Рабочая программа 8 класс по биологии
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 8 класс автор учебника Д.В.Колесов,Р.Д.Маш
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchebnogo_kursa_8_klass.doc | 564.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО зам. директора по УВР директор школы
Рабочая программа учебного курса
по биологии
для 8 класса
к учебнику:
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев
« Биология. Человек. 8 класс»
учитель: Федотова С. П.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Планируемые результаты», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М. /Вентана-Граф, 2006;
№ п/п | Название раздела | Количество часов по программе | Количество часов в календарно-тематическом планировании |
Введение | 1 | 1 |
Организм человека. Общий обзор. | 5 | 5 |
Опорно-двигательная система | 8 | 8 |
Кровь и кровообращение | 9 | 9 |
Дыхательная система | 5 | 5 |
Пищеварительная система | 7 | 7 |
Обмен веществ и энергии. Витамины | 3 | 3 |
Мочевыделительная система | 2 | 2 |
Кожа | 3 | 3 |
Эндокринная система | 2 | 2 |
Нервная система | 5 | 5 |
Органы чувств. Анализаторы | 5 | 5 |
Поведение и психика | 7 | 7 |
Индивидуальное развитие организма | 5+1 | 5+1 |
Содержание курса
Введение (1ч)
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.
Общий обзор организма человека (5 ч)
Структура тела, место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
Опорно-двигательная система (8ч)
Скелет. Строение, состав и соединение костей. Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Мышцы человека. Работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.
Кровь и кровообращение (9 ч)
Внутренняя среда. Значение крови её состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. ПМП при кровотечениях.
Дыхание (5 ч)
Значение дыхания и органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.
Пищеварение (7 ч)
Значение и состав пищи. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.
Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обменные процессы в организме. Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов. Витамины.
Выделение (2 ч)
Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
Кожа (3 ч)
Кожа. Значение и строение. Роль кожи в теплорегуляции. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечных ударах.
Эндокринная система (2 ч)
Железы внешней и внутренней секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Нервная система ( 5 ч)
Значение и строение нервной системы. Вегетативная нервная система, строение и функции, нейрогуморальная регуляция. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их значение.
Органы чувств и анализаторы (5 ч)
Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
Поведение и психика (7 ч)
Закономерности работы головного мозга. Врожденные и приобретенные формы поведения. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание.
Динамики работоспособности. Режим дня.
Индивидуальное развитие организма (5ч + 1 ч итоговый контроль)
Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания человека. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. Личность и её особенности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Дата План/факт | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Виды Контроля Л/р , П/р Д/З. | Оборудование |
Введение Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др.; их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. | Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Вопросы после введения, суть основных понятий на с. 5, вопросы после. § 1. | торс человека, таблица |
Организм человека. Общий обзор. Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе | 5 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. | Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения. Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью | фронтальный опрос, индивидуальный опрос письменный и устный опрос § 2. | торс человека, таблицы |
Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность | 2 | Комбинированный урок. | Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. | Называть: • органоиды клетки; • процессы жизнедеятельности клетки; •роль ферментов в процессе обмена веществ. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | фронтальный опрос, индивидуальный опрос § 3. | таблицы, оборудование для опыта |
Ткани животных и человека | 3 | Комбинированный урок. | Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. | Давать определение понятию ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | самостоятельная работа Л/р №1Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей. § 4. | таблицы, микроскопы, микропрепараты |
Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция | 4 | Комбинированный урок. | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга; чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Органы. Системы органов. | Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос П/р№1 Получение мигательного рефлекса и его торможения. § 5. | таблицы, микроскопы, микропрепараты |
Контроль знаний по теме «Общий обзор организма человека». | 5 | Урок контроля и оценки знаний (входной контроль). | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 32-33. | тестирование задания на с. 32-33 « Проверьте себя» | набор заданий |
Опорно-двигательная система Скелет. Строение, состав и соединение костей. | 8 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. | Называть: •особенности строения скелета человека; •функции опорно - двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. *Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями костей; между строением и функциями скелета. | Л/р№ 2 Строение костной ткани. Л/р№3 Состав костей. § 6 | скелет человека, череп, таблицы, распилы костей, микроскопы, микропрепараты |
Скелет головы и скелет туловища | 2 | Комбинированный урок. | Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхней конечности (плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. | Называть особенности строения строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; 'Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос § 7. | скелет человека, череп, таблицы, набор позвонков |
Скелет конечностей | 3 | Комбинированный урок. | Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхней конечности (плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. | Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; 'Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос П/р№2 Роль плечевого пояса в движении руки. П/р№4 Функции костей при повороте кисти. §8. | скелет человека, череп, таблицы, набор позвонков |
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей | 4 | Комбинированный урок. | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы Травмы: перелом, вывих, растяжение связок | Использовать приобретенные знания и умения для: соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; оказания первой помощи при травмах | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, § 9. | торс скелет человека, шины и перевязочный материал |
Мышцы человека. Работа мышц | 5 | Комбинированный урок. | Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные и диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения, регуляция мышечных движений. | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.
