Рабочая программа 6 класс по биологии
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Рабочая программа 6 класс автор учебника И.Н.Понаморева, О.А.Корнилова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass.doc469.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено        Согласовано                                       Утверждено

 на заседании МО        зам. по уч-воспит. работе                  директор

                                   

Рабочая программа учебного курса

по биологии

для 6 класса

к учебнику:

И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко  

«Биология. Растения. Бактерии.

Грибы. Лишайники 6 класс».

 

        

          учитель: Федотова С. П.

               

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Пример ной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-ого клас са «Биология - 6 (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники»)», разработанной Волгоградским государственным институтом повышения квалификации работников образования //Сборник материа лов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в об разовательных учреждениях Волгоградской области. Природоведение. Биология/авт.-сост. Е.И.Колусева, И.П.Чередниченко. - Волгоград: Учитель, 2006//. Последняя является модифицикацией Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с.//

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса преду сматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Планируемые результаты», ко торые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представ ленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож нению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой и с изучением местной флоры и фауны. Нумера ция лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в учебнике. Все ла бораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцени ваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са мостоятельной учебной работе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Ли шайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2009. -240с.;

№ п/п

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов в календарно-тематическом планировании

Введение. Общее знакомство с растениями.

5

6

 

Клеточное строение растений

4

4

Органы цветковых растений

16

17

Основные процессы жизнедеятельности растений

10

11

Основные отделы царства растений

9

10

Историческое развитие органического мира на Земле.

4

4

Царство бактерий

3

3

Царство Грибы. Лишайники.

               

3

3

Природные сообщества

                 

6

7

Заключение

2

2

Содержание курса.

Введение. Общее знакомство с растениями.(6 ч)

Наука о растениях – ботаника.

Мир растений. Разнообразие растений. Растение - живой организм. Условия жизни растений. Четыре среды жизни растений.

Клеточное строение растений  (4 ч)

Микроскоп и лупа - приборы для изучения строения растений. Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани растений и их виды

Органы цветковых растений  (17 ч)

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Условия прорастания семян. Значение семян. Корень. Внешнее строение корня. Внутреннее строение корня. Значение корней и их разнообразие. Побег. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег растения. Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Значение листа в жизни растений. Стебель, его строение и значение. Многообразие стеблей у надземных побегов.

Видоизменения подземных побегов. Цветок - генеративный орган, его строение и значение. Цветение и опыление растений. Плод.  Разнообразие и значение плодов. Растительный организм как живая система.

Основные процессы жизнедеятельности растений  (11 ч)

Почвенное (корневое) питание растений. Воздушное питание растений - фотосинтез.  Космическая роль зелёных растений. Дыхание растений и обмен веществ. Значение воды в жизнедеятельности растений. Размножение и оплодотворение растений. Вегетативное размножение растений. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и  развитие растительного организма. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

Основные отделы царства Растений  (10 ч)

Понятие о систематике растений. Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Отдел Папоротниковидные.  Общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные.

Историческое развитие органического мира на Земле  (4 ч)

Понятие об эволюции растительного мира на Земле. Эволюция высших растений.

Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света.

Царство бактерий  (3 ч)

Бактерии. Общая характеристика. Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни людей.

Царство Грибы. Лишайники  (3 ч)

Царство Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов. Лишайники. Общая характеристика и значение.

Природные сообщества  (7 ч)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность организмов к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ.

Многообразие природных сообществ.

Заключение (2 ч)

Жизнь организмов в природе.


Календарно-тематическое планирование

        

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Дата

План/факт

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Виды контроля

Лаб. Р.

Д/З.

Оборудование

Введение. Общее знакомство с растениями.

Наука о растениях – ботаника. Мир растений.

6

1

Урок обобщения и систематиза ции знаний.

Основные царства жи вых организмов: бакте рии,   грибы,   растения, животные. Наука о растениях   - ботаника. Роль в при роде и жизни человека. Культурные и дикорастущие растения.

Учащиеся должны:

Приводить примеры значения ботанических знаний.

Называть    основные    царства живых организмов.

Давать   определение   термину ботаника.

Фронтальный опрос

Экскурсия « Мир растений вокруг нас»

§ 1.

таблицы, живые и гербарные экземпляры растений из различных природных зон и сообществ. Муляжи овощей и фруктов.

 

 

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений.

2

Урок изучения и первичного закрепления но вых знаний.

Признаки растений. Высшие и низшие рас тения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения.  

Учащиеся должны:

Распознавать    и    описывать

основные органы растения.

Сравнивать высшие и  низшие растения на примере папоротни ков и водорослей.

Выполнение лабораторной ра боты №1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»

фронтальный опрос, индивидуальная работа с гербарием, индивидуальный письменный и устный опрос. § 2.

таблица «Клеточное строение растений», «Вегетативное размножение растений», «Голосеменные. Сосна обыкновенная».  Гербарные экземпляры споровых и семенных растений; л/р №1: лупа ручная препаровальная игла, растение пастушья сумка.

Растение - живой организм.

3

Урок обобщения и систематиза ции знаний.

Растение - живой   организм   (био система).

