План-конспект урока зоологии по теме: "Класс Пресмыкающиеся" с использованием ЭОР.
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме

Воронченкова Вера Павловна

План-конспект урока зоологии в 7 классе по теме: "Значение и многообразие пресмыкающихся. Древние рептилии" с использованием ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Материалы взяты из Единой коллекции ЦОР и ФЦОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_v_7_kl..doc147 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКА

«Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние рептилии.

Обобщение знаний по теме: «Класс Пресмыкающиеся или Рептилии».

Воронченкова Вера Павловна

Место работы                                      ГБОУ ЦО 556 ЮАОУ, г. Москва

Должность                                          Учитель

Предмет                                               Биология

Класс                                                   7

Тема и номер урока в теме               Урок 43. «Значение пресмыкающихся. Древние           

                                                             пресмыкающиеся».

                                                            Урок 4 в теме: «Класс Пресмыкающиеся, или  

                                                            Рептилии».

Базовый учебник                               «Биология. Животные». 7 класс. Часть 2.

                                                             Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.

                                                            «Вентана-Граф». 2004 г.

Триединая цель урока:

Образовательная: познакомить со значением пресмыкающихся в природе и жизни человека, их охране и происхождении, закрепить и обобщить ранее полученные знания об особенностях внешнего, внутреннего строения, размножения и поведения рептилий.

Развивающая: развитие мышления, речи, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, объяснять понятия, ставить проблемные вопросы. Закрепление и отработка учебных навыков путем различного рода практических заданий.

Воспитательная: воспитание экологически грамотного отношения к природе, создание условий для самовыражения школьников и благоприятного психологического климата на уроке, предупреждение гиподинамии, сохранение интереса к учебному материалу.

Задачи урока (по методике Курсов повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября»):

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Этап всесторонней проверки знаний.
  4. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала.
  5. Этап освоения новых знаний. Предъявление информации.
  6. Рефлексия (закрепление и отработка полученных знаний, умений, навыков путем различного рода практических занятий).
  7. Контроль или аттестация учебных достижений по пройденной теме.
  8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Тип урока: комбинированный (сообщения, обобщения, систематизации, закрепления и контроля  знаний).

Используемое оборудование на уроке:

  1. АРМ учителя.
  2. Экран, мультимедийный проектор.
  3. ПК ученика (в кабинете 2 персональных компьютера ученика и 1 ПК учителя; все подключены к сети Интернет).
  4. Учебник «Биология. Животные». 7 класс. Константинов В.М. и др. ( часть 2 ).
  5. Скелет ужа, ящерицы, черепахи.
  6. Муляжи рептилий и панцирь черепахи.
  7. Влажный препарат «Гадюка обыкновенная», «Ящерица прыткая», «Развитие ужа».
  8. Дидактический материал: «Тематический контроль по биологии. Проверка знаний учащихся по разделу «Животные». Резникова В.З. Тема: «Класс Пресмыкающиеся». Задания: выбери один верный ответ, составь ответ из нескольких элементов, выполни задания на классификацию объектов, процессов и явлений, вставь в текст  пропущенные слова (по вариантам).
  9. Классные тетради.
  10. ЭОР ( ресурс ЦОР  school-collection.edu.ru   и  ФЦИОР  fcior.edu.ru ).

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  1. общеклассная
  2. индивидуальная
  3. парная

СТРУКТУРА  И  ХОД  УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

 (в мин.)

1

Организа-

ционный

этап.

Иллюстрация на экране 3-х ПК:

1-Гадюки (№ 3),

2-Ящерицы

 (№ 1),

3-Крокодила

(№ 4).

-Постановка целей и задач урока.

Психологическая подготовка уч-ся к общению и предстоящему занятию.

-Знакомство с темой урока.

-Концентрация внимания на иллюстрации.

-Подготовка учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей к уроку.

1 мин.

2

Этап проверки домашнего задания.

