Элективный курс "Микромир водоема"
элективный курс по биологии (8 класс) по теме
Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают практические умения, углубляют связь теории с практикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_mikromir_vodoema_kyzyma_e.a.shilnebashskaya_sosh_2003.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Татарстан, Тукаевский район
МОУ «Шильнебашская средняя общеобразовательная школа»
«Рекомендовано» педагогическим советом «Утверждено» зам. директора протокол № _____ от____2008 по УВР _______ Сухановой И.И.
Учебная программа курса по выбору ранней
предпрофильной подготовке школьников 8 класса
Составитель:
учитель биологии II категории
Кызыма Елена Александровна
Руководитель курсов:
Гафурова Э. Л.
2008 г.
Элективный курс: “ Микромир водоема ”
Пояснительная записка.
Мельчайшие представители живого мира водоемов – бактерии, низшие грибы, простейшие животные, насекомые и одноклеточные растения изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому введение элективного курса позволит углубить знания учащихся по данным разделам биологии.
Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают практические умения, углубляют связь теории с практикой.
Элективный курс рассчитан на учащихся 8 класса по выбору. Занятия проводятся по 1ч в неделю, в течение полугодия.
Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность, выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей 8 класса: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. Для практических и лабораторных занятий необходимы: световые микроскопы, лабораторное оборудование, ручные лупы, таблицы. Бактерии, водоросли для изучения школьники выращивают сами и готовят микропрепараты. На уроке закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.
Темы индивидуальных работ учащихся.
1. Сообщения:
1) Роберт Кох – один из основоположников современной микробиологии.
2) Луи Пастер - отец современной микробиологии и иммунологии.
3) Жизнь и деятельность Александра Флеминга.
4) Малярия или перемежающая лихорадка.
5) Трипаносома – возбудитель сонной болезни.
6) Жгутиконосцы - симбионты.
2. Работы исследовательского характера:
1) «Влияние факторов внешней среды на рост и развитие бактерий».
2). «Изучение поведения простейших: реакции их на действие различных
раздражителей и поглощение веществ».
3) «Изменение видового состава простейших организмов в сенном настое».
4) «Выяснение продолжительности переваривания гидрой различного вида пищи».
5) « Размножение гидры почкованием».
3. Защита групповых проектов по элективному курсу на школьной конференции.
Оформление результатов исследования по плану:
1. Формулировка темы исследования.
2. Исполнители (фамилия, имя, класс, школа)
3. Актуальность исследования (чем интересна, в чем важность исследования, почему выбрана именно эта тема)
4. Цель работы.
5. Задачи исследования.
6. Гипотеза (возможные результаты)
7. Методика проведения исследования.
8. Результаты.
9. Выводы.
Цель курса: расширение кругозора учащихся о бактериях, простейших животных, о кишечнополостных, мельчайших представителях живого мира водоема и его окрестностей.
Задачи: - познакомить с историей развития микробиологии;
- сравнить строение одноклеточных представителей различных царств: бактерий, растений, животных;
- формировать практические навыки работы с микроскопом и лабораторным оборудованием;
- развить исследовательские умения.
- развивать интерес к биологии, способствовать выбору учащихся старших
классов путей дальнейшего образования.
Ожидаемые результаты
В результате изучения элективного курса учащиеся приобретут следующие знания и умения:
Знания: - об историческом развитии микробиологии от простейших увеличительных приборов до
электронного микроскопа;
- об особенностях строения представителей различных царств живого мира;
- о значении изученных организмов в природе и жизни человека.
Умения и навыки: - самостоятельно готовить микропрепараты;
- выращивать культуры различных бактерий;
- изучать и описывать представителей различных царств;
- наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента.
