Экскурсия "Жизнь растений и кустарников зимой"
план-конспект урока по биологии (6,7 класс) по теме

Экскурсия имеет слудующую цель

познакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек) 

Задачи:- актуализация прежних знаний по темам «Стебель», «Побег», «Растение – живой организм», усвоение новых понятий по теме «Растение – живой организм» и новых способов действий, систематизация и обобщение новых знаний;

- развитие умений проводить самостоятельные наблюдения в природе, умений осмысливать результаты работы;

- воспитание экологической и нравственно-эстетической куль

Экскурсия может быть проведена в рамках внеурочной деятельности по предмету, и в рамках урока по теме "Побег" (6 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Киселева М.В.

План конспект экскурсии по теме

«Жизнь деревьев и кустарников зимой»

Цель: познакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)

Задачи: - актуализация прежних знаний по темам «Стебель», «Побег», «Растение – живой организм», усвоение новых понятий по теме «Растение – живой организм» и новых способов действий, систематизация и обобщение новых знаний;

- развитие умений проводить самостоятельные наблюдения в природе, умений осмысливать результаты работы;

- воспитание экологической и нравственно-эстетической культуры.

Оборудование: бланки с заданиями, карандаши, измерительные приборы, линейки

Ход экскурсии

1. Беседа по технике безопасности.

- Ребята, во время экскурсии вы должны соблюдать правила по технике безопасности. Прежде всего, будьте внимательны, т.к. вблизи пришкольного участка проходит автодорога.

При работе с деревьями и кустарниками помните, что на них могут быть сухие старые ветки. Кроме того, на некоторых кустарниках встречаются иголки и шипы.

2. Вводная экскурсия.

- Зимой деревья и кустарники меняют свой обычный вид. Прежде всего,  это связано с потерей листьев. Как же происходит жизнь растений в зимний период? Именно с этим периодом в жизни растений мы познакомимся сегодня на экскурсии. Тема нашей экскурсии – «Жизнь деревьев и кустарников зимой». Цель экскурсии - познакомиться с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)

Зима – это наиболее трудное время для растительного мира наших широт. Условия жизни растений изменяются. И поэтому растениям для того, чтобы выжить необходимо, приспособиться к этим условиям. Те факторы, которые в летний период были в достатке, зимой почти полностью отсутствуют. Как вы считаете, какие факторы можно отнести к их числу?

(К таким факторам можно отнести тепло, воду, солнечный свет.)

- Правильно. Но, прежде всего растениям не хватает тепла. Для основных физиологических процессов растений наших широт – роста, фотосинтеза, дыхания – оптимальная температура +220 С. Такие условия в летний период вполне обеспечивают нормальную жизнедеятельность растений. Зимой же температурные условия весьма далеки от оптимальных, поэтому основные процессы жизнедеятельности растений практически отсутствуют. Процесс фотосинтеза не происходит, наблюдается лишь слабое дыхание. Такое состояние в жизни растений называют покой.

Кажется, что зима – это малоподходящее время для изучения растений. Однако, это не так! В некотором роде зимой даже лучше знакомиться с растительным миром. Это особенно хорошо видно на примере городских деревьев и кустарников.

Лиственный покров, скрывавший устройство кроны, зимой отсутствует, и поэтому мы можем более подробно рассмотреть ее форм, или как говорят ботаники – архитектонику дерева. Каждое дерево имеет свой силуэт, свою форму кроны, различающуюся очертанием, определенным характером ветвления, направлением роста побегов, толщиной ветвей и другими особенностями. В ряде случаев по силуэту дерева можно судить об условиях, в которых оно живет.

(Учитель подводит учеников к деревьям.)

- Рассмотрев силуэт дерева, теперь обратите внимание на некоторые детали. Как мы знаем, ствол и ветви дерева или кустарника одевает кора. Вспомните какую функцию она выполняет?  

(Кора защищает растения от высыхания и смягчает влияние резких колебаний температур.)

- Внимательно посмотрите на цвет коры растений. Что вы наблюдаете?

(У разных деревьев и кустарников кора отличается по цвету.)

- Верно. Растения отличаются друг от друга и цветом коры. У одних деревьев кора имеет зеленовато-бурый цвет, у других красноватый или серый.

(Учитель обращает внимание учащихся на деревья.)

- Кроме того, зимой пока нет листвы, мы можем внимательно рассмотреть почки. Вспомните, что такое почка?

(Почка – это зачаточный побег будущего листа.)

- Правильно. Сравнивая почки разных видов деревьев и кустарников, мы можем увидеть, что они различаются между собой. Внимательно, посмотрите на побеги. В чем заключается  их различие?