Иллюстрации

№ 1, 3, 4

(ящерица, гадюка, крокодил).

И-модуль ФЦИОР:

-Многообразие Пресмыкающихся

(№ 17).

П-модуль ФЦИОР:

Многообразие

Пресмыкающихся

(№ 17).

Какие систематические группы данного класса существуют, охарактеризовать подотряд ящерицы, черепахи, змеи, крокодилы, узнать основных представителей и распределить их по группам.

К-модуль ФЦИОР:

Многообразие Пресмыкающихся

(№ 17).

Тест:

-Вопрос 1, 2, 3, 4  по теме «Пресмыкающиеся»

(№ 15).

-Демонстрация иллюстраций.

-Оценка ответов учеников.

-Фронтальная работа с классом.

-Замена слайдов на ПК.

-Предоставление одного ПК с информационным материалом

ученикам, отсутствующим на предыдущем уроке.

-Предоставить ПК одному  ученику из пары по мере их готовности с целью проверить свои знания по многообразию Рептилий.

-Предоставить ПК второму  ученику из пары с возможностью проверить свои знания по многообразию Рептилий.

-Демонстрация.

-Замена материалов на экранах  ПК уч-ся

-Оценка ответов уч-ся.

- Фронтальная беседа с классом.

-Индивидуальная и общеклассная работа.

-Составить устный  рассказ об изображенном животном на экране ПК (3 человека).

Самостоятельная и  индивидуаль-

ная  парная работа с И-модулем

(2 человека).

Самостоятельная

и  индивидуаль-

ная  работа с П-модулем ученика

на оценку

( 1 человек).

Самостоятельная

и  индивидуаль-

ная  работа с К-модулем ученика

на оценку

( 1 человек).

-Индивидуальная работа с интерактивным тестовым заданием с выбором нескольких правильных ответов

(4 человека).

8 мин.

3

Этап всесторон-

ней проверки знаний.

Интерактивные рисунки с демонстрацион. и тестовым режимами работы:

1-Внешнее строение рептилии (№ 2).

2-Кровеносная система рептилий

(№ 12).

3-Пищеварительн.

система рептилий

 (№ 11).

4-Внутреннее строение рептилий (№ 10).

Иллюстрация схематического строения:

5-Сердце пресмыкающегося

(№ 13).

Видеофрагмент:

По выбору ученика:

6-Хамелеон (№9).

7-Предупреждающее поведение змей (№ 5)

8-Охота крокодилов на антилоп (№ 6).

9-Забота о потомстве у крокодилов (№ 7).

10-Передвижение черепах, ящерицы, змеи (№ 8).

11-Работа челюстей и зубов гадюки

(№ 14).

К-модуль ФЦИОР:

12-Общая характе-ристика класса

Пресмыкающиеся

(№ 20).

Назвать вид и отряд

изображенного

животного (гадюка

обыкновенная).

_Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Индивидуальная и общеклассная работа.

-Ответить на вопросы теста по демонстрацион. рисунку  на экране ПК

 (4 человека).

-Индивидуальная и общеклассная работа.

Рассказать о строении сердца рептилий и особенностях их кровеносной системы (1 уч-ся)

-Индивидуальная и общеклассная работа.

-Рассказать об особенностях внешнего строения и образа жизни хамелеона по видеоряду с выключенным звуком (1 уч-ся).

-Индивидуальная и общеклассная работа.

-Рассказ о поведении рептилий в естественной среде по видеоряду с выключенным звуком (1 уч-ся).

-Индивидуальная и общеклассная работа.

-Рассказ о поведении рептилий в естественной среде по видеоряду с выключенным звуком (1 уч-ся).

-Индивидуальная и общеклассная работа.

-Рассказ о поведении рептилий в естественной среде по видеоряду с выключенным звуком  (1 уч-ся).

-Индивидуальная и общеклассная работа.

-Рассказ о поведении рептилий в естественной среде по видеоряду с выключенным звуком (1 уч-ся).