Учащиеся должны:

Доказывать, что растение - жи вой организм (биосистема).

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

Экскурсия « Осенние явления в жизни растений».

§ 3.

таблицы: «Рост растений», «Движение растений», « Возрастные изменения в жизни растений», «Передвижение веществ по растению», лоточки с прорастающими семенами, всходами, растущими молодыми растениями, видеоматериалы о жизнедеятельности растений.

Условия жизни растений.

4

Комбинированный урок.

Условия    жизни растений. Абиотические   и биотические  и антропогенные факторы. Экология.

Учащиеся должны:

Давать определения: абиотические, биотические и атропогенные факторы, экология.

Называть абиотические и биотические факторы среды. выделять особое действие человека на растительный мир.

самостоятельная работа

§ 4.

таблица «Значение насекомых опылителей». Комнатные растения с признаками хорошего и плохого состояния в результате недостатка какого-либо фактора среды; коллекция насекомых – вредителей культурных растений.

Четыре среды жизни растений.

5

Урок обобщения и систематиза ции знаний.

Водная, наземно- воздушная, почвенная и организменная среды жизни, их характеристика

Учащиеся должны:

Перечислять среды жизни растений

Распознавать    и    описывать

Растения произрастающие в разных средах жизни

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 5.

дид. материал

таблица «Среда обитания» гербарные и живые экземпляры растений, типичных для каждой среды жизни растений.

Контрольно-обобщающий урок

6

Урок контроля, оценки знаний уча щихся.

Написание теста в форме ЕГЭ

Контроль, оценки знаний уча щихся.

тестовая работа

Набор тестовых заданий

Клеточное строение растений  

Микроскоп и лупа - приборы для изучения строения растений.

4

1

Урок обобщения и систематиза ции знаний.

Устройство микроскопа. Правила работы с мик роскопом.

Учащиеся должны:

Описывать: строение микроскопа

Знать: правила работы с мик роскопом.

выполнение лабораторной ра боты  № 2 «Приготовление микропрепарата»

§ 6.

таблица «Увеличительные приборы»; микропрепараты Л/р №2: микроскоп, инструментарий: склянка с водой, стеклянная палочка или пипетка, препаровальная игла, предметное стекло, покровное стекло, марлевая салфетка (8×8 см), мякоть томата.

Особенности растительной клетки.

2

Урок изучения и первичного закрепления но вых знаний.

Строение клетки кожи цы лука: оболочка, по ры,     вакуоль,     цито плазма, ядро. Особенности строения мякоти   листа:  Хлоропласты,  хлорофилл

Учащиеся должны:

Распознавать и описывать:

•   клеточное    строение    кожицы лука, мякоти листа;

Называть клеточные структуры и их значение Сравнивать по заданным крите риям строение клетки кожицы лу ка и клетки мякоти листа.

выполнение лабораторной ра боты № 3  « Знакомство с клетками растений»

фронтальный опрос индивидуальный письменный и устный опрос

§ 7.

таблица «Строение растительной клетки». Л/р №3: инструментарий: лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт; часть луковицы, учебник, тетрадь.

Жизнедеятельность клетки.

3

Комбинированный урок.

Поступление веществ в клетку, движение цито плазмы. Деление и рост.

Учащиеся должны:

Давать характеристику процессам жизнедеятельности клетки

Объяснять возможность опре деления по внешнему виду рас тения состояние процессов его жизнедеятельности. Распознавать и описывать: •  деление клетки, рост.

самостоятельная работа

§ 8.

таблица «Жизнедеятельность клетки», учебник, тетрадь.

карточки

Ткани растений и их виды

4

Комбинированный урок.

Ткань. Виды   тканей:   покров ные,        механические, проводящие, основные. Функции  основных  ви дов тканей.

Учащиеся должны:

Распознавать и описывать

строение и функции тканей рас тений.

Давать определение термину ткань.

Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани.

фронтальный опрос,

§ 9

таблицы с изображением видов тканей (покровная, основная, образовательная, механическая. проводящие ткани), готовые микропрепараты для демонстрации под микроскопом, карточки.

Органы цветковых растений  

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.

17

1

Урок изучения и первичного закрепления но вых знаний.

Двудольные Однодольные Строение    семян:    се менная   кожура,   семя доли, зародыш, эндос перм. Особенности   строения семян   однодольных   и двудольных растений. Прорастание семян:   надзем ное   и   подзем ное.

Учащиеся должны:

Называть значение семян.

Давать определение терми нам двудольные и однодольные растения.

Распознавать и описывать по

рисунку строение семян одно дольных и двудольных растений.

Устанавливать соответствие между частями семени и органа ми проростка.

Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений.

Выполнение лабораторной работы № 4 « Изучение строения семени фасоли»

§ 10.

таблицы «Типы плодов и семян», «Развитие проростка со стержневой корневой системой»; сухие и набухшие семена фасоли, зерновки пшеницы; гербарные и живые экземпляры цветущей фасоли; л/р № 4: лупа ручная, препаровальнаая игла, боб фасоли с семенами, набухшие семена фасоли. Сухие и проросшие семена; четыре стакана с семенами, находившимися в разных условиях.

