Культура тела
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Материал содержит сценарий -разработку семинара по культуре тела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_kult_tela.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподаватель. За последние 50-60 лет то одна, то другая страна бьет тревогу по поводу физического состояния тел своих сыновей и дочерей. Становятся они какими-то чересчур болезненными, часто простужаются, болеют гриппом, заражаются всяческими инфекциями, слабеют, становятся тщедушными или, напротив, чрезмерно полноватыми, что еще хуже. Экономический ущерб от всего этого огромен – оплата временной нетрудоспособности растет из года в год почти во всех цивилизованных странах мира. И это не может не беспокоить правительства.
Преподаватель. На ум сразу приходят понятие "здоровье нации" и одноименная проблема, о реальности которой никто уже давно не спорит, во всяком случае с 2000 года, когда президент Владимир Владимирович Путин объявил, что здоровье нации в России находится в катастрофически бедственном состоянии - страна вымирает.
Преподаватель. Да и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) тоже забеспокоилась – что-то в здравоохранении на планете не так, вроде и науки процветают, и медицинские технологии шагнули в будущее, и геном человека расшифровали, а больных все больше и больше; приступила к порогу угроза, что скоро здоровых совсем не останется, все станут "хрониками". Есть над чем призадуматься и правительствам, и здравоохранительным организациям, и обществу.
Преподаватель. Огромной проблемой человечества стало ожирение. Число граждан с избыточным весом растет каждый год, и что самое страшное, что эти ряды пополняют дети. Многие страны осознали это как национальное бедствие и развернули программы борьбы с ожирением. Решительный поступок совершила и ВОЗ, обратившись к правительствам всех стран планеты предпринимать практические шаги по борьбе с увеличением телесных габаритов своих сограждан. Тело как-то незаметно и коварно превратилось в политическую проблему.
Преподаватель. Говорят, если возникла какая-то острая социальная проблема, полезно оглянуться назад, в историю человечества, поискать, не было ли там чего-нибудь поучительного.
Студент № 1.Нет в истории человечества более яркого примера и опыта заботы о "теле нации" чем Древняя Спарта. Культ здорового и красивого тела, столь характерный для Древней Греции вообще, в Спарте был возведен в принцип государственной политики, и не случайно спартанские мужчины и женщины были красивейшими в Элладе, а воины-спартанцы вошли в легенды.
Студент № 2.Тело каждого спартанца было на строгом учете от рождения до смертного часа. Отец обязан был нести только что родившегося ребенка в совет старейшин, задача которого состояла в том, чтобы определить физическое и психическое состояние младенца и вынести вердикт: жить ему или умереть. Если совет решал "не жить", отец нес ребенка к скале, с которой сбрасывали рожденного под несчастливой звездой: младенец переставал существовать только потому, что мог нанести урон здоровому и красивому телу нации своим несовершенством, выявленным при строгой экспертизе старейшин.
Студент № 1.Тело родившегося, оставленного жить, с этого момента принадлежало государству и включалось в строго продуманную систему физического и нравственного совершенствования. Так, кормилицы младенцев не пеленали, чтобы дать свободу телу, приучали их ко всякой пище, отучали от страха перед темнотой и одиночеством, от капризов и плача.
Студент № 2.С семилетнего возраста мальчиков подвергали суровому воспитанию в особых школах-гимназиях под руководством назначенных государством воспитателей – "педономов". Педоном, наблюдая за играми детей, подзадоривал их, провоцировал драки. Взрослые не боялись, что дети покалечат друг друга – "слабакам" не было места среди воинов-спартанцев. Воспитание девочек-спартанок мало чем отличалось от воспитания мальчиков.
Преподаватель: Суров закон, но это закон, и спартанцы строго соблюдали его многие века. Не будем их судить с высоты нашего гуманизма и морали – таковы были нравы. Но вспомним, что именно триста спартанцев во главе с царем Леонидом спасли Элладу от персидской несметной армии, остановив ее ровно настолько, чтобы греки собрали силы для отпора. Спартанский народ был силен и телом и духом, суровые обычаи приносили плоды.