Формы и методы обучения:
- экскурсия;
- лекции с элементами беседы;
- работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся;
- лабораторный практикум;
- практические работы с элементами поисковой деятельности;
- написание и защита проектов по изучаемой проблеме.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Дата | Тема занятия | Всего | Формы и методы работы | Форма контроля | Продукт ученика |
Т | Пр |
1 | «Обитатели береговой зоны» | 1ч | Экскурсия на водоем. | Отчет по экскурсии | Экскурсионный материал |
2-3 | Правила работы с определителем насекомых. Изготовление коллекции насекомых. | 1ч | 1ч | Лекция с элементами беседы, лаб. работа. | Отчет по лаб. работе | См. изготовленная коллекция насекомых |
4 | От микроскопа до микробиологии Правила работы с микроскопом. | 1ч | Лекция, сообщения учащихся, лаб. работа. | Отчет по лаб. работе | Изготов. микропрепаратов |
5 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1ч | Лекция с элементами беседы, лаб.работа | Отчет по лаб. работе | Изготов. микропрепаратов |
6 | Распространение и значение бактерий | 1ч | Пр. работа с элементами поисковой деятельности | Изготов. микропрепаратов |
7 | Практическая работа «Посев и наблюдение за ростом бактерий». | 1ч | Лекция, лабораторная работа | Отчет по лаб. работе | Изготов. микропрепаратов |
8 | Микроскопические водоросли. | 1ч | Лекция, лабораторная работа | Изготов. микропрепаратов |
9 | Одноклеточные животные. Классификация простейших | 1ч | Лекция, лабораторная работа | Отчет по лаб. работе | Изготов. микропрепаратов |
10 | Простейшие – возбудители заболеваний человека и животных. | 1ч | Лекция, сообщения учащихся | Карточки, задания |
Изучение поведения одноклеточных животных | 1ч | Лекция, практическая работа-исследование | Отчет по лаб. работе | Изготов. микропрепаратов |
11 | Зоопланктон и фитопланктон. Лаб. работа «Изучение видового состава сенного настоя и проб воды с водоема» | 1ч | Беседа, практическая работа-исследование | Отчет по лаб. работе | Изготов. микропрепаратов |
12 | Микроскопические животные – паразиты растений | 1ч | Рассказ с элементами беседы, лаб.работа | Отчет по лаб. работе | Изготов. микропрепаратов |
13 | Кишечнополостные. Особенности строения, питания, движения. | 1ч | Лекция, практическая работа-исследование. | Изготов. микропрепаратов |
14-15 | Лаб. раб «Выяснение продолжительности переваривания гидрой различного вида пищи». « Размножение гидры почкованием». | 2ч | Практическая работа-исследование | Изготов. микропрепаратов |
16-17 | Подготовка мини проектов. | 1ч | 1ч | Консультирование учащихся | Мини проект |
18 | Защита мини проектов по группам | 1ч | Представление результатов групповой работы | Защита проектов |
(18часов)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
1.Экскурсия на водоем. (1ч) Сбор материала для проведения лабораторных работ, знакомство учащихся с видовым разнообразием и условиями жизни растений и животных на границе двух сред обитания.
Лабораторная работа №1 (2ч) «Определение видовой принадлежности стрекоз».
«Изготовление коллекции насекомых». ( Используется как наглядное пособие на уроках в 7 классе.)
2. Введение в микробиологию (1ч)
История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г),
немецкий ученый Роберт Кох(1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления современной микробиологии: генетическая и клеточная инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием.
Лабораторная работа №3 Устройство микроскопа и правила работы с ним.
3. Бактерии (3ч)
Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий.
Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация органических веществ; бактерии почвенные – почвообразование; бактерии азотфиксирующие – обогащение почвы азотом; цианобактерии.
Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция.
Лабораторные работы
№ 4 «Бактерии зубного налета»
№ 5 «Изучение строения картофельной палочки и гнилостной палочки».
Изготовление микропрепаратов методом «раздавленной капли».
№6 «Молоко под микроскопом»
Практическая работа №1 «Приготовление питательной среды и выращивание культуры
бактерий картофельной палочки и гнилостных бактерий».
4. Водоросли (2ч)
Микроскопические водоросли – группа низших растений. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
№7 «Изучение одноклеточных водорослей»
5. Одноклеточные животные (4ч)
Классификация одноклеточных представителей царства животных. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Способы передвижения. Раздражимость. Простейшие одноклеточные животные – обитатели водной среды, возбудители заболеваний человека и животных. Простейшие – симбионты.
Лабораторные работы
№8 «Изучение простейших одноклеточных организмов в сенном настое и в пробе из водоема».