Условия прорастания семян.

2

Комбинированный урок.

Условия      про растания семян: вода,   кислород воздуха,  темпе ратура.

Учащиеся должны:

Перечислять условия прорастания семян

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 11.

сухие и проросшие семена; четыре стакана с семенами, находившимися в разных условиях, демонстрационный набор семян (овощных, зерновых, цветочно-декоративных).

Значение семян.

3

Урок обобщения и систематиза ции знаний.

Значение    семян    для растений как органа его размножения и распро странения.

Учащиеся должны:

 Выделять: значение семян в жизни растений, животных, человека

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 12.

таблицы: « Распространение семян и плодов». Демонстрационный набор семян (овощных, зерновых, цветочно-декоративных). Схема «Состав семян», дид. материал, дид. материал

Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.

4

Урок изучения и первичного закрепления но вых знаний.

Виды корней: главный, боковые, придаточные. Корневые системы. Зоны   корня:   корневой чехлик,  зона  деления, зона   роста   (растяже ния), зона всасывания; зона проведения. Ткани, образующие корень: образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая.

Учащиеся должны:

Распознавать и описывать:

• виды корней;

 • зоны корня Сравнивать по заданным кри териям: типы корневых систем.

Различать:   корневые   системы однодольных и двудольных рас тений.

Знать особенности внутреннего строения корня.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

выполнение лабораторной работы №5 « Строение корня у проростка»

§ 13.

таблицы: «Типы корневых систем», « Развитие проростка со стержневой корневой системой», «Развитие проростка с мочковатой корневой системой»; гербарные или живые экземпляры различных корневых систем; л/р №5: лупа ручная, проросшее семя тыквы, дид. материал

Рост корня

5

Комбинированный урок

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.

Учащиеся должны:

Знать почему корни растут в течение всей жизни растения

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.

§ 14.

Значение корней и их разнообразие.

6

Комбинированный урок.

Рост корня. Хемотропизм   и геотропизм. Функции корня. Значение и видоизменения корней.

Учащиеся должны:

Уметь характеризовать процесс роста корня, функции.

Устанавливать     соответствие между видоизменениями корня и его функциями.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 15.

Таблицы: «Видоизменения корней», «Вегетативное размножение растений». Гербарные или живые экземпляры растений с различными типами корневых систем; муляжи или натуральные объекты корнеплодов и корневых шишек.

Побег. Строение и значение побега.

7

Урок изучения и первичного закрепления но вых знаний.

Побег - сложный орган. Строение  побега:  сте бель, листья, почки.

Строение почки. Виды почек: пазушные, генеративные, вегетативные.

Учащиеся должны:

Распознавать и описывать на

живых объектах строение: •побега; почки.

Доказывать, что почка – видоизменённый побег.

Отличать вегетативную почку от генеративной почки.

самостоятельная работа

выполнение лабораторной работы № 6 « Строение вегетативных и генеративных почек»

§ 16.

таблицы: «Клеточное строение растений», «Разнообразие побегов». Живые растения с разными типами побегов или гербарные экземпляры побегов с листьями и цветками, дид. материал

Развитие побегов из почек растения

8

Комбинированный урок.

Листорасполо жение. Ветвление. Кро на.       Кущение. Прищипка.    Па сынкование.

Придаточные   и спящие почки.

Учащиеся должны:

Пояснять термины: прищипка и пасынкование и объяснять их значение в хозяйственной деятельности

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 17.

таблица «Строение почек», гербарные экземпляры различных побегов

Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.

9

Комбинированный урок.

Функции листа. Простые    и    сложные. Жилкование. Клеточное       строение листа: покровная ткань (кожица,    строение    и расположение   устьиц), столбчатая  и  губчатая основные ткани, прово дящая ткань жилок (си товидные трубки и со суды),      механическая ткань (волокна). Разнообразие листьев:  с при листниками      и без, жилкование (перистое,     па раллельное, дуговое),      спо соб   прикрепле ния     (черешко вые, сидячие). Световые и те невые     листья.

Учащиеся должны:

Распознавать и описывать по

рисунку или на живых объектах строение листа.

Рассматривать     на     готовых микропрепаратах  и  описывать клеточное строение листа.

самостоятельная работа, выполнение лабораторной  ра боты  №7 « Внешнее строение листа»

§ 18.

таблицы: «Внешнее строение листа», «Простые и сложные листья», « Внутреннее строение листа»; микропрепарат для демонстрации внутреннего строения листьев, живые и гербарные экземпляры растений с простыми и сложными листьями, с разным типом жилкования; л/р №7: комнатные растения пеларгония и традесканция, гербарий листьев шиповника, рябины, дуба, сирени.

Значение листа в жизни растений.

10

Комбинированный урок.

Функции листа в жизни растений. Видоизменения   листь ев - приспособление к условиям жизни. Приспособления листьев  к  фак торам освещен ности и влажно сти.

Учащиеся должны:

Выделять функции листа, условия жизни, влияющие на видоизменения ли стьев.

индивидуальный письменный и устный опрос, фронтальный опрос

§ 19.

