Использование игры на уроках ботаники
план-конспект урока по биологии на тему

Нефедова Елена Владимировна

Аннотация

 

Цель данной работы - активизировать познавательную деятельность учащихся, используя на уроках игровые моменты, ребусы, кроссворды, а также проводя занятия в форме игры.

В работе предлагаются игры, которые направлены на решение задач обучения биологии: развитие интереса к предмету; изучение и понимание признаков и свойств живого; понимание места и роли человека в природе.

В работе также представлен методический опыт внедрения в учебный процесс игровых моментов на уроках биологии.

Практические советы по использованию игровой формы урока, нашедшие отражение в данной работе, могут представлять интерес для учителей биологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igry_na_urokah_botaniki.doc96.5 КБ
Файл dvudolnye_rasteniya.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игры на уроках ботаники. (Отделы растений)

Нефедова Елена Владимировна

учитель биологии МОУ «Гимназия № 58»

Большое значение в развитии познавательных интересов во время проведения уроков по биологии имеют биологические игры. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность полнее и тоньше воспринимать окружающую природу. Игра служит ценным средством формирования личности. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию мира. Дети преодолевают трудности, развивают способности и умения. Игра оказывает влияние на развитие эмоционально- волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. У учеников появляется стремление к знаниям не ради оценки, они начинают чувствовать вкус к приобретению знаний. Повышается требовательность к себе. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.

Методически правильное включение игры в урок не отвлекает от учения, а способствует интенсификации умственной работы, делая ее более привлекательной, интересной. На комбинированном уроке ребята активнее включаются в работу, если для повторения изученного материала использовать вопросы, имеющие разные варианты ответов, можно устроить небольшое соревнование между командами- рядами.

Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение. Например, использование кроссвордов заинтересовывает ребят, вызывает у них азарт. Кроссворды позволяют использовать знания, полученные не только на уроках, но и из дополнительных источников.

Одна из наиболее важных теоретических посылок, лежащих в основе конструирования дидактических игр, состоит в том, что обучение в игре- это скрытое обучение. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, и задача обучения им не осознается. Например, использование игры «Магазин».

Задача игры: уметь правильно описывать растения и узнавать их по описанию.

У «продавца» на столе лежат изображения различных растений. «Покупатель» подходит к столу и описывает одно из растений. Если описание сделано точно, полно и растение можно узнать, «продавец» называет растение и отдает его «покупателю». Выигрывает  та команда, которая смогла «купить» большее количество растений. Ребята больше замечают процесс «покупки», чем описание признаков растения, что облегчает им работу, помогает держаться более свободно и не теряться при ответе. Во время игры дети должны быть внимательными, не мешать друг другу, быть достаточно активными.

Меня очень заинтересовала игровая форма проведения урока. Игру можно использовать не только для закрепления раздела, но и на каждом уроке в качестве повторения предыдущей темы или закрепления только что изученной.

Интерес  к учебе возможен лишь тогда, когда учащиеся являются не только объектом, но и субъектом познавательного процесса. Иными словами, когда им не просто преподносят знания, а помогают мыслить, приучают к активной самостоятельной работе. Непременное условие успеха: увлеченность учителя и умение пробудить интерес и любовь к предмету у учащихся. Такая форма урока как игра не позволяет учащимся отвлекаться, обеспечивает занятость и напряженную работу всего класса. Радость собственных, пусть маленьких «открытий» резко повышает заинтересованность учащихся предметом. Кладезь премудрости заключается в изречении К.Д. Ушинского: успешно можно учиться, только если учишься весело.

Таким образом, играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира.

УРОК В 7  КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«РАЗНООБРАЗИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ»

ЦЕЛЬ УРОКА:         познакомить учащихся с разнообразием голосеменных растений, сравнить сосну и ель, указать условия распространения голосеменных.

МЕТОДЫ:                 беседа, сообщения учащихся, самостоятельная работа.