Преподаватель: Сказав, что государства бьют тревогу о состоянии своих "национальных тел" только последние десятилетия, значит допустить несправедливость в отношении предшествующих времен. Английский премьер-министр Дизраэли свою озабоченность снижением физической крепости английской нации в 1877 году выразил словами: "Нация не может рассчитывать на успехи в экономике, если она не здорова". А его соотечественник майор разведки Р. Баден-Пауэлл не мог спокойно смотреть на физическое истощение англичан. "Англия выиграла в войне, но она проигрывает в сражении за свою молодежь. Подрастающее поколение пьет, матерится, гуляет, дерется, – сетовал национальный герой туманного Альбиона . - Значит, чтобы сложившееся положение с молодыми сэрами не усугублялось, надо с молодежью работать".
Студент № 1. Он придумал для детей движение бойскаутов (юных разведчиков), чем вписал себя в историю человечества как первый социальный инженер конструирования здорового тела и крепкого духа нации. Главной целью бойскаутизма Пауэр поставил физическую и нравственную закалку подрастающего поколения.
Студент № 2. Главные нравственные принципы скаутизма: долг перед Богом - приверженность духовным ценностям и верность религии; долг перед другими - верность своей стране в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество, участие в жизни общества, помощь ближнему (гл. девиз скаутов :"Будь готов!" и отзыв "Всегда готов!"); долг перед собой.
Студент № 1. На скаутском значке этим трём ипостасям долга соответствуют 3 лепестка лилии. Рыцарски благородное служение человечеству должно было составлять краеугольный камень скаутизма. Скаутский закон: "Скаут друг для всех и брат для каждого скаута".
Студент № 2. В России не обошли вниманием английский социальный эксперимент воспитания молодежи в духе физической закалки, патриотизма и мужества. Инициатором создания русского бойскаутизма стал капитан первого лейб-гвардии стрелкового его Величества полка Олег Иванович Пантюхов . Его поддержал Николай II, хотя при царском дворе отнеслись к бойскаутскому движению со скептицизмом – как к английской блажи.
Преподаватель: Тем не менее, бойскаутская организация в России неуклонно росла, воспитав многих славных дочерей и сыновей России, прекратив свое существование с приходом власти большевиков и уступив место пионерской организации, взявшей очень многое от скаутов. Можно вспомнить хотя бы славное "тимуровское" движение. В настоящее время бойскаутизм существует в 150 странах и объединяет 16 млн. бойскаутов.
Преподаватель: В определенном смысле опыт скаутизма и государственного подхода к решению проблемы "тела нации" переняли фашисты Италии и Германии.
Муссолини и Гитлер рано поняли, что их идеология должна основываться на энтузиазме молодого поколения и сконцентрировали свои усилия на конструировании "фашистской психики" и "фашистского тела".
Студент № 3. Гитлер заявлял: "Необычайно активная, властная, жестокая молодежь - вот что я оставлю после себя. В наших рыцарских замках мы вырастим молодежь, перед которой содрогнется мир... Молодежь должна быть равнодушна к боли. В ней не должно быть ни слабости, ни нежности. Я хочу видеть в ее взоре блеск хищного зверя..."
Студент № 4. В 1935 году, на партийном съезде в Нюрнберге он сформулировал воспитательные критерии нацизма так: "Нам не нужны интеллектуальные упражнения. Знание разрушительно для моей молодежи... По нашему мнению, молодой немец будущего должен быть стройным и ловким, резвым как борзая, гибким как кожа и твердым как крупповская сталь".
Студент № 3. И система подготовки слабомыслящего, но крепкого, "как крупповская сталь", пушечного мяса начала свою эффективную работу. Все существовавшие ранее в Германии молодежные клубы и союзы вошли в состав "Гитлерюгенд", который охватывал около 60% немецкой молодежи. Организация охватывала немецкую молодежь в возрасте от 10 до 18 лет и делилась по возрастным категориям.
Преподаватель: После революции в Советской России политика в сфере организации телесности началась с идеологии, которая пропагандировала сильное и закаленное национальное тело, и в массовом масштабе. Коммунистическая политика в области национального конструирования тела, нужного государству, сложилась, по сути, в ходе развития пионерской организации, массового спорта и воинской подготовки. К 1931 году политика эта обрела строгий порядок, нашедший законченное воплощение в системе "Готов к труду и обороне".