таблицы: «Фотосинтез растений», «Листопад», «Выделение кислорода в процессе фотосинтеза». Живые и гербарные экземпляры растений с листьями разной формы (чешуевидные, колючки, усики); комнатные растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение.

11

Комбинированный урок.

Функции   стебля.   Рост стебля в толщину. Внешнее         строение стебля. Участки   стебля:   кора, камбий,        древесина, сердцевина. Клеточное       строение стебля: покровные тка ни     стебля     (кожица, пробка);   механическая ткань  (лубяные волок на, волокна древесины) и    проводящая    ткань (ситовидные    трубки, сосуды); образователь ная ткань

Учащиеся должны:

Называть функции стебля.

Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строе ние стебля

Устанавливать соответст вие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.

Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

выполнение лабораторной работы № 8 « Внешнее и внутреннее строение стебля»

§ 20.

таблица «Внутреннее строение стебля липы»; микропрепараты внутреннего строения стебля для демонстрационного изучения; побеги растений, стоящие в подкрашенной воде для демонстрации роли древесины в движении воды по стеблю; поперечные спилы побегов для изучения годичных колец; видеоматериалы о строении стебля.

Л/р №8:  инструментарий: лупа ручная, препаровальная игла, зимняя ветка топя, комнатное растение пеларгония.

Видоизменения побегов.

12

Комбинированный урок.

Видоизменения побегов: суккуленты, лис тообразные, флагообразная  крона, колючки. Годичные   коль ца; значение их для      подсчета возраста. Чечевички.

Учащиеся должны:

Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побе ги.

Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов.

Доказывать, что корневище, клубень, луковица - видоизме ненные побеги.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, выполнение лабораторной ра боты №9 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

§ 21.

таблица «Видоизменения подземных побегов»; гербарные экземпляры ландыша, пырея, др.; муляжи и живые экземпляры корневищ, клубней, луковиц. Л/р № 9: лупа ручная, препаровальная игла, семь булавки нитка( 20 см); клубень картофеля, гербарий корневищного растения (пырей), луковица лука репчатого.

Цветок - генеративный орган, его строение и значение.

13

Комбинированный урок.

Строение цветка: око лоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), ты чинка (тычиночная нить, пыльник), цвето ложе, цветоножка. Соцветия. Виды соцветий: кисть, метелка,  колос,  поча ток, зонтик, корзинка. Биологическое     значе ние соцветий. Функции   цветка.   Опы ление. Обоеполые      и раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные рас тения. Обозначения различных   час тей цветка.

Учащиеся должны:

Распознавать и описывать по

рисункам: •    строение   цветка покрытосеменных  растений; •    типы соцветий

Сравнивать по заданным кри териям строение цветков  и соцветий раз личных растений.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, выполнение лабораторной ра боты №10 «Типы соцветий»

§ 22.

таблицы: « Строение цветка», «Соцветия с изображением многообразия цветков, строения цветка и разных типов соцветий; живые цветки комнатных растений; гербарные экземпляры цветущих растений гербарные экземпляры; модели цветков яблони, капусты и др. Л/р № 10: Гербарий растений с соцветиями: подорожник, василёк, клевер, черёмуха.

Цветение и опыление растений.  

14

Комбинированный урок.

Учащиеся должны:

Распознавать и описывать по

рисункам: •    строение   цветка   ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений; •    типы соцветий

Объяснять взаимосвязь строе ния цветка и его опылителей.

Выявлять приспособления рас тений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 23.

таблицы: «Опыление растений насекомыми», «Опыление растений  ветром и самоопыление». Гербарные экземпляры растений, опыляемых насекомыми и ветром; модели цветков.

Плод. Разнообразие и значение плодов.

15

Комбинированный урок.

Функции плода. Виды    плодов:   ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка,       стручок, боб. Сухие и сочные плоды. Односемянные  и  многосемянные плоды. Способы     распростра нения плодов: с помо щью ветра, с помощью животных.

Учащиеся должны:

Давать определение термину

покрытосеменные.

Распознавать и описывать по

рисункам, коллекциям строение плодов.

Учащиеся должны:

Приводить примеры растений с различными типами плодов.

Выделять приспособления для распространения плодов.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 24.

таблицы: «Типы плодов и семян», «Сочные плоды», «Сухие плоды», «Распространение семян и плодов» (2). Муляжи и живые экземпляры плодов овощных и плодовоягодных растений; коллекции семян.

Растительный организм как живая система.

16

Урок обобщения и систематиза ции знаний.

Растение - биосистема. Признаки   взаимосвязи органов.

Учащиеся должны:

Называть признаки взаимосвязи органов.

Доказывать, что растение-биосистема.

Объяснять влияние окружаю щей среды на растения.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

Экскурсия « Мир растений на подоконнике: « Путешествие с домашними растениями»

§ 25.

таблицы: « Клеточное строение растений»; гербарные экземпляры или живые растения с хорошо развитыми корневыми системами; модели цветков; комнатные растения с признаками хорошего и недостаточного развития.

Контрольно-обобщающий урок.

17

Урок контроля, оценки знаний уча щихся.

