Игра «Самый умный» (внеклассное мероприятие по биологии)
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Мухаметзянова Рузалия Равильевна

Игра «Самый умный» предназначается для учащихся 8-9классов. Она не только закрепляет знания по ранее изученному материалу, но и способствует развитию кругозора, интеллектуальных способностей, эрудициив области изучения биологии. Структура внеклассного мероприятия включает в себя следующее: 1.вступительное слово учителя; 2.Iраунд: «Разминка»; 3.IIраунд: «Полуфинал»; 4.IIIраунд: «Финал»; 5.подведение итогов; 6.награждение победителей. Каждый этап игры включает разъяснения по поводу его проведения. Данную игру в процессе обучения можно использовать как отдельное внеклассное мероприятие, а так же, как фрагмент урока при изучении той или иной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bneklasnoe_meropriyatie.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

 Игра «Самый умный» (внеклассное мероприятие  по биологии)

Цели:

- Продолжать учить добывать самостоятельно дополнительную информацию, и уметь её применять.

- Продолжать развивать наблюдательность, интерес к изучению биологии.

- Воспитывать дух соревнования, точность и быстроту ответов.

Форма работы: индивидуальная

Оборудование:

- карточки с номерами (1,2,3);

- название категорий;

- жетоны;

- медаль победителю;

- грамоты победителю и полуфиналистам (1,2,3 места)

Ход игры.

        Здравствуйте уважаемые игроки. Сегодня  мы собрались на игру «Самый умный». Вам предстоит показать свои знания, интеллект, эрудицию в области изучения биологии. Вас ждёт увлекательная игра. Напоминаю вам правила. Игра состоит из трёх раундов. В первом раунде вам будет задано 18 обязательных вопросов и предложено три варианта ответа к каждому из них. Второй раунд – «Полуфинал». В полуфинал выходят 3 человека. Третий раунд - «Финал», в нём примут участие 2 игрока. После этого раунда, мы узнаем, кто удостоен звания «Самый умный». Итак, начинаем игру.  

I раунд: «Разминка».  

Участвует 6 человек.  После заданного вопроса игроки поднимают карточки с номером правильного ответа. За правильный ответ игроки получают жетон. После 18 обязательных вопросов подводим итог. Определяем полуфиналистов. Если возникает спор, задаём ещё 6 дополнительных вопросов.

Обязательные вопросы:

  1. К прокариотам относятся организмы:

1) клетки, которых не имеют оформленного ядра;

2) одноклеточные организмы;

3) клетки, которых содержат одно или несколько ядер.

2. Одноклеточные бактерии, имеющие форму палочек, называются:

1) бациллами

2) кокками

3) спириллами

        3. Плодовое тело у шляпочных грибов состоит из:

1) шляпки и ножки

2) шляпки и трости

3) кепки и пенька

4. Какое из соединений является наиболее энергоёмким?

        1) белок

        2) жир

        3) углевод

5. Сердце у птиц:

        1) 3-х камерное

        2) 4-х камерное

        3) 2-х камерное

           6. Клубень картофеля – это:

                1) видоизмененный побег

                2) видоизмененный корень

                3) видоизмененный стебель

        7. Опыление у сосны обыкновенной осуществляется:

                1) ветром

                2) насекомыми

                3) самоопылением

8. Сколько костей в скелете человека:

        1) около 150

        2) свыше 200

        3) свыше 300

9. Число позвонков в шейном отделе у мыши, жирафа, крота:

        1) разное

        2) 7

        3) от 7 до 10

10. Из указанных ниже растений к классу двудольные относятся:

        1) рис посевной

        2) яблоня домашняя

        3) кукуруза

11. Тип нервной системы млекопитающих:

        1) трубчатый

        2) узловой

        3) сетчатый

12. Образование новых клеток и рост стебля в толщину обеспечивает:

        1) пробка

        2) камбий

        3) древесина

13. Какую часть массы тела медузы составляет вода?

        1) 52%

        2) 75%

        3) 97%

14. У кого роющие конечности?

        1) мухи

        2) медведки

        3) клопа

15. Для вишни и примулы характерно соцветие:

        1) кисть

        2) щиток

        3) зонтик

16. К пресноводным рыбам относятся:

        1) треска

        2) форель

        3) сельдь

17. Развитие рахита у детей происходит от  недостатка в пище витамина:

        1) С

        2) D

        3) B

18. Какое дыхание у земноводных?

        1) только кожное

        2) только легочное

        3) легочное и кожное

Дополнительные вопросы:

19. Самая высокая скорость тока крови в:

        1) артериях

        2) венах

        3) капиллярах        

           20. Запасным углеводом растений является:

                1) гликоген

                2) крахмал

        3) глюкоза

21. Температура тела птиц:

        1) 300С

        2) 360С

        3) 420С

            22. Тело водорослей называют:

                1) талломом или слоевищем

                2) колонией

        3) мицелием

23. Среда обитания хордовых:

        1) наземная

        2)почва и водная среда

        3) почва, водная, воздушная и надземная среды

24. Для смородины характерен плод:

        1) ягода

        2) орех

         3) костянка

- Полуфиналистами стали … (называем имена трёх игроков). С ними мы переходим во второй раунд.

