Урок"Вода-среда обитания рыб"
презентация к уроку биологии (7 класс) по теме
Интегрированный урок ,введены элементы химии, применены разнообразные формы работы с текстом и презентациями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobrazie_ryb.pptx | 1.44 МБ |
voda_-sreda_obitaniya_ryb.pptx | 1.25 МБ |
integrir_urok.odt | 23.78 КБ |
prilozhenie_k_uroku_voda_sreda_obit.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У рыб есть свои зоны местообитания: литоральная зона, мелководье, коралловые рифы, открытое море и глубоководная зона. Кто из рыб где обитает и как приспособлены к данным условиям ?
Литоральная зона Литоральная зона - место, где рыбы почти отсутствуют. Ведь эта зона - ещё не "полноправный" водоём, а берег и приливно-отливная зона. Лишь некоторые рыбы рискуют выходить на литораль - так, илистый прыгун запасает воду за щеками и может выбираться дальше литорали и лазить по деревьям и переплетениям корней! А во время прилива прыгуны порой "отсиживаются" на ветках деревьев, цепляясь сросшимися брюшными плавниками. Этих рыб с головой, напоминающей голову бегемота, и "лягушачьими" глазами существует 10-12 видов.
Зона богатства морей мелководье - место обитания важных промысловых рыб: осетровых, кильки, хамсы и многих других.. Обычно они приходят во времена обилия корма, которого в зоне мелководья очень много.. Очень многие мальки проживают детство в этой зоне Также на континентальном шельфе живут и многие рыбы, не имеющие особой промысловой ценности, но часто вылавливаемые мальчишками: собачки, зеленушки, "петушки".
Зона богатства морей В Австралии в зоне континентального шельфа проживают некоторые опасные рыбы: песчаная и белая акулы Да и в других местах на мелководье встречаются акулы: акула-молот, сельдевая акула, синяя акула
Зона богатства морей Есть среди рыб континентального шельфа весьма своеобразные. Например, рыба-присоска (не путайте с прилипалой!). Сросшиеся брюшные плавники этой рыбы образуют присоску, позволяющую цепляться за прибережные камни. Рыба-присоска Рыба-прилипала
Зона сверхбогатства морей коралловые рифы, зона, где собраны буквально все самые яркие, самые странные, самые забавные рыбы Очень интересны рыбки амфиприоны , или морские клоуны, которые представляют группу мутуалистов - взаимовыгодно сожительствующих с каким-либо обитателем рифа . Подобное сожительствование именуется симбиозом. Эти самые амфиприоны - красивые полосатые либо пятнистые рыбёшки - спокойно прячутся среди щупалец актиний ,
Зона сверхбогатства морей Хищников на рифах, немало! Рифовые акулы С каты хвостоколы , разнообразные электрические скаты и рыбы-пилы К остистые хищники. Это барракуды, мурены, и скорпеновые ,
Те, кто в открытом море Очень много рыб вроде тунцов ,они не очень разборчивы в пище ( В их меню входит 180 видов животных) Одни из интереснейших рыб -это сельдяной король и лососёвый король. Они имеют форму ремня, за что прозваны "ремень-рыбы". Достигают длины 9 м . Необычайно интересны и рыбы отряда парусниковых ( меч-рыба и парусник - рыбина весом до 100 кг. Живут там и марлины , и саргановые - крупные, массивные рыбы-хищники. Немало химер, лососёвых.!).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Создать условия для понимания учащимися возникновения приспособлений у рыб в зависимости от среды обитания. Задачи : 1 Актуализировать знания учащихся о строении и свойствах воды , об особенностях строения рыб различных отрядов и взаимосвязи строения со средой обитания. 2 Развивать внимание , умение сравнивать и интегрировать знания 3 Воспитывать бережное отношение к природной воде и любовь к природе
Педполагаемый результат : Учащиеся должны знать особенности приспособленности рыб к среде обитания , основные свойства воды., по внешним признакам рыб уметь определять их места обитания .
