Внеклассное мероприятие - экологический праздник "День рождения Елочки"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Методическая разработка составлена в рамках акции "Живи, Елка!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_prazdnik.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки администрации Губкинского городского округа.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Г. Губкина Белгородской области.
Акция «Живи, ёлка!»
Номинация «Сохраним леса России»
Методическая разработка мероприятия
«День рождения Ёлочки»
Провела: учитель биологии
МАОУ «СОШ №16»
Будникова Алла Анатольевна
Губкин-2012
Мероприятие "День рождения Ёлочки"
(экологический праздник)
А.А. Будникова
Пояснительная записка.
Цель: повышение уровеня экологического сознания учащихся, формирование у них ответственного отношения к окружающей природе.
Задачи: формировать познавательный интерес и эмоционально положительное отношение детей к природе; показать огромное значение леса в природе и жизни человека; раскрыть роль охраны хвойных растений и окружающей природы; доставить детям радость от проведения праздника.
Форма проведения – экологический праздник.
Метод проведения: словесный, наглядный, игровой.
Возраст детей: 11-12 лет.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, искусственная ёлка, надпись «С днём рождения», подарки для участников, буклеты, музыка и мультфильм «В лесу родилась ёлочка».
Методические советы на подготовительный период.
Необходимо заранее купить подарки для гостей; подготовить презентацию, буклеты, жетоны, собрать искусственную ёлочку; дать учащимся задание нарисовать плакаты на тему: «Не рубите елочку!»; дать ученику выучить стихотворение «Плач ёлки».
Сценарный план.
- Вступительная беседа.
- Просмотр презентации «День рождения Ёлочки».
- «Зелёная викторина».
- Просмотр мультфильма и исполнение песни «В лесу родилась елочка».
- Чтение стихотворения «Плач ёлки».
- Конкурс «Что такое лес?».
- «Игра – лес».
- Правила поведения в лесу.
- Изготовление подарков с пожеланиями ёлочке (бумажных сердечек).
- Дети вешают сердечки на ёлку.
- Угощения (конфеты) от именинницы.
- Чтение стихотворений на тему «Сохраним хвойные растения».
- Домашнее задание.
- Хоровод вокруг ёлки.
Ход мероприятия.
1. Вступительная беседа
Педагог: Сегодня у нас, ребята, необычное мероприятие, праздник «День рождения Ёлочки» (Показ слайда №1).
Вот она виновница торжества (Педагог представляет елочку).
День рождения! Каждый из нас не раз бывал на таком семейном празднике, где царит мир и тепло домашнего очага, где всегда рады гостям, а в центре внимания - именинник! Сегодня такой праздник у нас с вами.
Перед тем как пригласить всех гостей за праздничный стол, хозяева дома предлагают им пролистать свой семейный альбом. Давайте и мы узнаем историю нашей зелёной красавицы, а затем мы поздравим нашу именинницу.
2. Просмотр презентации «День рождения Ёлочки»
Педагог: Познакомьтесь, это ёлочка мама. Дерево достигает 20-50 м в высоту, доживает до 500 лет. Образует стройную пирамиду кроны с приподнятыми на концах ветвями. Ствол крупный, прямой, покрыт красновато-коричневой чешуйчатой корой. К роду елей относятся 45 видов, растущих по всему свету. Есть ели с голубоватой, синевато-белой, золотисто-желтой хвоей и традиционно зелёной (Показ слайда №2).
Педагог: Хвоя. Ель считают вечнозеленой породой. Хвоинки колючие, четырехгранные, острые. Но хвоя у ели не вечная. Хвоинки, отслужив свою службу, через 7-9 лет опадают. Каждую осень ель сбрасывает не меньше седьмой части хвои, невидимо, постепенно сменяя свой вечнозеленый наряд (Показ слайда №3).
Педагог: Шишки ели. Шишки появляются на верхушках прошлогодних веток. Шишки у ели узкие и длинные. В конце зимы шишки открываются и оттуда вылетают семена (Показ слайда №4).