Тестовая работа

Контроль, оценки знаний уча щихся.

Тестовая работа

Наборы карточек с заданиями.

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Минеральное ( почвенное) питание растений.

11

1

Урок изучения и первичного закрепления но вых знаний.

Корневое питание рас тений. Поглощение во ды и минеральных ве ществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей. Фосфор:      ускоренное созревание       плодов, холодостойкость. Калий: рост подземных побегов,     холодостой кость. Подкормка: норма,       сроки внесения.    Пра вила    внесения удобрений. Удобрения:   ор ганические       и минеральные

Учащиеся должны:

Описывать механизм почвенно го питания.

Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни рас тения.

Объяснять влияние удобрений на растения.

фронтальный, устный опрос.

§ 26.

таблицы: «Внешнее и внутреннее строение корня», « Передвижение веществ по растению». Набор минеральных удобрений: макро- и микроудобрений; изображения растений испытывающих недостаток в минеральных веществах.

Воздушное питание растений - фотосинтез.

2

Комбинированный урок.

Воздушное питание растений. Фотосинтез.   Локализа ция процессов. Условия и   необходимые  веще ства и продукты.

Учащиеся должны:

Описывать механизм фотосин теза, передвижения органических веществ.

Определять роль органов рас тений в образовании и перерас пределении органических ве ществ.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 27.

таблицы: «Внутреннее

строение листа», «Фотосинтез растений», «Выделение кислорода в процессе фотосинтеза»; комнатные растения, участвующие в опыте, доказывающем наличие в них фотосинтеза.

Космическая роль зелёных растений.

3

Комбинированный урок.

Космическая роль зе леных растений.

Объяснять космическую роль зеленых растений.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 28.

таблицы: «Выделение кислорода в процессе фотосинтеза», «Этапы почвообразования»; комнатные растения с листьями различной формы, учебник, тетрадь.

Дыхание и обмен веществ у растений

4

Комбинированный урок.

Значение дыхания. Опыты,    подтверждаю щие дыхание растений. Приспособления расте ний для дыхания.  Ис пользование      энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания  и фотосинте за

Учащиеся должны:

Описывать опыты, подтвер ждающие дыхание растений.

Выделять приспособления рас тений для дыхания.

Сравнивать по заданным кри териям процессы фотосинтеза и дыхания.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 29.

таблицы: «Выделение кислорода в процессе фотосинтеза», комнатные растения с широкими и узкими листьями; светолюбивые и теневыносливые.

Значение воды в жизнедеятельности растений

5

Комбинированный урок.

Значение воды в жизни растений.     Экологиче ские   группы   растений по отношению к воде. Этапы    и    механизмы

водообмена. Экологические группы    расте ний:   гидатофиты,   гидрофиты, гигрофиты,    мезофиты,    ксеро фиты,       (сукку ленты,    склерофиты)

Учащиеся должны:

Называть этапы водообмена.

Распознавать и описывать

растения различных экологических групп.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 30.

таблица «Влаголюбивые растения, водные растения».

Размножение и оплодотворение у растений

6

Комбинированный урок.

Размножение растений: половое и бесполое.

Опыление    и   оплодо творение   у   растений. Биологическое    значе ние полового и беспо лого размножения.

Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых рас тений.

Выделять отличительные осо бенности полового и бесполого размножений.

Отличать оплодотворение от опыления.

самостоятельная работа

§ 31.

таблицы: «Типы размножения организмов», «Схема двойного оплодотворения у Покрытосеменных растений» микропрепарат «Пыльник», «Пыльца на рыльце», микроскоп

дид. материал

Вегетативное размножение растений

7

Комбинированный урок.

Вегетативное    размно жение. Его виды и биологиче ская роль в природе.

Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно.

Называть способы вегетативно го размножения.

Распознавать и описывать

способы вегетативного размно жения.

Наблюдать за развитием расте ния при вегетативном размноже нии.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 32.

таблицы: «Вегетативное размножение растений» (4 шт)

Использование вегетативного размножения человеком

8

Комбинированный урок.

Использование  вегета тивного размножения.

Называть способы вегетативно го размножения.

Наблюдать за развитием расте ния при вегетативном размноже нии.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос Выполнение лабораторной ра боты №11«Черенкование комнатных растений».

§ 33.

таблицы: «Вегетативное размножение растений. Размножение черенками и отводками». Ветки дерева для демонстрации прививки. Л/р № 11 «Черенкование комнатных растений»: традесканция, сансивьера, бегония, три склянки с водой, скальпель

Рост и  развитие растительного растительного организма.

9

Комбинированный урок.

Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь   роста   и развития   в   жизнедея тельности       растения.

Распознавать и описывать по

рисунку стадии развития расте ния и их последовательность.

Выделять различия между процессами роста и развития.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 34.

таблицы: «Рост растений», « Возрастные изменения в жизни растений».

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды

10

Комбинированный урок.

Зависимость   от   усло вий среды. Периодичность. Сточные ритм, сезонная периодичность.

Доказывать зависимость роста растений от условий среды.

Приводить примеры гибели растений от влияния условий сре ды.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 35.