ОБОРУДОВАНИЕ:  таблицы, гербарии, карточки.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Опрос Д/З (карточки, вопросы).
  3. Изучение нового материала:
  1. Многообразие голосеменных (сообщение);
  2. Строение и распространение ели;
  3. Строение и распространение сосны.
  1. Закрепление.

II. Опрос домашнего задания «Папоротникообразные» можно начать с вопросов:

  1. В чем сходство и различие в строении плаунов, хвощей и папоротников?
  2. Каковы внешние особенности папоротниковидных? Какие вы знаете жизненные формы папоротников?
  3. Как осуществляется процесс размножения папоротников?
  4. Где обитают хвощи, плауны и папоротники?
  5. Как человек использует хвощи, плауны и папоротники?

     В это же время некоторые ученики работают по карточкам.

Закончить опрос домашнего задания можно биологическим диктантом. Необходимо выписать номера правильных ответов:

  1. В каменноугольный период климат был влажный и тёплый.
  2. В каменноугольный период господствовали покрытосеменные растения.
  3. В каменноугольный период господствовали папоротникообразные.
  4. У древних папоротников не было ни корней, ни стеблей.
  5. Папоротникообразные образовывали больше спор и поэтому успешнее размножались.
  6. Папоротникообразные могли даже образовывать леса из древовидных растений.
  7. Под пологом деревьев никакой растительности не существовало.
  8. Среди ветвей деревьев, размножавшихся спорами, было очень много птиц.
  9. По земле ползали насекомые, пауки, скорпионы.
  10. Наряду с растениями, размножавшимися спорами, в каменноугольный период существовали своеобразные папоротники.

Правильные ответы: 1, 3, 5, 6, 9, 10.

III. Изучение нового материала «Разнообразие голосеменных растений».

  1. Сообщение учащегося «Многообразие голосеменных».
  2. Строение и распространение сосны.

После объяснения материала ребята заполняют таблицу:

«Особенности развития корневой системы сосны в зависимости от типа почвы».

Почва

Корневая система

1.Плотные почвы

1. Главный корень хорошо развит и уходит глубоко.

2.Песчаные

2. Кроме главного корня хорошо развиты боковые корни.

3.Болотистые

3. Главный корень развивается плохо.

ВЫВОД: Неприхотливость сосен связана с особенностями развития их корневых систем.

  1. Строение и распространение ели.

IV. Закрепление:

  1. Кроссворд.

По горизонтали:

4 – вечнозелёный кустарник, или небольшое деревце семейства кипарисовых; 6 – листопадное хвойное дерево семейства сосновых; 8 – род травянистых многолетних папоротников (женский папоротник); 10 – мох с разветвлённым слоевищем, плавает на поверхности воды, известен как аквариумное растение; 11 – латинское, часто употребляемое, название обыкновенного ключевого мха, частого обитателя аквариумов; 13 – орган размножения голосеменных растений; 14 – вечнозелёное многолетнее споровое растение, сохраняющее зелёную окраску при высыхании и используемое как декоративное растение.

По вертикали: 1- отдел семенных растений; 2 – мужской папоротник; 3 – хвойное вечнозелёное дерево семейства сосновых с плотной мягкой хвоей; 5 – папоротник с крупными удлинёнными простыми листьями; 7 – споровое растение, имеющее корневище с верхушечной почкой и крупные дваждыперисторассеченные листья; 9 – вязка смолистая жидкость, выделяемая при ранении хвойных деревьев; 12 – торфяной мох.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ответы:

По горизонтали; 4 – можжевельник, 6 – лиственница, 8 – кочедыжник, 10 – риччия, 11 – фонтиналлис, 13 – шишка, 14 – плаун.

По вертикали; 1 – голосеменные, 2 - щитовник, 3 – пихта, 5 – лиственник, 7 – папоротник, 9 – живица, 12 – сфагнум.  

