Урок "Крестоцветные"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Мой университет - www.moi-mummi.ru
Тема урока: «Класс двудольные. Семейство крестоцветные»
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой темы, учебной информации, применение в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию:
1.Образовательная цель - продолжить работу по формированию систематических понятий: класс, семейство, род, вид; сформулировать знания учащихся о признаках растений семейства крестоцветные.
2. Развивающая – совершенствование у учащихся умений классифицировать растения, сравнивать, делать соответствующие выводы, навыков работы с натуральными объектами.
3.Воспитательная – способствовать формированию учащихся бережного отношения к растениям.
Форма урока –урок – путешествие с элементами ролевой игры.
Тип урока - комбинированный.
Оборудование: таблицы «Семейство крестоцветные», гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков).
Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство крестоцветные; представители растений семейства крестоцветные; использование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные культуры, лекарственные растения, декоративные растения семейства крестоцветные. Двойной околоцветник, чашечка,, формула цветка, плод стручок или стручочек.
Методы :
- По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
- По характеру деятельности учащихся: частично – поисковый.
- По характеру деятельности учителя: проблемный.
- Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,
индивидуальная, групповая.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствует учащихся, определяет их готовность к уроку. Сообщает о том, что мы продолжаем изучать семейства растений класса двудольные.
С какими же семействами растений класса двудольные мы познакомились? Ребята отвечают.
Сегодня мы познакомимся с еще одним семейством растений, представители которого имеют большое практическое значение в жизни каждого из нас? Что же это за семейство?
Предлагаю отгадать следующие загадки ( группа ребят заранее к уроку их приготовила)
Загадки:
1.На грядке за амбаром
Разросся стебель шаром (капуста кольраби)
2.Девица –белолица,
Солнце не выносит,
Зонтик себе просит (цветная капуста)
3.На плечах Игнашки
Сорок три рубашки –
Все из ткани отбеленной,
А поверх – пиджак зеленый (Развитие капусты. Кочан капусты)
4.Был ребенок - не знал пеленок,
А стал стариком-Сто пеленок на нем. (кочан капусты)
5.Безсчету одежек и все без застежек (капуста)
6.Нота. Часть танца (репа)
7.Первый слог –песня весенней капели,
Второй – губы.
Все - растение, про которое
Сложена загадка:
«Был ребенок – не знал пеленок,
Стар стал – пеленаться стал» (капуста).
Учащиеся отвечают , что сегодня мы будем изучать семейство, к которому относится растение - капуста. Это семейство – крестоцветные. (Слайд№1, 2,3.4) Итак, ученики формулируют цель урока.
Как же данная задача будет решаться на уроке: при помощи каких методов, форм? Это будет урок – путешествие по семейству крестоцветные.
Сегодня мы путешествуем в страну растений семейства Крестоцветные. Я надеюсь, что мы раскроем немало тайн. Желающие проверить свои силы уже собрались на месте. А вот план нашего путешествия. (Слайд №5)
Проверка готовности отряда к путешествию на контрольном пункте.
Остановка на станции «Определительная»
Остановка на станции «Музейная»
Остановка на станции «Познавательная»
Завершение путешествия на таможне.
Ну что, в путь?
Контрольный пункт.
Ребятам предлагаются задания по карточкам тестового характера ( по вариантам) (Слайд№ 6,7,8,9,10)
Вариант №1.
Задание №1.
Укажите номера, под которыми обозначены признаки растений семейства мотыльковых:
1.Плод-стручок или стручочек.
2.Венчик цветка состоит из четырех лепестков.
3.Плод –боб
4.На корнях образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие азот из воздуха
5.Цветок имеет один пестик и шесть тычинок
6.Цветок имеет один пестик и десять тычинок
7.Тычинок в цветке много
8.Венчик цветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.
Задание №2
Игра «Третий лишний»
1.Соя, фасоль, томаты.
2.Перец, баклажаны, арахис
3.Картофель, белена черная, капуста.
Вариант № 2
Задание №1
Выбрать признаки растений семейства пасленовых:
1.Корень стержневой
2.Листья с сетчатым жилкованием
3.В цветке шесть тычинок и один пестик
4.Чашечка состоит из пяти сросшихся лепестков.
5.Венчик состоит из пяти сросшихся лепестков.
6.Плод –стручок или стручочек
7.Пдлод – ягода или коробочка
8.Пастушья сумка
9.Паслен черный
10.Картофель
Задание №2
Игра «Третий лишний»
1.Соя, фасоль, томаты
2.Перец, баклажаны, арахис
3.Картофель, розы, капуста.
После выполнения тестовых заданий осуществляем проверку так: карточки с сюрпризом, раскройте низ карточки и найдете там ответы на задания. Самоконтроль.
Критерии оценивания указаны на карточке.
Итак, ребята, получилось, что в каждом варианте лишним растением оказалась –капуста.
Проблема: почему капусту , репу относят к семейству Крестоцветные? Каковы их общие признаки?
Путешествие продолжается дальше и следующая остановка - станция «Познавательная».
Здесь ребята выполняют лабораторную работу –« Растения семейства крестоцветных.»
( каждому учащемуся выдается инструктивная карточка) (Слайд №11)
Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык
работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой, пастушьей сумки, сурепки обыкновенной, коллекция плодов.
Ход работы.
1.Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
2.рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.
3.Определите тип корневой системы ( стержневая или мочковатая). О принадлежности к какому классу это может свидетельствовать?
4.Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), определите характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся).
5.Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный, тип листорасположения.
6.Рассмотрите соцветие и определите к какому типу оно относится.
7.Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.
8.Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.
9.Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь
10.Рассмотрите строение плода, сравните его с плодами из коллекции и определите тип плода.
11.Зарисуйте и подпишите плод.
Обобщите полученные результаты и на основании их сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные.
Ребята делают следующие выводы:
семейство включает около 3200 видов растений;
- цветки с крестообразно расположенными лепестками, чашечка из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестик;
- формула цветка крестоцветных Ч4Л4Т4+2П1;
- соцветие – кисть;
- плоды – стручки или стручочки;
- корневая система – стержневая. (Слайд №12)
Правильно, ребята , по этим признакам мы относим данные растения к этому семейству.
А вот каково многообразие растений семейства Крестоцветные мы узнаем на следующей остановке.
Следующая остановка – станция «Музейная». (Слайд №13,14)
Цель: знакомство учащихся с многообразием растений семейства крестоцветные.
Определить, какова же роль растений семейства крестоцветные в жизни и хозяйственной деятельности человека. . (Ребята готовили дома сообщения о растениях семейства крестоцветные).
А наше путешествие продолжается и следующая остановка «Определительная» (Слайд №15)
Здесь выполняется практическая работа по определению растений семейства крестоцветные по определительным карточкам. (Слайд №15,16,17,18,19,20)
Перед началом практической работы учитель объясняет детям правила определения растений по определительным карточкам ис помощью определителя.
Цель: формировать умения распознавать растения с определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения, продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.
Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дикая, пастушья сумка, ярутка полевая), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупы.
Ход работы:
Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
1.Рассмотрите гербарий растения семейства крестоцветные.
2.Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.
3.Следуя инструкции по определительной карточке определите, что это за растение.
4. С помощью школьного определителя установите к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.
5.Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Укажите последовательность этапов при определении растения. Запишите полученные данные в тетрадь.
Наше путешествие подходит к концу и следующая остановка «Таможня». Ребятам предлагается выполнить следующие задания с целью закрепления знаний и умений. (Слайд №21)
Вариант №1.
Отметьте признаки крестоцветных:
1.Тычинок много.
2.Венчик состоит из пяти лепестков
3.Чашечка состоит из четырех чашелистиков
4.Плод стручок
5.Плод костянка
6.Венчик состоит из четырех лепестков.
7.Тычинок шесть: четыре длинные и две короткие
8.Чашечка состоит из пяти чашелистиков.
Вариант №2.
Выбрать правильные утверждения:
1.К крестоцветным относятся как травянистые растения , так и кустарники, и деревья
2 Все крестоцветные имеют простые листья
3.Плоды у крестоцветных –стручки и стручочки
4.Все крестоцветные –двулетние растения.
5.Листья крестоцветных имеют параллельное жилкование..
6. Все крестоцветные имеют формулу цветка – Ч4,Л4,Т4+2,П1.
Контроль за выполнением задания провести так: взаимообмен заданиями и выставление оценок. Оценки каждого сопровождаются комментариями.
Подведение итогов. Обращает внимание учащихся на достижение цели урока.
Рефлексия.
О чем вы сегодня узнали на уроке?
Достигнута ли цель урока?
Пригодятся ли вам в жизни эти знания?
Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?
Переход к материалу, который будет рассматриваться на следующем уроке.
Домашнее задание: читать параграф №44, знать основные термины.
Творческое задание .Нарисуйте или вылепите из пластилина различные типы плодов растений семейства крестоцветные: стручок без перетяжек, стручок с перетяжками, стручочки различной формы, приведите примеры растений, для которых характерны подобные плоды.
Задание для учеников, интересующихся биологией по выбору:
Напишите формулы цветков комнатных растений, которые цветут в данный момент в кабинете биологии и у вас дома.
Или же, составить кроссворд, синквейн к слову капуста.
Приложение к уроку.
Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные.
1.Плод стручок (длинный) …………………………………………………………2
0.Плод стручочек (длина меньше или равна ширине)…………………………….5
2.Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски.
Редька дикая.
0.Плоды без перетяжки ………….. 3
3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перистонадрезанные.
Горчица белая
0.Стручки с округлым носиком………………………………………………………4
4.Стручки размером 1-1,5см, прижаты к стеблю .Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные
Гулявник лекарственный.
0.Стручочки размером 2-4 см, отклонены от стебля. Листья ланцевидные.
Желтушник левкойный.
5.Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие.Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно.
Пастушья сумка.
0.Стручок овальной формы……………………………………………………………6
6.Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку
Ярутка полевая
0.Стручочки без крылышек……………………………………………………………7
7.Растение серовато-зеленое от мелких волосков, которыми покрыты стебель и листья
Икотник серо-зеленый
0Стебель сильно ветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху. 0
Клоповник сорный.
,