№9 «Реакция простейших на действие различных раздражителей»
№10 «Поглощение веществ и образование пищеварительных вакуолей»
Практическая работа № 2 «Смена видового состава простейших в сенном настое».
6. Кишечнополостные. Гидра.
Практические работы
№2 «Выяснение продолжительности переваривания гидрой различного вида пищи»
№3 «Размножение гидры почкованием»
7.Заключение (3ч)
Подготовка проекта по исследуемой теме. Консультирование. Защита проекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Занятие 1
Экскурсия: "Обитатели береговой зоны"
Цель экскурсии — познакомить учащихся с видовым разнообразием и условиями жизни растений и животных на границе двух сред обитания, продемонстрировать различия во внешнем облике организмов, близких систематически, но принадлежащих к разным экологическим группам, и сходство адаптации организмов разных систематических групп при одинаковом образе жизни, показать роль изученных видов в формировании водоема, его сохранении и функционировании.
- сбор биоматериала для лаб. работ
Наилучшее время для проведения данной экскурсии — период, совпадающий с вегетацией растений. Именно в это время обитатели береговой зоны наиболее активны, что немаловажно при организации наблюдений.
Оборудование: дневник наблюдений, карандаш, складной метр, бинокль.
Задания
1. Отметьте в дневнике дату наблюдений, время суток, погодные условия, высоту солнца над горизонтом, длину светового дня.
2. Осмотрите водоем и сделайте план-схему местности, на которой отметьте границы водоема, тип береговой растительности (травы, кустарники, деревья) и места их произрастания, высокие и пологие части берега, места впадения водотоков, следы деятельности человека, стороны света. Выскажите предположение о происхождении водоема (искусственный, естественный). Наметьте маршрут обхода водоема.
3. Попробуйте определить, какие источники (ручьи, реки, дождевые или грунтовые воды) пополняют водоем. Опишите, из чего сложены берега водоема (песок, камни, глина), русла водотоков.
4. Для извлечения обитателей водоема необходимо опустить сачок ребром обруча в воду и сделать несколько шагов вдоль берега. Содержимое сачка аккуратно переносят в наполненную водой емкость. Культуру жгутиконосцев извлекают в планктонных, придонных, донных пробах, в выжимке из ряски.
5. Используя бинокль, осмотрите заросли береговой растительности. Обнаружив стрекоз, попробуйте определить их систематическую принадлежность до вида или до семейства. Для этого необходимо несколько экземпляров стрекоз поймать и поместить в банку. Отметьте, сколько стрекоз находится в районе обследуемого участка.
6. Подойдите к открытому берегу водоема и проследите за полетами стрекоз над водной поверхностью. Обратите внимание, на какой высоте предпочитают охотиться стрекозы; где они поедают добычу; становятся ли стрекозы добычей других животных; как часто в полете стрекозы касаются поверхности воды.
7. Определите приблизительно, на какое расстояние от водоема залетают стрекозы для ловли добычи; в какой части берега (или водоема) их охотится больше всего. Результаты наблюдений нанесите на план.
8. Обобщите результаты и сделайте вывод о видовом многообразии травянистых растений береговой зоны водоема; отметьте виды растений, которые преобладают на берегах водоема; сделайте вывод о видовом многообразии насекомых береговой зоны и о значении растительного покрова берега в жизни насекомых; оцените результаты наблюдений с точки зрения "опушечного" эффекта.
Задания выполняются как по ходу экскурсии, так и совместно с учителем в классе. (Определение видового состава стрекоз по определителю.)
Занятие 3
СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКТЕРИЙ.
Цель занятия: углубить знания учащихся о строении бактерий: форма клетки, особенности органоидов;
сосредоточить внимание на особенностях жизнедеятельности бактерий;
развивать навыки опытной работы.
Ход занятия.
1. Сообщения учащихся об ученых микробиологах Л.Пастере, Р.Кохе.
2. Лекция.
1) Условия жизни бактерий.
2) Строение бактериальной клетки.
3) Формы бактерий.
4) Поведение бактерий.
5) Размножение бактерий.
6) Способы питания.
По ходу лекции учащиеся делают записи и рисунки.