таблицы: «Листопад», «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения». «Светолюбивые и засухоустойчивые растения»

Контрольно-обобщающий урок

11

Урок контроля, оценки знаний уча щихся.

Тестовая работа

Контроль, оценки знаний уча щихся.

Тестовая работа

Наборы карточек с заданиями.

Основные отделы царства растений.            Понятие о систематике растений.

10

1

Урок изучения и первичного    за крепления     но вых знаний.

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.

Давать определение следующим таксономическим единицам: вид, род, семейства, класс, отдел.

фронтальный опрос, устный опрос.

§ 36.

таблица «Классификация Покрытосеменных растений». Гербарные экземпляры растений одного и разных видов, родов, семейств.

Водоросли и их значение.

2

Комбинированный урок.

Основные признаки во дорослей.     Слоевище, ризоиды.

Давать определение термину

низшие растения.

Распознавать    и    описывать

внешнее строение водорослей.

Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.

Сравнивать по заданным кри териям одноклеточные и много клеточные водоросли.

фронтальный опрос

§ 37.

таблицы: «Одноклеточная зелёная водоросль Хламидомонада», «Многоклеточная зелёная водоросль Улотрикс».

Многообразие водорослей.

3

Комбинированный урок.

Зеленые,  бурые,  крас ные водоросли. Места обитания и рас пространение.

Значение водорослей в природе и .в жизни че ловека.

Распознавать водоросли различных отделов.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

выполнение лабораторной работы № 12 « Знакомство с одноклеточными водорослями из аквариума»

§ 38.

таблицы: «Одноклеточная зелёная водоросль Хламидомонада», «Многоклеточная зелёная водоросль Улотрикс».

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

4

Комбинированный урок.

Основные        признаки мхов.   Споровые,   выс шие растения. Изменения в строении растений в связи с вы ходом на сушу. Листостебельные   мхи: кукушкин лен и сфагнум (на выбор).

Давать определение термину

высшие растения.

Распознавать и описывать:

строение мхов;

•  растения   отдела   Мохообраз ные.

Выявлять приспособления рас тений в связи с выходом на сушу.

Объяснять  происхождение  на земных растений на примере со поставления мхов и зеленых во дорослей.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

выполнение лабораторной работы № 13 « Изучение внешнего строения моховидных растений»

§ 39.

таблицы: «Зелёный мох Кукушкин лён», «Мох Сфагнум», «Растения болот». Л/р №13 «Изучение внешнего строения моховидных растений»: лупа ручная, гербарные экземпляры мха.

Плауны. Хвощи. Папоротники.

5

Комбинированный урок.

Основные признаки па поротников. Многообразие папорот ников.

Давать определение термину

высшие растения.

Распознавать и описывать:

•   строение папоротников;

•    растения отдела Папоротни кообразные.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

лабораторная работа № 14 « Изучение внешнего строения представителей хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных».

§ 40.

таблицы: «Папоротник Щитовник мужской», «Жизненный цикл Папоротника мужского», «Хвощ и Плаун». Л/р №14 «Изучение внешнего строения представителей хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных»: лупа ручная, гербарий: хвощ полевой, плаун булавовидный, папоротник мужской, комнатное растение – нефролепсис.

Отдел Голосеменные.

6

Комбинированный урок.

Голосеменные     расте ния. Особенности   строения голосеменных     расте ний: появление семян, развитие корневой сис темы. Значение     голосемен ных растений. Разнообразие    голосе менных:  хвойные  рас тения (сосна, ель).

Давать определение термину

голосеменные растения.

Распознавать растения отдела Голосеменные растения.

Описывать процесс размноже ния сосны.

Распознавать и описывать строение хвои и шишек наибо лее представителей голосемен ных.

Выделять приспособления го лосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги.

самостоятельная работа

лабораторная работа № 15 « Изучение внешнего вида хвойных растений»

§ 41.

таблицы: «Голосеменные. Сосна обыкновенная», «Пихта», «Лиственница», «Можжевельник». Гербарий побегов и шишек сосны обыкновенной, пихты, лиственницы, можжевельника. Л/р №15 «Изучение внешнего строения вида хвойных растений»: лупа ручная, побеги сосны, ели, шишки сосны, ели, семена сосны и ели.

Отдел Покрытосеменные.

7

Комбинированный урок.

Особенности   строения покрытосеменных   рас тений. Органы цветкового рас тения. Жизненные формы.

Давать определение термину

покрытосеменные растения.

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения.

Распознавать и описывать

строение цветковых растений.

Сравнивать по заданным кри териям,  используя данные ин формационной таблицы: • покрытосеменные    и    голосе менные растения;

• однодольные    и   двудольные растения.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

лабораторная работа № 16 « Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»

Экскурсия « Представители отделов царства растений».

§ 42.

таблицы: «Покрытосеменные», «Развитие проростка со стержневой корневой системой», «Развитие проростка с мочковатой корневой системой», «Схема развития покрытосеменного растения». Модели цветков вишни, пшеницы. Гербарные экземпляры представителей классов одно- и двудольных.

Семейства класса Двудольные.

