олимпиада 9-11кл
олимпиадные задания по биологии по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Каштановская СОШ» ЗАДАНИЯ школьного этапа олимпиады по биологии 2012-2013 уч.г.
11 класс 41-50б.-1 место 31-40б.- 2 место 21-30 б. – 3 место
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
В благоприятных условиях спора бактерии:
а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
б) сливается с другой спорой с последующим делением;
в) погибает;
г) прорастает в новую бактериальную клетку.
Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
а) зеленых; б) красных; в) бурых; г) сине-зеленых.
Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
а) корненожки; б) жгутиконосцы; в) солнечники; г) споровики.
Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:
а) сонную болезнь; б) восточную язву; в) малярию; г) кокцидиоз.
В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
г) нервная система.
Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых не развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.
Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.
Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:
а) слабокислая; б) нейтральная; в) слабощелочная; г) щелочная.
К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь; б) клещевой энцефалит; в) краснуха; г) дифтерия.
Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего;
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.
Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов.
В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
а) птицы; б) грызуны; в) копытные; г) человек.
Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых; б) кистеперых; в) цельноголовых; г) двоякодышащих.
Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
а) дивергенции; б) конвергенции; в) параллелизма; г) случайного совпадения.
Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза; б) мейоза; в) оплодотворения; г) опыления.
При партеногенезе организм развивается из:
а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки
Матрицей для трансляции служит молекула:
а) тРНК; б) ДНК; в) рРНК; г) иРНК.
Кольцевая ДНК характерна для:
а) ядер грибов;
б) клеток бактерий;
в) ядер животных;
г) ядер растений.
Ионы магния входят в состав:
а) вакуоли; б) аминокислот; в) хлорофилла; г) цитоплазмы.
В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
а) АТФ б) глюкоза; в) вода; г) углекислый газ.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
Бактерии вызывают заболевания:
I. возвратный тиф.
II. сыпной тиф.
III. малярия.
IV. туляремия.
V. гепатит.
а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV;
г) II, III, IV, V.
Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.
Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V.
В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин.
V. альбумин плазмы.
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V.
Каждая популяция характеризуется:
I. плотностью.
II. численностью.
III. степенью изоляции.
IV. независимой эволюционной судьбой.
V. характером пространственного распределения.
а) I, II, V;
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
Печеночные мхи – низшие растения.
Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.
Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.
Каждой аминокислоте соответствует один кодон.
.
Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 2,5 балла за каждое тестовое задание).
[2,5 балла] Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.
А) | раскручивание спирали молекулы |
Б) | воздействие ферментов на молекулу |
В) | отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК |
Г) | присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов |
Д) | образование двух молекул ДНК из одной |
Последовательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Процессы |
2. [2,5 балла] Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5). 2. Компонент клеточной стенки растений 3. Компонент клеточной стенки бактерий 4. Запасной полисахарид растений 5. Запасной полисахарид грибов | А. Крахмал Б. Гликоген В. Целлюлоза Г. Муреин Д. Хитин |
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединение |
3. Установите соответствие между классами брюхоногих и двустворчатых моллюсков.
Классы | Признаки |
1. Брюхоногие моллюски 2. Двустворчатые моллюски | А. Тело расчленено на голову, туловище и ногу Б. Органы дыхания - жабры В. Органы дыхания - легкие Г. Наличие в глотке особого образования - терки Д. Имеется два сифона |
1 | 2 |
4. Установите соответствие между семействами розоцветные и мотыльковые.
Семейства | Признаки |
1. Розоцветные 2. Мотыльковые | А. В цветке много тычинок и пестиков Б. В цветке десять тычинок и один пестик В. Плод - боб Г. Плоды – костянка, яблоко, ложная ягода Д. Тычинки сросшиеся в трубку (9) и одна свободная |
ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2010-2011у.г.
11 класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
В благоприятных условиях спора бактерии:
а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
б) сливается с другой спорой с последующим делением;
в) погибает;
г) прорастает в новую бактериальную клетку.
Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
а) зеленых; б) красных; в) бурых; г) сине-зеленых.
Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:
а) гаплоидный набор хромосом;
б) диплоидный набор хромосом;
в) триплоидный набор хромосом;
г) тетраплоидный набор хромосом.
Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:
а) видоизмененную верхушечную почку;
б) утолщенный реповидный стебель;
в) видоизмененное соцветие;
г) боковые видоизмененные почки.
Корневые шишки – это сильно утолщенные:
а) придаточные корни;
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни.
Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
а) корненожки; б) жгутиконосцы; в) солнечники; г) споровики.
Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:
а) сонную болезнь; б) восточную язву; в) малярию; г) кокцидиоз.
Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
а) при температуре 37оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
б) при температуре 20-30оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
в) при температуре 37оС, высокой концентрации О2, в течение недели;
г) при температуре 20-30оС, высокой концентрации О2, в течение двух недель.
В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
г) нервная система.
Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых не развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.
Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.
Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:
а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;
б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике;
в) расщепляется б-амилазой слюны;
г) расщепляется панкреатической б-амилазой.
Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:
а) слабокислая; б) нейтральная; в) слабощелочная; г) щелочная.
К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь; б) клещевой энцефалит; в) краснуха; г) дифтерия.
Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего;
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.
Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов.
В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
а) птицы; б) грызуны; в) копытные; г) человек.
В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
а) к смене лесных экосистем болотными;
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.
Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
а) одного вида, но с разными внешними признаками;
б) двух видов, одного рода и одного семейства;
в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.
Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых; б) кистеперых; в) цельноголовых; г) двоякодышащих.
Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
а) дивергенции; б) конвергенции; в) параллелизма; г) случайного совпадения.
Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза; б) мейоза; в) оплодотворения; г) опыления.
При партеногенезе организм развивается из:
а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки
Матрицей для трансляции служит молекула:
а) тРНК; б) ДНК; в) рРНК; г) иРНК.
Кольцевая ДНК характерна для:
а) ядер грибов;
б) клеток бактерий;
в) ядер животных;
г) ядер растений.
Ионы магния входят в состав:
а) вакуоли; б) аминокислот; в) хлорофилла; г) цитоплазмы.
В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
а) АТФ б) глюкоза; в) вода; г) углекислый газ.
Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:
а) митохондрии; б) хлоропласты; в) ядро; г) вакуоли.
В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены
а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов;
г) в строме.
При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с:
а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
б) полимерностью генов пигментации кожи;
в) эпигеномной наследственностью;
г) нехромосомной наследственностью.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
Бактерии вызывают заболевания:
I. возвратный тиф.
II. сыпной тиф.
III. малярия.
IV. туляремия.
V. гепатит.
а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV;
г) II, III, IV, V.
Корни могут выполнять функции:
I. образования почек.
II. образования листьев.
III. вегетативного размножения.
IV. поглощения воды и минеральных веществ.
V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.
а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III, IV, V;
г) I, II, III, IV.
Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.
Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:
I. пауков.
II. клещей.
III. сольпуг.
IV. сенокосцев.
V. скорпионов.
а) II;
б) II, III;
в) I, IV;
г) I, II, III, V.
Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V.
Нерестится только один раз в жизни:
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша.
IV. красноперка.
V. речной угорь.
а) II, III, V;
б) III, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.
В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин.
V. альбумин плазмы.
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V.
Каждая популяция характеризуется:
I. плотностью.
II. численностью.
III. степенью изоляции.
IV. независимой эволюционной судьбой.
V. характером пространственного распределения.
а) I, II, V;
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV.
К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся:
I. волк.
II. рысь.
III. ягуар.
IV. гепард.
V. медведь.
а) II, III, IV, V;
б) I, IV;
в) I, II, III, V;
г) II, III, V.
Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:
I. белка.
II. хорек.
III. песец.
IV. лемминг.
V. зеленая жаба.
а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV;
г) III, IV, V.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
Печеночные мхи – низшие растения.
Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.
При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.
Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.
Суккуленты легко переносят обезвоживание.
Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.
Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях.
Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.
Каждой аминокислоте соответствует один кодон.
У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.
Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.
Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.
Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 2,5 балла за каждое тестовое задание).
[2,5 балла] Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.
А) | раскручивание спирали молекулы |
Б) | воздействие ферментов на молекулу |
В) | отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК |
Г) | присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов |
Д) | образование двух молекул ДНК из одной |
Последовательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Процессы |
[2,5 балла] Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5). 2. Компонент клеточной стенки растений 3. Компонент клеточной стенки бактерий 4. Запасной полисахарид растений 5. Запасной полисахарид грибов | А. Крахмал Б. Гликоген В. Целлюлоза Г. Муреин Д. Хитин |
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединение |
3. Установите соответствие между классами брюхоногих и двустворчатых моллюсков.