Постановка проблемы учитель химии : Наш урок посвящён веществу , хорошо знакомому вам с самого рождения. Это сложное вещество , самое распространённое на нашей планете . Оно существует в трёх агрегатных состояниях , в чистом виде практически не встречается , без него невозможно существование жизни на Земле .
Самостоятельная работа Записать химическую формулу вещества ,перечислить все известные вам свойства данного вещества . H 2 O прозрачная ,без цвета ,без запаха ,без вкуса ,плотная ,текучая , замерзает при 0 градусов ,сжимается при охлаждении ,расширяется при нагревании, кипит при 100 градусах
Проведение демонстрационных опытов ( сухая лимонная кислота и сухая сода не реагируют ,при добавлении воды выделяется углекислый газ ) Растворение в воде гидрооксида калия и нитрата калия Некоторые вещества растворяются в воде с разогреванием , другие — с охлаждением (записать в тетрадь дополнительные сведения )
Природная вода – среда обитания живых организмов .например , рыб Викторина : 1 Уцелевшая ветвь древней группы рыб . Тело голое ,с пятью рядами костных пластинок .Скелет хрящевой ,сильно развиты накладные кости к крышке черепа ,Проходные и пресноводные рыбы северного полушария
Ответ 1 Отряд осетровые
2 Скелет этих рыб полностью не окостеневает . Второй спинной плавник не имеет лучей (жировой ) Это морские , иногда глубоководные но чаще проходные и пресноводные рыбы
Ответ 2 Отряд лососеобразные
3 Тело веретенообразное ,сильный хвост с очень удлинённой верхней лопастью плавника .У большинства видов голова выдаётся вперёд в виде заострённого рыла .широкий рот на нижней стороне в виде поперечной щели . Жаберных крышек нет .В пасти острые зубы сидят в несколько рядов . Скелет хрящевой ,плавательный пузырь отсутствует
Ответ 3 Отряд акулы
4 В плавниках этих рыб имеются колючие нечленистые лучи, плавательный пузырь замкнут ,чешуя ктеноидная . Отряд насчитывает свыше 9 тыс . Видов ,большинство которых находится в стадии биологического процветания
Ответ 4 Отряд окунеобразные
5 В большинстве это обитатели пресных вод. У этих рыб выросты передних 4-5 позвонков соединяют плавательный пузырь с внутренним ухом .Это Веберов аппарат – средство для улучшения слуха. У них нет зубов на челюстях ,но развиваются глоточные зубы на нижнеглоточных костях. Питаются водной растительностью , моллюсками, насекомыми ,червями.
Ответ 5 Отряд карпообразные
6 Тело плоское ,сплюснутое сверху вниз ,имеет форму то ромбического ,то округлого щита . Оно кажется ещё шире за счет грудных плавников Верхняя сторона тела по цвету соответствует грунту ,нижняя – бледная Передвигаются медленно , волнообразно
Ответ 6 Отряд скаты
Приспособления рыб к водной среде Факторы среды приспособления Плотность воды больше ,чем плотность воздуха Обтекаемая форма тела Слизь Черепицевидное расположение чешуй Растворённый в воде кислород Жаберное дыхание В воде растворено много разных веществ Органы обоняния и вкуса ориентированы на восприятие веществ В водоёмах происходит постоянное передвижение воды (течение ) Орган боковой линии ощущает колебания воды , направление и силу течения Цветовая гамма воды разнообразна Многие рыбы имеют маскировочную окраску
Отметить многообразие рыб, их приспособленность к жизни в различных условиях 1 Выступления учащихся по подготовленным презентациям (домашнее задание ) 2 Самостоятельная работа с текстом (смотри приложение 1 ) 3 Работа с таблицей ( смотри приложение 2) 4 В ыполните проверочный тест ( смотри приложение 3)
Домашнее задание Почему природную воду считают раствором ? Почему айсберги не тонут ? Какой газ поглощается растениями при фотосинтезе ,а какой образуется ? Какие загрязнения попадают в воду Финского залива и вызывают гибель рыб ? У вьюнов и илистых прыгунов через кожу может поступать до 85% потребляемого кислорода . О чём говорит этот факт ? В Мёртвом море практически отсутствуют живые организмы .Объясните почему ? Прочность выделанной шкуры тигровой акулы в 6-10 раз больше прочности шкуры быка . Укажите причину необычной прочности кожных покровов рыбы.
