метапредметное занятие "Биосинквейн"
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

 

Аннотация к биосинквейну

Данное внеклассное мероприятие рекомендуется учащимся 11 классов.

Цель:

Систематизация, обобщение изученного материала за курс биологии 11 класса. Выход за границы преподаваемого предмета, интегрирование традиционного учебного материала, переосмысливание понятий.

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач:

  • Изменяет атмосферу, делая ее более творческой.
  • Позволяет лучше представить сложные термины и категории, выделить их главные признаки, провести эффективно рефлексию.
  • Превосходный способ контроля и самоконтроля.

Педагогическая ценность данной формы проведения:

  • Свободное творчество;
  • Способность к анализу;
  • Умение делать выводы;
  • Умение обобщать;
  • Обогащает словарный запас;
  • Подготавливает к краткому пересказу;
  • Учит формулировать идею;

Организационные формы работы с синквейнами могут быть различными:

•          Самостоятельно при выполнении домашней   работы

•          Самостоятельно на уроке

•          В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме

•          В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн

•          При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметные занятия в преподавании естественных наук

Номинация:

Разработка метапредметного занятия

       “Биосинквейн»

Учебная дисциплина: Биология

Автор: Молостовкина Людмила Ильинична

МБОУ 1652 г. Москва

Москва 2012

Аннотация к биосинквейну

Данное внеклассное мероприятие рекомендуется учащимся 11 классов.

Цель:

Систематизация, обобщение изученного материала за курс биологии 11 класса. Выход за границы преподаваемого предмета, интегрирование традиционного учебного материала, переосмысливание понятий.

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач:

  1. Изменяет атмосферу, делая ее более творческой.
  2. Позволяет лучше представить сложные термины и категории, выделить их главные признаки, провести эффективно рефлексию.
  3. Превосходный способ контроля и самоконтроля.

Педагогическая ценность данной формы проведения:

  1. Свободное творчество;
  2. Способность к анализу;
  3. Умение делать выводы;
  4. Умение обобщать;
  5. Обогащает словарный запас;
  6. Подготавливает к краткому пересказу;
  7. Учит формулировать идею;

Организационные формы работы с синквейнами могут быть различными:

•        Самостоятельно при выполнении домашней   работы

•        Самостоятельно на уроке

•        В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме

•        В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн

•        При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.

Предлагаю познакомиться с синквейнами из моей собственной учительской практики, который проходит в 3 этапа:

I этап  - Составление синквейнов по определённым биологическим терминам.

II этап - Определение темы синквейнов, составленных другими командами.

III этап – Рассказ учащихся по заранее составленным синквейнам.

“Биосинквейн”

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,  выражает личное отношение учащегося к теме или служит обобщением.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о высокой степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

·   знает содержание учебного материала темы;

·   умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;  

·   умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Жюри  оценивает  качество синквейна. При оценивании учитывалось следующее по пятибалльной системе:

- отражают ли все строки тему синквейна,

- узнаваемость темы,

- качество 4-й строки,

- соответствие правилам составления синквейнов,

- применимость в учебном процессе.  

Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Рекомендация учителю при проведении уроков или внеклассных мероприятий в форме синквейна:

Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Писать стихи в свободной форме по заказу за несколько минут действительно дано не каждому. Но мы, предлагаем стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.

Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно. Если же вдруг у учащихся  возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна им не близка (не понята  или просто не интересна). Либо же ещё раз необходимо поработать над расширением  словарного запаса, вновь прочитав тему или определение термина.

 Синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если учащиеся легко могут составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена ими хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – ваше его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.

Принцип «метапредметности» в обучении школьников можно расширить применяя другие общим приемы, техники, схемы, образцы мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. (Ю. Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, хайку (японская стихотворная форма в три строки.), диаманта (стихотворная форма из семи строк), стихотворение-рисунок, иллюстраций к произведению, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), различные техники графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема и т.д.).

“Биосинквейн”

I этап 

В составе каждой команды по три участника.

Команды  получают слова для составления синквейна:

  1. Флора
  2. Рефлекс
  3. Популяция
  4. Рудименты
  5. Рецепторы
  6. Систематика
  7.  Паразитизм
  8. Пигменты
  9. Организм
  10.  Оплодотворение
  11. Метаболизм
  12. Мозг.

 Время на составление синквейна – 1 минута. В случай если составили раньше, звонят в колокольчик и тогда получают дополнительный бал.

Варианты синквейнов, составленные учащимися:

  1. Флора

Сложившаяся, различная

Украшает, обогащает, запасает

Богиня цветов и весны

Растения

  1. Рефлекс

Безусловный, условный

Объединяются, существуют, воздействуют

Реакция организма, осуществляемая нервной системой

Рефлексус

  1. Популяция

Изолированная, определённая

Развивается, занимает, контактирует

В ней протекают простейшие эволюционные процессы

Популус

  1. Рудименты

Упрощённые, маленькие

Закладываются, не развиваются, утрачиваются

В отличие от атавизмов встречаются у всех особей вида

Зачатки

  1. Рецепторы

Разнообразные, чувствительные

Воспринимают, преобразуют, принимают

Имеются у животных и человека

Образования

  1. Систематика

Упорядоченная, относящаяся

Описывает, обозначает, классифицирует

Позволяет находиться всем на своих местах

Система

  1. Паразитизм

Питающиеся, не истребляющие

Используют, добывают, редуцируют

В них усложняются половая система и органы прикрепления

Нахлебники

  1. Пигменты

Бесцветные, зелёные

Окрашивают, играют, участвуют

Входящие в состав тканей организмов

Краска

  1. Организм

Придающий, обладающий

Растёт, размножается, развивается

Любое живое существо, целостная система

Носитель жизни

  1. Оплодотворение

Сливающийся, приводящий

Передаёт, обеспечивает, развивает

Лежит в основе полового размножения

Процесс

  1. Метаболизм

Взаимосвязанный, необходимый

Происходит, превращает, обеспечивает

Совокупность всех химических изменений

Обмен

  1. Мозг

Сильнейший, могущественный

Регулирует, обеспечивает, проводит

Нервная ткань серо – белая

Всё

II этап 

Познакомьтесь с синквейнами, предложенными командами, и определите тему каждого синквейна.

Синквейны для первой команды:

  1. Синквейн 1.

?

Сильная,  разнообразная

Бороться, соперничать, опережать

Бороться и искать, найти – и не сдаваться!

Отбор

  1. Синквейн 2.

?

Автотрофный, зеленый

Начинать, синтезировать, передавать

СО2 да вода – наша еда!

Пищевая цепь

  1. Синквейн 3.

?

Живая, кубическая

Делиться, питаться, дышать

Не построишь дом без кирпича.

Ткань

  1. Синквейн 4.  

?

Сложный, устойчивый

Питаться, жить, размножаться

Мой дом – моя крепость.

Экосистема

  1. Синквейн 5.

?

Вирусная, химерная,

Кодировать, синтезировать, определять

Одна хорошо, а две надежнее!

Хромосома

  1. Синквейн 6.

?

Хромосомный, недоразвитый

Нарушаться, характеризоваться, обуславливаться

Беда не приходит одна.

Заболевание

  1. Синквейн 7.

?

Трофические, секреторные

Хранить, выводить, удалять

Встречаюсь в клетке иногда, но используюсь всегда.

Структура

Синквейны для второй команды:

  1. Синквейн 1.

?

Устойчивый, инфекционный

Поражать, изменять, губить

Вот она загадка века – гибель мира человека!

Белок

  1. Синквейн 2.

?

Реконструктивная, клеточная

Изучать, устанавливать, познавать

Грамоте учиться – всегда пригодится!

Наука

  1. Синквейн 3.

?

Полезный, нейтральный

Формировать, передавать, изменять

Он всем бросается в глаза!

Фенотип

  1. Синквейн  4.

?

Неизбежный, смертельный

Прекращать, обновлять, запускать

Чему бывать, того не миновать.

Гибель

  1. Синквейн 5.

?

Неподвижная, шарообразная

Хранить, сливаться, реализовывать

Она делает добро – зашифровано оно.

Организм

  1. Синквейн 6.

?

Устойчивый, динамичный

Сохранять, поддерживать, регулировать

Плодородная почва для здоровья

Постоянство

  1. Синквейн 7.

?  

Внезапная, вредная

Нарушать, имитировать, ухудшать

Не все то, что похоже на мутацию, мутацией является!

           Фенотип

III – этап

Определив тему синквейна, составьте краткий рассказ по содержанию синквейна, отразив в нем все упомянутые в нем понятия и внутренние связи.

Синквейны  I  команды

  1. ?  

Случайная, стойкая.

 Изменяет, проявляется, наследуется.

 Не было бы счастья, да несчастье помогло!

 Эволюция.

  1. ?  

Связывающие, взаимодействующие

Продуцируют, передают, разлагают

Перенос энергии от источников через ряд организмов

Экосистема 

  1. ?  

Изолированная, определённая

Развивается, занимает, контактирует

В ней протекают простейшие эволюционные процессы

Популус

  1. ?

Избирательный, множественный

Синтезировать, копировать, накапливать

Запас карман не тянет.

Рибосомный аппарат

Синквейн II команды

  1. ?  

Водный, наземный

Регулироваться, изменяться, сохраняться

Один для всех – и все для одного.

Экосистема

  1. ?

Маленькие, гетеротрофные

Разрушать, перерабатывать, упрощать

Полна отходов плошка – где моя большая ложка!

Сапрофиты

  1. ?

Альтернативный, конституционный

Вырезать, удалять, сшивать

Лучше сорок раз по разу, чем в один раз сорок раз.

Созревание

  1. ?  

Непрямой, личиночный

Изменяться, превращать, созревать

Всякому овощу свое время.

Развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

метапредметный урок по биологии "Функции эндокринных желёз" (ХАОС и ПОРЯДОК)

Конспект и презентация  метапредметного урока по биологии 8 класс "Функции эндокринных желёз"...

метапредметные погружения как средство достижения новых метапредметных результатов

"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению" Я.А. Коменский О внеурочной деятельности, о новых стандартах много сказано, дано  разьяснения, од...

Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных ...

БИТ-семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок"

Семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок" представлен в новой форме - БИТ-семинар - Беседа, Инерактив, Творчество. Данная форма позволяет педагогам принять активное творческо...

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных  результатовучащихся по русскому языку...


 

Комментарии

Маслак Екатерина Николаевна

Уважаемая Людмила Ильинична, большое спасибо за метапредметное занятие! Успехов Вам и всего самого доброго!