Классы | Признаки |
1. Брюхоногие моллюски 2. Двустворчатые моллюски | А. Тело расчленено на голову, туловище и ногу Б. Органы дыхания - жабры В. Органы дыхания - легкие Г. Наличие в глотке особого образования - терки Д. Имеется два сифона |
1 | 2 |
4. Установите соответствие между семействами розоцветные и мотыльковые.
Семейства | Признаки |
1. Розоцветные 2. Мотыльковые | А. В цветке много тычинок и пестиков Б. В цветке десять тычинок и один пестик В. Плод - боб Г. Плоды – костянка, яблоко, ложная ягода Д. Тычинки сросшиеся в трубку (9) и одна свободная |
Задания школьного этапа
олимпиады школьников по биологии 2012-2013г.г. 9 класс
Задания части I. Часть I включает 25 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.
Основную часть семени ржи занимает:
А) семядоля; Б) зародыш; В) эндосперм; Г) оболочки.
Организмы, для жизнедеятельности которых необходим кислород:
А) автотрофы; Б) анаэробы; В) гетеротрофы; Г) аэробы.
Почечные чешуи являются:
А) зачатком побега;
Б) видоизменениями семядолей;
В) видоизменениями пробки побега;
Г) видоизменениями листа.
Розетка характерна для:
А) земляники; Б) одуванчика; В) подорожника; Г) всех этих растений.
К мохообразным растениям относятся:
А) ламинария; Б) олений мох; В) сфагнум; Г) все эти растения.
У проса плод представляет собой:
А) костянку; Б) зерновку; В) стручок; Г) семянку.
Споры у бактерий служат для:
А) активного передвижения;
Б) размножения;
В) переживания неблагоприятных условий;
Г) выполняют все эти функции.
Вегетативное размножение у грибов осуществляется с помощью:
А) спор; Б) гамет; В) грибницы; Г) плодовых тел.
У амебы вредные продукты обмена выделяются:
А) через всю поверхность тела;
Б) через сократительную вакуоль;
В) через пищеварительную вакуоль;
Г) через поверхность тела и сократительную вакуоль.
При неблагоприятных условиях большинство простейших:
А) погибает;
Б) погибает, но перед этим размножается;
В) переходит в состояние цисты;
Г) образует споры.
Тело двустворчатых моллюсков разделено на:
А) голову, туловище и мускулистую ногу;
Б) голову, щупальца и туловище;
В) туловище и мускулистую ногу;
Г) голову и туловище.
Почкование как способ бесполого размножения, характерно для:
А) круглых червей;
Б) кишечнополостных;
В) плоских червей;
Г) головоногих моллюсков.
Без смены хозяев развивается:
А) острица; Б) бычий цепень; В) эхинококк; Г) печеночный сосальщик.
В глазу человека не участвует в преломлении света:
А) роговица; Б) хрусталик; В) зрачок; Г) стекловидное тело.
У человека евстахиева труба связывает полость среднего уха с:
А) носовой полостью; Б) носоглоткой; В) глоткой; Г) гортанью.
углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:
А) молекулы глюкозы; Б) углекислый газ и воду; В) воду, аммиак углекислый газ; Г) аминокислоты.
Из споры папоротника развивается:
А) заросток; Б) корневище; В) стебель; Г) первый лист.
К многощетинковым червям относится:
А) дождевой червь; Б) пескожил; В) трубочник; Г) ни один из перечисленных.
Клетки, обеспечивающие рост трубчатой кости человека в толщину, находятся в:
А) надкостнице;
Б) трубчатом веществе кости;
В) губчатом веществе кости;
Г) полости кости с желтым костным мозгом.
В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвуют:
А) кислород; Б) живые организмы; В) климат; Г) тепло земных недр.
У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела:
А) дрожжи; Б) трутовик; В) сыроежка; Г) пеницилл.
Инстинкт- это совокупность:
А) навыков; Б) запечатлений; В) безусловных рефлексов; Г) условных рефлексов.
К железам внутренней секреции относят:
А) поджелудочную железу; Б) надпочечники; В) печень; Г) сальные железы.
К организмам – прокариотам относятся:
А) только бактерии;
Б) бактерии и цианобактерии;
В) бактерии и вирусы;
Г) бактерии, цианобактерии и простейшие.
Цевка – часть скелета задних конечностей:
А) лягушки; Б) ящерицы; В) синицы; Г) мыши.
Задания части II. Часть II включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Выберите лишь те ответы, которые вы считаете правильными. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.
В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:
А) нуклеиновые кислоты;
Б) крахмал;
В) жиры;
Г) углеводы;
Д) углекислый газ и воду.
В чем проявляется сходство голосеменных и покрытосеменных:
А) имеют хорошо развитые вегетативные органы;
Б) способны образовывать обширные леса;
В) опыляются насекомыми и птицами;
Г) размножаются семенами;
Д) образуют сухие и сочные плоды.
К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка:
А) искривлению позвоночника;
Б) нарушению строения суставов верхних конечностей;
В) смещению внутренних органов;
Г) нарушению функций костного мозга;
Д) изменению химического состава костей.
У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся:
А) внутреннее оплодотворение;
Б) температура тела постоянная;
В) развитие зародыша происходит в яйце;
Г) кожа сухая;
Д) прямое постэмбриональное развитие.
Видоизмененные листья кактуса могут выполнять следующие функции:
А) помогают в распространении семян;
Б) осуществлять фотосинтез;
В) защищать от поедания животными;
Г) запасать воду;
Д) защищать от палящих лучей солнца.
В чем проявляется сходство растений и грибов:
А) растут в течении всей жизни;
Б) всасывают воду и минеральные соли поверхностью тела;
В) питаются готовыми органическими веществами;
Г) являются производителями в экосистемах;
Д) имеют клеточное строение.
Инсулин в организме человека:
А) влияет на использование углеводов клетками;
Б) регулирует обмен жиров;
В) способствует превращению избытка глюкозы в гликоген;
Г) повышает содержание сахара в крови;
Д) обеспечивает необходимый уровень обмена белков.
Какие признаки характерны для растений отдела Папоротниковидные:
А) в цикле развития формируется заросток;
Б) органом размножения является цветок;
В) оплодотворение связано с водой;
Г) размножаются с помощью спор;
Д) наблюдается чередование бесполого и полового поколения.
К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:
А) перловицы;
Б) беззубки;
В) шаровки;
Г) гребешки;
Д) мидии.
Эпителиальные ткани образуют:
А) покровы тела;
Б) слизистые оболочки пищеварительных органов;
В) железы внутренней секреции;
Г) внутренний слой сердца;
Д) железы внешней секреции.
Задания части III. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (15 суждений).
Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.
Шишка голосеменных растений – видоизмененный плод.
Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.
В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.
Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.
Все растения содержат хлоропласты.
Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% - ой концентрации.
Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.
Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.
Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.
У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.
Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.
Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.
Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.
Эритроциты образуются в красном костном мозге.
Задания части IV. Установите соответствие между содержанием 1 и 2 столбцов, результаты внесите в таблицу.
Установите соответствие между семействами покрытосеменных растений и их признаками.
Семейства | Признаки семейств |
1. Крестоцветные 2. Пасленовые | А. Лепестков 4 Б. Лепестков 5 В. Лепестки свободные Г. Лепестки сросшиеся Д. Тычинок 5 |
Установите соответствие между форменными элементами крови и их признаками.
Клетки | Признаки форменных элементов |
1. Эритроциты 2. Лейкоциты | А. Двояковогнутые диски Б. Амебоидная форма В. Ядра нет Г. Ядро есть Д. Обладают фагоцитозом |
Задания школьного этапа
олимпиады школьников по биологии 2012-2013г.г. 9 класс
34-43б.-1 место 24-33б.-2 место 14-23б.-3место
Задания части I. Часть I включает 15 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов. (1балл)
Основную часть семени ржи занимает:
А) семядоля; Б) зародыш; В) эндосперм; Г) оболочки.
Организмы, для жизнедеятельности которых необходим кислород:
А) автотрофы; Б) анаэробы; В) гетеротрофы; Г) аэробы.
К мохообразным растениям относятся:
А) ламинария; Б) олений мох; В) сфагнум; Г) все эти растения.
У проса плод представляет собой:
А) костянку; Б) зерновку; В) стручок; Г) семянку.
Споры у бактерий служат для:
А) активного передвижения;
Б) размножения;
В) переживания неблагоприятных условий;
Г) выполняют все эти функции.
Вегетативное размножение у грибов осуществляется с помощью:
А) спор; Б) гамет; В) грибницы; Г) плодовых тел.
При неблагоприятных условиях большинство простейших:
А) погибает;
Б) погибает, но перед этим размножается;
В) переходит в состояние цисты;
Г) образует споры.
Тело двустворчатых моллюсков разделено на:
А) голову, туловище и мускулистую ногу;
Б) голову, щупальца и туловище;
В) туловище и мускулистую ногу;
Г) голову и туловище.