Предварительный просмотр:
урок « Вода среда обитания рыб»
Цель: Создать условия для понимания учащимися возникновения приспособлений у рыб в зависимости от среды обитания.
Задачи :
1 Актуализировать знания учащихся о строении и свойствах воды , об особенностях строения рыб различных отрядов и взаимосвязи строения со средой обитания.
2 Развивать внимание , умение сравнивать и интегрировать знания
3 Воспитывать бережное отношение к природной воде и любовь к природе
Оборудование :
- презентация «Классификация рыб по отрядам»
- плакат ,отражающий запасы воды в мировом океане
- рисунки учащихся о воде и природе
- раздаточный материал (см. приложения)
- материал для самостоятельной работы учащихся
- оборудование и реактивы для выполнения химических опытов
Педполагаемый результат :
Учащиеся должны знать особенности приспособленности рыб к среде обитания , основные свойства воды.,по внешним признакам рыб уметь определять их места обитания .
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Определение темы урока путём создания проблемной ситуации : Учитель .Наш урок посвящён веществу , хорошо знакомому вам с самого рождения. Это сложное вещество , самое распространённое на нашей планете . Оно существует в трёх агрегатных состояниях ,в чистом виде практически не встречается ,без него невозможно существование жизни на Земле . | Записать химическую формулу вещества ,перечислить все известные вам свойства данного вещества . Предполагаемый ответ : H 2 O прозрачная ,без цвета ,без запаха ,без вкуса ,плотная ,текучая , замерзает при 0 градусов ,сжимается при охлаждении ,расширяется при нагревании |
Актуализация знаний Проведение демонстрационных опытов (сухая лимонная кислота и сухая сода не реагируют ,при добавлении воды выделяется углекислый газ Растворение в воде гидроксида калия и нитрата калия Учитель демонстрация отрывка видеофильма «Океаны» Жидкая вода является также средой обитания для многих животных ,например ,рыб Приспособленность рыб к различным факторам водной среды. Рыбы по разному приспособлены к жизни в водоёмах . | запись в тетрадь 1 Вода хороший растворитель , 2 Некоторые вещества растворяются в воде с разогреванием ,другие — с охлаждением 3 В живых организмах содержится от 50% до 99 % воды . 4 Без воды не было бы жизни на Земле . Викторина «Отряды рыб» Заполнение учащимися таблицы на компьютерах с последущей проверкой Показ презентации «Многообразие рыб» по дом. заданию |
Самостоятельная работа с текстом « Вода - среда обитания рыб» Объяснение принципов самостоятельной работы с текстом ( Приложение 1 ) | Учащиеся читают текст ,делают пометки на полях (знаю» ,»узнал новое» ,»думал иначе» ,»не понял» ) в течении 7 — 8 мин. Находят ответы на выписанные на доске вопросы ,снова возвращаются к анализу утверждений Индивидуальная работа с утверждениями . (Приложение 2 ) По окончании работы учащиеся зачитывают верные суждения . |
Рефлексия Сегодня на уроке вы получили представление о свойствах воды ,значении воды для живых организмов и зависимости строения рыб от условий их обитания в водоёмах | 1 Работа в парах : составьте рассказ , используя слова ,приведённые на доске (вода ,дышать, растворимость ,движение ,плотность ,телескоп ) По окончании работы учащиеся зачитывают рассказы . 2 Выполнение теста (Приложение 3 ) |
Объяснение домашнего задания по выбору 1 , 2 или 3 | 1 Подготовить презентацию по предложенным вопросам (приложение 4 ) 2 отметить черты приспособленности указанных в тексте рыб к водной среде 3 Письменно ответить на предложенные вопросы.(приложение 4 ) |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Утверждения | I | II |
(+) согласен (-) не согласен | (+) согласен (-) не согласен | ||
1 | Морская вода пресная, а речная – солёная. | ||
2 | Тресковые обитают только в морских водах. | ||
3 | Интенсивность фотосинтеза уменьшается с глубиной. | ||
4 | Икра глубоководных рыб падает на дно и там созревает. | ||
5 | Зимой содержание кислорода в воде меньше, чем летом. | ||
6 | Зимой возможны массовые заморы рыб. | ||
7 | Протептерус может обходиться без кислорода ,при пересыхании водоёма покрывается коконом. | ||
8 | Плотность воды с глубиной увеличивается, а температура уменьшается. | ||
9 | Скаты приспособлены к жизни на дне, поэтому тело их плоское. | ||
10 | В морских глубинах обитают слепые рыбы. |
Приложение 2
Приложение 1
Вода – среда обитания рыб.
