Элективный курс "Экология растений с флористическим анализом растительности Ставрополья"
элективный курс по биологии (10 класс) на тему
Программа курса рассчитана на 34 часа для учащихся 10 класса.
Хочется при помощи созданного курса показать красоту, богатство и разнообразие растительного мира Ставропольского края, в том числе и с помощью информационных технологий. Ученые называют природу края музеем под открытым небом. Здесь сосредоточены природные объекты самой разной экологии. Представляет научный интерес и исторические особенности флоры. Занимая центральное положение в Предкавказье, Ставрополье является местом, где пересеклись пути ледниковых и межледниковых миграций флор.
В настоящее время на территории края существует реальная угроза исчезновения многих ценных растений. Потеря каждого вида – это невосполнимая утрата генофонда, который формировался в течение миллионов лет эволюции. Основа охраны генофонда базируется на том, что для научных и практических целей должна быть сохранена вся флора целиком. Охрана флоры – непременное условие рационального использования растительных ресурсов. Чтобы охранять и беречь, нужно знать объект охраны, т.е. растительный мир родного края. Не только знать, но и любить.
Ставропольский край – сельскохозяйственный регион, поэтому будут ценными знания, полученные на спецкурсе, в прикладном плане.
Целью курсаявляется формирование экологической культуры учащихся через экологическое воспитание, совершенствование их знаний в области биологии и экологии, приобретение умений и навыков в научно-исследовательской деятельности.
Задачи курса:
- воспитывать интерес к познанию мира, к изучению биологии и экологии;
- помочь приобрести дополнительные знания, умения в интересующей области.
- усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатств;
- понимание многосторонней ценности природы для общества и человека;
- овладение нормами правильного поведения в природной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Экология растений с флористическим анализом растительности Ставрополья.
Пояснительная записка.
Программа курса рассчитана на 34 часа для учащихся 10 класса.
Хочется при помощи созданного курса показать красоту, богатство и разнообразие растительного мира Ставропольского края, в том числе и с помощью информационных технологий. Ученые называют природу края музеем под открытым небом. Здесь сосредоточены природные объекты самой разной экологии. Представляет научный интерес и исторические особенности флоры. Занимая центральное положение в Предкавказье, Ставрополье является местом, где пересеклись пути ледниковых и межледниковых миграций флор.
В настоящее время на территории края существует реальная угроза исчезновения многих ценных растений. Потеря каждого вида – это невосполнимая утрата генофонда, который формировался в течение миллионов лет эволюции. Основа охраны генофонда базируется на том, что для научных и практических целей должна быть сохранена вся флора целиком. Охрана флоры – непременное условие рационального использования растительных ресурсов. Чтобы охранять и беречь, нужно знать объект охраны, т.е. растительный мир родного края. Не только знать, но и любить.
Ставропольский край – сельскохозяйственный регион, поэтому будут ценными знания, полученные на спецкурсе, в прикладном плане.
Целью курса является формирование экологической культуры учащихся через экологическое воспитание, совершенствование их знаний в области биологии и экологии, приобретение умений и навыков в научно-исследовательской деятельности.
Задачи курса:
- воспитывать интерес к познанию мира, к изучению биологии и экологии;
- помочь приобрести дополнительные знания, умения в интересующей области.
- усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатств;
- понимание многосторонней ценности природы для общества и человека;
- овладение нормами правильного поведения в природной среде.
Знаком «*» обозначены практические работы учебного электронного издания «Экология, 10-11 кл.»
Введение (2 ч).
Экология – наука о взаимоотношениях организма с окружающей средой. Цели и задачи «Экологии растений с флористическим анализом растительности Ставрополья». Методы изучения растительного мира. Уровни организации растений.
Особенности растительности Ставропольского края.
Взаимосвязь растений и факторов среды (1 ч).
Воздействие среды на организм растения. Экологические факторы. Ресурсы, используемые растениями в процессе жизнедеятельности. Оптимальные условия. Ограничивающие факторы. Закон минимума. Толерантность.
Особенности абиотических факторов Ставропольского края и их значение в жизни растений (8 ч).
Свет как абиотический фактор. Особенности солнечной радиации на Ставрополье. Влияние солнечного спектра, продолжительности, интенсивности, освещенности на рост и развитие растений. Процессы у растений, связанные со светом: фотосинтез, фотопериодизм, фототропизмы, гелиотропизмы, фотонастии. Группы растений относительно света: гелиофиты, факультативные гелиофиты, сциофиты. Короткодневные, длиннодневные растения. Практическая работа: 1. Изучение анатомического строения листьев светолюбивых и тенелюбивых растений. 2*. Изучение влияния факторов среды (света) на растения.