1) Бактерии (от греч. слова bacterion – палочка) - микроорганизмы. В системе организмов они относятся к надцарству прокариот и делятся на царства эубактерий и археобактерий.
Бактерии космополиты – т.е. одни и те же виды можно встретить на всех материках.
Развиваясь в разных экологических условиях, бактерии приспособились к ним. Распространены повсюду – в почве, воде, воздухе. Например, в 30 см почвы на площади 1 га содержится от 1,5
до 15 - 40 тонн микроорганизмов. Многие из них могут существовать в экстремальных условиях,
в которых другие организмы не выживают: в глубоком вакууме, в растворах кислот, в сверхсоленых озерах, струях гейзеров при t +105 С. Живые бактерии были обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2 -3 млн. лет, в океане на глубине 11 км, на высоте 41 км в
атмосфере, в недрах земной коры. Они прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерный реактор, и остаются жизнеспособными, получив 10 тыс. дозу радиации, не погибали даже в открытом космосе под смертоносным воздействием солнечной радиации.
2) Бактерии состоят из одной клетки, но устроена она иначе, чем растительная, животная или
грибная. Клетка бактерий не разделена мембранами на внутренние отделы. У бактерий отсутствует ядро, пластиды, митохондрии. Вместо клеточного ядра у бактерий нуклеоид, лишенный оболочки и состоящий из одной хромосомы, образованной кольцевой молекулой ДНК.
Кроме того, бактерии могут содержать кольцевую ДНК в виде маленьких участков молекулы – плазмид. С помощью плазмид может передаваться генетическая информация от одной клетки к другой. Снаружи бактерии покрыты тонкой и эластичной клеточной стенкой, в состав которой входит муреин. Она защищает содержимое бактерии от воздействия неблагоприятных факторов и придает форму. Многие бактерии окружены слизистой капсулой.
3) По форме и особенностям объединения клеток различают несколько морфологических групп бактерий: шаровидные - кокки, прямые палочковидные – бациллы, изогнутые – вибрионы, спиралевидные – спириллы. Кокки соединенные попарно – диплококки, в виде цепочки – стрептококки, в виде гроздей – стафилококки. Встречаются нитчатые формы.
4) Бактерии бывают неподвижные, но некоторые бактерии имеют органоиды движения – жгутики, они могут располагаться на конце тела или по всей поверхности. Вращаясь со скоростью 3000 об\мин они тянут за собой бактериальную клетку. Такое движение соответствует скорости 20 – 30 км\ч.
Поведение бактерий не отличается особенной сложностью, а некоторые поддаются дрессировке. Ученые подвергали бактерии на свету электрошоку и выработали у них «нелюбовь» к свету. Некоторые способны к «самопожертвованию» - при недостатке пищи, часть колонии самоуничтожается, распавшись на куски, и питательные вещества погибших кормят остальных.
В неблагоприятных условиях многие бактерии образуют споры – покоящиеся стадии. Содержимое клетки уплотняется, в оболочке откладываются воскообразные вещества. Оболочка настолько прочная, что выдерживает кипячение. Споры некоторых бактерий могут оставаться жизнеспособными многие годы, например споры сибирской язвы в почве сохраняют жизнеспособность десятки лет. Попадая в благоприятные условия, спора прорастает: оболочка лопается и из нее вырастает бактериальная клетка.
5) Размножение бактерий происходит путем простого деления клетки на две части.
Одна бактерия за 10 суток при нормальных условиях может произвести количество клеток,
по объему равному объему нашей планете. Этого не происходит, потому что, истратив все ресурсы, популяция бактерий останавливает рост. Далее их численность начинает снижаться из-за отравления продуктами своего же обмена.
6) Существует два принципиально различных способа питания организмов:
гетеротрофное и автотрофное.
Автотрофные бактерии могут быть зелеными и бесцветными. У зеленых бактерий питание осуществляется путем бактериального фотосинтеза за счет солнечной энергии.
У бесцветных бактерий питание происходит за счет энергии окисления неорганических соединений. Этот процесс получил название хемосинтеза.
Гетеротрофы делятся на две группы: сапрофиты и паразиты.
Сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами, то есть остатками тел животных и растений или их выделениями. Паразиты поселяются на живых растениях и животных и питаются органическими веществами самого организма, называемого хозяином.