-Индивидуальная и общеклассная работа.

-Рассказ по сюжету с выключенным звуком (1 уч-ся).

-Индивидуальная работа с интерактивным и мультимедийным К-модулем

(1 ученик).

8 мин.

4

Этап подготовки учащихся к активному и созна-

тельному усвоению нового материала.

-П-модуль ФЦИОР:

-Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние Рептилии

(№ 18).

Происхождение современных пресмыкающихся.

-Видеофрагмент:

-Динозавры (№ 16).

-Демонстрация.

-Рассказ учителя с выключенным звуковым текстом диктора.

-Демонстрация.

-Фронтальная беседа о вымерших ящерах и причинах их вымирания.

-Усвоение нового материала по зрительному  мультимедий-

ному и интер-

активному ряду.

-Общеклассная форма познавательной деятельности.

5 мин.

5

Этап усвоения новых знаний.

-П-модуль ФЦИОР:

-Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние Рептилии

(№ 18).

Происхождение современных пресмыкающихся.

-Демонстрация  модуля со звуком.

-Активная познавательная деятельность учащихся по усвоению и запоминанию новых знаний.

5 мин.

6

Этап закрепле-ния и отработки новых знаний и навыков путем различного рода практичес-ких занятий

(рефлексия)

К-модуль ФЦИОР:

-Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние Рептилии

(№ 19).

-Демонстрация

-Фронтальная беседа по вопросам модуля о значении рептилий в природе и жизни человека, особенностях древних и современных пресмыкающихся и о древних ящерах.

-Итоговое обобщение знаний по классу Пресмыкающиеся

-Индивидуальная и общеклассная работа по интерактивному и  мультимедий-ному  К-модулю.

-Конструктор древних рептилий на ПК

(1 ученик).

6 мин.

7

Контроль или аттестация учебных достиже-

ний  по пройденной теме.

АРМ учителя

-На экране итоговая таблица с результатами теста.

-Запись д/з.

-Инструктаж по письменной проверке знаний в классных тетрадях.

-Самопроверка или взаимоконтроль с  оглашением результатов работы.

-Подведение итогов урока с выставлением оценок за индивидуальные ответы, активную и грамотную работу во время урока и за итоговый тест.

-Похвала и благодарность отдельным учащимся и всему классу за интересный урок.

-Индивидуальная и парная работа.

-Ответить самостоятельно по вариантам на вопросы теста по сборнику тестовых заданий «Животные»,  Резникова В.З. 1.Выбрать один верный ответ.

2.Составить ответ из нескольких элементов.

3.Выполнить задание на классификацию объектов, процессов и явлений.

4.Вставить в текст пропущенные слова.

10 мин.

8

Этап информа-

ции о домашнем задании и  его выполне-нию.

-

-Инструктаж о  работе над ошибками, допущенными в итоговом тесте.

-Запись домашнего задания в дневниках для тех, кто не справился с письменным тестом.

2 мин.

Итого: 45 минут урока, оценена работа 100 % учащихся класса из 25 человек.

 Осуществлен системно-деятельностный, личностный  подход в обучении с использованием современных электронно-образовательных ресурсов.

ПРИЛОЖЕНИЕ  К  ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ   УРОКА

«Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние рептилии.

Обобщение знаний по теме: «Класс Пресмыкающиеся или Рептилии».

ПЕРЕЧЕНЬ  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  НА  ДАННОМ  УРОКЕ  ЭОР

Название ресурса

Тип, вид

ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Ящерица прыткая

 (№ 114434).

Иллюстрация внешнего строения представителя отряда Чешуйчатые  в естественной среде.

Иллюстрация

ЦОР

Иллюстрация

в формате

jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8bd89-0a01-022a-01f7-7c71444cae7a/%5BBIO7_10-40%5D_%5BPF_05%5D.jpg

2

Внешнее строение рептилии (№ 114459).