Вода существует в трёх агрегатных состояниях: твёрдое (лед ,снег, град), жидком и газообразном (водяной пар). Чистая вода кипит при 100ᵒС, а замерзает при 0ᵒС. Плотность чистой воды 1 г/см3 (при +4ᵒС), плотность твёрдой воды (льда) меньше – 0,9 г/см3, поэтому лёд не тонет в воде.
В природе вода не встречается в абсолютно чистом виде, она всегда содержит растворённые вещества, в основном, соли и газы (кислород, углекислыё газ и др.)
Наименьшее количество солей содержится в пресной воде колодцев, рек, озёр, в дождевой воде а так же в воде образующейся при таянии льда. Однако на нашей планете гораздо больше ( по объёму) солёной воды морей и океанов, которые покрывают 75% поверхности земного шара. Таким образом, вода – самое распространённое вещество на нашей планете.
Природная вода – вода рек, озёр, морей и океанов – является средой обитания организмов, например, рыб. Известно, что для дыхания рыб необходим кислород .Источником кислорода в воде является атмосфера (воздух). Растворимость газов возрастает с понижением температуры воды, следовательно, холодная вода содержит больше кислорода, чем тёплая. Однако зимой содержание кислорода в воде водоёмов резко снижается. Почему?
Во-первых, водоёмы покрыты льдом, препятствующим проникновению кислорода из атмосферы в воду. Во-вторых, зимой отсутствует фотосинтез , обогащающий воду кислородом. По этим причинам зимой часто наблюдается нехватка кислорода гибель рыб.
Понятно, что весной и летом при интенсивном фотосинтезе вода обогащается кислородом, но только в поверхностных слоях. С глубиной, по мере ослабления освещённости воды, фотосинтез ослабляется, и содержание кислорода в воде уменьшается.
Содержание кислорода в воде зависит также от плотности воды, т.е. от содержания в ней солей: чем больше плотность воды, тем меньше в ней кислорода. Таким образом ,на больших кислорода в воде меньше, чем в верхних слоях воды.
В загрязнённых сточными водами водоёмах содержание кислорода резко уменьшается, что так же приводит к массовому замору рыб.
Рыбы – обитатели различных водоёмов и глубин. Легко преодолевая сопротивление воды, они добывают пищу и спасаются от врагов.
Обтекаемая форма тела, чешуя, слизь, плавники – вот особенности строения, помогающие рыбам существовать в водной среде. Как неоднородны условия водной среды, так широк и многообразен мир рыб.
Интересно наблюдать, как с возрастанием глубины меняется строение органов зрения у рыб: от телескопических у морского окуня до мелких и вообще исчезающих у тифлонуса (глубоководная рыба). В глубинах океана совсем темно, а значит нужно ориентироваться с помощью других органов чувств. Чёрт-рыба размером с апельсин имеет орган осязания в виде развесистого куста. Большинство глубоководных рыб запасаются специальными бактериями, вырабатывающими свет, и мерцают в темных толщах воды (Удильщики). Приспособлены рыбы к разному давлению толщи воды : на дне .как правило, живут плоские рыбы (камбала , скаты ) . В водорослях рыбы похожие на растения : конёк-тряпичник ,рыба-игла . В темноте пещер обитают бесцветные рыбы .