Студент № 3. "Готов к труду и обороне" (ГТО) в СССР в 1931-91 гг. – это стройная и полифункциональная программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях. Она охватывала население в возрасте от 6 до 60 лет. Состояла из 2 частей: "Будь готов к труду и обороне СССР" (БГТО) для школьников 1-8-х классов (4 возрастные ступени) и ГТО для учащихся и населения старше 16 лет (3 ступени).
Студент № 4. Общегосударственная программа БГТО и ГТО составляла основу государственной системы физического воспитания и была направлена на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. Она являлась основой программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях и спортивных секциях.
Студент № 3. В комплекс входили гимнастические упражнения, бег (на короткие и средние дистанции), прыжки (в длину или высоту), метание (диска, копья, толкание ядра и др.), плавание, лыжные гонки (для бесснежных районов - марш-бросок или велогонки), стрельба (только для юношей).
Преподаватель: Можно по-разному относиться к этой государственной системе по планомерному созданию в государстве физически крепкого населения, но факт остается фактом: среди мальчишек сильные, ловкие, закаленные ребята пользовались любовью и авторитетом, на мастеров спорта чуть ли молились, а не подтянуться десять раз на турнике вызывало насмешки типа "э,слабак!". Слабаками слыть никому не хотелось, почти все поголовно занимались каким-нибудь видом спорта или часами гоняли в футбол, катались на лыжах и санках с горок, плавали и ходили в самодеятельные походы. Армия не знала проблем с набором в любые рода войск, а от службы в армии не уклонялись.
Преподаватель: Стремление выглядеть физически "на все сто" поддерживалось не только политикой массовой физической культуры и спорта, но и зрелищами, кино и другими искусствами. Правилом были парады физкультурников, спартакиады, спортивные фестивали, на которых "выставлялись напоказ" полуобнаженные спортивные тела. Все праздники на Красной площади включали красочные шествия физкультурников. Культ спортивного здорового тела для советского народа был массовым и всеобщим.
Преподаватель: А что сейчас? Как формируется «тело нации»? Что предлагает нам современность? Рассмотрим два актуальных течения современного спорта: бодибилдинг и фитнес.
Студент № 1. Бодибилдинг (от англ. body – тело и build – строить) – вид спорта, целью которого является максимальное развитие всех мышечных групп атлета и построение эталонных пропорций тела любыми средствами, которые далеко не всегда полезные для здоровья. Под средствами понимаются анаболические стероиды, которые с каждым годом приобретают все большую популярность среди атлетов-бодибилдеров.
Студент № 2. Для начала немного истории. Изначально бодибилдинг как вид спорта зародился в стремлении человека быть физически красивее, массивнее. Если обращаться к древности, то истоки бодибилдинга проявлялись еще со времен древнего мира. Обратите внимание на таких известных личностей древности как Аполлон, Геркулес или Спартак. Все они были физически развиты и мели отменную мускулатуру, за что каждый хотел им подражать и быть похожим на них.
Студент № 1. Если в древнем мире акцент делался не только на мышцы и их величину, но и на выносливость, скорость, умение реагировать быстро, то современный бодибилдинг преследует всего одну основную цель – нарастить как можно больше мышечной массы, сделать тело пропорционально сложенным.
Студент № 2. В настоящее время бодибилдинг приобретает все большую популярность среди молодых людей. Однако, с каждым годом профессиональный бодибилдинг со здорового вида спорта начинает походить на соревнование фармацевтических компаний. У кого мощнее и современнее фармакологическая поддержка, тот и победил. Но все же, стероиды – это не главное в этом виде спорта. Только человек, обладающий огромным стремлением, основательными знаниями по анатомии, физиологии, биохимии, диетологии, биомеханике и истинным желанием, сможет достигнуть высоких результатов в этом спорте.
Студент № 1. Основная идея бодибилдинга заключается в строительстве эталонного телосложения и максимальной мускулатуры. В отличие от культуризма, в бодибилдинге не имеет значение вес, которые атлет может поднять, имеют значение только мышцы.
