Работа сердца
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Лобес Светлана Геннадьевна

разработка занятия элективного курса "Лечебное дело" для 10 класса с использованием цифровой измерительной лаборатории "Архимед)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_serdca.rar844.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия «Работа сердца. Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений».

Цель: показать зависимость частоты сердечных сокращений от физической нагрузки на организм.

Задачи урока:

Образовательные:

повторить круги кровообращения, строение сердца, связь строения сердца с его функцией

закрепить умения делать выводы на основании имеющихся (полученных) данных

повторить понятия автоматизм, регуляция деятельности сердца

Развивающие:

дать возможность детям быть активными участниками целеполагания;

развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;

включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;

поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока;

формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы

Воспитательные:

Воспитание у учащихся культуры речи, развитие навыка работы с таблицами, тестами.

Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование урока: оборудованный класс, проектор; цифровая лаборатория «Архимед», датчик ЧСС, презентация,

Ход урока

Этап урока

Время

Работа учителя

Работа учащихся

I. Вводная часть

I.  Организационный момент

1мин.

Проверка готовности класса к уроку.

Настрой на работу. 

 Подготовка к уроку, проверка присутствующих.

II. Постановка цели урока

Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.

2 мин.

Рассказать об изменении давления на стенки сосудов и ее скорости по мере движения крови от желудочков к предсердиям. Указать правила измерения и записи результатов измерения артериального давления и пульса.

 Отвечают на вопросы.

Мотивация на работу на уроке с цифровым оборудованием

2 мин.

Объяснить природу пульса, указать места, где его можно прощупать.  Беседа с классом.

Беседа с учителем.

III. Основная часть

Объяснение порядка работы, цели и задачи работы.

2 мин.

Оборудование:

Датчик ЧСС

Соединительный провод для датчика ЧСС

NOVA5000

Монтаж экспериментальной установки

Соберите установку опыта

Подсоедините датчики  к  NOVA:

- ВХОД 1 – датчик ЧСС;

Включите  NOVA и запустите программу  Multilab.

В программе Multilab установите параметры измерений, открыв окно настроек при помощи кнопки Регистратор.

Настройка параметров измерений

Частота измерений – каждую секунду

Число замеров – 100

Устройство цифровой лаборатории, предназначение отдельных блоков оборудования или приборов

2 мин.

Подключение датчиков, монтаж установки.

IV. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и взаимосвязях у учащихся.

Проведение работы, объяснения учителя.

 5 мин.

 Знакомство с  инструкцией по выполнению работы

Выполнение работы.

Оценка результатов исследования, погрешности

2-3 мин.

Координация действий учащихся

Соотнесение полученных результатов с теоретическими положениями.

Формирование вклада в представление единой картины мира.

4 мин.

Номер эксперимента

ЧСС

В покое

После нагрузки

Через 1 мин. После нагрузки

Через 5 мин. После нагрузки

Оформление отчета (отчет должен содержать график), запись результатов в таблицу. Формулировка выводов.

V. Краткий опрос учащихся по новому материалу для контроля усвоенного и проведения первичного закрепления материала

Почему повышается ЧСС при физической нагрузке?

Что происходит с ЧСС после физических упражнений (через 5 мин.)?

Чем сердце тренированного человека отличается от сердца нетренированного?

VI. . Завершение урока

Подведение итогов.

1мин.

Выставление оценок активным ученикам, отметить тех, кто правильно и безошибочно выполнял работу и получил правильные результаты.

Наведение порядка на рабочих местах.


Тема занятия «Работа сердца. Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений».

Цель: показать зависимость частоты сердечных сокращений от физической нагрузки на организм.

Организационный момент:

Актуализация знаний:

Сердце – это очень важный орган человеческого тела, без которого мы не смогли бы существовать.

Что такое сердце? Где оно располагается? (слайд 2)

У нас в Пермском крае есть единственный памятник сердцу. Его открыли в 2001 году на территории института сердца. Этот памятник сделан из красного гранита и весит 4тонны. Является анатомической копией этого органа. (слайд 3)

Какова главная функция сердца?

Каковы особенности  строения сердца? (слайд 4)

Сколько кругов кровообращения у человека? (слайд 5)

Где начинается и заканчивается малый и большой круг кровообращения?

Что обеспечивает непрерывное движение крови в организме?

Как изменяется скорость тока крови в кровеносных сосудах? От чего она зависит?

Одним из показателей работы сердца является пульс, который позволяет судить о здоровом состоянии организма и его тренированности, о различных заболеваниях организма.

 Что такое пульс? Где его можно обнаружить? (слайд 6)

  Пульс - это толчок крови в сосудах при сокращении сердца, производящий колебания стенок кровеносных сосудов. Пульс характеризуется следующими пара метрами: частота, ритм, напряжение и наполнение. (слайд 7)

При каждом сокращении левого желудочка давление в аорте повышается, и колебание её стенки распространяется в виде волны по сосудам, колебание стенок сосудов в ритме сокращений сердца называется пульсом.

Частота пульса составляет величину от 60 до 80 ударов в минуту, что для обыкновенного нетренированного человека является нормой.

Частота пульса от 70 ударов в минуту и ниже для физически развитых, тренированных людей и ведущих правильный образ жизни означает отменное здоровье.