| самостоятельная работа П/р№4 Утомление при статической и динамической работе. § 10, 11.
| таблицы, микроскопы, микропрепараты |
Нарушение осанки и плоскостопие | 6 | Комбинированный урок. | Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | Использовать приобретённые знания и умения для: Проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдений мер профилактики нарушения осанки. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос П/р№5 Проверяем правильность осанки. П/р№6 Есть ли у вас плоскостопие. П/р№7 Гибок ли ваш позвоночник §12. | скелет человека, таблицы |
Развитие опорно-двигательной системы | 7 | Комбинированный урок. | Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: рол зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия. | Использовать приобретённые знания и умения для: Профилактики заболеваний ОПС. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий. | § 13. | скелет человека, таблицы, диафильм |
Зачет «Опорно-двигательная система» | 8 | Урок контроля и оценки знаний | Контроль уровня усвоения материала изученной темы | Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов | Тестирование Задания на с. 66-67 « Проверьте себя» | набор заданий |
Кровь и кровообращение Внутренняя среда. Значение крови и её состав. | 9 1 | Комбинированный урок. | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма. | Называть признаки биологических объектов: | Л/р№4 Сравнение крови человека с кровью лягушки. § 14. | таблицы, микроскопы, микропрепараты, диафильм |
Иммунитет. | 2 | Комбинированный урок | Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоид- ная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный) Факторы, влияющие на иммунитет. Работы Л.Пастера, И.И.Мечникова в области иммунитета. | Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос § 15. | скелет человека, череп, таблицы, портреты |
Тканевая совместимость и переливание крови. | 3 | Комбинированный урок. | Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор. Белки эритроцитов А, В, антитела а, р. | Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос § 16. | таблица, дид. материал |
Строение и работа сердца. | 4 | Комбинированный урок | Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности). | Называть: •особенности строения организма человека - органы дыхательной системы; «признаки (особенности строения) биологического объекта - сердца. Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы. Описывать сущность биологического процесса: работу сердца. 'Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос § 17. | таблицы, учебный фильм, дид. материал, разборная модель сердца человека |
Круги кровообращения. | 5 | Комбинированный урок | Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. | Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов. Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы. Характеризовать: •сущность биологического процесса - транспорта веществ; •сущность большого и малого | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос § 17. | таблицы, учебный фильм |
Движение лимфы | 6 | Комбинированный урок | Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. | Называть особенности строения организма человека - органы лимфатической системы. Распознавать и описывать на таблицах: •систему лимфообращения; •органы лимфатической системы. Характеризовать: •сущность биологического процесса - транспорта веществ; •сущность биологического процесса - лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. | самостоятельная работа П/р№8 Кислородное голодание. § 18. | таблицы |
Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | 7 | Комбинированный урок | Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция. Симпатический и блуждающий нервы. Вещества, регулирующие работу сердца: адреналин, ацетил-холин. | Характеризовать сущность биологических процессов: •движения крови по сосудам; •регуляции жизнедеятельности организма; •автоматизма сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос П/р№9 Пульс и движение крови. П/р№10 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки. П/р№11 Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу. П/р№12 Доказательство вреда курения. §19,20. | таблицы, диафильм, манометр |
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. | 8 | Комбинированный урок | Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка Тренированное и нетренированное сердце. Тренировочный эффект. | Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье (нормальную работу сердечно-сосудистой системы). Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 99-100. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос П/р№13 Функциональная сердечно - сосудистая проба. §21,22. | таблицы, манометр, часы, перевязочные материалы |
Зачет «Кровь и кровообращение». | 9 | Урок контроля и оценки знаний. | Контроль уровня усвоения материала изученной темы | Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов | Тестирование Задания на с. 99-100 « Проверьте себя» | набор заданий |
Дыхательная система Значение дыхания. Органы дыхания. | 5 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань - орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. | Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. | Вопросы после 23 § 23. | таблицы, рельефная таблица, гортань человека |
Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях. | 2 | Комбинированный урок. | Система органов дыхания. Лёгкие. Пристеночная и лёгочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в лёгких и тканях. Диффузия, гемоглобин, артериальная кровь, венозная кровь, альвеолярный воздух. | Характеризовать: •сущность биологического процесса дыхания; •транспорт веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. *Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос Л/р№5 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. § 24. | таблицы, учебный фильм, гортань человека, дид. материал |
Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | 3 | Комбинированный урок. | Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Грудная полость. Межрёберные мышцы. Диафрагма. Грудная полость Модель Дондерса. Эмфизема лёгких. Нейро - гуморальная регуляция дыхания. Дыхательный центр продолговатого мозга. Высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга. | Понимать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | фронтальный опрос, самостоятельная работа Л/р№6 Дыхательные движения. П/р№14 Измерение обхвата грудной клетки. § 25, 26. | таблицы, дидактический материал |
Гигиена дыхания. | 4 | Комбинированный урок. | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние . | Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек ( курение). | фронтальный опрос П/р№15 Определение запылённости воздуха в зимнее время. § 27. | таблицы, дид. материал |
Первая помощь при поражении органов дыхания. Контроль знаний по теме «Дыхание». | 5 | Урок контроля и оценки знаний. | Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Клиническая смерть. Биологическая смерть. Реанимация: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Контроль уровня усвоения материала изученной темы | Использовать приобретённые знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. Уметь находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 120-121.Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов | Тестирование Задания на с. 120-121 « Проверьте себя» § 28. | набор заданий, таблицы |
Пищеварительная система Значение и состав пищи. | 7 1 | Комбинированный урок. | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. | Вопросы после 29 § 29. | таблицы, торс человека |
Органы пищеварения. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень). | Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос П/р№16 Местоположение слюнных желез. § 30. | таблицы, торс человека |
Пищеварение в ротовой полости. | 3 | Комбинированный урок. | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | самостоятельная работа Л/р№7 Действие ферментов слюны на крахмал. § 31, 32. | таблицы, череп человека, дид. материал |
Пищеварение в желудке. | 4 | Комбинированный урок. | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварение. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Безусловный рефлекс, условный рефлекс, пищевой корковый центр, зрительный корковый центр, временная связь, условное и безусловное торможение. Исследования И. П. Пав- лова в области пищеварения. | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос Л/р№8 Действие ферментов желудочного сока на белки. § 32. | таблицы, учебный фильм, дид. материал |
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 5 | Комбинированный урок. | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пище- варении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. | Давать определение понятию фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. 'Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос §33. | таблицы, дид. материал |
Регуляция пищеварения | 6 | Комбинированный урок. | Нейро - гуморальная регуляция пищеварения: нервная( безусловный рефлекс, условный рефлекс, пищевой и корковый центр, зрительный корковый центр, временная связь, условное и безусловное торможение) и гуморальная регуляция пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Режим питания. | Понимать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма, использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос §34. | таблицы, кодоскоп, кодопленки |
Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Контроль знаний по теме «Пищеварение». | 7 | Комбинированный урок | Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатит. Контроль уровня усвоения материала | Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, для оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, для проведения наблюдений за состоянием своего здоровья. Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов | Тестирование Задания на с. 145-146 « Проверь себя» § 35. | набор тестов |
Обмен веществ и энергии. Витамины. Обменные процессы в организме. | 3 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. | §36. | таблицы |
Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов. | 2 | Комбинированный урок. | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ; рациональной организации труда и отдыха. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р №17 Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки. § 37. | таблицы, дид. материал |
Витамины. | 3 | Комбинированный урок. | Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение. | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль вита- гипервитаминозы А, В1, С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение. | фронтальный опрос, самостоятельная работа § 38. | таблицы, дид. материал |
Мочевыделительная система Строение и работа почек. | 2 1 | Комбинированный урок. | Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи. | Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос § 39. | таблицы, дид. материал, муляж, барельеф |
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | 2 | Комбинированный урок. | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды. | Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; •профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | фронтальный опрос, индивидуальный устный опрос §40. | таблицы, дид. материал, муляж, барельеф |
Кожа Кожа. Значение строение кожи. | 3 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. | Называть особенности строения кожи человека; функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. | фронтальный опрос, индивидуальный устный опрос П/р № 18 Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки. § 41. | таблицы, дид. материал, барельеф |
Роль кожи в теплорегуляции. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. | 2 | Комбинированный урок. | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. Нарушение кожных покровов и их причины. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний. | фронтальный опрос § 42, 43. | таблицы, дид. материал, барельеф |
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Контроль знаний по темам « Обмен веществ. Выделение. Кожа». | 3 | Комбинированный урок. | Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и профилактика ранений. Контроль уровня усвоения материала изученной темы. | Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики вредных привычек; •оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 171 | фронтальный опрос, самостоятельная работа. задания на с. 171-172 « Проверь себя» § 42, 43. | таблицы, дид. материал |
Эндокринная система Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | 2 1 | Комбинированный урок. | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. | Называть: •особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. | §44. | таблицы, муляжи |
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 2 | Комбинированный урок. | Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза); гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин, заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. | Давать определение понятию гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос § 45. | таблицы, муляжи, диафильм |
Нервная система Значение и строение нервной системы. | 5 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. | Давать определения понятию рефлекс. Называть: •особенности строения нервной системы; •принцип деятельности нервной системы; •функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р № 19 Действие прямых и обратных связей. § 46. | таблицы, дид. материал |
Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогуморальная регуляция. | 2 | Комбинированный урок | Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. | Называть: •отделы нервной системы, их функции; •подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедеятельности организма; •роль нервной системы и гормонов в организме. *Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. | фронтальный опрос, самостоятельная работа. П/р № 20 Штриховое раздражение кожи. § 47, 48. | таблицы, дид. материал |
Строение и функции спинного мозга. | 3 | Комбинированный урок | Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть: •особенности строения спинного мозга; •функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос § 49. | таблицы, дид. материал |
Отделы головного мозга, их значение. | 4 | Урок изучения нового материала | Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть: •особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма и поведения организма. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 194-195. | фронтальный опрос. П/р № 21 Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка. § 50. | таблицы, дид. материал, разборная модель головного мозга |
Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы». | 5 | Урок контроля и оценки знаний. | Контроль уровня усвоения материала изученной темы | Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов | Тестирование Задания на с. 194-195 « Проверь себя» | набор заданий |
Органы чувств. Анализаторы. Значение органов чувств и анализаторов. | 5 1 | Урок изучения нового материала | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. | Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть: •органы чувств человека; •анализаторы; Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса и их анализаторов. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. | § 51. | таблицы |
Орган зрения и зрительный анализатор. | 2 | Комбинированный урок | Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р № 22 Сужение и расширение зрачка. П/р № 23 Принцип работы хрусталика. П/р № 24 Обнаружение слепого пятна. § 52. | таблицы, дид. материал, диафильм, череп |
Заболевания и повреждения глаз. | 3 | Комбинированный урок | Нарушения зрения, их профилактика. Заболевания и повреждения глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения. | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска на здоровье; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; •профилактики вредных привычек. | фронтальный опрос, фронтальный опрос, индивидуальный устный опрос § 53. | таблицы, дид. материал, диафильм, разборная модель глаза |
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | 4 | Комбинированный урок | Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспримающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия. | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; •профилактики вредных привычек. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с.211-212. | фронтальный опрос, индивидуальный устный опрос П/р № 25 Проверьте ваш вестибулярный аппарат. § 54. | таблицы, дид. материал, разборные модели глаза и уха |
Органы Осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы». | 5 | Комбинированный урок | Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико – синтетической деятельности коры больших полушарий. Контроль уровня усвоения материала изученной темы | Знать особенности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. Уметь находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий. Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов | Тестирование П/р № 26 Раздражение тактильных рецепторов. Задания на с. 211-212 « Проверь себя» § 55. | набор заданий |
Поведение и психика Врождённые и приобретённые формы поведения. | 7 1 | Урок изучения нового материала | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. | Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •биологическое значение условных и безусловных рефлексов; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | П/р № 27 Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма. § 56, 57. | таблицы, разборная модель головного мозга |