3. Закрепление изученного.
Словарная работа. Объяснить значение новых слов: эукариоты, бактерии, нуклеоид, плазмиды, муреин, кокки, бациллы, спириллы, вибрионы, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, хемосинтез, спора.
4. Лабораторная работа
«Приготовление питательной среды и выращивание культуры картофельной палочки и
гнилостных бактерий».
Ход работы см. ниже.
Наблюдение за ходом опыта поручить одному ученику. Через неделю он докладывает о результатах своих наблюдений.
5. Беседа.
1. Какова цель поставленного опыта?
2. Какие условия должны соблюдаться в ходе опыта?
3. Как вы думаете, почему необходимы такие условия?
4. Предположите результаты вашей работы.
«Приготовление питательной среды и выращивание культуры картофельной палочки».
Картофельная палочка развивается на картофеле. Для ее получения следует взять неочищенный картофель, нарезать небольшими кубиками, поместить в небольшую посуду, залить доверху водой и нагреть до 80 С . Для заражения приготовленной питательной среды спорами картофельной палочки нужно опустить в нее небольшой комочек почвы, после этого поставить в теплое место на три дня. За это время картофельная палочка размножается в большом количестве, ее размеры достигают 15 мкм. Картофельная палочка более крупная бактерия, чем сенная палочка, она хорошо видна при рассмотрении в школьном микроскопе, быстро развивается на питательных средах, которые легко приготовить в условиях школы.
«Выращивание гнилостной палочки»
Гнилостная палочка это бактерии, представляющие собой бесспоровые анаэробные организмы, разлагающие белковосодержащие продукты. Для их выращивания в пробирку следует поместить кусочек мяса (1 -2г), залить его водой, закрыть ватной пробкой и поставить на 2 -3 дня в теплое место. Клетки этого протея в зависимости от состава питательной среды и других внешних факторов имеют размеры от 10 до 20 мкм.
К занятию 11
Поглощение веществ и образование пищеварительных вакуолей у простейших
Объекты и оборудование. Культура инфузорий-туфелек, краска, акварельный кармин или разбавленная тушь; фильтровальная бумага; пипетка; предметные и покровные стекла; микроскоп.
В этом демонстрационном опыте учащиеся выясняют способность инфузорий - туфелек поглощать твердые мельчайшие частицы, взвешенные в воде, и образовывать пищеварительные вакуоли, т. е в эксперименте моделируется - процесс питания простейших. В качестве твердых частиц используют густотертую краску акварельный кармин или разбавленную тушь (или толченный древесный уголь).
Проведение и демонстрация. На предметное стекло помещают каплю с инфузориями. Накрывают ее покровным стеклом и полоской фильтровальной бумаги удаляют излишек воды. Затем пипеткой добавляют к инфузориям немного краски и помещают препарат под микроскоп. Рассматривают препарат при большом увеличении. На препарате будет видно, как мельчайшие взвешенные частички с током воды, создаваемым движением околоротовых ресничек, вовлекаются в ротовое углубление, глотку и собираются в маленький пузырек на ее конце. Отшнуровываясь от глотки, пузырек превращается в пищеварительную вакуоль и начинает перемещаться по цитоплазме клетки инфузории. Через некоторое время можно наблюдать соприкосновение пищеварительной вакуоли со стенкой клетки и выбрасывание частичек краски наружу. По окончании опыта, который может быть заложен в начале занятия и завершен в его конце, необходимо подвести учащихся к вы воду о внутриклеточном питании простейших и роли в этом процесс пищеварительных вакуолей. Вопросы. Как происходит поступление пищевых веществ в организм простейших? Какая роль в этом процессе отводится пищеварительным вакуолям? Каким образом происходит удаление из организма простейших не переваренных остатков пищи?
К занятию 16
Цель занятия: познакомить учащихся с биологическими особенностями кишечнополостных. Научить учащихся наблюдать за гидрой
Выяснение продолжительности переваривания гидрой различного вида пищи
Объекты и оборудование. Живые гидры в банках; дафнии; циклопы; кусочки сырого мяса; мотыль; мальки рыб; водный термометр; часы.