8

Урок-экскурсия.

Признаки   класса   Дву дольные. Значение растений ос новных семейств клас са Двудольные. Сельскохозяйственные растения:       овощные, плодово-ягодные,   мас-•личные, кормовые куль туры. Лекарственные растения.

Распознавать и описывать

наиболее распространенные в данной местности растения се мейств класса Двудольные.

Определять принадлежность растений к классу Двудольные.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 43.

таблицы: «Семейство Розоцветных», «Семейство Мотыльковых», «Семейство Крестоцветных», «Семейство Паслёновых», «Семейство Сложноцветных». Гербарные экземпляры представителей семейств, модели цветков.  

Семейства класса Однодольные.

9

Урок-экскурсия.

Признаки строения рас тений семейств Злаки и Лилейные. Редкие   и   охраняемые растения       семейства Лилейные. Сельскохозяйственные растения:      зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и деко ративные растения.

Распознавать растения се мейств: Лилейные, Злаки.

Определять принадлежность растений к классу Однодольные.

Объяснять причины сокращения численности редких. и охраняе мых растений.

Доказывать принадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 44.

таблицы: «Семейство Мятликовые», «Лилейные». Гербарные экземпляры представителей семейств, модели цветков.  

Контрольно-обобщающий урок

10

Урок контроля, оценки знаний уча щихся.

Контроль, оценки знаний уча щихся.

тестовая работа

Набор тестовых заданий

Историческое развитие Растительного мира на Земле. Понятие об эволюции растительного мира на Земле.

4

1

Урок изучения и первичного    за крепления     но вых знаний.

Понятие   об   эволюции растительного мира как процессе     усложнения растений  и раститель ного мира. Приспособления   к   ус ловиям существования

Называть основные этапы эво люции растительного мира.

Выявлять  основные   признаки, необходимые для существования растений на суше.

Объяснять процессы жизнедея тельности основных отделов рас тений.

фронтальный опрос.

§ 45.

таблица: «Схема эволюционных взаимоотношений между основными группами современных клеточных организмов», «Филогенетическое древо растительного мира».

Эволюция высших растений.

2

Комбинированный урок.

Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность,   выход на сушу.

Называть основные этапы эволюции растительного мира.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 46.

таблица: «Схема эволюционных взаимоотношений между основными группами современных клеточных организмов», «Филогенетическое древо растительного мира»

Многообразие и происхождение культурных растений

3

Комбинированный урок.

Дикорастущие   и   куль турные растения

многообразие и проис хождение     культурных растений. Центры происхождения культурных растений.

Приводить примеры дикорас тущих и культурных растений.

распознавать важнейшие сель скохозяйственные растения.

Называть центры происхожде ния культурных растений.

Описывать происхождение и значение растения на выбор.

Объяснять способы расселения культурных растений.

фронтальный опрос

§ 47.

таблица: «Центры многообразия и происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову». Гербарные экземпляры овощных, плодовых, зерновых, лекарственных и сорных растений, пакетики с семенами культурных растений. Муляжи овощей и фруктов.

Дары Старого и Нового Света.

4

Комбинированный урок.

История появления в России картофеля и пшеницы ( или других культурных растений )

Описывать происхождение и значение растений на выбор.

фронтальный опрос

§ 48.

фотографии  с изображением сортового разнообразия важнейших культур.

Царство Бактерий.        Бактерии. Общая характеристика, строение.

3

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Строение   бактериаль ной   клетки:   оболочка, цитоплазма,     ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.

Распознавать и описывать

строение бактериальной клетки.

Объяснять особенности жизне деятельности бактерий.

Сравнивать строение бактери альной и растительной клетки.

фронтальный опрос

§ 49.

таблица: «Бактерии»

Многообразие бактерий.

2

Комбинированный урок.

Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые,      бо лезнетворные      бакте рии.

Выделять особенности строе ния бактерий различных групп.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 50.

таблица «Бактерии», дид. материал.

Значение бактерий в природе и в жизни людей.

3

Урок-семинар с предварительной подготовкой

Значение   бактерий   в природе и жизни чело века.

Объяснять роль бактерий.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 51

таблица: «Семейство Бобовые»; лекарственные  препараты антибиотики.

Царство Грибы. Лишайники.       Царство Грибы. Общая характеристика.

3

1

Урок изучения и первичного    за крепления     но вых знаний.

Признаки царства Гри бы. Строение грибов: гриб ница, плодовое тело. Разнообразие     грибов по способу питания. Особенности     строения плесневых грибов. Плес невые   грибы:   мукор   и пеницилл, дрожжи.

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни челове ка.

Распознавать и описывать

строение плесневых грибов. Сравнивать грибы с растениями и животными.

самостоятельная работа

лабораторная работа № 17 « Изучение строение плесневых грибов»

§ 52.

таблица: «Грибы», «Плесневые грибы. Дрожжи». Муляжи шляпочных грибов. Л/р №17» Изучение строения плесневых грибов»: плесень мукор, плесень на пищевых продуктах, микроскоп, лупа, препаровальная игла, предметные  и покровные стёкла

Многообразие и значение грибов.