(Почки различаются по окраске, форме.)

- Верно. Но почки различаются также и расположением на побеге. Какие типы расположения вы знаете?

(Супротивное, очередное, мутовчатое.)

- Хорошо. Теперь давайте приведем примеры растений с такими типами расположения почек. У каких растений имеется супротивное расположение?

(Супротивное расположение почек у сирени, черемухи.)

- Правильно. У каких растений наблюдается очередное расположение?

(Очередное расположение у тополя, клена.)

- Верно. Вспомните, какой тип расположения у дуба?

(У дуба мутовчатое расположение.)

- Теперь мы проведем небольшое ботаническое исследование деревьев и кустарников на пришкольном участке.

(Учитель делит класс на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает бланк с заданиями.  Учитель обращает внимание учащихся на этот бланк.)

- Ребята, посмотрите на бланк. Вначале вам необходимо не только подсчитать количество деревьев и кустарников на вашем участке, но и назвать несколько из них. Затем вы выбираете одно из них и описываете его по указанному на бланке плану. Обратите внимание, что высоту дерева вы измеряете приблизительно. Диаметр ствола измеряется при помощи линейки или метра на высоте 1\3 метра, т.е. примерно на уровне груди. Размер почек измерьте также при помощи линейки. После этого, вам нужно внимательно осмотреть дерево или кустарник и найти на нем повреждения и сделать предположение о причинах возникновения этих повреждений. Кроме того, вы должны зарисовать силуэт выбранного вами дерева, обращая внимание при этом на форму кроны, характер ветвления, направление роста побегов, толщину ветвей. Все ли вам понятно?

(Да)

- Можете приступать. На выполнение задания вам дается 20 минут.

3. Самостоятельная работа учащихся.

(Учитель распределяет учеников по разным участкам. После выполнения заданий, ученики сдают бланки и отчитываются о сделанной работе.)

5. Обобщающая беседа.

- Теперь вы знаете, что деревья и кустарники в зимний период меняют свой облик. В чем это проявляется?

(Зимой большинство растений не имеют листьев.)

- Действительно. С чем связано опадение листьев?

(Опадение листьев у растений связано с тем, что условия их жизни изменяются. Прежде всего им не хватает тепла, которое необходимо для основных физиологических процессов растений наших широт – роста, фотосинтеза, дыхания. )

- Хорошо. При отсутствии тепла идут ли процессы жизнедеятельности у растений?

(Процесс фотосинтеза не происходит, наблюдается лишь слабое дыхание.)

- Правильно. Процессы жизнедеятельности у древесных растений практически отсутствуют. Как называют такое состояние растений?

(Такое состояние называют покой.)

- Верно. Именно в этот период, когда большинство деревьев и кустарников  находятся в безлистном состоянии, мы можем рассмотреть и изучить их более подробно. С какими же характерными особенностями растений мы познакомились?

(мы познакомились с такими характерными особенностями как форма кроны, окраска коры, расположение почек.)

6. Подведение итогов.

- Сегодня во время экскурсии мы заглянули в таинственный мир природы, и сумели не только познакомиться, но и понять, как же растения существуют в зимний период. Кроме того, мы познакомились с отличительными особенностями растений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия "Жизнь растений и кустарников зимой"

Экскурсия имеет слудующую цельпознакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек) Задачи:- актуализация прежн...

"Определение деревьев и кустарников зимой""

Тема урока:Определение деревьев и кустарников зимойКласс: 7Цель:Научить учащихся определять деревья и кустарники в безлиственном состоянии по побегамЗадачи:1.Закрепить знания учащихся, полученны...

Урок по предмету "Мир растений" в 7 ГУО классе на тему: « Деревья и кустарники».

Цели: познакомить учеников с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников; сформировать представления детей о деревьях и кустарниках, об их сходстве, различии, пользе....

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс по теме "Растения зимы. Хвойные растения"

Конспект урока для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Предмет "Окружающий мир", тема урока "Растения зимы. Хвойные растения".  Проведению урока предшествовала экскурсия с классом, где дети з...

Учимся различать деревья и кустарники зимой"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе, ПНШ...

Презентация к уроку окружающего мира "Учимся различать деревья и кустарники зимой" (ПНШ, 1 класс)

Презентация к уроку окружающего мира "Учимся различать деревья и кустарники зимой" (ПНШ, 1 класс)...

Конспект дефектологического занятия 1 класс по теме Зима. Признаки зимы. Растения и животные зимой.

Конспект дефектологического занятия 1 класс  по теме Зима. Явления природы зимой. Признаки зимы. Растения и животные зимой....