Лишайники
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

 

В конспекте хода урока содержится:  

  • цели, достигаемые на каждом  технологическом этапе урока;
  • Формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности  на каждом этапе урока.
  • Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии  с целями этого этапа.
  • Способ демонстрации каждого задания и образец правильного его решения.
  • Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем  при организации  работы по выполнению каждого задания
  •  Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки
  • Способ контроля и самоконтроля  правильности выполнения  каждого задания
  • Способы исправления  ожидаемых ошибок
  • Перечень дидактических средств, необходимых для организации  работу учащихся  на каждом этапе
  • Образец оформления доски

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lishayniki_kucheryavenkoo.m..doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5 Красноармейский район

Конспект урока на основе

системно- деятельностного метода обучения

на тему:

            «Лишайники»

             5 класс

           Учитель биологии МБОУ ООШ №5

Кучерявенко Ольга Михайловна

П.Октябрьский

2012 г.

Схема плана урока

 на основе системно-деятельностного  метода обучения

Тема урока: Лишайники

Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ)

Цель урока: сформировать представление о лишайниках, как особой группе живых организмов.

Планируемый результат: познакомиться с лишайниками как с особой группой живых организмов; выявить их особенности, научиться распознавать типы слоевищ; выявить значение лишайников в природе и жизни человека

Задачи урока:

Воспитывающая: - воспитывать  бережное отношение к окружающей среде, умение работать в коллективе

Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний; развивать представление о многообразии и значении лишайников
Обучающая:  сформировать представление о жизнедеятельности и значении лишайников, изучить строение и различные виды данных организмов

Оборудование: гербарные экземпляры, медиаресурсы, таблицы

Ход урока

Название  технологических этапов урока, их  содержания

Конспект урока

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

На рисунке слайда учащиеся видят различные виды лишайников. Учитель рассказывает учащимся, что сегодня они познакомятся с удивительными организмами, которые одновременно являются кормом для животных, их используют в парфюмерии, применяют в медицине.

УУД Личностные: готовность к самообразованию.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

Когда вы идёте со школы каждый из вас, наверно, видел на коре деревьев различные корочки? Задумывались ли вы, что это такое?

( учащиеся дают ответ). Лишайники – своеобразная группа живых организмов, т.к. представляют собой симбиотический организм. А можете ли вы отличить мхи от лишайников?

 УУД Личностные: формирование учебно-познавательной мотивации

  1. Выявление  места и причины затруднения.

 

Учитель создаёт для учеников проблемную ситуацию противоречие. Как может один организм состоять из двух?  Мы выяснили, что это лишайники, но мы не обладаем полнотой знаний о строении и жизнедеятельности этой группы живых организмов.

УУД Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Поэтому сегодня мы изучим:

  1. Строение лишайников
  2. Жизнедеятельность
  3. Значение лишайников в природе и жизни человека

     

Какие источники информации нам понадобятся? Дети предлагают учебники, таблицы, гербарные экземпляры, медиаресурсы.

Учитель показывает таблицы с различными типами лишайников, у каждого на столах гербарные экземпляры лишайников и предлагает учащимся обсудить различные варианты реализации данного проекта. С помощью учебников учащиеся могут сказать, что необходимо изучить:

-питание

-размножение

-строение лишайников

-значение в природе и жизни человека

-внешний вид лишайников

УУД Регулятивные: планирование, какими путями мы будем достигать цели урока, целеполагание,

  1. Реализация  построения проекта

Далее учитель показывает рисунок на слайде «Внутреннее строение лишайников»  и акцентирует внимание на том, что главный отличительный признак лишайников – симбиоз 2-х организмов разных видов гриба и водоросли. На предыдущих уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью  различных грибов.

-Вспомните, какой тип питания характерен для грибов.

-Что такое симбиоз?

Вы помните, что грибы способны вступать в симбиотические отношения с корнями деревьев.

-Как называется симбиоз гриба и корней растения?

Интересно, что грибы вступают в симбиотические взаимоотношения не только, с корнями деревьев, но и с водорослями. Такой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. Далее учитель предлагает учащимся описать в тетради жизнедеятельность лишайников по следующей схеме  с помощь учебников и дополнительных  книг, разложенных на партах.

Учащиеся зачитывают свои ответы, при этом учитель спрашивает первого более слабого ученика, а его ответ дополняет сильный. Учитель в результате данного вида деятельности корректирует ответы учащихся.

 Следующий вид деятельности учащихся направлен на то, чтобы учащиеся знали, что существуют лишайники с различным  типом слоевища. Для этого учитель говорит, что тело лишайника называется слоевищем и задаёт вопрос.

- Вспомните, тело каких организмов тоже называется слоевищем.

Перед учащимися ставится проблемный вопрос: « На какие типы делятся лишайники в зависимости от типа слоевища?» Учитель делит класс на группы и каждой группе предлагает заполнить таблицу « Строение лишайников с различным типом слоевища» Затем учащиеся анализируют таблицу, учитель корректирует ответы учащихся, первые две колонки учащиеся заполняют самостоятельно, а третью колонку таблицы заполняют вместе с учителем.

Тип лишайников

Особенности строения

Примеры

Далее следует самостоятельная работа учащихся с учебником.

-Пользуясь текстом учебника ответьте на вопрос: каково значение лишайников в природе, а также в жизни и хозяйственной деятельности человека? (на выполнение задания отводится около 5 мин., после чего учитель берёт на проверку 2-3 тетради, а 2-3 ученика отвечают устно).

УУД Познавательные: Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Различать типы слоевищ  лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека . Объяснять явления , процессы связи и отношения выявляемые в ходе исследования.

  1. Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

 

Для закрепления первичного закрепления знаний учитель предлагает детям игру «Дискуссия». Для проведения игры необходимо выбрать экспертный совет из 3-6 учащихся, наиболее хорошо усвоивших материал. Затем класс делится на 3 команды ( можно по рядам). Учитель выдаёт командам конверты с заданиями. Задача команд доказать, что лишайники относятся  к конкретному царству: грибов, растений, отдельному царству.

  Командам даётся около 5 мин. На составление тезисов. После чего как все команды выступят, игроки могут вступить в дискуссию со своими оппонентами. В конце обсуждения учитель раздаёт всем участникам небольшие листки, на которых каждый высказывает свою точку зрения или указывает номер позиции, которую разделяет. Экспертный совет подсчитывает голоса и объявляет результаты. Учитель подводит итоги игры.

Игра « Объяснялки».

Игроки от трёх команд садятся за стол, на котором лежат карточки с названиями лишайников или форм слоевища лишайников, а также с любыми терминами по теме « Лишайники». Задача ученика объяснить игрокам своей команды слово, записанное на карточке, прочитав его про себя. Он может это сделать, давая определения или характеристики термина. Ученик не имеет права употреблять однокоренные слова. Команде нужно как можно быстрее угадать слово. Если она не может назвать его, право ответа переходит к соперникам. За правильно угаданное слово начисляется 1 очко. Игроки самостоятельно решают, кто будет объяснять слова, а кто угадывать. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Помощники подсчитывают количество баллов, набранных каждой из команд, и подводят итоги. Команда, набравшая наибольшее число баллов, выигрывает.

УУД Коммуникативные: умение вести диалог с учётом позиции напарника, планировать сотрудничество. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

  1. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  

Учитель даёт тест по изученной теме. Учащиеся проводят самопроверку и сравнивают с эталонным ответом, представленным в виде таблицы на слайде.

УУД Регулятивные: оценка правильности выполнения задания

  1. Включение в систему заданий повторения 

Теперь мы знаем, что лишайники – уникальная группа живых существ, представляющих собой симбиотический «организм», состоящий из гриба и водоросли. Учитель интересуется, что нового учащиеся узнали на уроке.

УУД Регулятивные: коррекция, контроль

  1. Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

 

Организуется самооценивание учениками собственной деятельности на уроке. Учитель задаёт вопрос, где пригодятся знания по данной теме.  Домашнее задание подготовить ответы в конце 15 параграфа.  Для учеников интересующихся биологией организуются творческие задания ( кроссворды, сообщения).

УУД Личностные: самооценка своей деятельности

В конспекте хода урока содержится:  

  1. цели, достигаемые на каждом  технологическом этапе урока;
  2. Формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности  на каждом этапе урока.
  3. Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии  с целями этого этапа.
  4. Способ демонстрации каждого задания и образец правильного его решения.
  5. Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем  при организации  работы по выполнению каждого задания
  6.  Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки
  7. Способ контроля и самоконтроля  правильности выполнения  каждого задания
  8. Способы исправления  ожидаемых ошибок
  9. Перечень дидактических средств, необходимых для организации  работу учащихся  на каждом этапе
  10. Образец оформления доски

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.

Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой  «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...

Царства "Бактерии", "Грибы", "Лишайники"

Обобщающий урок биологиив 7 классе...

Лишайники и их группировки в дубовых и грабовых лесах

научно - практическая работа об экологии, систематике  и индикационном значении лишайников...

"Лишайники"

"Лишайники"   ЛишайникиЛлллжжжжллллллдддддлшшшшшитп...

презентация на тему "Лишайники"

Презентация по биологии на тему "Лишайники"для 6 класса к учебнику И. Н. Пономаревой....

Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники

адания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники Кемеровской области....

План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....