  1. Работа с учебником (закончите предложения):

В сухих сосновых лесах стоят высокие, стройные, как колонны, … (сосны).

Неприхотливость сосен связана с особенностями развития их … (корневой системы).

На болотистых почвах у сосен главный корень развивается… (плохо).

При благоприятных условиях сосны достигают в высоту …     (30-40м).

Молодые ветви сосны несут мелкие чешуйчатые бурые листочки, в которых сидят … (очень короткие побеги).

Хвоинки сосны очень узкие и длинные: снаружи они покрыты … (плотной кожицей, в которой относительно немного устьиц).

Ель хорошо растёт только на богатой питательными веществами, … (хорошо увлажнённой почве).

Главный корень у ели развит … (слабо).

      Ель достигает в высоту … (более 40м)

Среди хвойных растений встречаются небольшие деревья или кустарники, например … (можжевельник обыкновенный).

  1. Вопросы:
  1. Какие голосеменные растения вы знаете?
  2. Сравните строение сосны и ели.
  3. В каких условиях растут сосны и ели?
  1. Игра «Третий лишний» (найдите лишнее понятие и объясните свой выбор):
  1. Ель, сосна, можжевельник. (Можжевельник)
  2. Хвощ, пихта, лиственница. (Хвощ)
  3. Голосеменные, покрытосеменные, сосна. (Покрытосеменные)
  4. Ель, сосна, лиственница. (Лиственница)

5)Кедр, дуб, ель. (Дуб)

  1. Загадки:
  1. Есть у родственницы ёлки неколючие иголки, но, в отличие от ёлки, опадают те иголки. (Лиственница)
  2. Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ель)
  3. У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)
  1. Игра «Магазин».

Задача игры: уметь правильно описывать растения и узнавать их по описанию.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.



Предварительный просмотр:

Тема: «Семейства класса Двудольные растения»

Цель урока: изучить семейства класса Двудольные растения.

Задачи урока:

- Закрепить знания о признаках, характерных для класса двудольных; познакомить с разнообразием представителей этого класса, делением его на семейства;

-  выявить признаки семейств розоцветных, бобовых, крестоцветных, пасленовых, сложноцветных.

- продолжить формировать умение узнавать растения, сравнивать их, обосновывать их принадлежность к определенному семейству, работать с гербариями.

Оснащенность урока: гербарные экземпляры растений; таблицы, рисунки с изображениями растений; презентация.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Опрос по материалу предыдущего урока: «Семейства класса Однодольные растения»
  3. Объяснение нового материала: « Семейства класса Двудольные растения»
  4. Закрепление
  5. Домашнее задание. Выставление оценок.

Ход урока:

Опрос по материалу предыдущего урока: «Семейства класса Однодольные растения»

Карточки:

№1: 1) Нарисуйте и подпишите схему разреза ветки лиственного дерева.

        2) Признаки однодольных растений.

№2: 1) Какие особенности внешнего вида и строения покрытосеменных

            позволили им занять господствующее положение среди растений,      

           населяющих нашу планету?

        2) Приведите примеры однодольных растений.

№3: 1) Составьте характеристику семейства Лилейные по плану

            формула цветка –  

            плод –

            видоизмененные побеги –

        2) Дайте определения понятий: междоузлие, узел, верхушечный рост

           стебля.

№4 1) Приведите по пять примеров растений важнейших семейств класса

          Однодольные.

      2) Дайте определения понятий:

          вставочный рост стебля, эндосперм, зерновка.

Вопросы:

  •  Какие признаки характерны для однодольных растений?
  •  Назовите важнейшие семейства класса однодольные растения?
  • Дайте характеристику семейства Лилейные. Приведите примеры    

растений.

  • Дайте характеристику семейства Злаковые. Приведите примеры

растений.

Работа с гербариями: Назовите растение, семейство. формулу цветка, соцветие , плод.

Тесты:

  1. К покрытосеменным растениям относятся:
  1. все цветковые растения;

б) все растения Земли;

в) все растения, дающие семена.