  У женщин пульс чаще, чем у мужчин. У детей пульс может быть значительно чаще, чем у взрослых. Что является нормальным физиологическим явлением.

Статистика показывает нам, что заболевания сердечно-сосудистой системы среди молодых людей  из года в год растут. (слайд 8)

И мы сегодня будем проводить исследование по теме « Влияние нагрузки на работу сердца».

Совершив несложные исследования можно, будет определить степень тренированности сердца. Для этого необходимо произвести измерение пульса в состоянии покоя, после нагрузки.

- С чего начинается любое исследование? (определение предмета и объекта исследования)

Объект – человек, предмет – сердечно-сосудистая система.

-какую гипотезу мы предложим?

Работа  сердца  зависит от:

психических нагрузок;

питания;

несоблюдения режима дня;

наследственности;

плохой экологии;

употребления алкоголя;

употребления наркотических веществ;

курения;

гиподинамии;

физических нагрузок.

Из всех гипотез мы сегодня на уроке сможем проверить лишь одну. Какую?
- Работа сердца  зависит от физических нагрузок.

Практическая работа: определим пульс на лучезапястном суставе. Запишите свои данные в таблицу. А теперь воспользуемся прибором, цифровой лабораторией «Архимед», которая поможет нам быстрее и точнее получить данные о пульсе. (слайд 9)

Подведение итогов:

Какой вывод можно сделать по результатам нашей работы?

Почему повышается ЧСС при физической нагрузке?

Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается обмен  веществ. Сигналы, идущие к сердцу, заставляют его работать быстрее, т.е. проталкивать кровь в кровяное русло, отсюда увеличение пульса.

Верно, но и само сердце должно получать в результате большее количество кислорода и питательных веществ, для этого у него есть коронарные сосуды, которые при физических нагрузках активно наполняются кровью и снабжают мышечные волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее.

Таким образом, выполняя физические упражнения, мы способствуем укреплению сердечной мышцы. А значит, и улучшаем состояние своего здоровья. Определите по таблице свой показатель здоровья. (слайд 11)

Что происходит с ЧСС после физических упражнений (через 5 мин.)?

Чем сердце тренированного человека отличается от сердца нетренированного? (слайд 10)

Вывод: Сердце людей с тренированной кровеносной системой в покое работает несколько замедленно, а при нагрузках усиление кровотока достигается за счет увеличения количества выбрасываемой крови за один раз, и только при сильных нагрузках у них возрастает частота сердечных сокращений. Сердце нетренированного человека усиливает свою работу только за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Вследствие такой неэкономной работы быстро наступает утомление и человеку приходится либо переходить на более щадящий режим деятельности или вообще ее прекратить.

Тренированное сердце за одно сокращение выбрасывает в покое 100мл, а при выполнении физической нагрузки – 300мл, нетренированное сердце – в 2 раза меньше.

-Как вы оцениваете состояние физических показателей вашего организма? (слайд 11)

Оценка физических показателей организма по пробе Маринэ.

Увеличение пульса, %

Состояние
сердечно- сосудистой системы

Работоспособность

0-25

отличное

высокая

26-50

хорошее

нормальная

51-75

хорошее

удовлетворительная

76 и более

неудовлетворительное

неудовлетворительная

-Что нужно сделать, чтобы эти показатели улучшить? (слайд 12)

Сегодня каждый поставил себе оценку – оценку своему здоровью.

Известный американский учёный Бол Уайт заметил, что “…если бы мы использовали свой ум и ноги больше, чем будильник и желудок, то меньше бы страдали от болезней сердца”.

Тренированное сердце – основа человеческого здоровья.

Задача. Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3. крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?

Решение.70 х 40 = 2800 раз сократится сердце за урок.

2800 х 150 = 420000 см3 = 420, 0 л крови будет перекачено за урок.

420 х 6 =2520 л крови перекачивает сердце за 6 уроков.

ЗАДАЧА: Спортсмен пробежал  5 000 м за 815 с. Сколько литров крови перекачало сердце спортсмена за это время, если оно сокращалось 150 раз в минуту, выбрасывая каждый раз  150 см3 крови.

Ответ: Сердце спортсмена перекачало за 815 с. 305,6 л крови.

Урок окончен. Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку биологии в 8кл. "строение и работа сердца"

урок+презентация по теме "строение и работа сердца" предназначена для учителей работающих в 8 классах. в уроке определены цели и задачи, приложен тест для индивидуальной работы на уроке, поставлены во...

Проблемная технология. Урок в 8 классе "Строение и работа сердца"

Комбинированый урок с применением проблемной технологии....

Конспект урока. Работа сердца

Разработка урока по биологии для 8 класса. Содержит все разделы изучаемого материала....

Урок "Строение и работа сердца"

-Разве сердце выглядит так, как изображается этот символ? Где находится сердце?А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? Учащиеся высказывают свои предположения....

урок "Строение и работа сердца человека"

урок "Строение и работа сердца человека" по технологии модульного обучения...

Лабораторная работа "Определение влияния физической нагрузки на работу сердца"

Лабораторная работа для 8 класса состалена на основе технологии развития критического мышлени...