Урок "Организм и его свойства"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Данный урок способствует углублению знаний учащихся о неживой и живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_klass_organizm_i_ego_svoystva.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема открытого урока: Организм и его свойства.
Цель урока: углубить знания о телах живой и неживой природы; дать объяснение понятию «организм»; раскрыть свойства живых организмов.
Оборудование: учебник «Природа неживая и живая» В.М.Пакулова, Н.В. Иванова; таблицы с изображением животных и растений; цветные карандаши, учебное электронное издание Биология, презентация, проэктор, мультимедийный экран, компьютер.
Ход урока:
Фронтальный опрос: прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним (на доске вывешивается слово – природа).
Что такое природа?
А что нас окружает?
Какие бывают тела?
Приведите примеры тел неживой природы?
Приведите примеры тел живой природы?
А сейчас я вам задам вопрос. На который вы мне ответите после изучения новой темы.
Чем отличаются живая и неживая природа?
Тема урока «Организм и его свойства» записывается на доске и в тетрадь.
На доске вывешивается слово- организмы.
(организмы – это тела живой природы)
А какие вы знаете тела живой природы? (учащиеся рисуют в тетрадях любые организмы, кто-то выходит и показывает всем у доски).
Слайды
(бактерии, грибы, водоросли, покрытосеменные, голосеменные, человек)
Учитель: Мир природы очень разнообразен.
Чем же отличаются населяющие его организмы?
Что объединяет между собой живые организмы?
Слайд
(схема свойств живых организмов; 6 стрелочек и только у одной написано свойство)
По мере объяснения в слайдах появляются новые свойства.
1) Дыхание организмов.
Свойства живых организмов
Дыхание
Учитель: Все живые организмы получают из окружающей среды кислород, он необходим как для дыхания, так и для окисления сложных веществ с выделением энергии, которая используется для жизнедеятельности организма.
Слайд ( видео- сюжет работа жаберного аппарата рака, и легкие лягушки).
2) Питание организмов.
Свойства живых организмов
Дыхание
Питание
Учитель: Сложные вещества входят в состав пищи. В организме под действием кислорода они распадаются (окисляются) и дают энергию для жизни.
Слайд ( видео- сюжет питание речного рака)
Учитель: Животные используют в пищу готовые органические вещества, находящиеся в теле растения или других животных.
Растения питаются по иному.
На свету в листьях растений из неорганических веществ образуются органические вещества – углеводы.
3) Обмен веществ.
Свойства живых организмов
Дыхание
Питание
Обмен веществ
Учитель: Живые организмы получают из окружающей среды кислород и органические вещества, входящие в состав пищи. В свою очередь в окружающую среду они выделяют продукты жизнедеятельности или обмена – углекислый газ, воду и другие вещества.
4)Рост организмов.
Свойства живых организмов
Дыхание
Питание
Обмен веществ
Рост
Рост – это увеличение массы и размеров организма.
Слайд (схема роста тараканов в интерактивном режиме).
5) Размножение.
Свойства живых организмов
Дыхание
Питание
Обмен веществ
Рост
Размноже- ние
Размножение – это процесс воспроизводства себе подобных.
Слайд ( видео – сюжет деление инфузории туфельки).
6) Старение и смерть.
Свойства живых организмов
Дыхание
Питание
Обмен веществ
Рост
Размноже- ние
Старение и смерть
И последнее свойство, которое характерно только для живых организмов – это старение, а затем наступает смерть. После смерти в организме полностью прекращаются все жизненные процессы.
Схема у учащихся в тетради заполнена до конца, и учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос, поставленный в начале изучения темы. Чем отличается живая и неживая природа?
Вывод:
Живая природа отличается от неживой природы свойствами присущими только живым организмам: дыхание, питание, обмен веществ, рост, размножение, старение и смерть.
Домашнее задание: выполнить задания 90-92 в печатной тетради к учебнику «Природа неживая и живая», опираясь на параграф учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.
Разработка для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику О.С. Габриелян.Урок разработан с использованием личностно- ориентированного подхода, применения опорного конспекта, сопровождается презе...
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....
"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"
Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....
«Сравнительный анализ свойств красок, полученных в школьной лаборатории, со свойствами фабричных красок»
Химия и искусство имеют внутреннюю общность,которая коренится в их творческой природе....
Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему: «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...
6. Свойства оксидов неметаллов. Свойства серной и азотной кислот.
Задание1. Законспектировать видеолекцию https://resh.edu.ru/subject/lesson/5913/main/151350/Выписать ВСЕ таблицы и схемы, представленные в ней.2. Дописать уравнения реакции, составить к ним схему элек...
Методическая разработка дистанционного урока в 10 классе на тему "Функция y = cosx, свойства, график, периодичность, основной период. Применение свойств функции y = cosx."
Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: Ознакомиться со свойствами функции y = cosx; ее графиком, периодичностью и основным периодом;Уметь применять свойства функции y = cosx при решении зада...