Игра "Грибное лукошко"
план-конспект урока биологии (6 класс) по теме
Данная разработка может быть исрпользована при проведении обобщающего урока по "Царство Грибы" на уроках биологии 6 класс, а также для подготовки внеклассного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gribnoe_lukoshko.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсно – развлекательное мероприятие «Грибное лукошко»
I. Грибы в загадках.
- Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть –
Нет головы (гриб).
- Сбоку у грибочка –
Бугорочек – почка,
Бугорочек свалился –
Новый гриб родился (дрожжи)
- Вот лесная модница
За народом гонится:
То с бордовым,
То с лиловым,
Или с алым покрывалом
У тропы появится -
Хочет всем понравиться (сыроежки).
- А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красною шляпкой,
На шляпке – горошки (мухомор.)
- Под осиной мужичок,
На нем красный колпачок (подосиновик)
- Пока молода, она седа,
А постареет – вся почернеет (мукор)
- Зашёл мужик в сосняк,
Нашел слизняк.
Бросить жалко, съесть сыро (масленок)
- Он бревном питается,
За стену хватается,
Он по стенке скачет,
Бревна ест и плачет (домовой гриб)
- Есть гриб почти домашний -
Сажайте хоть на пашне,
Хоть под яблоней в саду,
Хоть у стежки на ходу (шампиньон)
- Пришли пареньки,
Присели на пеньки;
Сидят гуртом –
Не сгонишь кнутом (опята)
- Весь грибок – с пчелиный бок,
А в нем подряд – и лекарство и яд
А растет на весу и совсем не в лесу (спорынья)
12.Рано - рано весной, на полянке лесной,
У канавки глинистой, сел старик морщинистый:
Греется на солнце в сереньком суконце (сморчок)
- Есть грибы и не в лесу: в тесте, в пиве и квасу (дрожжи)
- Конское копыто – к дереву привито (трутовик)
- Росла заячья картошка
Да не взял никто в лукошко;
А теперь прорвешь бочок –
Пыхнет темный табачок (дождевик)
- Выросли на палочке
Кисточки - метелочки,
Кисточки зеленые – лекари хваленые (пеницилл)
- Есть старуха вредная,
На ней шляпка бледная
А нога в ботинке,
На чулке пестринки
Вокруг ворота – пораспорото;
Кто к ней прикоснется
Тот не проснется (поганка)
- Это что за дело: просо обгорело!
И в метелках сажа,
И на листьях даже (головня)
- Из травки на опушке
Торчат свиные ушки,
А не видно свинки –
Ни боков, ни спинки (свинушка).
- Растут на опушке
Рыжие подружки,
А зовут их (волнушки).
- Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички –
Рыжеватые (лисички).
- Царь грибов на толстой ножке –
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он (белый).
- Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я (подосиновик).
- Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных,
Собирай, не мешкай, Это – (сыроежки).
- Он на толстой ножке белой.
В яркой шляпке загорелой,
Кто его в лесу найдет,
Тот от радости поет. (Белый гриб).
- Красная шапочка
С белым горошком,
В фартучке белом,
Высокая ножка,
Внешне весьма
Привлекательный вид,
Помните все:
Этот гриб ядовит (мухомор).
II Переставьте в словах буквы так, чтобы получились названия грибов.
к о н е м а с л (масленок)
р и к ж ы (рыжик)
с а ч л и к и (лисичка)
с и н п о к д о в о и (подосиновик)
III.Игра « Кто лишний? »
Груздь опята чага
Масленок шампиньон трутовик
Моховик поганка спорынья
Подберезовик белянка волнушка
IV Напишите названия грибов, заканчивающихся буквой «К», и буквой «А»
V. Словарь юного миколога
1. Гриб –.
2. Грибница -
3. Грибокорень -
4. Гифы –
5. Головня –
6. Дрожжи –
7. Микология –
8. Микориза -
9. Мицелий –
10. Мукор –
11. Паразиты –
12. Пеницилл –
13. Пенициллин –
14. Плодовое тело –
15. Сапротрофы –
16. Симбиоз –
17. Спора –.
18. Спорынья –
19. Трутовик –
20. Хитин –
VI.“Пословицы и поговорки о грибах”.
Люди всегда собирали шляпочные грибы, употребляли их в пищу в сухом, соленом, жареном виде. Они выручали их длинные зимние посты: рождественский и великий. Люди уважительно к ним относились и поэтому грибы часто упоминаются в пословицах и поговорках. Какие пословицы и поговорки, где упоминаются грибы, вы знаете?
- Назвался груздем – полезай в кузов.
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
- Без счастья в лес по грибы не ходи.
- Затянули дожди – груздей не жди.
- Человек не грибок в день не вырастет.
- Не поклоняясь до земли, и гриба не подымешь.
- Гриб быстро растет под дубом.
- Грибы в деревне родятся, а и в городе их знают.
- Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
- Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.