Студент № 3. Фитнес (англ. fitness — буквально «(при)годность», «соответствие», «приспособленность»). То есть фитнес – это способность человека к физической работе. Если быть более точным, то фитнес – это здоровое тело, подтянутость, внешняя привлекательность. Фитнес призван обеспечить человеку гармонию души и тела.
Студент № 4. Фитнес – это и правильное питание, режим дня, отдых и восстановление. В общем, все, что принято называть здоровым образом жизни. В отличие от бодибилдинга, фитнес не ставит перед собой основную цель — иметь красиво сложенное и мускулистое тело. Основная цель фитнеса – укрепление здоровья и развитие общего физического состояния.
Студент № 3. Фитнес – против употребления анаболических стероидов, так как нарастить экстремальную мышечную массу можно лишь в том случае, если вы употребляете анаболики, а фитнес это не приемлет.
Студент № 4. Целью всех фитнес-программ является не достижение высоких спортивных результатов, а стремление помочь людям вести здоровый образ жизни. Все фитнес-программы строятся на основе принципа безопасности и максимальной пользы для Вашего здоровья.
Студент № 3. Фитнес зародился в США как ответ супер-популярному бодибилдингу. Также зарождению фитнеса способствовали такие факторы, как ожирение американской нации, применение анаболиков среди спортсменов-бодибилдеров. Современный фитнес является символом хорошего «качества» жизни.
Преподаватель: Подводя итог, хотелось бы сказать, что с одной стороны бодибилдинг и фитнес направлены на физическое развитие человека, повышение здоровья. Однако, бодибилдинг в отличие от фитнеса ставит перед собой цель развитие тела, а не здоровья. Смотря с этой стороны фитнес – более здоровый и полезный вид спорта для организма. Это, так называемая модификация бодибилдинга. Занимаясь фитнесом, вы не добьетесь огромных мышц, зато добьетесь отличного здоровья.
Преподаватель: Что выбрать решает каждый для себя сам. Кто-то хочет иметь огромные мышцы, не смотря ни на что, а кто-то хочет быть здоровым, активным и жизнерадостным. И сегодня мы хотим предложить вам комплекс упражнений на укрепление мышц плечевого пояса, груди, мышцы тазового пояса и мышцы бедра.
Комплекс упражнений с комментариями преподавателей физической культуры и биологии.
Преподаватель: Российский народ во все века славился силой и тела и духа. Русский солдат был чудо-богатырем! А российские чемпионы мира по борьбе, по тяжелой атлетике? Надо вспомнить хорошо забытое старое, когда все мальчишки и девчонки гоняли мяч, ходили в походы, занимались гимнастикой, соревновались во дворах, кто больше раз подтянется на турнике или отожмется.
Преподаватель: Надо помочь детям вести активный, подвижный образ жизни. И быть может, самое важное – надо формировать с самого раннего возраста стремление быть здоровым, сильным, выносливым. Необходимо формировать тягу к здоровью, погоню за здоровьем, моду на здоровое тренированное тело. Возрождение культа здорового красивого тела - вот путь к здоровью любой нации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Строение тела человека" к уроку физической культуры в начальной школе (теоретический блок)
"Строение тела человека": презентация к уроку физической культуры в 1 - 4 классах (теоретический блок)...
Беседы на уроке физической культуры: «В здоровом теле - здоровый дух»
Цель проведения бесед: - учиться быть здоровым душой и телом...
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
Интегрированный урок по биологии и физической культуре в 5 классе по теме: «Акробатика. Строение тела»
Интегрированный урок по биологии и физической культуре в 5 классе по теме: «Акробатика. Строение тела» содержит технологичсекую карту урока, согласно ФГОС....
Проект по физическому развитию в ДОУ. «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»
Проект по физическому развитию в ДОУ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы одной из о...
Итоговый проект по физической культуре «Смешанные единоборства – спорт сильных духом и телом»
В статье приведён конкретный пример итогового проекта учащейся 9 класса...
План-конспект внеклассного мероприятия по физической культуре в 5 классе «В здоровом теле, здоровый дух»
План-конспект внеклассного мероприятия по физической культуре в 5 классе «В здоровом теле, здоровый дух»...