Работа сердца
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
разработка занятия элективного курса "Лечебное дело" для 10 класса с использованием цифровой измерительной лаборатории "Архимед)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_serdca.rar | 844.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия «Работа сердца. Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений».
Цель: показать зависимость частоты сердечных сокращений от физической нагрузки на организм.
Задачи урока:
Образовательные:
повторить круги кровообращения, строение сердца, связь строения сердца с его функцией
закрепить умения делать выводы на основании имеющихся (полученных) данных
повторить понятия автоматизм, регуляция деятельности сердца
Развивающие:
дать возможность детям быть активными участниками целеполагания;
развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;
поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока;
формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы
Воспитательные:
Воспитание у учащихся культуры речи, развитие навыка работы с таблицами, тестами.
Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование урока: оборудованный класс, проектор; цифровая лаборатория «Архимед», датчик ЧСС, презентация,
Ход урока
Тема занятия «Работа сердца. Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений».
Цель: показать зависимость частоты сердечных сокращений от физической нагрузки на организм.
Организационный момент:
Актуализация знаний:
Сердце – это очень важный орган человеческого тела, без которого мы не смогли бы существовать.
Что такое сердце? Где оно располагается? (слайд 2)
У нас в Пермском крае есть единственный памятник сердцу. Его открыли в 2001 году на территории института сердца. Этот памятник сделан из красного гранита и весит 4тонны. Является анатомической копией этого органа. (слайд 3)
Какова главная функция сердца?
Каковы особенности строения сердца? (слайд 4)
Сколько кругов кровообращения у человека? (слайд 5)
Где начинается и заканчивается малый и большой круг кровообращения?
Что обеспечивает непрерывное движение крови в организме?
Как изменяется скорость тока крови в кровеносных сосудах? От чего она зависит?
Одним из показателей работы сердца является пульс, который позволяет судить о здоровом состоянии организма и его тренированности, о различных заболеваниях организма.
Что такое пульс? Где его можно обнаружить? (слайд 6)
Пульс - это толчок крови в сосудах при сокращении сердца, производящий колебания стенок кровеносных сосудов. Пульс характеризуется следующими пара метрами: частота, ритм, напряжение и наполнение. (слайд 7)
При каждом сокращении левого желудочка давление в аорте повышается, и колебание её стенки распространяется в виде волны по сосудам, колебание стенок сосудов в ритме сокращений сердца называется пульсом.
Частота пульса составляет величину от 60 до 80 ударов в минуту, что для обыкновенного нетренированного человека является нормой.
Частота пульса от 70 ударов в минуту и ниже для физически развитых, тренированных людей и ведущих правильный образ жизни означает отменное здоровье.
У женщин пульс чаще, чем у мужчин. У детей пульс может быть значительно чаще, чем у взрослых. Что является нормальным физиологическим явлением.
Статистика показывает нам, что заболевания сердечно-сосудистой системы среди молодых людей из года в год растут. (слайд 8)
И мы сегодня будем проводить исследование по теме « Влияние нагрузки на работу сердца».
Совершив несложные исследования можно, будет определить степень тренированности сердца. Для этого необходимо произвести измерение пульса в состоянии покоя, после нагрузки.
- С чего начинается любое исследование? (определение предмета и объекта исследования)
Объект – человек, предмет – сердечно-сосудистая система.
-какую гипотезу мы предложим?
Работа сердца зависит от:
психических нагрузок;
питания;
несоблюдения режима дня;
наследственности;
плохой экологии;
употребления алкоголя;
употребления наркотических веществ;
курения;
гиподинамии;
физических нагрузок.
Из всех гипотез мы сегодня на уроке сможем проверить лишь одну. Какую?
- Работа сердца зависит от физических нагрузок.
Практическая работа: определим пульс на лучезапястном суставе. Запишите свои данные в таблицу. А теперь воспользуемся прибором, цифровой лабораторией «Архимед», которая поможет нам быстрее и точнее получить данные о пульсе. (слайд 9)
Подведение итогов:
Какой вывод можно сделать по результатам нашей работы?