  II раунд: «Полуфинал» 

Второй раунд состоит из двух полуфинальных попыток. До начала проводим жеребьёвку.

- После проведённой жеребьёвки отвечать будем в следующем порядке … (называем имена игроков, кто за кем будет отвечать). Предлагаю вам следующие категории (категории вывешены на доске):

Человек

Загадки

Да или нет?

Плоды

Термины

Птицы

- Этот раунд проходит в два этапа. Вы выбираете категорию и отвечаете на 10 вопросов в течение 1 минуты. За каждый правильный ответ, получаете жетон. Итак, начинаем первую полуфинальную попытку (игроки по очереди выбирают категорию и отвечают на вопросы).                 – Сыграна первая половина полуфинала. После первого этапа у игроков следующие результаты … (называем количество очков каждого игрока). Всё может измениться во втором этапе, отстающие могут стать лидерами, и наоборот. Начинаем второй этап полуфинала. Остались следующие категории … (называем оставшиеся категории). Выбираем оставшиеся категории.  Итак, вторая полуфинальная попытка (игроки по очереди выбирают оставшиеся категорию и отвечают на вопросы).                                                                                                                                                             -  Подводим итоги второго раунда. В финал прошли … (называем имена двух игроков).                                                        

Категория: «Человек»

  1. При недостатке гормона поджелудочной железы – инсулина развивается болезнь…(диабет)          2. Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет (1100-2000г.)                                      3. Какая часть глазного яблока является выпукло-вогнутой линзой (хрусталик)                                                  4. Зрительная зона полушарий большого мозга располагается в…(затылочной доле)                               5. Осязание – это способность воспринимать…(давление, прикосновение)                                                 6. Крестцовый отдел позвоночника состоит из (5 позвонков)                                                                         7. Сколько тазовых костей у человека (две)                                                                                                      8. У человека более…мышц (600)                                                                                                                         9. В мм3 крови содержится …эритроцитов (4,5-5млн)                                                                                         10. В теле человека вода в среднем составляет (60 – 65%).

Категория: «Термины»

  1. Сосуды, несущие кровь от сердца… (артерии)                                                                                             2. Процесс образования органических веществ из неорганических на свету, в хлоропластах листа… (фотосинтез).                                                                                                                                         3. Обоеполое животное… (гермафродит)                                                                                                      4. Группа цветков собранных в определённой последовательности…(соцветие)                                     5. Процесс восстановления утраченных частей тела…(регенерация)                                                          6. Группа клеток сходных по строению и выполняющих одни и те же функции (ткань)                            7. Функциональная единица всех живых организмов…(клетка)                                                                  8. Процесс воспроизведения себе подобных - (размножение).                                                                  9. Способность организма перемещаться в пространстве…(движение)                                                    10. Определённая часть тела, выполняющая определённую функцию…(орган).

Категория: «Да или нет?» (Насекомые)

1. Насекомые есть везде, кроме Антарктики (Нет, в Антарктике найдены бескрылые комары дергуны, ногохвостки)                                                                                                                                2. Самые крупные насекомые – обитатели тропиков (Да)                                                                           3. Дыхание насекомых осуществляется с помощью трахейной системы или через покровы.(Да)                          4. Конечности, служащие для передвижения насекомых, находятся на грудном и брюшном отделах.(Нет, только на грудном отделе)                                                                                                   5. На голове насекомых находятся основные органы чувств, и органы захватывания пищи. (Да)         6. Насекомые размножаются только половым путём. (Нет)                                                                          7. Взрослые насекомые не линяют и, следовательно, не растут. (Нет)                                                           8. Все виды муравьев и термитов – общественные насекомые. (Да)                                                           9. Большинство насекомых – вредители. (Нет, их всего лишь 1%)                                                               10. Самый многочисленный отряд насекомых – жуки. (Да)

Категория: «Загадки»

1.  Цветок напрасный, плод опасный. (Картофель)                                                                                                                                           2.  Виляет хвостом туда-сюда, и нет её, и нет следа. (Рыба)                                                                                                                                 3.  Зной в травинку подышал и надул воздушный шар, ветерок единым духом, шар пустил по   свету пухом. (Одуванчик)                                                                                                                                   4.  Стоит копна спереди вилы, сзади метла. (Корова)                                                                            5.  Что в хлебе родится, а есть, не годится? (Василёк)                                                                    6.  Крылатый, горластый, красные лапы. (Гусь)                                                                           7.  Вроде сосен, вроде елок, а зимою – без иголок. (Лиственница)                                                     8.  Рук нет, а строить умеет. (Птица)                                                                                         9. Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (Петух)                                                                 10. Само с кулачок, красный бочок пальцем тронешь гладко, а откусишь сладко. (Яблоко).  

Категория: «Плоды»

1. У огурца развивается плод – тыквина.                                                                      2. Для смородины характерен плод – ягода.                                                                                                    3. У лещины обыкновенной формируется плод – орех.                                                                                      4. У малины плод – многокостянка.                                                                                                                     5. Плод у гороха называется – боб.                                                                                                           6. У мака развивается плод – коробочка.                                                                                                             7. Плод у черёмухи – однокостянка.                                                                                                                  8. Плод у пшеницы – зерновка.                                                                                                                         9. Плод у картофеля – ягода.                                                                                                                              10. Плод у земляники – многоорешек.

Категория: «Птицы»

1. У этой кочующей птицы поют и самцы, и самки (снегирь)                                                                           2. Эта птица выводит птенцов зимой (клест)                                                                                                   3. А какая сова охотится днём? (полярная сова)                                                                                                     4. Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и груди длинный чёрный галстук, спинка, крылья и хвост – тёмные, грудка – ярко-жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась (синица)                           5. Не человек, а говорит (попугай)                                                                                                             6. Какой город носит название птицы? (орёл)                                                                                                                                                                                                                 7. Всех я за день навещу, всё, что знаю, растрещу (сорока)                                                                             8. Самая крупная птица? (африканский страус: рост-2,7м, вес-70-90кг)                                                     9. Самая маленькая птичка? (колибри: размер не больше шмеля)                                                                  10. Самая быстрая птица? (стриж).

III раунд: «Финал»

До начала проводим жеребьёвку. Кому достаётся первый номер, тот выбирает первым категорию и начинает отвечать. Вопросы задаются по очереди.                                                                                                                         - Вам предлагается две категории «Приметы»  и «Цветы» выбирайте. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл, если соперник затрудняется или отвечает неправильно, то вы может ответить на его вопрос и заработать 2 балла. Итак, финал.

Приметы

 

Цветы

Категория: «Приметы»

1. Ласточка низко летает - … (к дождю).

2. Кошка свернулась в клубок - … (к морозу).

3. Лягушки молчат - … (к холодной погоде).

4. Вечерняя роса - … (ясная погода на завтра).

5. Гром ранней весной - … (перед холодом).

6. Облака плывут быстро и высоко - … (к хорошей погоде).

7.  Поздний расцвет рябины - … ( к долгой осени).

8. Зима морозное - … (лето жаркое).

9.  Зима снежная - … (лето дождливое).

10. Пчелы сидят на стенках улья - … (к сильной жаре).

Категория: «Цветы»

 1. Белая корзинка, золотое донце в ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка).

 2. Название этого цветка произошло от турецкого «турбан». (Тюльпан).

 3. Царица цветов - … (Роза)

 4. Цветок – символ Афин. (Фиалка).

 5. Любимый цветок П.И.Чайковского. (Ландыш).

 6. В народе этот цветок зовут полевыми слезками, искорками, звездочками,

      а также цветком   революции. (Гвоздика).

 7.  Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый.

     Только жаль, что не пушистый. (Василёк).

 8. В переводе название этого цветка «звезда». (Астра).

 9. Самовлюбленный, как … (Нарцисс)

  10. Цветёт душистая … (Сирень).

- Подводим итоги. С результатом … баллов победителем становится…(называем имя игрока).                       Сегодня …(называем имя игрока) удостоен звания «Самый умный».

 (Проводим награждение победителя).

- Это была игра «Самый умный». Встретимся на игре в следующий раз. Спасибо всем участникам за интересную игру.

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятия по информатике и ИКТ. Игра «САМЫЙ УМНЫЙ» по теме «Информация и информационные процессы».

Внеклассное мероприятия по информатике и ИКТ. Игра  «САМЫЙ УМНЫЙ» по теме «Информация и информационные процессы»....

Обучающая игра «Скорая помощь». Внеклассное мероприятие по биологии

http://festival.1september.ru/articles/647513/Обучающая игра «Скорая помощь».Внеклассное мероприятие по биологии.Цель игры:·         освоение знаний о безопасно...

Биологическая игра"Угадай растение"Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 6 классов

I турОрганы растенияII тур"Вкусные пришельцы"III тур"Отгадай загадку"финал...

Внеклассное мероприятие – игра «Самый умный математик» для учащихся 6-7 классов

Игра состоит из разминки и пяти туров. В игре участвуют 8 участников. Перед первым туром проводится разминка. Участникам будет задано 16 вопросов плюс три ребуса. Время на обдумывание вопроса не более...

Внеклассное мероприятие – Игра «Самый умный математик» для учащихся 6-7 классов

Цели: - способствовать проявлению индивидуальных творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.Задачи:- в увлекательной игровой форме углубить знания по алгебре и м...

"Самый умный". Внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие "Самый умный". Интеллектуальная игра....