Вода как абиотический фактор. Особенности водного режима (влажности) Ставропольского края. Значение воды в жизни растения. Морфологические, анатомические и физиологические приспособления растений к условиям водного режима. Организмы-эфемеры. Группы растений относительно влажности: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, суккуленты, склерофиты. Значение транспирации в жизни растения. Гуттация. Практическая работа: 1*. Расчет объема воды, транспирируемого лесным сообществом.
Температура как абиотический фактор. Особенности теплового режима Ставропольского края. Температура и физиологические процессы растений. Теплолюбивые (термофилы) и холодолюбивые (криофилы) растения. Влияние оптимальных температур, сезонных и суточных колебаний на рост и развитие растений. Морфологические, физиологические приспособления растений к температурному фактору и его колебаниям. Взаимосвязь между температурой и влажностью. Стратификация. Яровизация.
Жизненные формы растений. Классификация жизненных форм по Раункиеру (фанерофиты, хамефиты, гемикриптофиты, криптофиты, терофиты), по Серебрякову (древесные растения, полудревесные растения, наземные и водные травы). Разнообразие растительных форм жизни на Ставрополье. Практическая работа: 1. Определение деревьев и кустарников по внешнему виду (габитус).
Ранневесенняя флора Ставрополья. Практическая работа: 1. Изучение особенностей растений-эфемероидов. Определение раннецветущих растений по определительной карточке.
Эдафогенные факторы. Значение почвы в жизни растений. Структура и состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным типам почв: песчаных, глинистых, суглинистых. Растения-индикаторы (ацидофилы, базофилы, нейтрофилы, индифферентные, кальцефилы, нитрофилы, галофиты). Практическая работа: 1. Определение структуры и механического состава почв. 2*. Определение особенностей химического состава почвы по видовому разнообразию растений.
Типы почв Ставропольского края.
Участие факторов среды в размножении и распространении растений. Практическая работа: 1. Изучение особенностей насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
2*. Изучение строения семян и плодов, распространяемых ветром.
Темы для научно-исследовательской деятельности:
1. Ранневесенняя флора города (села). Инвентаризация и состояние.
2.Растения-индикаторы химического состава почв.
Биотические факторы в жизни растений (6 ч).
Типы биотических взаимодействий: нейтрализм, аменсализм, комменсализм, синойкия, симбиоз, хищничество, паразитизм, хищничество.
Взаимовыгодные отношения с участием растений: симбиоз, мутуализм, протокооперация. Практическая работа: 1. Изучение взаимовыгодных (мутуализм) отношений между организмами.
Взаимоотношения растений и фитофагов. Ядовитость как средство самозащиты растений от фитофагов. Разнообразие растительных химических средств защиты. Роль фитофагов в растениеводстве. Карантинные вредители растений Ставропольского края.
Паразитизм в растительном мире. Разнообразие паразитирующих на растениях организмов. Роль паразитов в растениеводстве. Карантинные паразитические организмы Ставропольского края.
Конкурентные взаимоотношения в растительном мире. Правило конкурентного исключения. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества. Аллелопатия. Виды-мигранты. Роль конкурентных отношений при интродукции новых видов. Понятие карантина. Карантинные сорные растения Ставропольского края. Практическая работа: 1*. Изучение конкурентных взаимодействий между организмами.
Изменение среды под воздействием растений.
Темы для научно-исследовательской деятельности:
1. Изучение видового состава фитофагов дикорастущих растений населенного пункта.
2. Изучение видового состава вредителей садов и огородов населенного пункта.
3. Изучение особенностей растений-паразитов.
Влияние антропогенного фактора на растения (2 ч).
Растительные ресурсы Ставропольского края. Использование лекарственных, кормовых, пищевых, декоративных растений.
Влияние деятельности человека на организм, популяции, виды, биоценозы, экосистемы. Охрана растений в Ставропольском крае. Красная книга Ставропольского края. Редкие и исчезающие растения края. Категория и статус охраняемых растений. Популяционно-видовой, экосистемный уровни охраны природы края. Правовые основы охраны растений.
Темы для научно-исследовательской деятельности:
1. Инвентаризация лекарственных растений населенного пункта и его окрестностей. Оценка состояния.
2. Инвентаризация ядовитых растений населенного пункта и его окрестностей.
3. Инвентаризация редких и исчезающих растений. Необходимые меры охраны.
4. Охраняемые природные территории. Современное состояние.
Среды жизни (2 ч).
Особенности растений суши. Широтная зональность, высотная поясность.
Особенности водоемов края. Адаптации растений к обитанию в водной среде.
Растительные популяции (1 ч).
Демографические показатели: рождаемость, смертность. Продолжительность жизни, возрастной спектр. Стратегии популяций: r-виды, K-виды. Механизмы саморегуляции у растений.