Почему повышается ЧСС при физической нагрузке?
Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается обмен веществ. Сигналы, идущие к сердцу, заставляют его работать быстрее, т.е. проталкивать кровь в кровяное русло, отсюда увеличение пульса.
Верно, но и само сердце должно получать в результате большее количество кислорода и питательных веществ, для этого у него есть коронарные сосуды, которые при физических нагрузках активно наполняются кровью и снабжают мышечные волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее.
Таким образом, выполняя физические упражнения, мы способствуем укреплению сердечной мышцы. А значит, и улучшаем состояние своего здоровья. Определите по таблице свой показатель здоровья. (слайд 11)
Что происходит с ЧСС после физических упражнений (через 5 мин.)?
Чем сердце тренированного человека отличается от сердца нетренированного? (слайд 10)
Вывод: Сердце людей с тренированной кровеносной системой в покое работает несколько замедленно, а при нагрузках усиление кровотока достигается за счет увеличения количества выбрасываемой крови за один раз, и только при сильных нагрузках у них возрастает частота сердечных сокращений. Сердце нетренированного человека усиливает свою работу только за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Вследствие такой неэкономной работы быстро наступает утомление и человеку приходится либо переходить на более щадящий режим деятельности или вообще ее прекратить.
Тренированное сердце за одно сокращение выбрасывает в покое 100мл, а при выполнении физической нагрузки – 300мл, нетренированное сердце – в 2 раза меньше.
-Как вы оцениваете состояние физических показателей вашего организма? (слайд 11)
Оценка физических показателей организма по пробе Маринэ.
Увеличение пульса, % | Состояние | Работоспособность |
0-25 | отличное | высокая |
26-50 | хорошее | нормальная |
51-75 | хорошее | удовлетворительная |
76 и более | неудовлетворительное | неудовлетворительная |
-Что нужно сделать, чтобы эти показатели улучшить? (слайд 12)
Сегодня каждый поставил себе оценку – оценку своему здоровью.
Известный американский учёный Бол Уайт заметил, что “…если бы мы использовали свой ум и ноги больше, чем будильник и желудок, то меньше бы страдали от болезней сердца”.
Тренированное сердце – основа человеческого здоровья.
Задача. Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3. крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?
Решение.70 х 40 = 2800 раз сократится сердце за урок.
2800 х 150 = 420000 см3 = 420, 0 л крови будет перекачено за урок.
420 х 6 =2520 л крови перекачивает сердце за 6 уроков.
ЗАДАЧА: Спортсмен пробежал 5 000 м за 815 с. Сколько литров крови перекачало сердце спортсмена за это время, если оно сокращалось 150 раз в минуту, выбрасывая каждый раз 150 см3 крови.
Ответ: Сердце спортсмена перекачало за 815 с. 305,6 л крови.
Урок окончен. Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку биологии в 8кл. "строение и работа сердца"
урок+презентация по теме "строение и работа сердца" предназначена для учителей работающих в 8 классах. в уроке определены цели и задачи, приложен тест для индивидуальной работы на уроке, поставлены во...
Проблемная технология. Урок в 8 классе "Строение и работа сердца"
Комбинированый урок с применением проблемной технологии....
Конспект урока. Работа сердца
Разработка урока по биологии для 8 класса. Содержит все разделы изучаемого материала....
Урок "Строение и работа сердца"
-Разве сердце выглядит так, как изображается этот символ? Где находится сердце?А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? Учащиеся высказывают свои предположения....
урок "Строение и работа сердца человека"
урок "Строение и работа сердца человека" по технологии модульного обучения...
Контрольная работа по теме "Строение и работа сердца"
Проверочная работа...
Лабораторная работа "Определение влияния физической нагрузки на работу сердца"
Лабораторная работа для 8 класса состалена на основе технологии развития критического мышлени...