Урок "Организм и его свойства"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Данный урок способствует углублению знаний учащихся о неживой и живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_klass_organizm_i_ego_svoystva.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема открытого  урока: Организм и его свойства.

Цель урока: углубить знания о телах живой и неживой природы; дать объяснение понятию «организм»; раскрыть свойства живых организмов.

Оборудование: учебник «Природа неживая и живая» В.М.Пакулова, Н.В. Иванова; таблицы с изображением животных и растений; цветные карандаши, учебное электронное издание Биология, презентация, проэктор, мультимедийный экран, компьютер.

Ход урока:

Фронтальный опрос: прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним (на доске вывешивается слово – природа).

Что такое природа?

А что нас окружает?

Какие бывают тела?

Приведите примеры тел неживой природы?

Приведите примеры тел живой природы?

А сейчас я вам задам вопрос. На который вы мне ответите после изучения новой темы.

Чем отличаются живая  и неживая природа?

Тема урока «Организм и его свойства» записывается на доске и в тетрадь.

На доске вывешивается слово- организмы.

(организмы – это тела живой природы)

А какие вы знаете тела живой природы? (учащиеся рисуют в тетрадях любые организмы, кто-то выходит и показывает всем у доски).

Слайды

(бактерии, грибы, водоросли, покрытосеменные,  голосеменные, человек)

Учитель: Мир природы очень разнообразен.

Чем же отличаются населяющие его организмы?

Что объединяет между собой живые организмы?

Слайд

(схема свойств живых организмов; 6 стрелочек и только у одной написано свойство)

По мере объяснения в слайдах появляются новые свойства.

1) Дыхание организмов.

Свойства живых организмов

   Дыхание

 

 

 

 

 

Учитель: Все живые организмы получают из окружающей среды кислород, он необходим как для дыхания, так и для окисления сложных веществ с выделением энергии, которая используется для жизнедеятельности организма.

Слайд ( видео- сюжет работа жаберного аппарата рака, и легкие лягушки).

2) Питание организмов.

Свойства живых организмов

   Дыхание

Питание

 

 

 

 

Учитель: Сложные вещества входят в состав пищи. В организме под действием кислорода они распадаются (окисляются) и дают энергию для жизни.

Слайд ( видео- сюжет питание речного рака)

Учитель: Животные используют в пищу готовые органические вещества, находящиеся в теле растения или других животных.

Растения питаются по иному.

На свету в листьях растений из неорганических веществ образуются органические вещества – углеводы.

3) Обмен веществ.

 

Свойства живых организмов

   Дыхание

Питание

Обмен веществ

 

 

 

Учитель: Живые организмы получают из окружающей среды кислород и органические вещества, входящие в состав пищи. В свою очередь в окружающую среду они выделяют продукты жизнедеятельности или обмена – углекислый газ, воду и другие вещества.

4)Рост организмов.

Свойства живых организмов

   Дыхание

Питание

Обмен веществ

Рост

 

 

Рост – это увеличение массы и размеров организма.

Слайд  (схема роста тараканов в интерактивном режиме).

5) Размножение.

Свойства живых организмов

   Дыхание

Питание

Обмен веществ

Рост

Размноже- ние

 

Размножение – это процесс воспроизводства себе подобных.

Слайд ( видео – сюжет деление инфузории туфельки).

6) Старение и смерть.

Свойства живых организмов

   Дыхание

Питание

Обмен веществ

Рост

Размноже- ние

Старение и смерть

И последнее свойство, которое характерно только для живых организмов – это старение, а затем наступает смерть. После смерти в организме полностью прекращаются все жизненные процессы.

Схема у учащихся в тетради заполнена до конца, и учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос, поставленный в начале изучения темы. Чем отличается живая и неживая природа?

Вывод:

Живая природа отличается от неживой природы свойствами присущими только живым организмам: дыхание, питание, обмен веществ, рост, размножение, старение и смерть.

Домашнее задание: выполнить задания 90-92 в печатной тетради к учебнику «Природа неживая и живая», опираясь на параграф учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.

Разработка для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику О.С. Габриелян.Урок разработан с использованием личностно- ориентированного подхода,  применения опорного конспекта, сопровождается презе...

"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"

Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....

«Сравнительный анализ свойств красок, полученных в школьной лаборатории, со свойствами фабричных красок»

Химия и искусство имеют внутреннюю общность,которая коренится в их творческой природе....

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

6. Свойства оксидов неметаллов. Свойства серной и азотной кислот.

Задание1. Законспектировать видеолекцию https://resh.edu.ru/subject/lesson/5913/main/151350/Выписать ВСЕ таблицы и схемы, представленные в ней.2. Дописать уравнения реакции, составить к ним схему элек...

Методическая разработка дистанционного урока в 10 классе на тему "Функция y = cosx, свойства, график, периодичность, основной период. Применение свойств функции y = cosx."

Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: Ознакомиться со свойствами функции y = cosx; ее графиком, периодичностью и основным периодом;Уметь применять свойства функции y = cosx при решении зада...