Постановка опыта. Гидр помещают в небольшие банки и кормят различным кормом. В одном варианте опыта гидрам дают дафний или циклопов, в других кормят кусочками сырого мяса, мотылем.
Наблюдая за процессом переваривания пищи (для этого гидр можно отсадить в часовое стекло), учащиеся выясняют время, необходимое для полного переваривания пищи. Дафнии и циклопы перевариваются гидрой за 6—8 ч, волокна мяса и крупные личинки за 20 ч. Констатировать окончание переваривания учащиеся могут по изменившимся очертаниям тела гидры. Из толстого, бочонковидного тело становится вытянутым, стебельчатым. Дополнительно учащимся дается задание на выяснение влияния температуры окружающей среды на длительность переваривания пищи. Можно предложить также подсчитать число убитых и съеденных, гидрой за один раз дафний или циклопов. Результаты опытов учащиеся оформляют в виде таблицы.
Пищеварение гидры
Вид пищи | Продолжительность переваривания пищи |
t воды ... | t воды… |
Дафнии или циклопы Мотыль, сырое мясо |
Для закрепления результатов опыта учащимся предлагаются следующие вопросы: какая пища переваривается быстрее, а какая — медленнее?
Размножение гидры почкованием
Объекты и оборудование: гидры в банке с водой, живые дафнии или циклопы (при их отсутствии другой живой корм: мотыль, трубочник — режут на небольшие кусочки и препаровальной иглой подносят к щупальцам, а затем сдвигают о нее при помощи стеклянной палочки).
Проведение опыта: учащимся предлагается поместить несколько гидр в пол-литровую банку с водой и с веточкой элодеи, регулярно кормить гидр живым кормом и наблюдать, будут ли на их теле образовываться небольшие выпячивания — почки. Если будут, то как быстро они образуются?
В процессе проведения опыта необходимо отмечать, как со временем будет изменяться внешний вид образовавшихся почек, через сколько суток молодые гидры отделяются от материнского организма. Опыт можно продолжить для выяснения, через какое время отделившиеся молодые гидры начнут почковаться сами.
Вопросы: Как размножаются гидры при благоприятных условиях жизни — наличии корма, необходимой температуры воды, достатке кислорода?
Каково значение размножения почкованием в жизни гидры?
Литература для учащихся:
Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2002.
Книга для чтения по зоологии. М.: Просвещение, 2005г
Энциклопедический словарь юного биолога. М.: Педагогика,
Литература для учителя:
1. Семенов А.М., Логинова Л.Г. Микроорганизмы. Особенности строение и
жизнедеятельности. Биология в школе .№ 6.1991г
2. Семенов А.М., Логинова Л.Г. Селекция микроорганизмов и использование их в
биотехнологии. «Биология в школе» №1,1993г
3. Л. Н. Дорохина, А.С.Нехлюдова Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с
основами экологии. Москва.1990г.
4. Н.М.Антипова, М.П.Травкин. «Бактерии как объект изучения». Москва 2005г
5. А.А.Гуревич « Пресноводные водоросли» (определитель). Издательство «Просвещение»2004г.
6. Л.В.Янушкевич Многообразие простейших «Биология в школе» №4, 2003г.
9. А.В.Бинас, Р.Д. Маш, А.И.Никишов Биологический эксперимент в школе. Москва «Просвещение» 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
водоемы Тверской области
презентация к уроку...
классный час "Правила поведения вблизи водоемов"
Классный час для 5 класса о правилах поведения на воде и вблизи водоемов в летнее время...
Классный час "Правила поведения на водоемах"
Классный час для учащихся средней школы с ЦОР " Правила поведения на воде"...
правило поведения на водоеме
рекомендации...
Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».
Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов». Формат Word (ZIP-архив, размер 300 Кб)Задачи: Развивать инте...
Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов.
Цель урока: раскрыть значение пресной воды в жизни человека, познакомить учащихся с негативным влиянием деятельности человека на пресноводные водоемы и методами охраны водоемов Республики Хакаси...
ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
Сейчас наступил зимний период, водоемы покрываются льдом. В этой связи до сведения школьников необходимо довести правила поведения на водоемах в зимний период, а также правилах оказания первой помощи ...