Программа "Здоровье 5"
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативные документы обеспечивающие, реализацию программы:
- Закон РФ «Об образовании»
- Областной закон «Об образовании в Ростовской области»
- Приказ Министерства образования «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования)» от 05.03.2004г. №1089
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждение РФ (приложение к приказу Минобразования России от 09.02.98 №322)
- Стандарт основного общего образования по биологии (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 №1089)
- Программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы / Составитель Пасечник В.В., Москва - Дрофа, 2001г
- Рабочая программа по здоровью человека, составлена на основе методических рекомендаций «Здоровье сберегающие технологии», Серова П.И., Ростов-на-Дону, 2003г
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу «Здоровье» для учащихся 5 классов.
Курс «Здоровье» рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества.
Выработать у учащихся жизненную позицию, в которой каждый человек должен укреплять и сохранять свое здоровье и беречь здоровье других.
В данном курсе учащиеся познакомятся с организмом человека, правилами гигиены, с факторами риска окружающей среды. Правилами умственного и физического труда, правилами поведения в экстремальных ситуациях и поведением в обществе. Практическая часть программы направлена на проработку отдельных действий в ситуациях угрожающих здоровью человека, развитие логического мышления, развитие умения наблюдать, анализировать. Формирование материалистического мировоззрения, поиск различных выходов из разных ситуаций.
Требования к уровню знаний.
Знать:
- системы органов человека;
- правила гигиены одежды, кожи органов чувств;
- виды стихийных бедствий и их последствие;
- правила сохранения здоровья и защиты организма человека от стихийных бедствий;
- ядовитые: растения, грибы, животные;
- правила организации умственного и физического труда;
Уметь:
- изучать свой организм;
- составлять рацион питания;
- оказывать первую помощь при ушибах, солнечных и тепловых ударах, других повреждениях организма;
- различать съедобные и ядовитые растения, и грибы;
- распознавать ядовитых животных;
- предусматривать и планировать свои действия при стихийных бедствиях;
- сохранять здоровье в черезвучайных ситуациях;
- уметь планировать режим дня.
Структура курса.
класс | Тема (модуль) | Количество часов |
5 | 1. Введение | 2 |
2. Правила гигиены и культура быта | 4 | |
3. Стихийные бедствия | 5 | |
4. Биотические факторы и их влияние на здоровье человека | 12 | |
5. Человек и общество | 8 | |
6. Предупреждение употребление психоактивных средств | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол.часов | Дата | Основные положения | ||||||||||
Введение | 2 | |||||||||||||
1 | Здоровье одна из важнейших ценностей человека | Здоровье – это. Факторы влияющие на здоровье | ||||||||||||
2 | Место человека в природе | Науки изучающие здоровье и системы органов | ||||||||||||
Правила гигиены и культуры быта | 4 | |||||||||||||
3 | Гигиенические требования к одежде и обуви | Факторы укрепляющие здоровье. Правила гигиены | ||||||||||||
4 | Гигиенические требования к коже и кожным образованиям. Правила личной гигиены. | Кожные заболевания, кожные образования, терморегуляция, закаливание | ||||||||||||
5 | Органы чувств и правила гигиены. | Понятие органов чувств и правила гигиены | ||||||||||||
6 | Культура быта | Бытовые ситуации, культура | ||||||||||||
Стихийные бедствия | 5 | |||||||||||||
7 | Пожары и грозы | Причины и последствия пожаров | ||||||||||||
8 | Наводнение, паводки. Угроза жизни при наводнениях и паводках. | Понятие наводнение, паводки. Прогнозирование | ||||||||||||
9 | Ураган лавины и снегопады. Предупреждение переохлаждения, обморожения. | Характеристика ураганов. Предсказание снегопадов и лавиноопасности. Действия человек при угрозе | ||||||||||||
10 | Прогнозирование стихийных бедствий и меры профилактики травматизма. | Меры профилактики и оказание первой помощи при травматизме | ||||||||||||
11 | Защита проектов. Безопасное поведение в экстренных ситуациях. | |||||||||||||
Биотические факторы и их влияние на здоровье человека | 12 | |||||||||||||
12 | Значение растений в жизни человека | С/х растения. Продукты питания. Декоративные растения | ||||||||||||
13 | Лекарственные растения | Значение лекарственных растений. Распознание лекарственных растений нашего края | ||||||||||||
14 | Ядовитые растения | Распознание ядовитых растений, меры первой помощи при отравлении | ||||||||||||
15 | Распознание ядовитых растений. Профилактика отравлений. | Меры по предупреждению отравления | ||||||||||||
16 | Ядовитые и съедобные грибы. Правила сбора грибов. | Значение грибов. Меры первой помощи | ||||||||||||
17 | Грибы паразиты, их влияние на организм. | Распознание грибов | ||||||||||||
18 | Инфекционные заболевания и меры профилактики заболеваний. | Особенности бактерий. Пути попадания инфекции в организм человека | ||||||||||||
19 | Ядовитые животные | Распознание ядовитых животных, меры профилактики | ||||||||||||
20 | Защита организма человека от ядовитых животных | Средства защиты | ||||||||||||
21 | Поведение человека в природе | Отработка практических действий при угрозе отравления организма ядами животных | ||||||||||||
22 | Защита проектов. Защити свой организм | |||||||||||||
23 | Повторение | |||||||||||||
Человек и общество | 8 | |||||||||||||
24 | Человек существо социальное | Психологические особенности человека. Антропогенное воздействие на организм человека | ||||||||||||
25 | Правила гигиены и физического труда | Особенности физического труда. Утомление. Активный отдых правила гигиены | ||||||||||||
26 | Правила гигиены умственного труда | Особенности умственного труда. Врабатываемость. Режим | ||||||||||||
27 | Общение и культура | Понятие культура, воля, нравственные понятия | ||||||||||||
28 | Поведение в быту | Различия бытовых условий. Быт на разных стадиях развития общества | ||||||||||||
29 | Составление режима дня | Понятие режима | ||||||||||||
30 | Составление рациона питания | Калорийность, норма питания | ||||||||||||
31 | Спорт и физическая подготовка в твоей жизни | Влияние физической подготовки на здоровье | ||||||||||||
Предупреждение употребление психоактивных средств | 3 | |||||||||||||
32 | Научись управлять собой | Формирование силы воли. Эмоции. Поведение | ||||||||||||
33 | Расскажи о себе | Умение выражать свои мысли, контроль за своим проведением и эмоции, умение общение | ||||||||||||
34 | Оцени свои возможности | Отработка навыков общения, умение отстаивать свои взгляды, анализ своих возможностей | ||||||||||||
Количество часов | Формы контроля | |||||||||||||
четверть | Количество недель | Кол час в нед | Всего | № недели | К.р. | С.р. | Тест | Зачет | Пр.р | Л.р. | Другие формы | |||
1 | 1 | |||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
Итого за четверть | ||||||||||||||
2 | 1 | |||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
Итого за четверть | ||||||||||||||
3 | 1 | |||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
10 | ||||||||||||||
Итого за четверть | ||||||||||||||
4 | 1 | |||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
Итого за четверть |
Информационно методическое обеспечение учебного процесса.
- Программа «Здоровье сберегающие технологии», Серова П.И.
- Рабочая программа учителя биологии Дедерер В.Н.
- Курс лекций по предмету, Дедерер В.Н.
- Журналы «Биология в школе»
- Книга для чтения по анатомии физиологии и гигиене, Зверев И.Д.
- Журналы «Здоровье»
- Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 класс, Топоров И.П.
- Азбука здоровья, Лоранский Д.Н., Москва, 1990г и др.