Почкование как способ бесполого размножения, характерно для:
А) круглых червей;
Б) кишечнополостных;
В) плоских червей;
Г) головоногих моллюсков.
В глазу человека не участвует в преломлении света:
А) роговица; Б)хрусталик; В) зрачок; Г) стекловидное тело.
углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на: А) молекулы глюкозы; Б) углекислый газ и воду; В) воду, аммиак углекислый газ; Г) аминокислоты.
Инстинкт- это совокупность:
А) навыков; Б) запечатлений; В) безусловных рефлексов; Г) условных рефлексов.
К железам внутренней секреции относят:
А) поджелудочную железу; Б) надпочечники; В) печень; Г) сальные железы.
К организмам – прокариотам относятся:
А) только бактерии;
Б) бактерии и цианобактерии;
В) бактерии и вирусы;
Г) бактерии, цианобактерии и простейшие.
Цевка – часть скелета задних конечностей:
А) лягушки; Б) ящерицы; В) синицы; Г) мыши.
Задания части II. Часть II включает 7 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Выберите лишь те ответы, которые вы считаете правильными. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.(2балла)
В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:
А) нуклеиновые кислоты;
Б) крахмал;
В) жиры;
Г) углеводы;
Д) углекислый газ и воду.
В чем проявляется сходство голосеменных и покрытосеменных:
А) имеют хорошо развитые вегетативные органы;
Б) способны образовывать обширные леса;
В) опыляются насекомыми и птицами;
Г) размножаются семенами;
Д) образуют сухие и сочные плоды.
К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка:
А) искривлению позвоночника;
Б) нарушению строения суставов верхних конечностей;
В) смещению внутренних органов;
Г) нарушению функций костного мозга;
Д) изменению химического состава костей.
В чем проявляется сходство растений и грибов:
А) растут в течении всей жизни;
Б) всасывают воду и минеральные соли поверхностью тела;
В) питаются готовыми органическими веществами;
Г) являются производителями в экосистемах;
Д) имеют клеточное строение.
Инсулин в организме человека:
А) влияет на использование углеводов клетками;
Б) регулирует обмен жиров;
В) способствует превращению избытка глюкозы в гликоген;
Г) повышает содержание сахара в крови;
Д) обеспечивает необходимый уровень обмена белков.
Какие признаки характерны для растений отдела Папоротниковидные:
А) в цикле развития формируется заросток;
Б) органом размножения является цветок;
В) оплодотворение связано с водой;
Г) размножаются с помощью спор;
Д) наблюдается чередование бесполого и полового поколения.
К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:
А) перловицы;
Б)беззубки; В) шаровки;
Г) гребешки;
Д) мидии.
.
Задания части III. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (10 суждений). (1 балл)
Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.
В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.
Все растения содержат хлоропласты.
Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.
Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.
Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.
У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.
Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.
Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.
Зубы у всех млекопитающих дифференцированы
Задания части IV. Установите соответствие между содержанием 1 и 2 столбцов, результаты внесите в таблицу. (2 балла)
Установите соответствие между семействами покрытосеменных растений и их признаками.
Семейства | Признаки семейств |
1. Крестоцветные 2. Пасленовые | А. Лепестков 4 Б. Лепестков 5 В. Лепестки свободные Г. Лепестки сросшиеся Д. Тычинок 5 |
Установите соответствие между форменными элементами крови и их признаками.
Клетки | Признаки форменных элементов |
1. Эритроциты 2. Лейкоциты | А. Двояковогнутые диски Б. Амебоидная форма В. Ядра нет Г. Ядро есть Д. Обладают фагоцитозом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
олимпиада 9-11кл
по химии...
Материалы для школьной олимпиады(5-11кл)
олимпиадные задания по английскому языку для обучающихся 5 - 11 классов. разделы : Listening, Reading, Use of English, Writing...
Задания Школьного тура олимпиады по праву в 8-11кл.
Данные материалы содержат пояснительную записку, тестовые материалы и ключи к школьному туру олимпиады по праву для 8-11 классов....
Олимпиада по физической культуре 9-11кл
Отличительным признаком физической культуры является…а) воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям;б) использование гигиенических факторов и оздоровительных сил природы;в) высокие...
задания олимпиады по праву 11кл
задания школьного этапа олимпиады по праву...
Ключи Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 9-11кл
ключи к олимпеаде по экологии9-11 класс...
Задания олимпиады(9-11кл.)
Представленный материал можно использовать для подготовки, а также проведения олимпиады по английскому языку....