Очень интересно приспособились рыбы к недостатку кислорода .Двоякодышащая рыба протоптер (длина 2м ) при пересыхании водоёма роет нору ,покрывается коконом из слизи и так проводит весь сезон засухи .
На больших, глубинах мало кислорода , что связано с уменьшением интенсивности фотосинтеза . Поэтому лёгкая икра глубоководных рыб поднимается наверх . Сами же глубоководные рыбы редко едят из-за отсутствия еды , но если изредка едят , то проглатывают пищу размером больше ,чем сами (живоглот ). Зимой количество кислорода падает , реки покрываются льдом ,и фотосинтез прекращается ,поэтому часто происходят массовые заморы рыб . Необходимо делать лунки .
Разные рыбы неодинаково реагируют на смену солевого состава воды .Лососи и угреобразные во время нереста меняют среду: лососи морскую воду на пресную , а угри- наоборот .Большое внимание этому вопросу необходимо уделять при разведении аквариумных рыб .Например ,Ариус Джордена или пецилия никогда не станут жить в пресных водоёмах
Приложение 4
Домашнее задание
- Почему природную воду считают раствором ?
- Почему айсберги не тонут ?
- Какой газ поглощается растениями при фотосинтезе ,а какой образуется ?
- Какие загрязнения попадают в воду Финского залива и вызывают гибель рыб ?
- У вьюнов и илистых прыгунов через кожу может поступать до 85% потребляемого кислорода . О чём говорит этот факт ?
- В Мёртвом море практически отсутствуют живые организмы .Объясните почему ?
- Прочность выделанной шкуры тигровой акулы в 6-10 раз больше прочности шкуры быка . Укажите причину необычной прочности кожных покровов рыбы.пример работы в группе после проведённого урока :
Рыбы в море – океане
Не видать Земли нигде
Рыбы дышат растворённым
Кислородом ,что в воде
Мы за ними наблюдаем
Вместе с рыбой – телескоп
И движенье совершая
Ей и плотность не мешает
Делать в море прыг и скок
Приложение 3 Проверочный тест
1 Приспособления рыб к водной среде обитания :
А. –дышат при помощи жабр ;
Б.- имеют хорду ;
В.- имеют головной и спиной мозг ;
Г.- парные конечности имеют форму плавников .
2 Рыбы обладают особым органом чувств ,воспринимающим направление и силу тока воды:
А.- органом обоняния ;
Б.- боковой линией ;
В.- органом вкуса ;
Г.- органом слуха .
3 С помощью плавательного пузыря рыба :
А.- быстрее передвигается ;
Б.- воспринимает направление и силу тока воды ;
В.- переваривает пищу ;
Г.- опускается на глубину или всплывает .
4 лёд не тонет в воде:
А.- плотность льда больше . чем у жидкой воды;
Б.- лёд имеет пористую структуру ;
В.- плотность льда меньше ,чем у жидкой воды ;
Г.- лёд содержит меньше примесей ,чем вода .
5 заморы рыб зимой происходят:
А.- понижается температура воды;
Б.- снижается интенсивность фотосинтеза;
В.- увеличивается количество углекислого газа ;
Г.- с понижением температуры повышается концентрация вредных примесей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода- среда обитания рыб
Обобщающий урок по теме многообразие рыб. Содержит элементы интеграции с курсом химии( пропидефтика) Учащиеся проявляют умение работать с текстом, есть творческие задания, презентация и викторина....
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
презентация к уроку природоведения Среда обитания животных
презентация к уроку природоведения Среда обитания животных...
Урок биологии в 5 классе. Тема урока: «Водная среда обитания»
Урок биологии в 5 классеТема урока: «Водная среда обитания»Цель урока: формирование у учащихся понятия о среде обитания, дать представление об особенностях водной среды обитания, изуч...
Методическая разработка открытого урока биологии Среды обитания организмов (водная, наземно – воздушная)
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). Цель урока: ученик различает особенности разных сред обитания организмов и...
Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».
Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...
Презентация к уроку Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов
Представители сред обитания.Особенности сред обитания организмов...