Фитоценозы (1 ч).
Флористический состав. Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши. Ярусность. Обилие. Покрытие. Жизненность. Подвижность растительных сообществ. Формула Жаккара. Ассоциации. Консорции. Практическая работа: 1.Изучение морфологического критерия двух разных видов местной флоры. 2*. Изучение вертикальной структуры биоценоза (лесной экосистемы). 3*. Изучение устойчивости биоценозов.
Экосистемы края (9ч).
Понятие экосистемы. Вещественно-энергетические связи между живой и косной частями экосистемы. Основные компоненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Космическая роль растений. Практическая работа: 1*. Изучение пищевых цепей.
2*. Изучение правила экологической пирамиды.
Экосистемы лесов Ставропольского края. Экологическое значение лесов. Лесообразующие породы в крае. Полог, подлесок, подрост. Группы лесов по хозяйственному использованию. Рекреационные нагрузки на лесные экосистемы. Деградация лесных экосистем. Лесоразведение в крае. Практическая работа: 1*. Расчет массы выделяемого кислорода участком леса. 2*. Расчет массы газа, поглощенной лесополосой.
Экосистемы степей и лугов Ставропольского края. Типы степей: ковыльно-типчаковые, ковыльно-типчаково-полынные, типчаково-полынные, полынные, ковыльно-типчаково-разнотравные.
Горные экосистемы края.
Экосистемы полупустыней Ставропольского края.
Растительность городов Ставропольского края. Экологические группы древесно-кустарниковой растительности города. Экологическое значение растительности города. Индикация загрязнения по состоянию древесно-кустарниковой растительности. Устойчивость древесных пород к загазованности, к вытаптыванию. Композиции зеленых насаждений. Значение рудеральной растительности. Практическая работа:
1*. Исследование состояния культурных и дикорастущих растений в городе.
Понятие агроценозов и агроэкосистемы на примере Ставропольского края. Экологические особенности агроценозов. Их продуктивность. Пути управления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистеме. Экологические способы повышения их устойчивости и биологического разнообразия.
Экологические сукцессии. Причины саморазвития экосистем. Смена видов и изменение продуктивности зарастающего водоема, карьеров, пожарищ, территорий, подвергшихся затоплению во время наводнения. Неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ. Климаксовые сообщества. Первичные и вторичные сукцессии.
Химические, агротехнические и биологические методы борьбы с вредителями и сорняками в сельском хозяйстве края. Проблема загрязнения окружающей среды ядохимикатами. Практическая работа: 1*. Расчет массы вредителей.
Темы для научно-исследовательской деятельности:
1. Деградация лесных экосистем.
2. Рекреационные нагрузки на лесные экосистемы.
3. Причины опустынивания территории.
4. Значение древесно-кустарниковой растительности городов.
5. Индикация загрязнения по состоянию древесно-кустарниковой растительности.
6. Смена видов и изменение продуктивности зарастающего водоема, карьеров, пожарищ, территорий, подвергшихся затоплению во время наводнения.
7. Биологические методы борьбы с вредителями и сорняками в сельском хозяйстве.
Место растений в биосфере (1 ч).
Участие растений в круговороте веществ. Способность растений накапливать вещества. Проблема накопления нитратов в продуктах питания. Практическая работа: 1*. Определение степени накопления свинца в растительных пробах (листовой опад) в зависимости от расстояния до автострады. 2*. Оценка содержания нитратов в продуктах питания.
3*. Изучение биологического круговорота веществ в биосфере.
Обобщение курса. Итоговое тестирование (1ч).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организма), особенности факторов среды края;
- о типах взаимодействий растений с другими организмами; разнообразие биотических связей с участием растений;
-законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике края, при интродукции и акклиматизации видов растений; карантинную сорную растительность края;
- понятие «популяция», ее демографическая структура, динамика численности, стратегия и регуляция;
- о строении и функционировании экосистем (понятие «экосистема», «фитоценоз» как основа природной экосистемы, роль растений в круговоротах веществ и потоках энергии в экосистемах); об особенностях экосистем края;
- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
- о саморазвитии экосистем;
- о роли растений в биосфере: в круговороте веществ и потоках энергии;
- о современном состоянии, использовании и охране растительности в крае (причины и последствия сокращения растительных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений в крае; Красная книга Ставропольского края и ее значение в охране редких и исчезающих видов растений).
Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях растений и фитоценозах;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности в крае;
- проводить простейшие опыты по оценке состояния окружающей среды;
- уметь оценивать состояние окружающей среды при помощи биоиндикаторов;
- уметь определять растения по определителям;
Тематическое планирование спецкурса «Экология растений Ставрополья» для 10 класса (34 часа).
