Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии
методическая разработка по биологии по теме

 

Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

                                                                             Паранина В.П. учитель биологии

Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии

Я работаю в Муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат  I, II вида” . Это образовательное учреждение, где обучаются глухие дети .

Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально – ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса.

Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность.

Ребенок, с ограниченными возможностями здоровья, который учится без познавательного интереса, воспринимает полученные знания, как “мертвый груз”, а сам процесс обучения – как тяжелую и бессмысленную повинность. Отсутствие интереса приводит также к тому, что учащийся не стремится углублять свои знания. Волевых усилий школьника в этом случае хватает лишь на то, чтобы более или менее успешно освоить материал школьной программы, но далее познавательные потребности учащегося не распространяются.

Основными дидактическими и методическими условиями развития познавательного интереса старшеклассников на уроках биологии являются следующие:

-вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска, который необходим и возможен при решении проблемных познавательных задач

-обеспечение разнообразия видов учебной деятельности школьников

-акцентирование внимания на теоретической важности и практической значимости получаемых на уроках биологии знаний и умений.

-Установление связей нового материала с уже известными знаниями, полученными на предыдущих уроках.

-предложение школьникам трудного, но посильного материала

-использование многообразия форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся

-обсуждение на уроках новых и интересных научных фактов

-эмоциональность учителя, его увлеченность биологией

Использование на уроках активных форм, методов и приемов обучения (поисковая или эвристическая беседа; постановка и разрешение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение наблюдений и опытов; дискуссия по актуальным проблемам современной биологии и др.)                                                                                                                                                    Реализация на уроках биологии межпредметных связей с химией, физикой, математикой, историей, географией и др.Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, располагающее к диалогу.                                                                                                        Но использовать все эти общепринятые методы с глухими учащимися бывает затруднительно. Восприятие учебного материала  у глухих учащихся идет в основном за счет зрительного анализатора, поэтому я использую как можно больше наглядности в виде схем  ,опорных текстовых схем , таблиц . Необходимо помнить об особенностях памяти глухих учащихся. Детей с ограниченными возможностями здоровья, обладая образной памятью, часто отмечают несуществующие признаки. Глухие учащиеся реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. У таких детей очень кратковременная память. У детей с нарушением слуха наблюдается отставание в развитии словесной речи, которое приводит к отставанию в развитии словесной памяти. У глухих учащихся ограниченный запас слов. При работе с глухими детьми необходимо соблюдать приемы, формирующие познавательные интересы детей, с ограниченными возможностями.

Работа учащихся с любимыми привлекательными объектами;

связь с близкой детям ситуацией, с собственным опытом, наблюдениями в природе за изучаемыми объектами ;

включение речевой и другой учебный материал в интересную для детей деятельность;

снятие, устранение или облегчение непреодолимой трудности; создание условий при котором дети достигают успеха;

содействие преодолению трудностей и достижению положительного результата;

положительное отношение педагога к работе с детьми .

Здесь я подразумеваю следующие моменты:

-личная заинтересованность учителя, вера в успех работы, разъяснение словами ее интересности

-внимание к ответу каждого ребенка, привлечение каждого ребенка к работе

-доброжелательное отношение к детям, к их успехам, желание им помочь добиться хорошего результата

-подбадривание, похвала, подчеркивание каждого достижения со стороны педагога: общественная оценка результата достигнутого ребенком, вызывающая и усиливающая переживание радости успеха

-пробуждение педагогом инициативы детей; принятие им различных предложений детей; организация работы, при которой предложения как бы идут от детей чувствующих себя инициаторами и творцами предстоящей работы.

Я развиваю интерес учащихся к изучению биологии за счет создания в кабинете биологии живого уголка. У меня в кабинете два аквариума. В большом аквариуме   живут крупные рыбы – гурами, моллюски, а в другом аквариуме   маленькие – гуппи. Ребята с удовольствием кормят рыб, меняют воду в аквариуме и наблюдают за жизнью рыб и моллюсков. Лабораторные работы <Сл по изучению простейших, водорослей, моллюсков, рыб проходят с большим интересом. Вся наглядность живая. Ребята берут водоросли и рассматривают в микроскоп , что вызывает у них большой интерес. Но это и вызывает трудности в сопоставлении слова и действия, слова и предмета, поэтому я использую текстовые опорные схемы, которые помогают учащимся высказать свои мысли. Практически у всех учащихся есть компьютеры и выход в Интернет. Они много смотрят научно популярных фильмов о животном и растительном мире, но рассказать затрудняются, так как у них ограничен словарный запас. Я поместила справочный материал о рыбах около аквариума, это помогает учащимся. Ребята читают, проговаривают и стараются запомнить и использовать в общении. Использование текстовых опорных схем помогает учащимся в формировании ответа на вопрос.

Животные класса Пресмыкающихся у меня представлены черепахой . Черепаха живет у меня в классе уже 5 лет. Ребята с интересом наблюдают за передвижением черепахи, процессом питания, сами привозят ей любимое лакомство. Фиксируют, когда черепаха впала в спячку.

В кабинете у меня еще живут хомяк  и морская свинка   – это животные представители класса Млекопитающие. Наблюдая за жизнью этих животных, учащиеся активно обсуждают поведение и повадки данных животных. Ребята делятся впечатлениями о животных, которых они видели по телевидению или во время посещения зоопарка, или отдыха на природе.

В нашем классном живом уголке большое количество цветов . Под моим руководством учащиеся ухаживают за цветами , поливают , удобряют, рыхлят, пересаживают, то есть приобретают первичные трудовые навыки по цветоводству. Большое количество цветов дает возможность с большим интересом проводить лабораторные работы по курсу биологии (растения). Все живые натуральные объекты и дают возможность развивать познавательный интерес у учащихся к биологии. Для проведения лабораторных работ мною составлены опорные схемы с доступным описанием хода работы. Выполнение задания вызывает у учащихся интерес, так как учащиеся практически самостоятельно могут ответить на все вопросы.

На протяжении нескольких лет я провожу развлекательные игры – встречи   со слышащими сверстниками из школы № 5. Полученные на уроках знания позволяют глухим учащимся отвечать на поставленные вопросы наравне со слышащими школьниками. Эти встречи помогают совершенствовать средства общения глухих учащихся и коммуникативную направленность речевого развития в социуме. Учащиеся приобретают навыки общения со слышащими, у них появляются новые друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Презентация по теме "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"...

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка

в статье рассматриваются приемы и методы работы педагога по развитию познавательного интереса у учащихся, применение новых технологий и использование различных форм построения учебно-воспитательного п...

Проект: «Развитие познавательной активности у учащихся на уроках биологии и химии».

В проекте рассматриваются формы учебной деятельности, применяемые в процессе обучения, такие как: компьютерная технология, дидактическая многомерная технология, уровневая дифференциация, исследователь...

Проектная работа по МПБ Развитие познавательной активности у учащихся на уроках биологии

Содержание 1. Введение…………………………………………………………………3 2. Принципы и методы активизации познавательной деятельности учащихся…………………………………………………………………3 3. Способы активизации познавательной деятельности...

Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы"

Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы" на школьном методическом объединении естественно-математическог...

Развитие познавательных интересов у учащихся на уроках географии

Статья помогает привить любовь к предмету, заинтересовать увлекательными заданиями, новыми методическими приёмами...