Закономерности работы головного мозга. | Комбинированный урок | Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Открытие И. М. Сеченовым центрального торможения. Работы И. П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения- торможения. А. А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. | Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос § 58. | схемы, учебный фильм |
Биологические ритмы. Сон и его значение. | Комбинированный урок | Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна. | Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | фронтальный опрос, индивидуальный опрос § 59. | учебный фильм, дид. материал |
Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | Комбинированный урок | Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Память. Виды памяти, приемы запоминания. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос § 60. | учебный фильм, дид. материал |
Воля и эмоции. Внимание. | Комбинированный урок | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоции), их значение. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р № 28 Изучение внимания при различных условиях. § 61. | учебный фильм, дид. материал |
61 62 | Динамика работоспособности. Режим дня. Контроль знаний по теме « Поведение и психика» | 1 | Комбинированный урок Комбинированный урок | Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. | Давать определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с.236-237 «Проверьте себя». Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье, уметь находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 236-237 «Проверь себя» | фронтальный опрос, индивидуальный опрос § 62. Задания на с. 236-237 « Проверь себя» | дид. материал |
63 | Индивидуальное развитие человека. Половая система человека. | 5+1 1 | Урок изучения нового материала | Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. | Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах: •женскую и мужскую половые системы; •органы женской и мужской половой систем. Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | индивидуальный устный опрос § 63. | учебный фильм, барельефы, муляжи |
64 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 2 | Комбинированный урок | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека. | индивидуальный письменный опрос § 64. | барельеф, дид. материал, кодоскоп, кодопленка |
65 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 3 | Комбинированный урок | Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Давать определение понятиям размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции; •профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). | фронтальный опрос § 65. | барельеф, кодоскоп, кодопленка |
66 | О вреде наркогенных веществ. | 4 | Урок комплексного применения ЗУН. | Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | фронтальный опрос, индивидуальный устный опрос § 66. | кодоскоп, кодопленка, дид. материал |
67 | Личность и её особенности. | 5 | Комбинированный урок | Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. | Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •соблюдения правил поведения в окружающей среде. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий «Проверьте себя» нас. 259-260. | фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос §67. | учебный фильм, дид. материал набор тестов |
68 | Контроль знаний учащихся по курсу «Человек». | 1 | Урок контроля и оценки знаний. | Контроль уровня усвоения основных понятий курса | Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия курса, работать с различными вилами тестов | тестирование | набор тестовых заданий |
Литература
Рабочие программ мы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, образцы контрольно-измерительных материалов, Москва, «Глобус», 2007
Биология. Человек. 8 класс учебник, Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов, Москва, «Вентана - Граф» 2009
Биология 8 класс, занимательные материалы, А.В. Зубрицкая, Волгоград «Корифей», 2005
Биология. Человек. 8 класс, методическое пособие, Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов, Москва, «Вентана - Граф» 2009
Я познаю мир. Медицина, Москва 2002
Биология. Человек. 8 класс, тестовые задания, С.И. Гуленков, Н.И. Сонин, Москва «Дрофа», 2007
Биология. Человек. 8 класс, тетрадь для оценки качества знаний к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. 8 класс. Человек», В.Н. Семенцова, В.И. Сивоглазов, Москва «Дрофа», 2006
Биология человека в таблицах, рисунках и схемах, Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов, Москва, 2008
Биология. Человек. 8 класс, поурочные планы по учебнику А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша, Москва «Учитель», 2008
Биология 6-11 классы. Конспекты уроков. Технологии. Методы. Приемы. Н,А, Селезнёва, О.А. Пустохина, Е.В. Трахина, Волгоград, «Учитель», 2008
Биология 7-8 классы. Дидактические материалы к разделу, А.В. Пименов, Е.А. Пименов, Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2006
Биология. Животные, 7-8 класс, рабочая тетрадь. Тестовые задания к основным учебникам. Москва, «Эксмо», 2007
Программы. Природоведение. Биология. Экология. Москва Издательский центр « Вента – Граф» 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа консультаций по биологии "Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ"
Современная система школьного образования ставит задачу приобретение интегрированных умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемы...
Рабочая программа по курсу "Биология. Животные" 8 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Пояснительная записка, тематическое планирование курса, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология. Неживая природа." 6 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе предоставлено календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа (ФГОС) по биологии для 5 и 6 классов по программе И.Н. Пономаревой.
Рабочие программы ФГОС по биологии для 5 и 6 классов, составленные на основе авторской программы проф. Пономаревой И.Н....
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...