№ п/п | Название тем курса | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | I. Введение Экология – наука о взаимоотношениях организма с окружающей средой. Цели и задачи «Экологии растений Ставрополья». Особенности растительности Ставропольского края. II. Взаимосвязь растений и факторов среды Ставропольского края. Воздействие среды на организм растения. III. Особенности абиотических факторов Ставропольского края и их значение в жизни растений. Значение света в жизни растений. Особенности солнечной радиации края. Экологические группы растений относительно света. Практическая работа №1 . Изучение анатомического строения листьев светолюбивых и тенелюбивых растений. * Изучение влияния факторов среды (света) на растения. Значение воды в жизни растений. Особенности водного режима (влажности) Ставропольского края. Экологические группы растений относительно влажности. * Расчет объема воды, транспирируемого лесным сообществом. Значение температуры в жизни растений. Особенности теплового режима Ставропольского края. Адаптации растений к температурным колебаниям. Разнообразие растительных форм жизни на Ставрополье. Практическая работа № 2. Определение деревьев и кустарников по внешнему виду. Ранневесенняя флора Ставрополья. Практическая работа № 3. Изучение особенностей растений – эфемероидов. Определение раннецветущих растений по определительной карточке. Структура и состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным типам почв. Практическая работа № 4. Определение структуры и механического состава почв. * Определение особенностей химического состава почвы по видовому разнообразию растений. | 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1ч 8 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч |
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. | Типы почв Ставропольского края. Участие факторов среды в размножении и распространении растений. Практическая работа № 5. Изучение особенностей насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. * Изучение строения семян и плодов, распространяемых ветром. IV. Биотические факторы в жизни растений. Типы биотических взаимодействий. Взаимовыгодные отношения с участием растений. * Изучение взаимовыгодных (мутуализм) отношений между организмами. Взаимоотношения растений и фитофагов. Карантинные вредители растений Ставропольского края. Паразитизм в растительном мире. Карантинные паразитические организмы Ставропольского края. Конкурентные взаимоотношения в растительном мире. Карантинные сорные растения Ставропольского края. Практическая работа №6. Изучение влияния густоты кукурузы на урожай. Изменение среды под воздействием растений. V. Влияние антропогенного фактора на растения. Растительные ресурсы Ставропольского края. Охрана растений в Ставропольском крае. VI. Среды жизни. Особенности растений суши. Широтная зональность и высотная поясность Ставропольского края. Особенности водоемов края. Адаптации растений к обитанию в водной среде. VII. Растительные популяции Демографические показатели растительных популяций. Стратегии популяций. VIII. Фитоценозы. Особенности фитоценозов края. Практическая работа № 7. Изучение морфологического критерия двух разных видов местной флоры. * Изучение вертикальной структуры биоценоза (лесной экосистемы). * Изучение устойчивости биоценозов. IX. Экосистемы края. Понятие экосистем. Основные компоненты экосистем. Экосистемы лесов Ставропольского края. Экосистемы степей и лугов Ставропольского края. Горные экосистемы Ставропольского края. Экосистемы полупустыней Ставропольского края | 1 ч 6 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1ч 1 ч 1 ч 1 ч 9 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч |
29. 30. 31. 32. 33. 34. | Растительность городов Ставропольского края. * Исследование состояния культурных и дикорастущих растений в городе. Агроценозы и агроэкосистемы на примере Ставропольского края. Экологические сукцессии. Химические, агротехнические и биологические методы борьбы с вредителями и сорняками в сельском хозяйстве края. * Расчет массы вредителей. X. Место растений в биосфере. Участие растений в круговороте веществ. Проблема накопления вредных веществ растениями и здоровье населения. Итоговое тестирование | 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч |
* практические работы учебного электронного издания «Экология, 10-11 кл.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учитель года - 2014 программа элективного курса Основы генетического анализа
программа элективного курса...
Учитель года - 2014 программа элективного курса Основы генетического анализа
программа элективного курса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/02/picture-475616-1409659522.jpg)
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)
Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/02/picture-475616-1409659522.jpg)
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/27/picture-84851-1553706248.jpg)
Программа элективного курса по литературе. Анализ лирического произведения. 10 класс
Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литератур...
Методическая разработка элективного курса "Текст:от анализа к синтезу"
Программа элективного курса "Текст:от анализа к синтезу(подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту". Программой предусматривается работа по проведению комплексного анализа текста.Работа ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-343087-1548057228.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии " Экология растительного мира" для 6 класса
Рабочая программа элективного курса «Экология растительного мира» по биологии для 6 класса, составлена на основе следующих документов:- Федерального государственного образовате...