 2.  Если у растения параллельное жилкование листьев, то у него скорее                                      

     всего:                                                

       а) мочковатая корневая система и зародыш с двумя семядолями;

       б) мочковатая корневая система и зародыш с одной семядолей;

        в) стержневая корневая система и зародыш с одной семядолей.

      3. Из приведенного перечня к однодольным растениям относят:

        а) все культурные растения;

        б) только злаки;

        в) все злаки, осоки и лилейные.

      4. В каком случае указано название отдела растений:

        а) злаки;

        б) покрытосеменные;

        в) однодольные.

      5. Лилейные это:

        а) однолетние растения;

        б) многолетние растения;

        в) все типы растений.

      6. Корневая система лилейных образована:

        а) придаточными корнями;

        б) боковыми корнями;

        в) всеми типами корней.

   7. У лука репчатого соцветие:

        а) корзинка;

      б) зонтик;

      в) кисть.

   8. Какая особенность злаков позволяет использовать их для закрепления

      почв?

     а) строение стеблей;

     б) тип корневой системы;

     в) Длина корней.

   9. Из какого злака производится перловая и ячневая крупа?

     а) из проса;

     б) из ячменя;

     в) из овса.

  10. Исключить лишнее понятие:

     а) лилейные;

     б) розоцветные;

     в) злаковые.

Объяснение нового материала: « Семейства класса Двудольные растения»

Назовите признаки, характерные для класса двудольные растения.

(две семядоли у зародыша , сетчатое жилкование листьев, стержневая корневая система)

Сообщение учащегося о многообразии класса Двудольные растения. Презентация.

Рассмотрим  семейства : Розоцветные, Бобовые, Сложноцветные, Пасленовые, Крестоцветные.

Для изучения характерных признаков этих семейств выполним лабораторную работу, используя гербарные образцы и учебник.

Лабораторная работа.

Задание 1. Рассмотрите гербарный материал растений различных семейств,  сравните с рисунком и описанием в учебнике.

Задание 2. Заполните таблицу характеристики семейств двудольных   растений.

Признаки

Семейство

Розоцвет-

ные

Семейство

Бобовые

Семейство

Пасленовые

Семейство

Крестоцвет-

 ные

Семейство

Сложноцветные

Название растения

Тип жилкования листьев

Формула цветка

Соцветие

Тип плода

Представи-

тели семейства

Вывод: 1) корневая система стержневая;

             2) листья как простые, так и сложные, с сетчатым жилкованием;

              3) цветки пяти – и четырехчленного типа (т.е. число чашелистиков и

                 лепестков кратно четырем или пяти);

             4) в зародыше две  семядоли.

Закрепление

Задание  № 1

Вставьте пропущенные буквы в словах, обозначающих основные семейства цветковых растений:   к - - с – о – в – т - - е

                                       - - ожн – цв – тн - -

                                      б – б- - ые

                                      - оз – ц - - т – ые

                                     п – сл -  н - - ы -  

Задание № 2: Ответьте на вопросы

1. Почему подорожник, сходный жилкованием листа и строением корневой системы с   растениями класса однодольных, относят к классу двудольных, а вороний глаз, листья которого имеют сетчатое  жилкование, относят к классу однодольных?

 (Растение вороний глаз имеет зародыш с одной  семядолей, поэтому   его относят к однодольным. У подорожника зародыш имеет две семядоли, поэтому его относят к двудольным)

 

2. Какое из семейств двудольных отличается большим разнообразием плодов? Какие виды плодов образуют его представители?

(Костянка – вишня, слива; многокостянка – малина; многоорешек – шиповник; яблоко – яблоня, груша, рябина. Семейство розоцветных).

3. Цветки растений в пределах этого семейства отличаются удивительным однообразием. Изменяясь по величине и окраске лепестков (белая, желтая, розовая, лиловая) , они сохраняют почти неизменным свой план строения.