Педагог: Семена ели. Семена ель начинает приносить в сомкнутых насаждениях, когда им исполняется около 50 – 60 лет. Семенные ее годы бывают через 5 – 6 лет. Их наступление замечается уже в предшествующую осень по изобилию лежащих на земле кончиков побегов, отгрызенных белкам (Показ слайда №5).
Педагог: Маленький росточек. Крылатые семена подхватывает ветер и по снежному насту уносит их далеко от родного дерева. Из семян вырастают молодые нежные елочки. (Во так выглядела наша ёлочка летом, в первый год когда были посеяны семена) А вы знаете, как быстро растёт елочка? (Показ слайда №6).
Педагог: Оказывается рост деревьев в первые годы медленный. С 25 – 30 лет рост значительно усиливается и сохраняется равномерным часто даже в 100-летнем возрасте (Показ слайда №7).
Педагог: Хвойные растения являются украшением города. В нашем городе растёт много ёлочек и сосен, назовите, где, возле каких административных зданий вы встречали хвойные растения.
Ученики: отвечают. (Показ слайдов 8-11).
Педагог: Молодцы я очень рада, что вы так активны.
Педагог: Ребята, какое значение имеют хвойные растения? РР
Учащийся 1: Древесину хвойных деревьев используют при строительстве кораблей, домов, мебели.
Учащийся 2: Из древесины сосны изготавливают искусственных шелк, а из ели – бумагу.
Учащийся 3: Воздух в хвойных лесах очень целебный. Хвойные растения выделяют в воздух лечебные ароматические вещества, которые убивают болезнетворных микробов. (Показ слайда №7).
Педагог:
Всем, сидящим в зале, -
Дружеский привет.
Зелёной нашей ёлочке
Исполнилось пять лет
А это значит - юбилей!
И вовсе нет сомненья,
Мы все сегодня собрались
На День её рожденья!
Педагог. А как вы считаете, без чего не бывает дня рождения?
Учащиеся: без музыки, без песен, и игр...
Педагог. Мне бы хотелось провести для вас «Зелёную викторину», а почему зелёную вы я думаю, догадаетесь.
3. «Зелёная викторина»
1. Зимой и летом зелена,
В лесу живёт она,
А на ней иголки
И коротки и колки. (Ель)
2. Осень листья расшвыряла,
И деревьям зябко стало.
Только ель средь них одета.
Из чего одежда эта? (Хвоя)
3. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
4. Что общего у мальчишки - драчунишки и сосны? (Шишки.)
5. Сок сосновый густ, как мед,
И такого ж цвета.
Кто, ребята, назовет
Сок липучий этот? (Смола)
6. Из смолы древних хвойных деревьев образовался драгоценный камень, из которого делают красивое ожерелье. Кто знает, как он называется? (Янтарь)
7. И девчонки и мальчишки
Все иметь хотели б шишки –
На орешки очень щедр
Богатырь – сибирский! (Кедр)
8. У маленькой елки
Колкие иголки,
Шарики синие,
Словно в инее (Можжевельник)
9. Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок, (Лиственница)
10. Утро, в каком лесу изобразил Шишкин на своём известном полотне «Утро в сосновом лесу»?
(Педагог раздаёт жетоны за правильные ответы, награждает победителя)
Педагог: На дне рождения обычно поют песенки, давайте, и мы с вами вспомнить песенки в которых упоминается наша именинница
Дети называют песни о ёлочке («В лесу родилась елочка», «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Зелёная красавица» и т. д.)
4. Просмотр мультфильма «В лесу родилась елочка», дети поют вместе песню.
(Педагог обращает внимание на то, что в большинстве песенок ёлочка оказывается срубленной).
Педагог: Всем хороша живая ель: у нее мягкие лапы и колкие иголки, неповторимый запах смолы и леса, природная строгость изумрудного наряда в сочетании с царской роскошью новогоднего убранства. Одно лишь нестерпимо жаль: когда заканчивается новогодние праздник и на следующее утро улицы заполняют выброшенные обнаженные деревца, ставшие за один день ненужными и отвергнутыми. А сколько лет еще они могли бы расти и служили домиками для лесных обитателей, дарили тень и прохладу в жаркий летний полдень, уберегали от ветра и бури зимними морозными вечерами. . (Показ слайдов №13-14).
5. Чтение стихотворения «Плач ёлки»
Ученица:
Ёлка мигнула ресницами,
Блеснула огнями стекла
И речь свою грустную – грустную
С вопроса ко мне начала:
«Зачем меня жизни лишили?
Зачем этот блеск, мишура?
И песни и пляски-
не в радость.
Взгляни на меня, детвора!
Я плачу, что нет здесь простора.
Нет ветра, нет снега такого,
Чтоб в шубу меня нарядили
И песню зимы сотворили!
Где ж танец зимней метели?
Снежинок где хоровод?
Не слышу я сказок леса
Оглохла совсем у вас – вот!..»
И ёлка ресницы сомкнула,
Тихонько – тихонько всплакнула,
И – нечего делать - вздыхать:
Она начала умирать.
Красавица стала бледнеть
(Так страшно было смотреть!)
Посыпались иглы, игрушки…
Не стало зелёной подружки.
Педагог: А вы знаете, где растут ели? (правильно в лесу)
6. Конкурс «Что такое лес?»
((Педагог раздаёт листочки с пословицами. Участникам (в парах) предлагается пословица или высказывание смысл понимания которых им необходимо объяснить)
Лес – родной дом растениям и животным.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!
Враг природы тот, кто лес не бережет.
Лес – это богатство и краса, береги наши леса!
Люби лес, люби природу, вечно будешь мил народу.
Лес – это «легкие» планеты.
Лес – это зеленый наряд нашей Земли.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары.
Лес – это «зеленое золото»
Педагог. Молодцы ребята как много важного вы сказали о лесе, о его пользе и необходимости его защиты. Роль лесов на планете велика. Леса очищают воздух, задерживают осадки, закрепляют почву, участвуют в процессе фотосинтеза, обеспечивая воздух кислородом. Кроме того лес – это место обитания животных, а так же сырьё для промышленности.
Вы очень хорошо справились с этим конкурсом. Давайте поиграем.
7. «Игра – лес»
Педагог: Я задаю вопрос – вы отвечаете.
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес?
Или рама, двери, пол. Это лес?
А пенал красивый наш. Это лес?
Или этот карандаш. Это лес?
Ну а стол, скамейка, парта. Это лес?
А тетрадка, книга, шкаф. Это лес?
Оглянись, все вокруг-
Это наш зеленый друг!
Педагог: Ребята, а что страшнее всего для леса?
(Высказывание детей: пожар, мусор, рубка.)
Педагог: Очень важно, чтобы вы осознавали, что людская беспечность – вот главная причина беды. К сожалению, многие рассуждают так: чего- чего, а уж лесов на белом свете видимо-невидимо, никто их не сеял, не сажал – сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет.
– Но будет ли?
Мы порой безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё сгубим, 3
А гордимся природой
И отечество любим.
8. Правила поведения в лесу.
Педагог: Ребята, людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес! Жизнь леса зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения. Что должен знать и уметь юный защитник леса? (Дети называют правила поведения в лесу).
А вот послушайте стихотворение о том, что произойдет, если не выполнять правила поведения в лесу.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Педагог: Как вы думаете, что произошло? Легче не допускать пожара, чем его тушить!
9. Изготовление подарков с пожеланиями ёлочке (бумажных сердечек). (Учащиеся вырезают сердечки и пишут на них пожелания ёлочке)
Педагог. Праздник продолжается, и пришло время подарить подарки нашей имениннице. Эти бумажные сердечки символизируют не только нашу любовь к елке, но и ко всему русскому лесу! Отдавая подарки ёлочке, пожелайте ей что-либо в ее праздник.
10. Дети вешают сердечки на ёлку (Дети дарят подарки ёлочке).
Педагог: Я очень рада, что услышала от вас столько добрых и приятных пожеланий в адрес ёлочки. Думаю, елочке вы понравились, она останется навсегда жить у нас в школе, на школьном дворе, наполняя воздух полезным и приятным хвойным ароматом и сказанные в её адрес пожелания - стать самой красивой ёлкой нашего города обязательно исполнятся.
11. Угощения от именинницы.
Педагог: Обратите внимание на сундучок - это ёлочка вам приготовила подарочки – угощения (Педагог раздаёт конфеты).
12. Чтение стихотворений на тему «Сохраним хвойные растения».
Учащийся 1:
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я так боготворю деревья,
Их доверьем дорожу.
В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,
Как по храму, по лесу хожу.
В природе шагу не ступить,
Чтоб тотчас так и сяк
Ей чем-нибудь не навредить
За этот самый шаг.
Учащийся 1:
Мы порой безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё сгубим,
А гордимся природой
И отечество любим.
Педагог:
Наступил момент прощанья,
Будет краткой моя речь,
Всем желаю я здоровья
И таких вот добрых встреч.
Пусть побольше будет смеха
Доброта царит во всем.
Земля планета наша
Зеленеет с каждым днём
Давайте все пообещаем
Российский лес хранить,
А елочке красавице
о ней не позабыть!
(Показ слайда №15)
Педагог: Ребята, я раздам вам буклеты, а вы их прочитаете дома всем своим родным людям, размножите их и раздадите знакомым и прохожим возле вашего дома или в других местах. Так вы приумножите доброе и практически поможете сохранению хвойных растений (Педагог раздаёт буклеты).
13. Домашнее задание.
Педагог: Ребята, в защиту ёлочки сочините стихотворение, рассказ или сочинение (Показ слайда №16).
14. Праздничный хоровод вокруг елки.
(Дети водят хоровод вокруг ёлочки, поют песню «Как на Ёлочкины именины испекли мы каравай»)
Методические советы организаторам и постановщикам.
Занятие можно проводить в классе, но парты надо поставить лесенкой или сделать общий стол. Необходимо создать праздничную обстановку, как на дне рождения. На доске необходимо поместить выставку плакатов, а ёлочку расположить в центре класса, чтобы акцентировать внимание на ней.
Методические советы на период ближайшего последействия.
Для закрепления полученного результата педагог предлагает учащимся сочинить стихотворение, рассказ или сочинение на тему защиты хвойных растений от вырубания на новогодние праздники. Можно предложить учащимся сделать новогодний букет вместо ёлки и поставить его дома, сделать фотографию композиции и принести её на следующее занятие.
Литература.
- Калейдоскоп школьных дел. Выпуск 2: методические рекомендации/ Авт. – сост. Щербакова В.М., Смекалова Е.М. – Псков, ПОИПКРО,1997.
- Сайт: http://yakovl.yarono.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие интеллектуальная игра: "Рожденная быть математиком".
Играя в интеллектуальную игру воспитанники знакомятся с жизнью и деятельностью первой русской женщины – математика, члена корреспондента Санкт-Петербургской Академии наук, , профессора Стокгольмского ...
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню рождения числа ПИ » (3.14 в 1.59 о полудни в 2014г.) «Это загадочное число Пи»
Цели мероприятия:− развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их математической культуры;−...
внеклассное мероприятие ,сценарий день рождения детского дома
Сценарий праздничного мероприятия день рождения детского дома."Под крыше...
Внеклассное мероприятие - проектное задание «Новогодняя елочка своими руками».
Внеклассное мероприятие - проектное задание «Новогодняя елочка своими руками»....
Самоанализ внеклассного мероприятия. Проектное задание «Новогодняя елочка своими руками».
Самоанализ внеклассного мероприятия. Проектное задание «Новогодняя елочка своими руками»....
Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс
laquo;Внеклассное мероприятие экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...
Внеклассное мероприятие "Проект Сбережем жизнь елочке"
В материале представлен сценарий краткосрочного проекта "Сбережем жизнь елочке"...
Комментарии
Внеклассное мероприятие - экологический праздник "День рождения