Интерактивный рисунок с демонстрационным и тестовым режимами работы. Внешнее строение пресмыкающихся.

Интерактивн. рисунок, тест

ЦОР

Мультимедиа

в формате

flash

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e5f0-0a01-022a-00cc-b126b7d0e453/%5BBIO7_10-40%5D_%5BIM_03%5D.swf

3

Гадюка рогатая

 (№ 114435).

Иллюстрация  внешнего строения пресмыкающегося в естественной среде.

Иллюстрация

ЦОР

Иллюстрация

в формате

jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8bd90-0a01-022a-00bf-e943763f9825/%5BBIO7_10-40%5D_%5BPF_04%5D.jpg

4

Крокодил (№ 114493).

 Иллюстрация  внешнего строения пресмыкающегося в естественной среде.

Иллюстрация

ЦОР

Иллюстрация

в формате

jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/df18eca1-0461-40e2-8f29-43af226713b1/%5BBIO7_10-40%5D_%5BPF_02%5D.JPG

5

Предупреждающее поведение змей

(№ 114173).

Демонстрация поведения пресмыкающегося.  

Демонстрация

ЦОР

В/фр

в формате

wmv

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79050/?interface=pupil&class=49&subject=29

6

Охота крокодилов на антилоп (№ 114180).

Демонстрация поведения пресмыкающегося.  

Демонстрация

ЦОР

В/фр

в формате

wmv

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79050/?interface=pupil&class=49&subject=29

7

Забота о потомстве у крокодилов

(№ 114183).

Демонстрация поведения пресмыкающегося.  

Демонстрация ЦОР

В/фр

в формате

wmv

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79050/?interface=pupil&class=49&subject=29

8

Передвижение черепах, ящерицы и змеи

(№ 114179).

Демонстрация представителей класса Пресмыкающиеся.

Демонстрация

ЦОР

В/фр

в формате

wmv

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79048/?interface=pupil&class=49&subject=29

9

Хамелеон ( 114182).

Демонстрация особенностей внешнего строения хамелеонов.

Демонстрация ЦОР

В/фр

в формате

wmv

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79050/?interface=pupil&class=49&subject=29

10

Внутреннее строение рептилий (№ 114460).

Интерактивный рисунок с демонстрационным и тестовым режимами работы.

Интерактивный рисунок, тест

ЦОР

Мультимедиа

в формате

flash

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e7db-0a01-022a-00ce-299fcd45321f/%5BBIO7_10-41%5D_%5BIM_04%5D.swf

11

Пищеварительная система рептилий

(№ 114156).

Интерактивный рисунок с демонстрационным и тестовым режимами работы.

Интерактивный рисунок, тест

ЦОР

Мультимедиа

в формате

flash

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b855f9a-3619-4fe7-92fa-7935a6128154/%5BBIO7_10-41%5D_%5BIM_03%5D.swf

12

Кровеносная система рептилий (№114461).

Интерактивный рисунок с демонстрационным и тестовым режимами работы.

Интерактивный рисунок, тест

ЦОР

Мультимедиа

в формате

flash

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e7fc-0a01-022a-00ef-2304aea03ad4/%5BBIO7_10-41%5D_%5BIM_05%5D.swf

13

Сердце пресмыкающегося

(№ 114212).

Иллюстрация схематичного строения сердца пресмыкающегося.

Демонстрация

ЦОР

Иллюстрация

в формате

flash

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b170814-0a01-022a-0168-f24826d8ec05/%5BBIO7_10-41%5D_%5BIM_02%5D.swf

14

Работа челюстей и зубов гадюки ( 114169).

Демонстрация особенностей строения.

Демонстрация

ЦОР

В/фр

в формате

wmv

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79049/?interface=pupil&class=49&subject=29

15

Вопрос 1, 2, 3, 4 по теме: «Пресмыкающиеся».

Интерактивное тестовое задание с выбором нескольких правильных ответов (по происхождению рептилий).

Тест

ЦОР

Тест

в формате

html

1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4dd3137-0a01-022a-0047-18612e810dcc/%5BBIO7_10-43%5D_%5BQS_03%5D.html

2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4dd314e-0a01-022a-004c-dfbb6e85ff37/%5BBIO7_10-43%5D_%5BQS_04%5D.html

3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4dd3164-0a01-022a-01cc-0c56510f46aa/%5BBIO7_10-43%5D_%5BQS_05%5D.html

4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4dd54a5-0a01-022a-013b-7b68955ffb92/%5BBIO7_10-43%5D_%5BQS_02%5D.html

16

Динозавры (№ 114181).

Демонстрация древних пресмыкающихся.

Демонстрация

ЦОР

В/фр

в формате

wmv

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79051/?interface=pupil&class=49&subject=29

17

Многообразие пресмыкающихся.

(какие систематические группы класса существуют, подотряды ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи и их основные представители).

Демонстрация

Интерактивный рисунок, тест.

И-модуль

П-модуль

К-модуль

ФЦИОР

Интерактив

Мультимедиа

И-модуль:

http://fcior.edu.ru/card/750/mnogoobrazie-presmykayushihsya.html

П-модуль:

http://fcior.edu.ru/card/6890/mnogoobrazie-presmykayushihsya.html

К-модуль:

http://fcior.edu.ru/card/9009/mnogoobrazie-presmykayushihsya.html

18

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Древние рептилии.

Практический материал по происхождению рептилий.

Практические задания.

Интерактивный рисунок, тест.

П-модуль

ФЦИОР

Интерактив

Мультимедиа

http://fcior.edu.ru/card/12752/rol-presmykayushihsya-v-prirode-i-zhizni-cheloveka-ohrana-presmykayushihsya-drevnie-presmykayushiesy.html

19

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Древние рептилии.

Контрольные задания (значение для человека, представители современных и древних рептилий и их особенности, конструктор древних ящеров).

Контрольные задания.

Интерактивный рисунок, тест.

К-модуль

ФЦИОР

Интерактив

Мультимедиа

http://fcior.edu.ru/card/2079/rol-presmykayushihsya-v-prirode-i-zhizni-cheloveka-ohrana-presmykayushihsya-drevnie-presmykayushiesy.html

20

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся.

Назвать вид, отряд и главные признаки изображенного пресмыкающегося (на примере гадюки обыкновенной).

Контрольные задания.

Интерактивный рисунок, тест.

К-модуль

ФЦИОР

Интерактив

Мультимедиа

http://fcior.edu.ru/card/14725/obshaya-harakteristika-klassa-presmykayushiesya.html

    Учитель биологии ГБОУ ЦО 556 ЮОУО                              Воронченкова Вера Павловна

 

Апрель, 2012 г.                    

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

План-конспект открытого урока по англ. яз во 2-м классе "Учимся описывать героя" с использованием системно-деятельностного подхода

Урок составлен в соответствии с требованием ФГОС и построен в русле системно-деятельносного подхода с использованием интерактивной доски...

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

План-конспект открытого урока по английскому языку по учебнику Кузовлева 10 класс с использованием ИКТ тема:" Teenagers\' problems\'\'.

План-конспект открытого урока составлен по всем требованиям данного учебного материала.Открытый урок -это активизация и закрепление лексики по теме:"Проблемы подрастающего поколения".Позновательная це...

План-конспект открытого урока немецкого языка с использованием ИКТ по теме «Кто живет в старых немецких городах?»

Тема урока: «Кто живет  в старых немецких городах?»Цель урока:  систематизация и обобщение знаний учащихся по темеЗадачи урока:Учебные – систематизация лексико-грамматических навыков  (...

План - конспект открытого урока по Основам безопасности жизнедеятельности с использованием электронных образовательных ресурсов

Тема урока: «Модели поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера».Цели урока:Образовательные:- дать характеристику и определить опасности, которые возникают при ЧС приро...