.)

Представленный материал можно использовать для подготовки, а также проведения олимпиады по английскому языку....