К какому семейству растений подходит такая характеристика?  Какой план строения цветков у его представителей? (Семейство бобовых. Чашечка цветка состоит из 5 сросшихся чашелистиков; венчик из 5 лепестков; 2 из них срастаются. Лепестки имеют особые названия: верхний, обычно самый крупный – парус, боковые – весла, 2 сросшихся – лодочка. Внутри лодочки расположен пестик окруженный 10 тычинками. У большинства растений нити 9 тычинок срастаются , а одна остается свободной).

4. Давно было замечено, что клевер, чечевица, люпин повышают плодородие почвы. Выращиваемые после них растения дают высокий урожай. Как можно объяснить такое явление? К какому семейству относятся эти растения? (Семейство бобовых. В корнях этих растений поселяются клубеньковые бактерии, способные усваивать газообразный азот из почвенного воздуха и таким образом снабжают эти растения азотом, необходимым для их жизнедеятельности. Отмирая, растения обогащают почву соединениями азота).

Задание № 3

К прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений подберите названия хорошо известных вам растений. Например, отец – и – отчим – мать – и – мачеха.

1. Заячье лыко – волчье лыко

2. Зверолюб – зверобой

3. Василий – да – Ольга – иван – да - марья

4. Марья – кофе – иван - чай

5. Камнеставка – камнеломка

6. Забывалка – незабудка

7. Познецвет – первоцвет

8. Подопушник – подорожник

9. Огородник – пустырник

Задание № 4

Используя  учебник, закончите предложение:

Систематический признак двудольных -  наличие двух семядолей в зародыше.

Отличительные особенности двудольных: 1)  корневая система – стержневая, с развитыми боковыми корнями.; 2) Листья как простые , так и сложные, с сетчатым расположением жилок;  3) цветки пяти – и четырехчленного типа (т.е. число чашелистиков и лепестков кратно четырем или пяти); 4) эндосперм в созревших семенах хорошо выражен  у ряда семейств (пасленовые, зонтичные), но у бобовых, сложноцветных и других развит слабо или вообще отсутствует, и запасные питательные вещества находятся в семядолях зародыша.

Культивируемые и дикорастущие цветковые растения объединяют в важнейшие семейства крестоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных, розоцветных и др.

Задание № 5

Игра  «Четвертый лишний»:

Назовите лишнее растение. Почему оно лишнее?

  1. Шиповник                                              1. Тюльпан (лилейные)
  2. Земляника                                               2. Груша
  3. Астра (сложноцветные)                                 3. Рябина
  4. Малина                                                    4. Боярышник

  1. Фасоль                                                     1. Клевер
  2. Горох                                                       2. Донник
  3. Лилия (лилейные)                                          3. Пырей (злаковые)
  4. Акация                                                     4. Чина

     

  1. Георгин                                                     1. Картофель
  2. Одуванчик                                                 2. Паслен
  3. Пижма                                                        3. Петуния гибридная
  4. Роза (розоцветные)                                             4. Ромашка (сложноцветные)

Задание № 6

Тесты:

1. У шиповника плод –

а) ягода

б) многоорешек

в) костянка

г) многокостянка

2. Баклажан относится к семейству:

а) бобовых

б) розоцветных

в) пасленовых

г) крестоцветных

3. Для растений семейства крестоцветных характерно соцветие:

а) головка

б) корзинка

в) колос

г) кисть

4. Плод капусты:

а) сухой односемянный

б) сухой многосемянный

в) сочный односемянный

г) сочный многосемянный

5. Плод акации это:

а) стручок

б) боб

в) коробочка

г) зерновка

6. Растения семейства бобовых содержат много:

а) воды

б) белка

в) жира

г) минеральных веществ

7. Плод ежевики это:

а) ягода

б) костянка

в) многоорешек

г) многокостянка

8. Какие органы капусты белокочанной употребляются в пищу:

а) корнеплод и плод

б) стебель и листья

в) листья

г) корни

9. Какие жизненные формы встречаются в семействе розоцветных?