- Гриб растет ночью.
- Грибы- не хлеб.
- Лучше рыжик, чем ничего.
VII. Биологические задачи
1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?
2. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые “рожки”. Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении.
3. Задача для “мозгового штурма”. Известно, что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез, рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое “доброжелательное соседство” грибов и деревьев.
4. Задача “мозговой штурм”. На Украине в 1996 году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему?
5. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?
Пусть в нашем журнале будет страница, с помощью которой другие ученики смогут проверить свои знания по этой теме – тест, который я предлагаю и вам.
VIII. Тест по теме “Царство Грибы”
1. Грибы – широко распространены в почве... (воде, живых организмах, мертвых останках на стволах деревьев на поверхности металлических, резиновых изделий).
2. У грибов запасным питательным веществом является... (гликоген), а у растений... (крахмал).
3. Наука, изучающая грибы называется... (микология).
4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются... (гифами), а в сумме эти нити составляют... (мицеллий) гриба, или его грибницу.
5. Дрожжевой гриб размножается путем... (почкования).
6. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат... (хлорофилла).
7. Пеницилл используют в медицине для получения... (пенициллина).
8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из... и... (шляпки и пенька).
9. Грибы размножаются тремя способами... (вегетативным, бесполым, половым).
10. По способу питания грибы можно разделить на две группы... (сапрофиты и паразиты).
11. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха... (влага, тепло).
12. Взаимовыгодная связь двух организмов: гриба и дерева называют... (симбиоз).
13. В борьбе с паразитическими грибами используют... (ядохимикаты).
14. Грибы применяют...
IX. Памятка грибнику
- Старые плодовые тела не брать, могут быть ядовитыми.
- Нельзя собирать грибы, которых не знаешь, так как среди них могут оказаться ядовитые.
- Когда собираешь грибы, нельзя разрывать мох около грибов, оказавшись под лучами солнца, грибница может погибнуть.
- Грибы срезают ножом, чтобы не повредить нити грибницы.
- Если нет ножа, осторожно раскачать плодовое тело и вытянуть, а ямку засыпать землей.
- В грибах накапливаются вредные вещества, поэтому не рекомендуется собирать их у дорог, вблизи предприятий, в городах.
- Настоящий грибник никогда не пнёт даже совершенно бесполезную (с его точки зрения) “поганку”, ведь она может пригодиться в качестве лекарства для лося, кроме того, именно эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный “мусор
- Лучше собирать утром.
- Собирать лучше в корзину.
Х. Почему грибы не объединили в одно царство с бактериями?
Ответ:
многоклеточные
ядерные
строение иное
ХI. Первая помощь при отравлениях:
- При любом, даже очень легком отравлении грибами или подозрении на него следует немедленно обратиться к врачу или доставить пострадавшего в больницу.
- Оказывая помощь до прибытия врача, больному очищают желудок и кишечник, укладывают его в постель.
- Желудок промывают теплой водой, солевым раствором или слабым раствором марганцего-кислого калия.
- Для очищения кишечника используют слабительное (касторовое масло или горькую соль).
- Выпить активированный уголь.
- Потерю жидкости необходимо восполнить, поэтому больному дают выпить небольшими глотками подсоленную воду.
- приложить теплую грелку к рукам и ногам
- При отравлении грибами ни в коем случае нельзя употреблять алкогольные напитки, так как они способствуют более быстрому всасыванию в организм грибных ядов.
ХII. Придумайте синквейн по теме мероприятия
- 1 строка – название синквейна
- 2 строка – два прилагательных
- 3 строка – три глагола
- 4 строка – фраза на тему синквейна
- 5 строка – существительное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по природоведению и экологии:"Лечебное лукошко"
Разработка о целебных растениях с помощью загадок и кроссворда......
Классный час "Лукошко добрых дел"
Итоговый классный час в 5 классе,на котором подводятся итоги жизнедеятельности класса за учебный год...
Мастер-класс "Грибное лукошко"
Так много возможностей запомнить лето! И наша презентация поможет в этом. Попробуем сделать из ваты, клейстера и основы-проволоки замечательные грибы!...
Презентация "Целебное лукошко"
Информация о лекарственных растениях и их использовании....
Методическая разработка открытого занятия к программе «Самоделки +» Тема: Модульное оригами – подснежники в лукошке.
Занятие по теме «Модульное оригами - подснежники в лукошке» относится к 5 разделу программы «Самоделки +» - «Работа с бумагой» и рассчитана на 2 учебных часа. Занятие проводится с использованием ...
План кружковой работы "Народную мудрость - в лукошки - ладошки" (знакомство с малыми фольклорными формами)
Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование кружковой работы "Народную мудрость - в лукошки-ладошки". Планирование расчитано на воспитанников младшего возраста и включает в себя сле...
ПРОГРАММА кружка по лозоплетению «Лукошко»
Кружок по лозоплетению- это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит поср...