2

Комбинированный урок.

Особенности   строения шляпочных грибов. Ми целий. Микориза. Шляпочные          грибы (съедобные   и   ядови тые),   наиболее   часто встречающиеся в Вол гоградской области.

Приводить примеры шляпоч ных грибов, произрастающих в Волгоградской области.

Распознавать и описывать

съедобные и ядовитые шляпоч ные грибы.

Называть способы питания мно гоклеточных грибов.

Выделить различия между трубчатыми и пластинчатыми шляпочными грибами.

Объяснять роль многоклеточ ных грибов в природе.

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 53.

таблица: «Шляпочные грибы», «Грибы паразиты», «Головнёвые грибы».

Муляжи съедобных и ядовитых грибов.

Лишайники. Общая характеристика и значение.

3

Комбинированный урок.

Лишайники  -  симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение.

Распознавать и описывать

строение лишайника.

Объяснять возможность роста лишайников в бесплодных мес тах

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 54.

таблица: «Лишайники». Фотографии с изображениями предметов и объектов с поселившимися на них лишайниками.

Природные сообщества. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

7

1

Комбинированный урок.

Природное сообщество (биогеоценоз), экосистема, трофическая структура природного сообщества, роль растений в природном сообществе

Давать определения терминам: природное сообщество (биогеоценоз), экосистема

Описывать трофическую  структуру природного сообщества

Определять роль растений в природном сообществе

самостоятельная работа

Экскурсия «Лес ( или парк ) как природное сообщество».

§ 55.

таблица: «Строение экосистемы», фрагмент фильма «Биогеоценоз»

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

2

Комбинированный урок.

Пространственная структура природного сообщества, приспособленность растений к совместному существованию

Описывать

Пространственную структуру природного сообщества

Объяснять приспособленность растений к совместному существованию

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§56.

таблица: «Ярусность в растительном сообществе», фрагмент фильма «Биогеоценоз»

Смена природных сообществ.

3

Комбинированный урок.

Сукцессия, внешние и внутренние причины сукцессии

Давать определения термину:

сукцессия

Выделять внешние и внутренние причины сукцессии

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 57.

таблица: Смена растительных сообществ», «Сукцессия - саморазвитие природного сообщества», фрагмент фильма «Природные сообщества»

Многообразие природных сообществ.

4

Комбинированный урок.

Естественные и искусственные природные сообщества (агроценоз), их сходства и отличия

Давать определения термину:

агроценоз

Сравнивать по критериям естественные и искусственные природные сообщества

фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 58.

таблица: «Биоценоз пресноводного водоёма», «Биоценоз дубравы». Гербарии растений, коллекции насекомых, чучела птиц.

Подготовка к итоговой контрольной работе  

5

Урок обобщения и систематизации знаний.

Повторение основных понятий курса

Давать определения основным понятиям курса ботаники

Знать отличительные признаки различных групп организмов

Работа с заданиями к к.р.

набор заданий

Итоговая контрольная работа

6

Урок контроля, оценки знаний уча щихся.

Написание теста в форме ЕГЭ

Контроль, оценки знаний уча щихся.

Тестовая работа

набор тестовых  заданий

Жизнь организмов в природе.

7

Урок обобщения и систематизации знаний.

Фитоценоз. Естественные   природ ные   сообщества:   лес, степь. Роль растений в круго вороте веществ.

Называть основные типы при родных сообществ.

Приводить примеры естест венных сообществ.

Описывать видовой состав при родных сообществ.

Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ.

фронтальный опрос

Экскурсия « Жизнь растений в весенний период года».

§ 59.

Заключение по курсу биологии 6 класса.           Обобщение, повторение, задание на лето.

3

Подведение итогов года

Экскурсия « Весна в жизни природного сообщества».


Литература

  1. Рабочие программ мы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, образцы контрольно-измерительных материалов, Москва, «Глобус», 2007
  2. Биология. 6 класс учебник И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Москва, «Вентана - Граф» 2008
  3. Биология.  6 класс. Рабочая тетрадь.  И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, Москва, «Вентана - Граф» 2008
  4. Биология 6 класс. Олимпиады, В.В. Асеева, Волгоград «Корифей», 2007
  5. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, Москва, «Интеллект- Центр», 2005
  6. Биология 6-11 классы. Конспекты уроков. Технологии. Методы. Приемы. Н,А, Селезнёва, О.А. Пустохина, Е.В. Трахина, Волгоград, «Учитель», 2008
  7. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы, Г.И. Лернер, Москва, «Эксмо», 2007
  8. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, 6 класс, рабочая тетрадь. Тестовые задания к основным учебникам. Москва, «Эксмо», 2007
  9. Программы. Природоведение. Биология. Экология. Москва Издательский центр « Вента – Граф» 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа консультаций по биологии "Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ"

Современная  система школьного   образования ставит задачу приобретение интегрированных   умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемы...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа (ФГОС) по биологии для 5 и 6 классов по программе И.Н. Пономаревой.

Рабочие программы ФГОС по биологии для 5 и 6 классов, составленные на основе авторской программы проф. Пономаревой И.Н....

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...