а) деревья

б) кустарники

в) травы

г) все формы

10. Двойной околоцветник состоит из:

а) чашечки и венчика

б) тычинки и венчика

в) чашечки и тычинок

г) пестика и венчика

11. Характерными для бобовых соцветиями являются:

а) простой зонтик и корзинка

б) колос и метелка

в) головка и кисть

г) щиток и сложный зонтик

12. Какая часть картофеля представляет опасность для человека:

а) листья

б) стебли

в) плоды

г) клубни

13. Основным признаком сложноцветных является:

а) сетчатое жилкование листьев

б) соцветие корзинка

в) две семядоли в зародыше                 г) стержневая корневая система

Задание № 7

Работа в тетради с печатной основой: Стр 46 № 50.

Изучите таблицу «Основные семейства покрытосеменных растений». Рассмотрите рисунки на стр. 47. Напишите названия изображенных растений и семейств, к которым они относятся.

1. тюльпан (лилейные), 2. капуста (крестоцветные), 3. фасоль (бобовые), 4. вишня (розоцветные), 5. земляника (розоцветные), 6. томат (пасленовые), 7. клевер (бобовые),

8. василек (сложноцветные), 9. астра (сложноцветные), 10. паслен (пасленовые), 11. овес (злаковые).

Задание № 8

кроссворд: «Надо подумать!»

к

о

м

п

о

т

г

п

с

я

ы

р

о

е

о

и

ч

т

к

п

р

л

р

м

е

о

о

а

ы

е

е

н

в

л

н

н

н

н

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

В клеточки вставьте названия растений, которые оканчиваются на «ь».

  1. Листья этого растения похожи на след копытного животного.
  2. Овощ – корнеплод.
  3. Дерево, широко применяемое для озеленения городов.
  4. Комнатное растение с сильным специфическим запахом.
  5. Дикорастущее травянистое растение с сильным горьким запахом.
  6. Кустарник с душистыми цветками, собранными в крупные соцветия.
  7. Пищевой злак.

Задание № 9

Загадки:

  1. На плечах Игнашки

43 рубашки –

все из ткани отбеленной,

а поверх – пиджак зеленый

(капуста кочанная)

2. Из растений чей портрет

выбит на монете?

Чьих плодов нужнее нет

на земной планете?

(пшеница)

3. Золотое решето

черных домиков полно.

Сколько черненьких домков –

столько беленьких жильцов.

(Подсолнечник)

4. Белым шариком пушистым

я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

и остался стебелек.

(одуванчик)

5. Не жил в ягоде жучок,

и не кушал червячок,

а сорвал ее с куста,

глядь – середка вся пуста.

(плод малины)

6. Что же это за подвох?

вдруг на дереве –

горох!

( акация)

7. Цветок – напрасный,

плод – опасный.

А поле все засажено.

(картофель)

8. Ягода красна,

ягода вкусна,

режь да соли!

Ешь да хвали!

(томат)

Подведение итогов урока. Домашнее задание: стр 83 – 87.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игры на уроках биологии и внеурочной деятельности

В методическом пособии приведены возможности использования игровых технологий в эколого-биологическом образовании...

Нетрадиционный урок Использование игры на уроках географии.

При проведении нетрадиционнных уроков географии с использовании элементов игры учащиеся  вовлекаются в процес обучения с удовольствием и непринужденно,что в итоге вызывает заинтересованность в из...

Использование игры на уроках английского языка.

Сиуативная игра на уроках иностранного языка. Целесообразность использования игры....

Использование технологии проблемного обучения на уроках ботаники

В данном материале приводится подборка проблемных задач и вопросов по ботанике...

Методические рекомендации по использованию Игры на уроках английского языка

Использование различных игр на уроках английского языка в средней школе...

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацией след...

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка. Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацие...